Архив   Авторы  

Подземный ход в Америку
Парадокс

Идея построить тоннель под Беринговым проливом и соединить Евразию и Северную Америку трансконтинентальной железной дорогой родилась более ста лет назад, однако "проект века" так до сих пор и не реализован. Тут как с полетом на Марс: вроде все согласны, но лететь никто не летит

Надо сказать, что первый проект трансконтинентального тоннеля родился больше века назад. Он был предложен русскому правительству неким американским синдикатом еще в 1902 году. Уже тогда технически постройка гигантского инженерного сооружения была вполне осуществима. В России к этой идее отнеслись с полной серьезностью. Проект дважды рассматривался министрами царского правительства, однако так и не был принят. Сомнения вызывало то, что для осуществления плана требовались гигантские затраты, а выгоды от подобного вложения капитала были весьма туманны. Затем грянули Русско-японская война и революция 1905 года, и России стало не до этой масштабной стройки. А при советской власти сама идея проложить железнодорожный путь на территорию потенциального противника казалась абсурдной. Но в последние годы ученые возобновили работу над проектом. С российской стороны этим занимается Центр интегрированных регионально-транспортных проектов при Российской академии наук, который возглавляет член-корреспондент Российской инженерной академии Виктор Разбегин. "К настоящему времени выполнен большой объем работ по предварительному технологическому обоснованию проекта, - говорит Виктор Разбегин. - Мы провели ряд экспедиций в район предполагаемого строительства. Результаты исследований неоднократно обсуждались на различного рода конференциях. Еще в 1998 году мы вплотную подошли к подписанию межправительственного соглашения о строительстве трассы, но грянул дефолт, и все инициативы были отложены. Сегодня работы в этом направлении продолжаются. Например, в США сейчас поднялась новая волна интереса к этому проекту, вызванная событиями на Ближнем Востоке". Но если абстрагироваться от политики, то речь идет о вполне естественном сухопутном соединении Северной Америки и Евразии для создания глобального транспортного коридора из Азии и Европы в Америку через Россию.

В стороне от дорог

В самом узком месте ширина Берингова пролива - около 90 километров. Длина тоннеля, по разным оценкам, может составить от 100 до 110 километров. Существенно облегчает строительство то, что посередине пролива расположены два острова: Ратманова и Крузенштерна - Большой и Малый Диомиды. Кроме того, геологические условия Берингова пролива весьма благоприятны: небольшая глубина прогиба - не более 18 метров - плюс устойчивые грунты.

Подземного инженерного сооружения подобной длины в истории человечества еще не было. Однако реализация проекта осложняется несколькими обстоятельствами. Дело в том, что ни с российской, ни с американской стороны к месту предполагаемой прокладки тоннеля нет необходимых автомобильных и железнодорожных подъездов. На американской территории ближайшая от Берингова пролива автотрасса находится в 1200 км, у города Фарбэнкс, на российской - в 1600 км, у Магадана. Что же касается железнодорожных путей, то с американской стороны ближайшие рельсы проложены в 2000 км от пролива, в городе Принс-Джордж канадской провинции Британская Колумбия. С российской стороны ближайшей железной дорогой является БАМ. По словам Виктора Разбегина, в США уже принято решение о строительстве железной дороги на Аляске. В России же строительство ответвления от Байкало-Амурской магистрали пока только планируется, и то всего лишь до Якутска.

Тем не менее российской стороной сегодня рассматриваются два варианта прокладки дороги к Берингову проливу. Первый - это возрождение знаменитой сталинской "мертвой дороги" Салехард - Игарка как составной части Приполярной магистрали от Воркуты до Анадыря. Эта магистраль длиной около 6500-7500 км могла бы пройти через Надым, Дудинку, Норильск, Тикси, Билибино, Эгвекинот. Ее строительство позволило бы получить круглогодичный доступ к месторождениям Ямала, Таймыра, Якутии, Чукотки.

- Но у данного варианта есть один существенный недостаток, - говорит Виктор Разбегин. - Так как он имеет скорее внутрироссийское предназначение, то под его осуществление будет сложно найти инвесторов. А вот вариант строительства железнодорожной ветки от Якутска через Магаданскую область на Аляску может заинтересовать и другие государства, прежде всего азиатские.

Стройка века

Масштабы строительства тоннеля и требуемые капиталовложения впечатляют. По времени на воплощение проекта может уйти лет 15-20, а по деньгам - около 60 миллиардов долларов. А что Россия получит взамен? Ведь хорошо известно, что даже самый крупный на сегодня тоннель под Ла-Маншем убыточен, а доставшаяся огромным трудом БАМ простаивает без работы.

- БАМ - это скорее положительный пример, - считает Виктор Разбегин. - К сожалению, укрепилось мнение, что БАМ - это "дорога в никуда". Хотя на самом деле то, что БАМ все-таки построили, для нашей страны счастье. Это готовая современная транспортная ось, а ее беда только в том, что задачи, для решения которых ее фактически строили, были отложены на годы. Только сейчас начинают разрабатываться месторождения в зоне БАМа. Я считаю, что лет через десять БАМ выйдет на проектную мощность и все разговоры о ее убыточности утихнут сами собой, о них просто забудут. Что же касается тоннеля под Ла-Маншем, он и не должен был окупиться. С самого начала было ясно, что с точки зрения экономики он невыгоден, хотя бы по той причине, что там нечего перевозить. У тоннеля под Ла-Маншем другая задача, чисто политическая: с постройкой тоннеля Англия формально перестала быть островом.

Если же российско-американский проект осуществится, это откроет путь к освоению огромной сухопутной области с богатыми залежами полезных ископаемых. Эти месторождения на сегодняшний день не разрабатываются только из-за отсутствия нормальной транспортной схемы.

Тоннель будет не только транспортным коридором. В нем проложат линию электропередачи, которая соединит две мощнейшие в мире энергосистемы. У нас в Сибири есть избыточные потенциальные энергетические мощности, и Россия могла бы успешно торговать ими. Кроме того, известно, что годовой эффект от соединения двух энергосистем составляет 5-10 процентов от мощности меньшей системы. В данном случае экономия в год составит порядка двух-трех миллиардов долларов. Естественно, в тоннеле будут проложены связь и, возможно, газо- и нефтепровод. В последнем, кстати, очень заинтересованы американцы.

Фактически нынешняя ситуация в точности повторяет историю с тоннелем под Ла-Маншем. "Готовое технико-технологическое обоснование проекта тоннеля под Ла-Маншем провалялось под сукном около тридцати лет, до той поры, пока лидеры Великобритании и Франции за завтраком фактически в течение пяти минут не решили этот вопрос положительно, - говорит Виктор Разбегин. - Если завтра президенты США и России примут решение, что дороге быть, то в течение трех лет мы можем завершить все проектно-изыскательские работы, а через 10-20 лет мечта о тоннеле воплотится в жизнь".

Андрей Курочкин

АЛЬТЕРНАТИВА

Тоннель или мост?

Пока в России и США обсуждается идея прокладки тоннеля под Беринговым проливом, на свет появляются все новые мысли о возможном способе соединения Чукотки и Аляски. Один американский инженер предложил построить над проливом подвесной мост протяженностью 100 километров. По замыслу автора, смонтированные на берегу опорные башни с помощью вертолетов будут попарно опущены в Берингов пролив и надежно закреплены якорями. Затем на стальных кабелях к ним подвесят двухъярусное тело моста: сверху - проезжая часть, снизу - нефтепровод, который и является главной изюминкой проекта. Автор российско-американского "моста дружбы" уверен, что расходы на его строительство (предположительно 50 миллиардов долларов) в кратчайший срок окупятся за счет экспорта нефти из России в США.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера