Архив   Авторы  

Танцы с Матиссом
Искусство

В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка Анри Матисса

Концепция выставки очень проста, точнее, концепции никакой и нет. Есть одна картина, которую привезли в Москву из парижского Музея современного искусства. В Париже для адекватной демонстрации огромного (тринадцать на четыре метра) полотна Анри Матисса был выстроен специальный зал. Транспортировать картину не предполагалось. На открытии выставки объявили, что Москве крупно повезло, однако о причинах везения тактично промолчали: просто случилось так, что Парижский музей закрылся на длительную реконструкцию и триптих "Танец" отправился на гастроли.

В Пушкинском для "Танца" подходящего помещения не нашлось: триптих повесили в альковном зале за главной лестницей. Получилось не очень удачно: ни с одной точки картина не видна полностью - или ее закрывают стены, или возможности человеческого глаза не позволяют охватить все тринадцать метров целиком. Матисс обращался к теме танца неоднократно. Самый известный в России "Танец" - ранний, написанный в 1909-1910 годах специально для особняка Щукина. Парижский "Танец" Матисс писал на седьмом десятке, в 1930-е годы. Он не напоминает щукинский абсолютно ничем, кроме того, что их авторство принадлежит одному и тому же художнику и тема этих полотен одна и та же. Парижский - графичен, плоскостен и лаконичен до минималистичности. Художник почти отказался от живописи и всю картину составлял из вырезанных геометрических фигур. Больной и немощный, он постоянно вырезал из цветной бумаги треугольники и квадраты, а потом ползал по холсту в поисках оптимального их расположения. Окончательные работы под строгим надзором мастера производили маляры. Техника буквального сложения картины из пазлов называется декупаж и считается признаком творчества позднего и очень позднего Матисса. Щукинский же "Танец" - это Матисс ранний, он более живой и мощный. Сопоставлять эти два полотна можно примерно так же, как сравнивать африканские пляски с классом хореографической школы. Щукинский "Танец" витален и дик, в парижском присутствует строгость системы, управляющей движениями.

Парижских "Танцев" существует три варианта. Самая ранняя версия панно, писавшегося по заказу американского коллекционера Альберта Барнса, так и осталась на уровне подготовительного этюда. Вторая версия - результат неправильных расчетов художника: панно должно было висеть в арочных сводах над окнами, и художник при изготовлении этого варианта ошибся с размерами. Третий вариант успешно отправился в Америку, где и пребывает по сей день. Второй Матисс за небольшое вознаграждение уступил парижскому Музею современного искусства. Именно он сейчас и выставляется в Пушкинском.

Наталья Филатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера