Архив   Авторы  

Художественный мат
Искусство

Пятнадцатого сентября исполнится тридцать лет, как бульдозеры разогнали вернисаж в Беляеве. Выставка вошла в историю как "бульдозерная", участвовавших в ней художников оценили и взяли на заметку и западные журналисты, и соответствующие советские органы. Долгое время было принято считать, что художники те пали жертвой режима, что все они - несомненные герои, восставшие против тирании государства во имя художественного плюрализма. Безусловно, участие в выставке было Поступком, достойным уважения, но художественные достоинства работ тогда никто не обсуждал. Потом выяснилось, что государство сильно просчиталось, создав вокруг неофициального искусства нездоровый ажиотаж и ореол мученичества. Художники же, наоборот, на этой акции неплохо заработали в прямом и переносном смысле: участие в "бульдозерной" выставке до сих пор считается отличной рекомендацией. Независимо от качества работ.

Со временем плюрализм и гласность наступили столь широким фронтом, что мало кто понимал, что же со всем этим можно делать, но рекламный механизм оказался не забыт. Художники, перед которыми во весь свой великанский рост встал незнакомый доселе рынок, очень быстро усвоили народную мудрость, что не тот враг, кто тебя в дерьмо посадил, и соответственно не тот друг, кто тебя из него вынул. Принцип антирекламы стал использоваться довольно активно. Долгое время постулат "сегодня ругают - завтра купят" работал очень хорошо. В результате современные художники все больше делали ставку на эпатаж, игру на грани фола и прочие довольно далекие от искусства, но зато работающие на рынке рекламные технологии. Олег Кулик, например, таким образом стал одним из самых известных российских художников.

Однако со временем беспроигрышная на первый взгляд формула стала давать сбои. Как-то незаметно рядом с рынком выросла судебная система. Художники в погоне за богатым клиентом упустили из виду, что вместе с рыночной экономикой страна пытается строить правовое общество. Получилось не получилось, и как получилось - уже другой вопрос. Главное, что художественный эпатаж, за который раньше можно было просто получить по лицу, а затем выгодно обыграть это в прессе, стал уголовно наказуемым деянием. Если в 1991 году Анатолия Осмоловского и его соратников, выложивших своими телами на Красной площади популярное, но непечатное слово из трех букв, пожурили и отпустили, то в 1997 году Александра Бренера, нанесшего на полотно Казимира Малевича знак доллара при помощи баллончика с краской, уже посадили. Дело, правда, было в Голландии, но и в России быстро перешли к "правовому" решению конфликтов художник - общество. В 1998 году против Авдея Тер-Оганьяна, разрубившего несколько икон, было заведено уголовное дело, художник до сих пор находится в розыске на территории России. В 2003-м уголовное дело завели по факту выставки в центре Сахарова: хотя здесь вроде никто никого эпатировать не собирался, но название выставки - "Осторожно, религия!" - показалось подозрительным.

Общество таким образом пытается контролировать разгулявшихся художественных пассионариев и убедить их заниматься искусством, а не фигней. "Удиви меня своим мастерством, - говорит обыватель, случайно попавший на выставку современного искусства, - а матом ругаться я и сам умею". Художников, привыкших стричь купоны с имиджа веселых и добродушных раздолбаев или, наоборот, мрачных и агрессивных зоофилов, такой поворот событий не очень устраивает. Хотя при невозможности заниматься отрицанием особенно заметны становятся те, кто готов предложить нечто конструктивное или, на худой конец, не слишком аморальное. Художественное сообщество вплотную подошло к пониманию того, что, продавая картину, необязательно кусать за пятку покупателя.

Наталья Филатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера