Архив   Авторы  

Операция "Спекуляция"
Дело

Почему биржевая накрутка на цену барреля нефти многократно превышает себестоимость ее добычи?

По каким законам живет нефтяной рынок? Какие факторы определяют цены барреля на рынке? Политика? Бесспорно - президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо считает, что августовскую нервозность бирж спровоцировал главным образом политический фактор. Тут и паническая ситуация вокруг "ЮКОСа", и забастовки рабочих на нефтяных полях Нигерии, и склочный характер венесуэльского президента Уго Чавеса. А чего стоило рынку высказывание багдадского чиновника, который сообщил, что система охраны нефтяных месторождений Ирака, которая обошлась в 100 миллионов долларов, далеко не так эффективна? Как полагает Юсгианторо, в цене каждого барреля присутствует так называемая премия за политические риски. И вот если вывести эту премию за скобки, то мировая цена может остановиться на уровне 30 долларов за баррель. Так, во всяком случае, полагают в ОПЕК. Однако мы знаем, как часто картель обманывался в своих прогнозах. Да и большинство политических рисков, лихорадивших мировой рынок в августе, не утратило свою актуальность и сегодня. Между тем после августовской паники, когда баррель (159 литров) нефти на мировых биржах зашкаливал за 50 долларов, ситуация на биржах несколько успокоилась. Цены достаточно ощутимо пошли вниз, и аналитики предрекают продолжение этого тренда. Выходит, что есть еще как минимум один фактор, сравнимый по значимости с политическими рисками или даже еще более мощный. Так кто же он, "серый кардинал" мирового рынка нефти? Как ни банально, им является биржевой игрок на срочных нефтяных контрактах. Иными словами, спекулянт.

Это их добыча

Неужели спекулянт столь всевластен? Еще как! Обратимся к фактам. В нынешнем году последние "хорошие новости" рынок получил 6 апреля, тогда баррель нефти стоил дешевле 35 долларов. На следующий день начался неуклонный рост. Откуда? Почему? Может быть, сократилось предложение черного золота? Отнюдь. В августе, когда цены достигали пиковых значений, страны ОПЕК добывали 30 миллионов баррелей в сутки. По подсчетам нефтяного картеля, этот объем добычи превышал аж на 1,5 миллиона баррелей глобальный спрос. ОПЕК увеличил добычу на целых 16,5 процента, чтобы сбить запредельные цены. Не помогло... Да, биржа - это сила. А почему она так сильна? Потому, что она всем нужна...

Мировые нефтехимические гиганты - Shell, BP, ExxonMobil, Chevron, TotalFinaElf - сами добывают чуть более 14 процентов своего основного сырья, извлекаемого из мировых недр. Остальное они вынуждены закупать. Таким образом, все они в первую очередь торговцы и только потом переработчики. Мировая торговля черным золотом разворачивается на трех крупнейших биржах мира - NYMEX (Нью-Йорк), SGX (Сингапур) и International Petroleum Exchange (Лондон). Подавляющее большинство сделок - фьючерсные, то есть договаривающиеся стороны фиксируют цену на конкретную дату, например через два месяца от сегодняшнего дня. Благодаря этому ведущим потребителям нефтепродуктов удается избежать пиковых цен, спланировать торговые и производственные процессы. Так, германская авиакомпания Lufthansa обеспечила заранее 90 процентов своей потребности в авиационном горючем на весь 2004 год, купив его почти на четверть дешевле, чем оно стоило на момент фактических поставок. British Airways гарантировала себе поставки по старым, более низким ценам аж до марта 2005 года на 72 процента.

Очень удобный механизм. К сожалению, в нашей стране подобных торговых площадок нет. "Внутрироссийский рынок нефти и нефтепродуктов в цивилизованном виде отсутствует. Особенно это касается сырой нефти - ее отпускная цена колеблется от 5 до 20 долларов за баррель. При этом совершенно не важно, будет ли это биржа в классическом виде или некая единая национальная электронная торговая система. Существенно другое: тогда любой потребитель может купить по нормальным рыночным ценам нефть, а любой производитель - ее продать. Особенно важно это для мелких нефтяных компаний, которые не имеют доступа к экспортной трубе", - говорит аналитик инвестиционной компании "Тройка Диалог" Олег Максимов. Здесь еще стоит вспомнить и про рынок автомобильного топлива - как известно, в нашей стране на нем царит полная анархия. Рыночных цен на бензин нет, они складываются непонятным образом, нередки сговоры торговцев, а со стоимостью нефти горючее вообще не коррелирует. Если в США средняя цена галлона бензина ежедневно меняется в зависимости от биржевых котировок барреля нефти на цент-другой, то у нас такого нет. Цены меняются, но только в одну сторону - на повышение.

Но далеко не каждая фирма, которая покупает и продает нефть на мировых биржах, сама заинтересована в обладании этим продуктом. Рядом с коммерсантами, действительно приобретающими черное золото для себя или выступающими в роли посредников, на биржах оперируют так называемые некоммерческие торговцы. Они фактически покупают и продают "бумажные баррели" (paper barrel), играя на повышении или понижении цен. На разных биржах статус таких спекулянтов различен. Например, согласно требованиям американских властей каждый брокер на NYMEX должен официально зарегистрироваться как "коммерческий" (то есть торгующий реальными объемами товара) или "некоммерческий" (оперирующий срочными контрактами). На Лондонской бирже такого правила нет, поэтому реальную картину относительно того, сколько "коммерческих" и "некоммерческих" игроков оперирует на мировых площадках, могут дать только регистрационные книги Нью-Йоркской биржи. Так вот, только за одну неделю августа "некоммерческие" игроки заключили здесь 80 тысяч фьючерсных контрактов (по 1000 баррелей каждый). 80 миллионов баррелей - это почти суточное мировое производство нефти. Причем ни одного реального барреля на руках этих брокеров не было, они обладали лишь контрактами на поставку еще не добытого черного золота. Как считают многие эксперты, динамика нефтяного рынка если не напрямую, то косвенно подчиняется настроению, задаваемому спекулянтами. В последнее время, как полагает Оливер Франц, эксперт франкфуртского банка ING BHF, эта зависимость усилилась. По его мнению, спекулятивный "навес", присутствующий в цене каждого барреля, составляет примерно 6 долларов.

Таблица умножения

По сравнению с себестоимостью барреля это весьма внушительная цифра. Данные корпорации ExxonMobil свидетельствуют, что себестоимость добычи составляет в среднем по планете 3,33 доллара в расчете на каждый баррель. Естественно, это очень общий показатель: в зависимости от региона, геологических условий и других обстоятельств затраты могут сильно разниться. К примеру, извлечь один баррель из кувейтского месторождения Бурган, второго в мире по площади, обходится примерно в один доллар. У нас в Сибири себестоимость окажется в несколько раз выше - 6-8 долларов за баррель. Ну а самая дорогая нефть добывается на шельфе Атлантики или из песка в канадской провинции Альберта - здесь расходы составляют до 20 долларов за баррель. Но как только ближневосточная, к примеру кувейтская, нефть начинает перекачиваться на борт супертанкера водоизмещением 300 тысяч тонн, ее цена возрастает в 26 раз. Такой стремительный взлет вызван не только стоимостью фрахта, хотя и ее малой не назовешь. Фрахт подобного судна сегодня обходится в сумму от 18 до 23 тысяч долларов в день. Рейс до Роттердама, где находится крупнейший нефтяной терминал Европы, длится в среднем 25 суток. Если сюда добавить расходы на горючее для судна (315 тысяч долларов), портовый сбор в Роттердаме (130 тысяч) и плату за прохождение Суэцкого канала, то транспортные расходы составят 1,25 миллиона долларов. Итого к себестоимости добавляем 4 доллара на каждый баррель чистых транспортных расходов. Оставшиеся двадцать долларов "съедают" логистические, посреднические и иные услуги, неизбежные в данном бизнесе. Так что скорее всего именно поэтому арабы, которые заправляют в ОПЕК, называют уровень 28-30 долларов за баррель "справедливой ценой", которая дает возможность заработать всем. "В картеле считают, что при такой стоимости энергоносителя и покупатель не будет особо страдать, и они получат нормальную прибыль, то есть будет соблюден баланс интересов", - пояснил Олег Максимов.

Осторожно: спекулянт!

У биржевого спекулянта понятие себе-стоимости его виртуального товара фактически отсутствует. Залоговые средства, которыми обеспечивается фьючерсный нефтяной контракт, составляют считаные проценты от стоимости базового актива. Таким образом, на один доллар своих средств он может накупить нефти намного больше, чем в реальной жизни, - его капиталы как бы умножаются. Это называется "игра с "плечом" - наиболее рисковый вид биржевых операций. На кону стоит не так много (по сравнению с реальной стоимостью черного золота в заключенных контрактах), а выгоду можно получить огромную. Причем "биржевым жучкам" особо выгодно, когда рынок идет "пилой" - его шатает то вверх, то вниз. На таких перепадах случаются сюрпризы. Например, на рынок выходит стратегический покупатель, та же Lufthansa или British Airways. Таких клиентов тут же постараются "накормить" подороже, а потом опустить цены вниз. Ведь спекулянт торгует "воздухом", нефти не имеет и, продав виртуальный товар задорого, вынужден потом искать возможность откупать его подешевле, то есть закрывать позицию по срочным контрактам.

Кому-то везет в этих играх, кто-то проигрывает - все то же самое, что и на рынке ценных бумаг. Но если "фондовая тусовка" - это некий механизм перераспределения капиталов в мировой экономике, то околонефтяные игрища - по сути система откачки средств из реального сектора экономики. Разумеется, лидерам ОПЕК небезразлично, куда пойдут цены, они все-таки стараются привести их на тот самый "справедливый" уровень (конечно, не из благотворительности, а чисто из прагматических побуждений, да и получается это у них далеко не всегда...). Спекулянтам же все равно, реальная экономика их мало интересует. Вот вам и причина того, что на ровном месте, то есть при неизменной экономической и политической конъюнктуре, рынок "гуляет" на несколько десятков процентов на квартал. Такова суровая нефтяная реальность.

Нильс Иогансен, Александр Михайлов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера