Архив   Авторы  

Правило сильной руки
В России

Для того чтобы преодолеть ужас Беслана, власти необходимо отбросить ложную политкорректность - и в отношении террористов, и в отношении Чечни, и в отношении себя самой

В обращении к нации, которое прозвучало на эмоциональном пике бесланской трагедии, Владимир Путин обозначил три направления главного удара в тотальной войне против террора. Первое: агрессия против России в значительной степени координируется и направляется из-за рубежа. Очевидно,что это должно давать Москве право на применение силы за пределами страны. Второе: антитеррористическое законодательство и право-охранительная система, показавшие свою неэффективность, нуждаются в кардинальном изменении. Наконец, третье: нынешняя российская политическая система абсолютно не адекватна реалиям современного мира, в том числе и в том, что касается вопросов безопасности. Без прорыва по этим трем направлениям Россия так и останется "слабой рукой" в стане антитеррористической коалиции. Чтобы стать сильной, ей надо не бояться действовать, как подобает великой державе, и, отбросив ложную политкорректность, разобраться со своими внутренними и внешними врагами, не ущемив при этом прав и интересов собственного народа.

Бить врага на его территории

Необходимость "асимметричного" силового ответа на волну террора обозначили представители Минобороны. После выступления президента военные вновь, но уже с большей настойчивостью, заговорили о необходимости превентивных ударов по базам и штабам террористов за пределами нашей суверенной территории. Вновь - потому что все эти заявления полностью вписываются в контекст программы "Актуальные задачи развития Вооруженных сил РФ", представленной главой Минобороны Сергеем Ивановым еще в прошлом октябре. Готовила доклад рабочая группа под руководством тогда еще замначальника, а ныне главы Генштаба Юрия Балуевского. Именно он и озвучил эти идеи теперь. При этом начальник Генштаба уточнил, что такие операции могут проводиться только в случае принятия соответствующего решения Верховным главнокомандующим и "по согласованию действий России с теми государствами, где эти базы находятся".

Почему программные тезисы Минобороны до сих пор не были воплощены в жизнь - другой вопрос. Хотя и до трагедии в Беслане у нас было немало поводов, чтобы ударить по зарубежным очагам террористов всей своей все еще немалой военной мощью. Тем более что Хартия ООН предоставляет такое право на самозащиту государствам, подвергшимся нападению. США, как известно, в ответ на 11 сентября с ходу оккупировали две страны, даже не слишком прислушиваясь к многоголосию оппонентов. Кто вообще определяет, какие методы борьбы с детоубийцами считать адекватными, а какие нет? Военные говорят: адекватно то, что приносит конкретный результат. Что и подтвердили американцы в связи с чудовищным терактом в России. В конце прошлой недели посол США в РФ Александр Вершбоу сказал буквально следующее: "Никакая великая держава не может исключать, что базы террористов на территории других стран могут стать целью ответных и превентивных ударов".

Заявление американского дипломата, как и обещание российских военных бить врага на его территории без предупреждения, отнюдь не дань эмоциям. И то, и другое прозвучало практически сразу после прошедших в Москве переговоров российской стороны с главнокомандующим силами НАТО в Европе Джеймсом Джоунсом. Одновременно из Вашингтона глава Пентагона Дональд Рамсфелд подтвердил, что в глобальной войне с терроризмом Россия и США "обязаны разыскивать террористов там, где они находятся, чтобы остановить их, выявить их сети, оказывать на них давление, чтобы затруднить им сбор денег и передвижение". Госсекретарь США Колин Пауэлл был более конкретен: "Владимир Путин будет преследовать террористов и не пойдет на контакты с ними, поскольку они жестоко убивают детей. Трагедии в Беслане не может быть никакого оправдания". Наконец, президент США Джордж Буш в телефонном разговоре с Владимиром Путиным пообещал свою поддержку российскому лидеру в любых шагах, которые Россия может предпринять в ответ на захват и убийства сотен заложников. Словом, карт-бланш. И министр обороны Сергей Иванов, пожалуй, впервые не ограничился общими словами об ударах по базам террористов. Он заявил, что такие удары вовсе не означают использование флота или авиации. По его словам, "все будет зависеть от конкретной обстановки, от выбранной тактики действий, и предупреждать мы никого не будем".

Речь идет не только о ракетных и бомбовых ударах по террористическим структурам, места дислокации которых, как уточнил Юрий Балуевский, уже известны. Не только о спецоперациях по уничтожению идеологов и финансовых спонсоров террористов. Речь - о применении всех (за исключением ядерного оружия) имеющихся в распоряжении силовых структур средств и методов вооруженной борьбы, включая и специфические ее разновидности. Человеческие возможности для этого есть - те же "Альфа" и "Вымпел", которые готовились для действий на чужой территории в глубоком тылу. Что касается материальной части - и тут выбор достаточно большой: дальняя бомбардировочная авиация, оперативно-тактическая ракета "Точка-У", которая бьет на 150 км, совершенно новый комплекс "Искандер" с дальностью поражения до 500 км. Есть и крылатые ракеты с еще большим радиусом поражения, которые можно применять и с самолетов, и с подлодок.

Иначе говоря, Москва довольно ясно дает понять, что продолжение последует, и, очевидно, в значительно более качественных и широких масштабах. Иного пути, кроме как ответить на террор силой, просто уже нет.

Территория вне закона

От власти поступили антитеррористические инициативы и для внутреннего пользования. 16 сентября депутаты рассмотрят предложения по совершенствованию законодательства для повышения эффективности борьбы с терроризмом. О масштабах работы говорит уже то, что к ней привлекаются представители МВД, МЧС, МИДа, Минюста, ФСБ, Минобороны, Минфина, Совета безопасности, Генпрокуратуры и ряда других ведомств. Речь прежде всего идет о пересмотре бюджетного финансирования силовых структур. Мнения на сей счет звучат разные: от резкого повышения денежной подпитки до столь же резкого сокращения "силовых" штатов. В частности, член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков предлагает существенно сократить численность сотрудников МВД "тысяч так на 200 и одновременно существенно, где-то в 2,5 раза, поднять зарплату оставшимся" (в настоящее время численность штата МВД составляет порядка 1,5 миллиона сотрудников). В целом же бюджет ФСБ, СВР и ФСО определен в размере около 53 миллиардов рублей. Кроме того, 8,7 миллиарда планируется выделить в связи с распределением бюджетных ассигнований по вновь принимаемым правительством обязательствам. За счет средств федерального бюджета будет реализовываться целевая программа "Антитеррор (2005-2007 годы)".

Не снят с повестки дня и вопрос об отмене моратория на смертную казнь в отношении террористов.

Впрочем, все вышеупомянутое касается лишь ограниченного круга лиц. Но есть у думцев инициативы, которые коснутся практически всех. И похоже, впервые за историю новой России ее граждане будут поставлены перед выбором: гражданские права или безопасность. При том, что последнее вовсе не гарантировано.

Впрочем, по порядку. Предложение ужесточить контроль на транспорте вряд ли вызовет большие споры. Судя по заявлению главы Минтранса Игоря Левитина, за основу контроля за пассажирскими потоками будет взята израильская система, работающая без проколов много лет. Ее основу составляет не столько повсеместное внедрение передовых средств технического контроля, сколько особый порядок допуска пассажиров на борт. Он будет производиться только по результатам "профайлинга" - собеседования со специалистом-психологом, призванным отсеивать потенциально опасных лиц. Соответствующая законодательная база в Госдуме уже готовится. Согласно ей службам безопасности аэропортов будет дано право при "мотивированных подозрениях" не допускать к полету тех или иных лиц. Будут рассмотрены меры по усилению безопасности в метро, на вокзалах, стадионах и в других местах массового скопления людей. Например, никакие массовые мероприятия не смогут проводиться, если организаторы не озаботятся установкой систем, позволяющих определить наличие взрывчатых веществ и металлов.

Дальше - больше. Депутаты с подачи московских властей собираются вернуться к теме регистрации (бывшей прописки). Естественно, порядок ее получения предлагается ужесточить. Это вызывает законные опасения, что подобные меры коснутся всех без исключения граждан страны, но вряд ли окажут существенное влияние на успехи в борьбе с терроризмом. Ту же московскую регистрацию террористы просто купят с потрохами, что, кстати, уже имело место, как показало расследование теракта на Дубровке.

Достанется и автовладельцам. В пакете законодательных инициатив есть предложение об ужесточении процедуры или полном запрете на продажу транспортных средств по доверенности. Упрощенную процедуру выдачи доверенности предложено и вовсе отменить. Аргументы у авторов этих инициатив, конечно, весомые: существующая ныне система затрудняет работу по выявлению настоящих владельцев машин, которые используются при проведении терактов. Только вот есть опасение, что при нынешнем уровне коррупции в ГИБДД и милиции проблем прибавится вовсе не у террористов, а у законопослушных автовладельцев.

Вообще же изменения коснутся многих законов, которые напрямую не относятся к проблеме обеспечения безопасности граждан. Например, закона о банковской деятельности. Благая цель - перекрыть каналы финансирования террористов, в том числе и из-за рубежа. Какие могут случиться побочные последствия от поправок в этот и другие "гражданские" и экономические законы, еще предстоит просчитать. Ведь абсолютно не факт, что под сурдинку обеспечения безопасности думские лоббисты не захотят протащить самые непредсказуемые инициативы, расхлебывать которые придется потом всем миром.

Похоже, что в стороне от внимания и думцев, и исполнительной власти осталась только сама Чечня. Ни думцы, ни силовики словом не обмолвились ни о необходимости создания "санитарного кордона" вокруг республики, ни тем более об особом режиме на ее административных границах. Не обсуждается и вопрос о введении особого положения в регионе. В итоге может случиться так, что общество просто не акцептует непопулярных действий власти, когда в центральноевропейских регионах жесткой рукой будет наводиться порядок, предусматривающий определенные ограничения гражданских прав, а в Чечне как ни в чем не бывало продолжится "строительство мирной жизни". Если вся страна объявлена военным лагерем - тут уж не до деликатности и так называемых заповедных зон быть не должно. Пусть это и прозвучит жестоко, но Чечня непременно должна почувствовать, что она несет вполне конкретную ответственность за сложившуюся в стране "военную" обстановку. Для начала стоило бы де-юре жестко обозначить административные рубежи между нашими кавказскими регионами и де-факто установить там режим охраны госграницы. Хотя бы на время...

И в этом смысле среди наших инициатив не хватает главной: самого строгого наказания за доказанное участие в террористической организации или пособничество такой организации. Это был бы очень сильный ход, хотя и неоднозначный, требующий существенной правовой проработки и гарантий, что им нельзя будет воспользоваться без серьезных оснований. Пока же о необходимости именно таких мер заявил лишь вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров. Он предложил ввести принцип коллективной ответственности за акты терроризма. По его словам, уголовному преследованию должны подвергаться не только сами участники незаконных вооруженных формирований, но и их пособники, включая родственников, дающих боевикам кров и обеспечивающих их всем необходимым. В изложении Кадырова все это, правда, сильно напоминает не действие правовых норм, а один из законов адата - кровную месть. Однако мировая практика свидетельствует, что адаптировать их к правилам цивилизованного общества - задача не столь уж невыполнимая.

Ремонт по вертикали

Владимир Путин заявил, что собирается инициировать внутреннее расследование причин произошедшего в Беслане и выявить виновных среди должностных лиц. Кроме того, с согласия президента в верхней палате Федерального собрания будет сформирована независимая комиссия, которая проведет параллельное расследование. Но уже сейчас президент считает, что одной из основных причин неудач в борьбе с терроризмом является несовершенство российской политической системы, при которой власть на местах не способна принимать решения и оперативно действовать в кризисных ситуациях и к тому же не имеет для этого специально подготовленных сил и средств. Это несовершенство прямо сказывается на безопасности нас всех.

И в самом деле: первопричина систематических проколов в предотвращении терактов не столько в качестве законов, сколько в качестве их исполнения. Да и вообще в эффективности действия силовых - и не только - властей. Не говоря уже о том, что бдительность наших сил правопорядка проявляется от случая к случаю, то есть от теракта до теракта.

Да, МВД оперативно отреагировала на требование президента перестроить работу правоохранительных органов, прежде всего на Северном Кавказе. В тринадцати южных регионах предполагается создание оперативных групп, отвечающих за предотвращение террористической угрозы и возможного вторжения незаконных вооруженных формирований и с этой целью координирующих усилия всех силовых структур того или иного субъекта Федерации. Судя по докладу главы МВД Рашида Нургалиева, руководители этих групп уже назначены и вскоре получат статус зампредседателей антитеррористических комиссий, уже давно существующих в регионах.

Но тогда возникают вопросы. А за что в таком случае отвечали антитеррористические комиссии - разве не за координацию местных силовиков? И что мешало раньше создать в каждом из регионов (почему только на Северном Кавказе?) специальные подразделения наподобие "Альфы" и "Вымпела", способные оперативно вступать в бой с террористами, не дожидаясь помощи из Центра и не доводя ситуацию до такого состояния, когда варианты ее решения могут быть только плохими или очень плохими? Теперь думцы предлагают предоставить дополнительные полномочия сотрудникам правоохранительных органов при осуществлении ими антитеррористической деятельности и одновременно усилить контроль за деятельностью спецслужб. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Олег Одноколенко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера