Архив   Авторы  

Марс-бросок
Вокруг России

Россия способна построить "ковчег" для полета к Марсу, а Америка - "шлюпку" для спуска на его поверхность

Россия ближе к Марсу

Примечательно, что в Росавиакосмосе довольно спокойно отнеслись к космическим инициативам Джорджа Буша. И это при том, что американский президент заявил о сворачивании программы шаттлов и скором отказе США от проекта Международной космической станции (МКС). Первое означает, что в ближайшие годы российским кораблям придется в одиночку осуществлять смену экипажей МКС и снабжение станции (в конце минувшего года правительство РФ значительно увеличило финансирование дополнительных запусков к МКС). Второе - что после 2010 года, когда США планируют минимизировать свое участие в МКС, Росавиакосмос может лишиться немалой части заказов, а значит, и денег. Между тем начальник управления пилотируемых программ Росавиакосмоса Михаил Синельщиков полагает, что на ближайшее время программа международной станции останется космическим приоритетом и для Москвы, и для Вашингтона. Ее возможные коррективы будут обсуждаться 12 февраля на заседании Высшего совета по МКС.

Вопрос в том, найдется ли применение для российской космической отрасли, если наш главный космический партнер и конкурент в будущем все же сосредоточится на собственной межпланетной программе? По информации "Итогов", консультации экспертов на этот счет уже ведутся. Не исключено, что в ближайшее время переговоры выйдут на правительственный уровень. По словам вице-премьера Бориса Алешина, Москва готова присоединиться к новой американской программе освоения Луны и Марса. Особенно это касается совместного полета на Красную планету. "С технологической точки зрения мы этим уже занимались", - отметил Алешин.

О чем идет речь? Российская сторона готова сделать американцам предложение, от которого трудно отказаться. Дело в том, что в России, а прежде в СССР в течение нескольких десятилетий занимались разработкой проектов крупных межпланетных кораблей. В принятом еще в 1960 году постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР предусматривалось создание пилотируемых аппаратов для полетов на Луну, облетов Марса и Венеры. Намерения эти в силу ряда причин не осуществились. В конце же 1980-х пилотируемая космонавтика была объявлена одной из главных виновниц экономических проблем страны (хотя денежное обеспечение ее гражданского компонента традиционно не превышало 1 процента бюджета СССР) и переведена на финансирование, позволявшее ей в лучшем случае не переселиться окончательно в учебники истории. Спасло ее от окончательной гибели лишь присоединение к руководимому США проекту МКС, который был призван символизировать новую эру в отношениях между Россией и Америкой.

Вскоре, однако, стало очевидно, что если для США и прочих участников проекта МКС создание долговременной станции - несомненный шаг вперед, то для нашей страны, построившей с 1971 года семь успешно действовавших комплексов подобного типа (один из которых, "Мир", пролетал 15 лет), - в лучшем случае топтание на месте. Это наносило серьезный ущерб отечественной высокотехнологичной промышленности, одним из локомотивов развития которой всегда была пилотируемая космонавтика.

Процесс этот мог принять необратимый характер, если бы ракетно-космическая отрасль России не продолжала работать над созданием кардинально новых космических проектов, способных заинтересовать лучшие инженерные умы страны, даже несмотря на недостаточное финансирование. Итогом этой работы стала программа марсианской пилотируемой экспедиции, разработанная Ракетно-космической корпорацией "Энергия". Проект МАРПОСТ, Марсианской пилотируемой орбитальной станции, основан на базе межпланетного орбитального корабля (схема его внутренней компоновки предоставлена "Итогам" корпорацией "Энергия"). Общая масса комплекса - 400 тонн. Двигатель - электрореактивная установка, использующая в качестве топлива ксенон. Экипаж - 4 человека. Схема полета: МАРПОСТ достигает Марса и "зависает" на его орбите. На поверхность планеты опускаются не космонавты, а автоматические аппараты, управляемые людьми с борта комплекса. После проведения исследований автоматы доставляют пробы грунта на станцию. Затем МАРПОСТ возвращается к Земле, меняет обитателей и работает на околоземной орбите как обычная орбитальная станция. Когда Марс опять максимально приближается к Земле, МАРПОСТ с новым экипажем отправляется к Красной планете для продолжения исследований.

Стоимость проекта - 12-14 миллиардов долларов. Срок реализации - 10 лет. Столь несоизмеримо малые по сравнению с предлагаемыми в США сроки и суммы осуществления подобного проекта связаны с тем, что в нем Россия максимально использует свой уникальный более чем 30-летний опыт создания и эксплуатации орбитальных комплексов. При этом уровень безопасности для космонавтов МАРПОСТа практически такой же, как на околоземных станциях. По мнению Михаила Синельщикова, "подобный проект абсолютно осуществим, правда, при наличии трех условий: государственного решения, государственной программы и государственного финансирования". Что касается решения, то оно должно быть принято до конца этого года в рамках подготовки Федеральной космической программы до 2015 года.

В Росавиакосмосе считают, что экспедиция на Марс должна стать международной. Объединение сил России и США представляется логичным. Мы построили бы МАРПОСТ для полета к Марсу, а американцы, имеющие опыт "Аполлона", - посадочный модуль для спуска экипажа на его поверхность и для последующего возвращения на станцию. Другой вариант - возобновление космической гонки и острая конкуренция - экономически невыгоден обеим сторонам.

Марсианские цены

Джордж Буш, выступая со своими космическими инициативами, предпочел не вдаваться в технические и финансовые детали. Между тем американские эксперты настроены не слишком оптимистично. С технологической точки зрения в ближайшие годы американцы способны реанимировать свою лунную программу. Наиболее доведенная до ума разработка - проект нового корабля Crew Exploration Vehicle. Машина будет запускаться на носителе одноразового использования типа "Дельта-4" или "Атлас-5" (это ракеты, по своим характеристикам близкие к российскому "Протону"). Спускаемый аппарат CEV (его схема предоставлена "Итогам" корпорацией Boeing - разработчиком проекта) по форме будет напоминать посадочную капсулу "Аполлона", то есть конус с немного выпуклым днищем.

Новый корабль должен быть сконструирован "в металле" к 2008 году, а первый пилотируемый полет совершить не позднее 2014-го. CEV призван стать универсальной рабочей лошадкой, которая заменит шаттл. Кроме того, с его помощью можно будет осуществлять полеты к Луне. Важно и то, что подобный "аполлоновидный" проект поддерживается конгрессом. Дэйв Уэлдон, член палаты представителей, заявил, что лишь такая схема "сможет обеспечить аварийно-спасательные свойства корабля, необходимые для сохранения жизней астронавтов, а кроме того, она является финансово приемлемой". Что касается тяжелого корабля, необходимого для доставки человека на Марс, то в Америке, в отличие от России, разработка его проекта даже не начиналась и существует лишь в виде общих концепций. По сути же марсианский корабль должен представлять собой не улучшенный аналог старого "Аполлона", а орбитальную станцию размерами с МКС, оснащенную мощным двигателем. Опыта создания подобных объектов у США нет.

Вторая проблема - финансовая. Джордж Буш-младший не первый, кого посетила идея межпланетных полетов. За последние полвека в рамках НАСА и других организаций было рассмотрено более тысячи вариантов лунных и марсианских пилотируемых экспедиций. Из относительно недавних и наиболее значительных шагов в данном направлении следует упомянуть "Инициативу по исследованию космоса" президента Джорджа Буша-старшего, выдвинутую им в 1989 году. Она включала в себя создание на околоземной орбите пилотируемой станции, постоянно обитаемой базы на Луне, а также экспедицию на Марс. Последняя планировалась на 2019 год. Стоимость всей инициативы была оценена в 400-500 миллиардов долларов. Конгресс посчитал данную сумму неприемлемой, и программа тихо скончалась. Буш-сын ошибок отца решил не повторять. Конкретных сроков полета на Марс он не называет (источники в Белом доме говорят примерно о 2030 годе), планируемое же финансирование амбициозных космических инициатив выглядит весьма скромно.

В течение ближайших пяти лет каждый последующий бюджет НАСА будет увеличиваться на 5 процентов по сравнению с предыдущим. Нынешний годовой "кошелек" агентства составляет около 15,5 миллиарда долларов. Кроме того, в рамках запланированного 5-летнего бюджета НАСА будет перераспределено 11 миллиардов долларов в пользу проектов, связанных с реализацией новых космических планов Белого дома. К тому же к 2010 году США намерены завершить свою часть программы строительства МКС, на которую ежегодно тратится миллиард долларов. Несмотря на то что Америка продолжит использовать станцию для медико-биологических экспериментов, из статьи расходов на МКС будет убран наиболее "прожорливый" пункт - сборка станции на орбите. Наконец, после 2010 года США прекратят эксплуатацию шаттлов, на что каждый год расходуется 4 миллиарда. Таким образом, по подсчетам НАСА, в начале второго десятилетия XXI века ежегодно в бюджете агентства будет дополнительно высвобождаться до 6 миллиардов долларов. Если принять во внимание, что один из проектов, предусматривающий возвращение астронавтов на Луну в течение пяти лет, был оценен в 15 миллиардов, то перспективы "свидания" со спутником Земли выглядят достаточно оптимистично. Но только на первый взгляд.

Даже суммы, которые планируется потратить только лишь на достижение лунной цели, способны вызвать скептицизм у экспертов. Ситуацию в интервью "Итогам" прокомментировал директор вашингтонского Института космической политики Джон Логсдон. По его мнению, при увеличении финансирования НАСА доля агентства в федеральном бюджете США все равно будет менее одного процента. Бюджет же НАСА на пике осуществления программы "Аполлона" достигал 4 процентов. В современном исчислении стоимость той лунной программы, осуществленной в 1961-1972 годах, оценивается в 125 миллиардов долларов, или восемь нынешних годовых бюджетов НАСА. Итак, "Аполлон": срок реализации - 11 лет, цена - 125 миллиардов; лунный план нынешнего главы Белого дома - соответственно 16 лет и 15-20 миллиардов. Конечно, у современной Америки арсенал космических технологий несравненно богаче. Но разница цифр все равно впечатляет. Вспомним и то, что в этом году исполняется 20 лет программе МКС - проекту несравненно более легкому, чем экспедиции на другие планеты. За это время США потратили на него более 20 миллиардов долларов, но станция в лучшем случае будет закончена лишь через шесть лет. Что же касается Марса, то минимальная стоимость "билета" на Красную планету в соответствии с проектом, разработанным американским инженером Робертом Зубриным, - 30 миллиардов. Таких расходов объявленное увеличение бюджета НАСА не покроет. "Так что Джордж Буш сделал лишь первоначальный взнос в реализацию новых планов США в космосе. Продолжать их финансирование или нет - на этот вопрос еще предстоит ответить преемникам нынешнего хозяина Белого дома", - считает Джон Логсдон.

Зачем нам Марс?

Пожалуй, третьей наиболее сложной - наряду с технической и финансовой - проблемой на пути осуществления планов межпланетных путешествий является психологическая. Проще говоря, обществу и властям нужен мотив для траты сил и средств на этого "журавля в небе".

В Америке мотив, похоже, нашли. В докладе "Оценка космической политики США после окончания холодной войны", подготовленном еще в 1992 году членами консультативного совета по космической политике при вице-президенте США, все разложено по полочкам. Согласно этому документу "оставаться лидирующей нацией в космосе по-прежнему отвечает интересам США", так как это лидерство "наполняет американцев чувством патриотизма", а кроме того, "усиливает возможности страны влиять на поступки и мнения прочих государств планеты". Иначе говоря, дает обладателю продвинутых космических технологий подавляющее военное преимущество.

Затянувшаяся сборка МКС, катастрофа "Колумбии", а главное, отсутствие видимого прогресса в области создания новых типов пилотируемой техники заставили серьезно усомниться в американском лидерстве. Поставить перед НАСА цели, ради достижения которых новая техника могла бы создаваться, - это и было, по мнению Джона Логсдона, главной причиной появления на свет нового космического плана Буша-младшего. Причем, как полагает глава Института космической политики, шансов преуспеть на космическом поприще у Буша-сына больше, чем у Буша-отца. В настоящее время обе палаты конгресса контролируются президентской республиканской партией (то, чего не было при Буше-старшем), а кроме того, значительная часть законодателей разделяет космические планы президента. Так, осенью 2003 года две трети сенаторов США и 101 член палаты представителей (их общее число - 435 человек) подписали обращение к президенту. В нем они обещали свою поддержку любой радикальной космической инициативе.

Остается убедить общество. Кстати, упор на лунную составляющую в космических планах Буша обусловил несколько сдержанную реакцию на них американцев: дескать, на Луне мы уже были, зачем же деньги тратить? По результатам опросов инициативу Белого дома поддерживают почти столько же человек, сколько и выступают против нее. По мнению известного американского астрофизика Фримена Дайсона, это объясняется тем, что "межпланетные полеты лишь в том случае имеют шанс, если они будут стимулировать воображение людей". Поэтому, считает Дайсон, общество скорее поддержит полет на Марс, чем на Луну.

С ним согласен российский социолог, глава Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон, который даже усматривает в марсианском проекте прямую экономическую выгоду. По его словам, "марсианский пилотируемый проект может стать одним из элементов очень важной символической структуры, которая создает новую социальную атмосферу в стране, повышает уровень оптимизма. Следствием этого является желание населения работать. И это очень хорошо понимают американцы при всем своем рационализме. Гордость за свою страну у них пересчитывается на доллары, поскольку вызывает повышенную экономическую активность".

России для ускорения экономического роста, видимо, также недостает оптимизма. А участие в осуществлении программы полета к Марсу может стать лучшим средством для поднятия его уровня. Прямая же отдача выражается в том, что участие в проекте будет способствовать созданию передовых технологий, способных покончить с нефтяной зависимостью страны. А также обеспечит общую мобилизацию научно-технического и промышленного потенциала России, что может быть использовано для решения и не связанных с космосом задач.

Юрий Караш Автор - член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера