Архив   Авторы  

Зона отчуждения
Общество

Чем обернется для москвичей изгнание торговцев из столичной подземки

С терроризмом необходимо бороться всеми доступными средствами, и вряд ли найдется хоть один здравомыслящий человек, который не согласится с этим тезисом. Другое дело, что в борьбе за нормальную жизнь вместе с терроризмом можно угробить и все то, без чего эта самая нормальная жизнь невозможна в принципе. Например, лишить людей привычных каналов получения информации. Нет, никто не говорит о введении цензуры или закрытии газет. Боже упаси! Все гораздо проще - можно просто двумя-тремя постановлениями надолго отделить прессу от читателя. По информации "Итогов", с 1 октября в Москве в рамках "городского антитеррора" все торговые точки удалят от транспортной инфраструктуры. Речь идет об изгнании торговцев из метрополитена (включая 25-метровую зону отторжения) и с остановок общественного транспорта. Все многочисленные лотки и бдительные бабульки-коробейницы будут принудительно эвакуированы от транспортных артерий. Пощадят только владельцев стационарных киосков. Чем такой шаг обернется? Приходится признать, что в первую очередь "зачистка" ударит даже не по издателям, а по читателям: не секрет, что после того как система подписки в Москве приказала долго жить, ее функции стихийно перешли к лоточникам и коробейникам, переместившим газеты и журналы непосредственно к массовым "транспортным потокам". И теперь привычную систему сломают, причем, похоже, без адекватной ей замены. Поможет ли этот шаг благородной борьбе с террором? Не факт: как считают некоторые эксперты в российских спецслужбах, мера эта, по большому счету, косметическая и, если она не проводится в комплексе с другими, куда более кардинальными шагами, в чем-то даже вредная. Сделает ли "зачистка" жизнь москвичей более удобной, безопасной и комфортной? Увы, нет: людям по-любому придется ломать устоявшиеся привычки "мирной жизни". Как бы то ни было, но постановление московских властей практически готово и, судя по всему, будет подписано в ближайшие дни.

До последнего лотка

Напомним, что в апреле этого года Межведомственная антитеррористическая комиссия (МАК), проведя проверку торговых точек, расположенных в столичном метрополитене, пришла к выводу, что контроль за соблюдением правил торговли в метро "носит эпизодический характер и неэффективен", а на точках розничной торговли особенно легко заложить взрывные устройства. Тогда же было принято решение переместить продавцов "за 25-й метр" в срок до 1 июня 2004 года. Инициатива была поддержана руководством метрополитена. Однако это решение вызвало более чем сдержанную реакцию издателей и распространителей прессы. И понятно почему: если проданные в метро очки и прочая мелочь составляют незначительную долю от общей продажи этих товаров, то, по данным Союза издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП), в подземке и на прилегающих территориях реализуется более 70 процентов тиража отечественных изданий. Вероятно, аргументация защитников газет-журналов в метро была убедительной, поскольку Юрий Лужков, по словам его пресс-секретаря Сергея Цоя, дал распоряжение департаментам, готовящим проект постановления об изгнании прессы, "максимально внимательно разобраться в ситуации и ни в коем случае не поставить СМИ в невыгодное экономическое положение". Все лето чиновники разбирались, но, когда вопрос вновь был поднят на уровне руководства мэрии, оказалось, что ничего принципиально нового не придумано. Теракт на "Рижской", похоже, ускорил процесс создания документа, который должен продемонстрировать, что чиновники не покладая рук трудятся на ниве обеспечения безопасности пассажиров. Хотя, если вдуматься, "зона отторжения" профессиональных террористов никак не остановит - последние события показали: теракты готовятся сегодня на таком техническом и организационном уровне и там "работают" такие деньги, что очередное затыкание дыр лишь подкорректирует тактику преступников. Да, возможно, на первых порах эти зримые меры несколько успокоят людей. Хотя самоуспокоенность тоже опасна. Разве решение убрать из подземки все мусорные урны предотвратило теракты? Стали взрываться смертники или оставленные сумки. Почему мы должны думать, что опасность уменьшится, если в метро не будет лоточников, продавцов хот-догов и прочих ручников? Как показывают последние события, дело обстоит с точностью до наоборот. Не секрет, что после теракта у станции метро "Рижская" именно ручник дал самые подробные и точные показания. В той же Франции уличные торговцы и консьержи - мощный костяк агентурной сети спецслужб. "В нашей стране порядка 40 тысяч точек, занимающихся распространением печати, было бы странно не привлечь продавцов прессы, с утра до ночи находящихся в местах скопления народа, к помощи органам правопорядка и борьбе с терроризмом", - заявил "Итогам" вице-президент СИРПП и генеральный директор предприятия по распространению печатной продукции ЗАО КММП "Метрополитеновец" Михаил Литвинов.

Издатели и распространители, которых запрет на торговлю в метро ударит больнее всего, готовы всячески содействовать органам правопорядка и даже намерены создать общественную комиссию по содействию обеспечению безопасности и антитеррористической деятельности. Кстати, подобная форма взаимодействия органов и граждан давно стала нормой во многих странах, например в Израиле или США. "В ближайшем будущем, - говорит Михаил Литвинов, - распространители печатной продукции в стране при взаимодействии с уполномоченными органами должны аттестовать своих продавцов как агентов по содействию безопасности и антитеррористической деятельности. Это не значит, что мы должны бегать и кого-то ловить, но необходимо просто наблюдать за обстановкой вокруг". Действительно, почему не использовать аналогичным образом продавцов цветами или открытками? Что интересно - законы рыночной конкуренции будут работать именно против террористов. Попробуйте втиснуться с пачкой газет между бабулек, торгующих прессой в метро. Зашикают - в лучшем случае. А в худшем - тут же сдадут "своему" милиционеру. Но ужесточить правила торговли, ввести прозрачные тендеры на распределение точек необходимо. Чтобы нельзя было сдавать лотки в метро в аренду любому желающему...

Прощай, читатель?

Что получит пассажир, ради которого, собственно, и принимаются все эти меры безопасности? Ну, во-первых, свободные проходы в вестибюли станций метрополитена и просторную 25-метровую зону вокруг. Во-вторых, стационарные киоски и автоматы по продаже газет: власти разрешили установить их взамен изгнанных лоточников. Не ясно, правда, чем автоматы и киоски безопаснее бабушки с газетой или розами - кто помешает закладывать взрывные устройства рядом с ними? Да и потом, никто не отменял такого явления, как "коррупция на местах". Не всякий милиционер устоит перед мздой, пустив на станцию ручника с сумкой газет на полчасика. Кто он? И что под газетами?

Зато можно с полной уверенностью сказать, что за каждый новый киоск и место для аппарата начнется настоящая война. Ведь огромному количеству существующих на рынке изданий надо где-то продаваться, а сравнимого с метро по рентабельности и динамике продаж места просто не существует. По словам Михаила Литвинова, "под предлогом придания антитеррористической устойчивости метрополитену фактически дестабилизирована система распространения печати. В результате реализация печатной продукции может быть монополизирована одной структурой, которая принадлежит правительству Москвы".

Возможно, это и преувеличение, но в России часто бывает, что под видом решения одной проблемы решаются совсем другие. Действительно, какая компания получит право на установку новых киосков и автоматов и, главное, на каких условиях? Передел на рынке сбыта печатной продукции неизбежен - это факт. Другой вопрос, какое до этого дело потребителю, которому все равно, кто продаст ему газету-журнал? По подсчетам экспертов, перенос торговой точки за пределы 25-метровой зоны снизит ее рентабельность в 4-5 раз: люди в своих привычках крайне консервативны и если не встречают на удобном месте "своей" точки, то предпочитают остаться вовсе без газеты. Чтобы компенсировать потери, распространители вынуждены были поднять цену на 25 ведущих изданий. Помимо этого с 1 сентября этого года, по словам Михаила Литвинова, в 6 раз поднялась арендная плата за складские помещения, доставку и так далее. Это значит, что печатная продукция будет дорожать. Но и это еще не все: очевидно, что в удобно расположенных киосках "пропишутся" далеко не все даже очень популярные издания, а только те, распространителям которых удастся договориться с владельцами киосков, ставших практически монополистами на рынке. Таким образом, ассортимент печатной продукции может оказаться искусственно сужен, и слабо верится, что это будет сделано исключительно в интересах читателя.

Киоск раздора

Кстати, до сих пор большинство киосков были просто нерентабельны, доказательством чего служат многочисленные "сопутствующие товары", которыми завешаны витрины. Александр Альперович, заместитель гендиректора агентства "Роспечать", рассказал "Итогам", что для успешных продаж в киосках необходим другой уровень менеджмента. "Установка одного киоска со всеми необходимыми согласованиями обходится минимум в 4,5 тысячи долларов и занимает около полугода, - говорит Альперович. - Чтобы киоск себя окупил, надо еще года два. У предпринимателя, который работает с издателями по предоплате и не имеет возможности привлечь заемные средства в необходимых объемах, скоро начинаются проблемы". Что будет в новых условиях? Эксперты считают, что мелкие владельцы киосков будут поглощены крупными компаниями, ибо стационарные точки могут стать весьма прибыльными. Например, Юлия Казакова, исполнительный директор Гильдии издателей печатной продукции (ГИПП), заявила "Итогам", что киоски, созданные по западному образцу, помогут не допустить резкого обвала продаж и облагородить наш диковатый рынок печатной продукции.

Другой вариант - автоматы по продаже прессы. Вроде бы достойная альтернатива, но есть вопросы... Сегодня на московском рынке присутствует более тысячи изданий. На большом лотке помещается порядка 250 изданий. В автомате - 7. Как считают некоторые специалисты, надо заставить издателей бороться за право разместить свою продукцию в автомате. Но борьба окажется бессмысленной для большинства с самого начала. Ясно, что на место в застекленном ящике будут претендовать несколько крупнейших издательств. Кстати, по некоторым сведениям, одно из крупных агентств уже закупило большое количество автоматов. Возможно, оно станет монополистом в этом секторе рынка. Хорошо ли это? Первым это почувствует читатель...

Сторонники изгнания торговцев из подземных "храмов" считают, что доступ к любимым изданиям люди могут получить и за 25-метровой зоной, и с помощью подписки. Но это только во времена СССР примерно 30 процентов тиража изданий распространялось в розницу и 70 процентов - по подписке. Сегодня - с точностью до наоборот, то есть при общем объеме рынка прессы в России приблизительно миллиард долларов на подписку приходится порядка 300 миллионов долларов. Стоит признать, что институт подписки в советском понимании этого слова скорее мертв, чем жив. Правда, Александр Альперович считает, что не все потеряно. "Подписка будет расти. Уже сегодня появились издания, подписчики которых входят в клуб, где им предоставляются скидки, для них проводятся промоушн-акции и так далее. Надо учитывать, что для издателя подписка - наиболее выгодная форма распространения". Тем не менее, пока воровство из почтовых ящиков не прекратится, не цивилизуются тарифы и механизм доставки, подписка останется скорее всего в основном корпоративной. То есть говорить о реальной альтернативе лоточникам, ручникам и прочим обитателям московских подземелий пока рано.

По большому счету и издателям, и распространителям пора понять, что на столичном рынке прессы наступил тот самый "момент истины", когда никому отсидеться уже не удастся - грядущие перемены затронут всех и вся. Более того, все последние решения принимаются и продвигаются людьми, по роду своей деятельности далекими от специфики медиабизнеса. И если профессиональные участники рынка, отбросив личные амбиции и частные интересы, сообща не подключатся к решению накопившихся проблем уже сегодня, завтра может быть уже поздно - все за них решит чиновник.

В любом случае, следует признать, что, вытесняя торговлю из метро, московские власти пошли по китайскому пути. Помните, когда в битве за урожай, вместо того чтобы заниматься селекцией новых сортов и внедрением новых форм земледелия, власти Поднебесной начали уничтожать воробьев, расклевывавших зерно на полях?! Чем это кончилось? Через несколько лет Китай был вынужден закупать воробьев за рубежом...

Ирина Мельникова, Константин Волков
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера