Архив   Авторы  

Детройтский полигон
Дело

В автомобилях XXI века будут широко использоваться водород, электротяга, электроника и алюминий

Несколько дней назад в Детройте завершилось первое международное автошоу 2004 года. В выставочном комплексе Кобо были показаны 22 мировые премьеры серийных моделей и 11 экспериментальных разработок. Пока рабочие разбирали стенды, эксперты ведущих компаний мира приступили к анализу тенденций отрасли, ведь по традиции автосалон в Детройте определяет приоритеты на год вперед.

Что же показал смотр достижений капиталистического автомобильного хозяйства? Прежде всего это победное шествие принципиально новых двигателей - водородного (или, как его еще называют, двигателя на топливных элементах) и гибридного. Последний представляет собой комбинацию электромотора и двигателя внутреннего сгорания. В городе, где скорость невелика, такая машина движется на электротяге, а на трассе в действие вступает традиционный мотор. Пионером в подобных разработках стала японская корпорация Toyota, а выпускаемый ею серийно гибридный Prius накануне открытия Детройтского автосалона был объявлен "Автомобилем года" в Северной Америке. Toyota показала в Детройте и модель FTX - большой пикап с гибридным двигателем. Ставку на гибридный принцип теперь делает и DaimlerChrysler. Полноприводный концепт-кар Mercedes GST имеет под капотом дизель и электромотор. А Honda вообще привезла в Детройт экспериментальный автомобиль Kiwami, который оснащен водородным двигателем. Правда, такие двигатели пока очень дороги. Более практична другая разработка Honda - гибридный прототип Imas с кузовом из алюминия (масса - 700 кг). Расход горючего - всего 2,5 литра на 100 км.

Выбор Америки для демонстрации этих новинок не случаен. Дороги США утюжат в основном тяжелые и сверхмощные внедорожники и вэны, потребляющие порядка 20 литров бензина на 100 километров. Сегодня 52 процента американского легкового автопарка составляют машины массой свыше 1,6 тонны, тогда как в 1985 году их насчитывалось всего 25 процентов. Такое энергетическое расточительство уже породило дискуссии в американском обществе. В США появилось немало экологических организаций, пропагандирующих экономичные машины. И рынок реагирует на новые тенденции: при всей своей любви к массивным внедорожникам американцы - лидеры по приобретению гибридных машин. К примеру, Honda за три года реализовала в Америке 30 884 гибридных Civic, тогда как в Японии их было продано всего 4 тысячи. Конечно, по сравнению с 17 миллионами машин, которые ежегодно находят покупателей в США, это капля в море, но сдвиг налицо. Не случайно летом свой гибрид собирается предложить и Ford (модель Escape). Между тем специфика Америки делает продвижение гибридных автомобилей весьма непростым. В городах их преимущества неоспоримы: такие машины позволяют экономить до 40 процентов горючего. Однако на хайвеях технологические козыри сводятся к нулю - здесь в гибридном автомобиле задействован исключительно бензиновый двигатель. Для скоростных трасс идеально подходит дизель, но в Америке существуют более жесткие, чем в Европе, экологические нормы. Даже суперсовременный дизельный двигатель нового Mercedes E-класса допущен к эксплуатации в 45 штатах, а в пяти, в том числе и в Калифорнии, он не проходит по экологическим стандартам. Очевидно, что экологические строгости США заставят европейцев конструировать "чистый" дизель.

Детройт продемонстрировал и еще одну тенденцию: создание технологий XXI века не под силу одним только автомобильным компаниям, здесь требуется тесная кооперация с поставщиками комплектующих - сплавов для кузовов, электроники, электротехнического оборудования, резины. Консалтинговая компания Mercer Management прогнозирует, что в ближайшие 12 лет соотношение сил в автомобильной отрасли коренным образом изменится. В настоящее время мировое автомобилестроение дает 15 процентов глобального ВВП. На него приходится 8,8 миллиона рабочих мест. Предполагается, что, хотя производители увеличат выпуск автомобилей на 35 процентов, в денежном выражении объемы их производства сократятся к 2015 году на 10 процентов. Напротив, стоимостный объем производства комплектующих вырастет на 70 процентов. В основе исследования - беседы с 60 топ-менеджерами отрасли. Собственно производители сосредоточатся на дизайне и сервисе, а поставщики комплектующих возьмут на себя большую часть непосредственного производства, которое превратится в сборку из готовых компонентов.

Сегодня поставщики комплектующих, такие, как Bosch, Continental, Delphi, Visteon, Magna, производят ежегодно продукции на 417 миллиардов евро. К 2015 году эта цифра вырастет до 700 миллиардов. Благодаря такому росту по всему миру будет создано 3,3 миллиона новых рабочих мест. От подобной тенденции особенно выиграют производители автомобильной электроники и электрики: если сегодня в автомобиле стоимость данных компонентов составляет в среднем 2220 евро, то к 2015-му произойдет ее удвоение до 4150 евро. В настоящее время доля собственно автопроизводителей в стоимости готовой машины ограничена 35 процентами. В денежном выражении это примерно 4000 евро. К 2015 году, согласно исследованию Mercer Management, данный показатель сократится до 23 процентов, или до 2670 евро.

Наконец, Детройтский автосалон традиционно расценивается как своего рода барометр настроений американского рынка. По прогнозам, в 2004 году в США будет продано 17 миллионов автомобилей. Пользуясь благоприятным курсом доллара, американские компании нацелились на Европу. Chrysler рассчитывает довести свою долю на рынке Старого Света до одного процента. Сегодня она составляет от 0,5 до 0,7 процента в зависимости от страны. Однако небо над Детройтом, где располагаются штаб-квартиры "большой тройки" - General Motors, Ford и Chrysler, безоблачным назвать нельзя. Последним годом, когда этим трем гигантам удалось увеличить свою долю на рынке, был 1988-й. С тех пор она неуклонно сокращается - с былых 74,1 процента до 60,1. Накануне открытия Детройтского автосалона в США вышла книга Мишель Мэйнард, в которой критически анализируется состояние отрасли. Для автора, экономического эксперта газеты "Нью-Йорк таймс", закат Детройта как центра автомобилестроения - лишь вопрос времени. "По истечении нынешнего десятилетия "большая тройка" перестанет существовать в ее теперешних масштабах", - уверена автор 328-страничного исследования, получившего название "Конец Детройта". Вывод, который делает Мэйнард, подобен смертному приговору: "Автомобильная отрасль в США не исчезнет, просто ей предстоит смена владельцев: Toyota, Honda, BMW и Mercedes уже производят в Алабаме, Кентукки, Северной Каролине". А в спину японцам и немцам уже дышат честолюбивые корейцы... В свое время легендарный менеджер Ли Яккокка спас от банкротства Chrysler, начав бескомпромиссную борьбу за качество. Причем работал он за символическую зарплату в один доллар в год. Кто из нынешних топ-менеджеров способен сегодня на такой подвиг?

Александр Михайлов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера