Архив   Авторы  

Соло для ноутбука
Искусство

В Москве дали концерт Kronos Quartet и Kluster

Моднейшие из утонченных и утонченнейшие из модных... Для "кроносов", сумевших с классическим репертуаром покорить вершины шоу-бизнеса, писали Шнитке и Лютославский, Губайдулина и Пендерецкий, Гурецкий и Пярт и Филипп Гласс - в общем, почти все музыкальные титаны конца прошлого века. У них одна "Грэмми" и девять номинаций. Kluster - проект сверхпопулярного у продвинутой публики финна Киммо Похьонена, соединившего фолк-авангард и яростную театрализацию. Этот большой двойной праздник современной музыки называли заведомой сенсацией и главным музыкальным событием года. И не случайно - все же лучший струнный квартет и лучший аккордеонный виртуоз играют в одной упряжке.

Чего ждать от каждого в отдельности, в общем, известно: и Kronos, и Похьонен приезжали в Москву и произвели фурор. Но что же даст сложение этих музыкальных величин? Ажиотаж дошел до точки кипения: очередь в МДМ стояла от самого метро. Такого здесь еще не видели. Даже на недавнем концерте великого Маклафлина не было подобного столпотворения. В большинстве своем публика, вероятно, ожидала чего-то вроде Apocalyptica, помноженной на Шостаковича. И просчиталась. Северная задумчивость музыки Грига, первобытная мощь скандинавского фольклора и электронная заумь - вот что такое музыкальный картель Kronos Quartet & Kluster!

Первое отделение квартет играл автономно, без Похьонена и Co, постепенно, словно по капле, добавляя в камерное струнное звучание электронные сэмплы. Получилось нечто вроде авангардных фантазий на "Пер Гюнта", но без явного первоисточника. Непонятного происхождения вокальные партии звучали, словно песня Сольвейг, пропущенная через ревербератор. Отыскать в гуще звуков знакомые мотивы и установить авторство этой вьюжной музыки было проблематично. Что касается Похьонена, вышедшего после перерыва, то взрывной и ураганной манеры, по которой его запомнили в Москве года два назад, маэстро почти не демонстрировал. Ввиду сугубой задумчивости и даже трансовости происходящего на сцене ему пришлось сменить свой обычный имидж "аккордеонного Джимми Хендрикса" (так его называет пресса) на имидж "аккордеонного Рави Шанкара". Впрочем, удержаться от любимой пантомимы Киммо все равно не смог: загадочные пассы и раскачивание сопровождали все его партии. Удивительно скупы были музыканты на внешние эффекты - никаких световых фокусов. Да и оделись "кроносы" без особых претензий, просто и по-консерваторски, что твои "Виртуозы Москвы". А вот мистер аккордеонист остался верен себе и облачился в загадочный эльфийский хитон, окутавший его целиком.

В общем, сложная получилась контаминация. С одной стороны - согласное пение смычковых, с другой - медитативные аккордеонные наигрыши Похьонена. А тут еще перкуссионист вытаскивает из компьютерных закромов такие созвучия, что, окажись в зале сибирские или лапландские шаманы, поднаторевшие играть на бубнах и трещотках, - они бы умерли от зависти. Даже не верится, что весь этот каталог призвуков, тембров и обертонов уместился под крышкой маленького ноутбука. От соприкосновения классических гармоний, этники и электронных сэмплов под крышей МДМ родилась музыкальная алхимия, оставляющая неповторимый осадок в глубине подкорки. Вот он, оказывается, какой - философский камень передовиков этноавангарда. Настоящая музыкальная магия - и никакого тебе разоблачения.

Евгений Белжеларский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера