Архив   Авторы  

Вижу цель
В России

"На московских высотках целесообразно поставить порядка 10-12 радиолокационных и активных средств ПВО - например, систему типа "Панцирь" или пушечное вооружение, работающие на автоматике. Залетел в запрещенный сектор - знай, что тебя обязательно собьют", - считает командующий войсками Командования специального назначения ВВС Юрий Соловьев

Террористы нащупали еще одну уязвимую точку в структуре индустриального общества - высокотехнологичную. Авиационная атака на Америку 11 сентября откликнулась три года спустя страшным эхом в России, когда террористки-смертницы взорвали в воздухе два пассажирских лайнера. Можно ли ожидать дальнейших "воздушных атак"? И что этому могут противопоставить российские ПВО? О том, по какому сценарию будут действовать военные, если к Москве прорвутся захваченные террористами самолеты, в интервью "Итогам" рассказал командующий войсками Командования специального назначения ВВС генерал-полковник Юрий Соловьев.

- Юрий Васильевич, как изменились задачи ПВО с появлением воздушного терроризма?

- Пока все осталось на прежнем уровне, хотя вопросы борьбы с терроризмом мы активно отрабатываем. Существует специальная программа, согласованная с Генеральным штабом и правительством Москвы, которой предусмотрено создание системы непрерывного, сплошного радиолокационного контроля над столицей и системы управления полетами в небе Москвы и ближайшего Подмосковья. Кроме того, учитывая опыт 11 сентября и наши последние события, на московских высотках целесообразно поставить порядка 10-12 радиолокационных и ударных средств ПВО - например, систему типа "Панцирь" или пушечное вооружение, работающие на автоматике. Залетел в запрещенный сектор - знай, что тебя обязательно собьют. Но для этого нужна законодательная база. Пока же мы имеем право уничтожать только боевые самолеты и самолеты, захваченные террористами, на которых уже нет ни экипажа, ни пассажиров. Если экипаж и пассажиры на борту, по действующей инструкции самолет следует принудить к посадке на специальный аэродром. Но это легче сказать, чем осуществить на практике. Поэтому я считаю: если точно известно, что самолет захвачен террористами и идет на город, он должен быть уничтожен - ущерб будет меньше, чем в том случае, если террористам удастся выполнить задуманное.

- И как быстро должна сработать система ПВО столицы, чтобы гарантированно отразить такую угрозу?

- В течение 40-50 секунд, от силы полторы минуты. Но для этого, как я уже говорил, нужны средства поражения, работающие в автоматическом режиме.

- А возможен ли захват террористами военного самолета?

- Такой вариант тоже не исключен, причем в любом исполнении. Достаточно вспомнить, как старший лейтенант Беленко в свое время угнал боевой самолет в Японию. Но при этом надо учитывать, что применение средств ПВО - это последний рубеж, своего рода последний патрон в системе безопасности. Поэтому главные меры желательно принимать еще на земле, до взлета, до возможного захвата боевого самолета.

- Тогда давайте вспомним Руста, который долетел от границы до Красной площади. А если бы у него на борту была бомба?

- Здесь необходим комплекс мер. В том числе надо поставить на дежурство вдоль границ боевые вертолеты, способные работать по малоразмерным и малоскоростным целям.

- А почему не ставите, если необходимо?

- Потому что нет ресурса.

- Значит, наша воздушная граница стала более проницаемой?

- Наоборот, количество нарушений воздушной границы существенно уменьшилось. А вот статистика нарушений порядка использования воздушного пространства ухудшилась.

- Это вы о частных летательных аппаратах?

- Не только. Сегодня многие авиафирмы, в том числе и государственные, стали покупать иностранные самолеты, на которых не установлена система опознавания. В результате многие самолеты, даже оборудованные системой "Пароль", тоже стали ее отключать. Все это приводит к сумятице. Например, идут по коридору наши и иностранные самолеты - и никто не отвечает на запрос. Что мы должны делать? Или другой случай, причем совершенно свежий, который имел место накануне нашей беседы. С востока курсом на Москву шли пять бортов. Даем специально предусмотренный сигнал проверки действий экипажа. Двое ответили правильно, трое неправильно. Вопрос: что случилось? Кто даст гарантию, что самолеты не захвачены террористами? Автоматически приводятся в готовность номер один дежурные экипажи и зенитно-ракетные войска вокруг Москвы. А ты в это время сидишь и лихорадочно думаешь: уничтожать или не уничтожать? При этом правовая ситуация - не пожелаешь и врагу. Собью не тот самолет - наденут наручники, не собью тот, который по логике надо было бы сбить, все равно наденут. Потом, правда, выяснилось, что экипажи оказались просто не подготовлены. Не знают, как отвечать на запрос, элементарно не обучены...

- Существует ли система материального наказания за то, что вхолостую приводятся в готовность средства ПВО? Это же огромные затраты.

- В том-то и дело. Подсчитываем ущерб, вчиняем иски, а платить некуда и некому, даже если нарушитель готов возместить убытки.

- Что же будет, когда в небе Москвы, как это планирует столичное правительство, появятся воздушные такси?

- Сейчас над Москвой летают три структуры: "Скорая помощь", МЧС и ГАИ. Здесь все более или менее упорядочено, но есть деталь: своими радиолокационными средствами я не вижу, куда они направляются после взлета. А если начнет летать и другая малая авиация, это будет полный кошмар и полная бесконтрольность. Например, полет дельтаплана, который, как известно, изготовлен из перкали, даже теоретически вообще проконтролировать невозможно.

- Существуют ли средства, все-таки способные обеспечить слежение за малоразмерными воздушными целями в пределах Москвы?

- Пока нет. Поэтому, прежде чем запускать воздушные такси и подсчитывать возможную прибыль, на всякий случай нелишне вложить средства и в безопасность.

- Правильно ли я вас понял: речь идет о необходимости воссоздания системы ПВО Москвы и прилегающего региона?

- В принципе такая система есть, она существовала и существует. Не такая, как в прежние времена, но вполне рабочая. Есть органы управления, есть трассовые локаторы... Структурно в состав нашего командования входят 16-я воздушная армия и два корпуса ПВО, общая численность - порядка 50 тысяч человек. Более двух тысяч из них круглосуточно несут боевое дежурство. Это два экипажа истребительной авиации, четыре зенитных ракетных полка и 10-12 радиолокационных комплексов. Данный состав сил вполне позволяет выполнить поставленные задачи. На вооружении группировки состоят комплексы С-300 нескольких модификаций, самолеты МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27. Уже в следующем году мы должны получить первый комплекс С-400. Специалисты дают ему весьма высокие оценки. По их словам, комплекс может решать как задачи ПВО, так и задачи нестратегической противоракетной обороны. Новая зенитная ракетная система способна поражать самолеты тактической и стратегической авиации, а также крылатые ракеты типа "Томагавк" на расстоянии 300-400 километров. Эффективно работает комплекс и по другим целям на всех высотах и направлениях. В том числе и по летательным аппаратам, выполненным по технологии "стелс".

- А как же с так называемыми дырками, которые образовались после развала единой системы ПВО? Уже все закрыли?

- К сожалению, пока еще не все. Но работа продолжается. В радиолокационном поле мы их закрываем, используя позиции двойного назначения: работаем совместно с гражданскими секторами, с противоракетной обороной. Есть и хорошие технические разработки. Например, после слияния концернов "Алмаз" и "Антей" появилась возможность соединить в одном ракетном комплексе ракету "Антея" и станции слежения, разработанные на "Алмазе". Это будет очень эффективный комплекс.

- ПВО пережила несколько преобразований. Не кажется ли вам, что в силу особой значимости последних событий резонно восстановить ПВО как самостоятельный вид Вооруженных сил? Правда, есть и другие соображения - передать ПВО в Космические войска. Ваша точка зрения?

- Вопрос сложный. В принципе те, кто стоял за процессом так называемой интеграции ВВС и ПВО, добились, чего хотели: в результате оба вида Вооруженных сил оказались существенно ослабленными. Но если сейчас заняться восстановлением ПВО в прежнем формате, ничего хорошего не получится. Государство такие расходы просто не потянет - средства нужны огромные, практически неподъемные для нашего нынешнего бюджета. Не лучший вариант, который сейчас активно озвучивается, - переподчинение ПВО Сухопутным войскам или передача их в Космические войска. По моему мнению, тогда все будет разрушено абсолютно и теперь уже окончательно и бесповоротно. Другое дело, что в мирное время силы и средства ПВО должны быть в одних руках, управляться с одних командных пунктов, готовиться по единой методике. Сейчас же, к сожалению, подразделения ПВО Сухопутных войск в основном свернуты, а техника стоит в ангарах, вместо того чтобы нести боевое дежурство. И это в то время, когда мы испытываем определенный дефицит в силах и средствах, когда наши возможности не такие, как прежде.

Олег Одноколенко

Врез 1

НЕБО

Летальный аппарат

Теракты на борту Ту-134, летевшего в Волгоград, и Ту-154, летевшего в Сочи, к счастью, не привели к таким же масштабным разрушениям и жертвам, как это было в США три года назад, но все равно оказались весьма чувствительными. При этом "черные ящики" не дали ответ, что на самом деле задумывали злоумышленники. Между тем "Итогам" стало известно, что, как только с борта Ту-154 поступил сигнал о захвате лайнера (военные этот факт старались не афишировать), на всякий случай в небо были подняты истребители. Стало быть, службы воздушного контроля не исключали, что самолет мог лететь, например, в направлении резиденции "Бочаров ручей" в Сочи, где в это время находился президент.

Впрочем, объектов, представляющих потенциальный интерес для воздушных террористов, хватает везде. Особенно в многомиллионной Москве. По одним данным, в столице расположено одиннадцать ядерных объектов, по другим - около пятидесяти. Потому неудивительно, что большую головную боль у спецслужб, отвечающих за безопасность столицы, вызывают планы коммерческого использования воздушного пространства над Москвой.

Столичное правительство, не справившись с транспортной проблемой на земле, планирует уже через два года организовать над мегаполисом и ближайшим Подмосковьем интенсивные воздушные перевозки грузов и пассажиров. Ожидаемый экономический эффект от программы развития так называемого воздушного такси и других коммерческих перевозок в московском небе, разработанной под патронажем заместителя мэра столицы Иосифа Орджоникидзе, может составить 1,3 миллиарда евро ежегодно. При этом москвичам и гостям столицы обещают невиданные прежде удобства: перелет из разных концов города в любой аэропорт и обратно, воздушное сообщение между Москвой и районными центрами Подмосковья, авиасообщение с крупными коттеджными и дачными поселками и прочее VIP-обслуживание под облаками. Планы, бесспорно, привлекательные. Нет исчерпывающего ответа только на ключевой вопрос: насколько при их разработке и подсчете возможной коммерческой выгоды было учтено то немаловажное обстоятельство, что мы де-факто находимся в состоянии войны с терроризмом - как мировым, так и местного происхождения?

Уже сегодня в небо Москвы ежедневно поднимаются сотни самолетов и вертолетов с 10 гражданских, военных и специальных аэродромов. И судя по тому, что взрывчатка все-таки оказалась на волгоградском и сочинском рейсах, аэродромный контроль у нас пока еще не очень эффективный. Правда, теперь режим в аэропортах будет осуществлять МВД, но хватит ли у ведомства сил и средств для спецобслуживания еще десятков подмосковных вертолетных площадок, которые в перспективе планируют использовать владельцы авиатакси и организаторы воздушных коммерческих перевозок? При этом совершенно очевидно, что на маленьком аэродроме захватить авиасредство и заставить пилота под дулом пистолета лететь куда надо будет намного проще, чем, например, в том же Домодедово.

А может быть, и захватывать не придется. По сообщению Управления госнадзора за безопасностью полетов, над Подмосковьем уже кружат порядка пяти тысяч воздушных судов, принадлежащих частным лицам (кстати, в год по их вине происходит до 20 авиапроисшествий). И купить самолет сейчас может практически любой, в том числе и маргинал, нанятый хоть Басаевым, хоть "Аль-Каидой". В крайнем случае сгодится и неразличимый для современных радиотехнических средств дельтаплан под управлением полоумного бомбиста.

Тем не менее отменять волевым порядком развитие городской авиации никто не собирается. Это, безусловно, объективная необходимость для перезагруженного наземным транспортом города. Появление авиатакси и других воздушных извозчиков городского типа практически неизбежно. И чтобы прогресс не обернулся кошмаром, предстоит многое изменить как в воздушном законодательстве, так и в системе безопасности вообще. А также в противовоздушной обороне столицы, которую осуществляют войска Командования специального назначения (КСН), состоящие из структур бывшего Московского округа ПВО и 16-й воздушной армии.

Пока что защитники московского неба с большей уверенностью говорят об отражении внешнего воздушного нападения, чем об отражении внутренних угроз. Для их гарантированного парирования, утверждают в штабе войск КСН, еще предстоит решить определенные правовые и технические проблемы, которые никогда раньше не возникали. Что вполне объяснимо: в прежние времена даже в страшном сне никто не допускал, что взлетевший из Внуково самолет может спикировать на центр столицы, при том что подлетное время от точки третьего разворота (над МКАД) до Кремля составляет около 50 секунд.

Олег Одноколенко

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера