Архив   Авторы  

Тайная геометрия
Парадокс

Российско-американская экспедиция обнаружила в Перу, по соседству со знаменитой пустыней Наска, плато с ранее неизвестными гигантскими рисунками

Ученые уже давно определились с возрастом рисунков, отнеся их появление к середине I тысячелетия н. э. Его создателями принято считать представителей местной индейской культуры с тем же названием - Наска. Казалось бы, ярлык повешен, но в том-то и заключается парадокс, что официальная наука до сих пор ни на йоту не приблизилаcь к разрешению одной из величайших загадок человеческой истории, коей является весь комплекс Наски. И потому не иссякает поток желающих лично лицезреть странные изображения в надежде найти им объяснение. В начале лета в Наске работала российско-американская экспедиция, в состав которой вошел и корреспондент "Итогов".

Чертеж вечности

Самое распространенное заблуждение о плато Наска - это то, что якобы главной его загадкой являются рисунки, которым, собственно, большинство исследователей и уделяют свое внимание. Но это далеко не так. На плато, протянувшемся более чем на 50 километров с севера на юг и на 5-7 километров с запада на восток, сегодня известно только около 30 рисунков. А главная загадка Наски - это линии и полосы. Их здесь около 13 тысяч! Помимо этого известно еще около 700 геометрических фигур, прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей.

Сразу скажу, что ни фотографии, ни видеоматериалы не способны передать того впечатления, которое производят линии Наски, увиденные своими глазами с высоты птичьего полета. Идеально ровные линии убегают за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом ничуть не отклоняясь от своего направления. Как и для чего была расчерчена эта гигантская "чертежная доска"? Современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали.

"Загадок, связанных с геоглифами Наски, пожалуй, даже больше, чем гипотез, пытающихся их объяснить, - рассказывает мне во время нашего полета над плато руководитель экспедиции американский профессор Деннис Свифт. - И вот одна из самых непонятных. Линии, полосы и рисунки в Наске сделаны путем выемки грунта на среднюю глубину до 25-30 сантиметров. По сути дела это неглубокие траншеи. Мелкий гравий внутри линий не отличается по цвету от остальной поверхности. Однако, смотрите (мы с профессором прильнули к иллюминатору), сами линии прекрасно видны с высоты и хорошо выделяются на фоне общего пейзажа. Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними. Как это возможно? Ведь когда одна "траншея" пересекает другую, понятно, что она уничтожает границы предыдущей. В Наске этого не происходит".

Поверхность пампы такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колес. Именно поэтому территория Наски тщательно охраняется, а за порчу рисунков, даже неумышленную, грозит тюремное заключение сроком до пяти лет и штраф в несколько сотен тысяч долларов. И вот что удивительно: при наличии десятков тысяч геоглифов на плато Наска практически отсутствуют следы троп. А если люди выполняли земляные работы по изготовлению полос в несколько десятков метров шириной и в сотни метров длиной, то где же следы ног многочисленных рабочих, которые должны были натоптать огромное количество троп, приходя на эти работы? Тропинки если и можно найти, то только на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне. Но на самом плато их нет. Этот факт, кстати, говорит в пользу одной из гипотез, разработанной нашей соотечественницей уфологом Аллой Белоконь. По ее мнению, геоглифы Наски могли быть выполнены только с воздуха потоком направленной энергии (или луча) неизвестной нам природы.

Многолетние исследования рисунков и линий Наски однозначно выявили факт, что их взаимное расположение, пропорции и размеры подчиняются различным, но строгим математическим закономерностям. Пожалуй, ситуация осложняется тем, что геоглифы Наски были созданы в разное время, по непохожим схемам и, возможно, с различными целями. Например, Мария Райхе была уверена, что весь макрокомплекс плато Наска был ориентирован на решение разнообразных астрономических или, возможно, астрологических задач. Но крупный американский специалист по археоастрономии Джеральд Хокинс, проведя в 70-е годы несколько полевых исследований на плато и использовав современные способы измерений и компьютерного моделирования, пришел к выводу, что только 20 процентов всех линий Наски может быть однозначно соотнесено с какими-либо небесными ориентирами. При том, что линии и полосы на плато идут во всевозможных направлениях, такое астрономическое объяснение не может быть признано определяющим и удовлетворительным.

Пальпа указующая

Тайн, имеющих отношение к плато Наска, при близком знакомстве с ним оказывается все больше и больше. Например, мало кому, кроме единичных специалистов, известно, что это плато - не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся сотни аналогичных полос, линий и рисунков. Удивительно, но факт: Мария Райхе, потратившая полвека на исследования Наски, в своих работах ни разу не упомянула о соседнем плато, хотя не знать о нем не могла.

Плато Пальпа, пожалуй, интересовало членов нашей экспедиции даже больше, чем плато Наска. Дело в том, что профессор Свифт во время своего прошлого визита в этот регион, пролетая над Пальпой, увидел на склоне одного из холмов изображение животного, напоминавшего динозавра. Но сфотографировать рисунок в тот раз он не успел.

Мы объяснили нашему пилоту главную цель полета над Пальпой и обрисовали примерный район поиска. Ситуация осложнялась тем, что до сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района. Американцами при помощи аэрофотосъемки были сделаны достаточно точные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных. Но подробных планов всего комплекса Наски, а тем более плато Пальпа до сегодняшнего дня просто нет. Пилоты туристических самолетов летают по стандартным маршрутам, демонстрируя туристам наиболее примечательные и понятные неискушенному взгляду рисунки. При этом сами пилоты рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее неизвестные геоглифы. Более того, один из местных гидов поведал нам, что далее на восток от Пальпы в горах есть другие плато с аналогичными линиями и рисунками, которые еще никто никогда не исследовал.

Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но количество рисунков и их разнообразие в Пальпе гораздо больше. В отличие от Наски (на плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, так называемый астронавт, высотой 30 метров) здесь находится около десятка изображений человеческих существ. И все они расположены по склонам холмов.

Как ни старался наш пилот, очертания динозавроподобного существа мы так и не нашли, хотя и кружили почти полчаса над указанным районом. И все же мы были вознаграждены. То, что нам удалось увидеть, превзошло все ожидания. Оказывается, на плато Пальпа расположены уникальнейшие рисунки, аналогов которым в Наске нет. Это несколько геометрически строгих фигур, явно несущих в себе закодированную в математическом виде информацию. Прежде всего это комплекс рисунков, который местные называют Estrella, то есть "звезда". Действительно, центральная часть композиции, имея в основе два наложенных друг на друга под углом 90 градусов квадрата, представляет собой шестиконечную звезду. Центр композиции - 16-лучевая звезда. Лунки, разбросанные по всему рисунку, явно имеют специальное назначение. Рядом - малая 8-лучевая звезда. Вся композиция занимает площадь около километра. Аналогов такой строго вымеренной геометрической композиции больше нигде в регионе нет.

Еще один уникальный рисунок - двойная спираль, сопряженная с зигзагообразной линией. Местные называют этот рисунок "солнечные часы" и утверждают, что в определенные дни, например в дни солнцестояния, лучи солнца ложатся по основным осям рисунка. Вокруг рисунка - десятки линий и полос, убегающих на сотни километров вдаль по вершине холма.

Следует отметить, что рельеф Пальпы значительно отличается от рельефа плато Наска. В Пальпе большинство линий и полос расположено на вершинах невысоких холмов. Причем в отличие от вершин остальных холмов вершины с рисунками плоские, и возникает впечатление, как будто эти вершины были искусственно срезаны для нанесения на них геоглифов. Но каков тогда должен был быть объем земляных работ?

Мы пришли к выводу, что в целом плато Пальпа значительно превосходит Наску как по разнообразию изображений, так и по совершенству техники их нанесения. Возникает впечатление, что рисунки Наски - лишь позднее подобие более ранних и совершенных изображений Пальпы. Одна из полос здесь просто поражает воображение, так как только ее ширина превышает полторы сотни метров.

Секретное послание

К сожалению, постоянные и целенаправленные исследования в Наске и Пальпе сейчас не ведутся. Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски в настоящее время возложена на Перуанский институт культуры, но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований. Здесь явно необходима долгосрочная комплексная экспедиция, способная не только провести замеры изображений, но и осуществить геологические и археологические исследования.

При всем обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски сегодня ученые ничуть не приблизились к разгадке этого феномена. Трудно предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью. Так, один американский исследователь предположил, что линии Наски использовались... для контроля над рождаемостью. То есть в периоды резкого роста популяции местные вожди занимали все трудоспособное население нанесением линий и рисунков в пустыне, чтобы у людей просто не оставалось ни сил, ни времени на воспроизведение потомства!

Нельзя отрицать, что все масштабные и значимые сооружения рук человеческих всегда преследовали конкретные, хотя иногда и непонятные нам сегодня цели. Макрокомплекс изображений Наски отличает одна черта, которую можно назвать "условной скрытностью". Все изображения можно увидеть только с воздуха, а это значит, что конечный результат труда их создателей не был ориентирован на людей, живших в данном регионе. Тогда на кого? Напрашивается одно хоть и спорное, но разумное объяснение: быть может, это своего рода огромная книга, авторы которой рассчитывали на то, что в далеком будущем люди смогут прочесть послания, написанные на универсальном языке математики.

Андрей Жуков
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера