Архив   Авторы  

Мильон терзаний
Искусство

Премия "Букер" досталась Василию Аксенову за роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки"

Объявление короткого списка в этом году не обошлось без скандала. Схлестнулись член жюри Никита Елисеев, разругавший шорт-лист за "усредненность" попавших в него шедевров, и известный критик Немзер, обвинивший Елисеева в аморальности и профессиональной нечистоплотности - мол, или выходите из состава жюри, или не критикуйте. Между тем предмет спора весьма показателен. "Сюжет усреднения" в деятельности жюри действительно существует. Виновата здесь не злокозненность его членов, а то, что "Букер" до сих пор воспринимается как единственная "специальная" премия, которую дают именно за роман. В этой ситуации жюри вынуждено забывать о вкусовых пристрастиях и вручать всем сестрам по серьгам, а потому его решения напоминают раздачу долгов. Кому-то дают за выслугу лет. Кому-то - чтобы восстановить баланс между "западниками" и "почвенниками". Кому-то - по принципу пробного шара: а что, если наградить роман, стоящий на грани с массовой литературой? Отсюда - желание собрать в финале не сравнимые друг с другом вещи. Но борьба в этом случае заведомо не может иметь особого накала.

Вот и на этот раз букеровская интрига как-то не сложилась. Правда, претенденты блистали разнообразием - тут и псевдоисторический роман (Аксенов), и антиутопия (Петрушевская), и разного рода бытописания (Курчаткин, Слаповский, Зайончковский), и дневник богемных будней (Петрова). Но уровень текстов таков, что почти любое решение выглядело бы обоснованным, а потому неинтересным. Победил литературный мэтр Аксенов, и о нем разговор особый. Роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки" не лучшая из аксеновских вещей. С "Бочкотарой", ранними повестями и "Островом Крым" ее не сравнить. Похоже, Аксенов пал жертвой метода шестидесятых - этакого сочетания оруэлловских аллегорий и сатирической карикатурности. Все это хорошо работает, когда речь идет о вещах актуальных и злободневных. Но как только ракурс перемещается в историческое прошлое - а у Аксенова это XVIII век, - так сразу же дух и нравы давно минувших дней улетучиваются на глазах. И аналогии с современностью, изложенные карикатурно-карамзинским стилем, кажутся натянутыми и надуманными. Быть сатириком и историком одновременно - задача вряд ли решаемая. Одна из двух ипостасей непременно страдает.

Кстати, осведомленные источники утверждают, что решение жюри далось трудно и до последнего момента не могли выбрать между Зайончковским и Аксеновым. При том что их романы не похожи решительно ни в чем, можно представить мильон терзаний и жестокую борьбу мотивов (вряд ли напрямую связанных с литературой), которые овладели членами жюри. И еще. Может, роман Аксенова и достоин премии. Но коль скоро вручается она под председательством Владимира Войновича, представителя одного с Аксеновым литературного поколения, не будет ли это воспринято как факт литературного кумовства и не создаст ли нежелательный прецедент? Представим в порядке бреда, что председателем следующего жюри станет Виктор Ерофеев, а наградят, к примеру, Сорокина. Или наоборот. На что это будет похоже?

Евгений Белжеларский

На фоне Станиславского

Вручены юбилейные премии имени основоположника

Еще не так давно общественность торжественно отмечала десятилетие "Золотой маски" - самой главной профессиональной премии в области театра. А в этом году празднует такой же юбилей премия Станиславского. С другими премиями она никак не соревнуется, в "главные и национальные" не рвется, существует скромно, зато с достоинством. За 10 лет ею отмечено около 100 лауреатов, и, что самое интересное, ни разу ни один из них не вызвал привычных в журналистской среде сомнений в правильности выбора. Как уж там жюри совещалось-спорило, не знаю, но всякий раз попадало в точку.

Премию в связи с юбилеем давали не за конкретную работу, а как бы итоговую, за вклад в искусство или за достижения последних лет. Жюри (в его составе Петр Фоменко, Марк Захаров, Олег Табаков, Людмила Максакова и другие) главной своей задачей видит "защиту культурных ценностей в новых условиях" - имя Станиславского к тому обязывает.

Первой была объявлена номинация "Театроведение", что, конечно, знаменательно. О театроведении как о науке в последнее время стали забывать, газетная журналистика вытеснила из обихода обстоятельный критический разбор, театры остались один на один с новым временем, не очень понимая, куда ж им плыть. Юбилейную премию Станиславского жюри вручило Майе Туровской, одному из лучших наших театроведов, блестящему критику с жестким, аналитическим умом. Время чаще всего безжалостно поступает с критическими текстами, многие статьи и даже книги, бывшие безусловными достижениями 60-70-х годов, сегодня трудно читать. К статьям Туровской это не относится, в них и ход мысли, и даже ритмы - все кажется современным. В номинации "Искусство режиссера" жюри абсолютно логично решило поощрить молодых. Будущее русского театра, рассудили представители старшего поколения, зависит сегодня от них, и если мы хотим продолжить традицию психологического искусства, завещанную нам Станиславским, то именно это направление и стоит поддержать. Премию получил Миндаугас Карбаускис, поставивший в Москве уже довольно много хороших (и, что самое главное, серьезных) спектаклей.

В номинации "Искусство актера" два лауреата - актер Малого театра Валерий Баринов и Галина Тюнина, одна из лучших актрис "Мастерской Петра Фоменко". Еще есть номинация "Строитель театра", и опять два лауреата - Юрий Погребничко, создатель и режиссер театра "ОКОЛО дома Станиславского" (театр этот недавно катастрофически пострадал от пожара, надо думать, премия в три тысячи долларов хоть чем-то поможет в этой печальной ситуации), и Юрий Копылов, главный режиссер Ульяновского драматического театра: в труднейших условиях он умудряется не идти на поводу у кассы, держит в репертуаре Шекспира и Гауптмана и все еще верит в просветительскую миссию своего театра. За вклад в развитие современного театра премию вручили драматургу Людмиле Петрушевской. И даже сказать тут нечего - кому же еще. Собственно, все оставшиеся премии вручали именно за вклад: "в актерское искусство" - обожаемой всеми Алисе Фрейндлих и замечательной немецкой актрисе Ютте Лампе, героине столь любимых москвичами чеховских спектаклей Петера Штайна; "в художественное оформление спектакля" - может быть, самому значительному сценографу нашего времени Давиду Боровскому.

Марина Зайонц

Умный белый мужчина

Издательство "АСТ" выпустило книгу известного американского кинодокументалиста Майкла Мура "Где моя страна, чувак?"

Это далеко не первый бестселлер Майкла Мура, знаменитого кинодокументалиста, чье репортерское мастерство вкупе с гражданским мужеством было отмечено высшей наградой Каннского фестиваля. Но прежде чем "Фаренгейт 9/11" получил "Золотую пальмовую ветвь", неутомимый Мур успел выпустить несколько сенсационных фильмов, а заодно и книг. Одна из них, "Глупые белые мужчины", продержалась в списках американских бестселлеров больше года и была напечатана тиражом 4 миллиона экземпляров, постепенно завоевывая страны и континенты: в Англии, например, ее объявили "Книгой года". Кстати говоря, эта новоявленная "библия" вскоре появится и в наших книжных магазинах. Словом, за что бы ни взялся Майкл Мур - книжки ли писать, кино ли снимать, - везде его ждет оглушительный, колоссальный, невообразимый успех. Невзирая на все происки ныне здравствующей американской администрации, пытавшейся запретить прокат "Фаренгейта" и рассыпать тираж "Глупых белых мужчин". Тщетно. Майкл Мур боролся до победного, не идя ни на какие уступки. И, как видите, победил: после каннского триумфа его новая книга будет, по-видимому, напечатана еще большим тиражом, чем предыдущая. Несмотря на то, что она почти дословно воспроизводит закадровый текст фильма, густой и насыщенный, со ссылками на источники и документы, изобличающие политику Белого дома, главный недостаток которой - ложь. Всепроникающая, притворяющаяся правдой, промывающая мозги и сеющая страх. Как пишет Мур, если долго повторять одну и ту же ложь (скажем, о необходимости войны с Ираком в целях национальной безопасности), она постепенно начинает походить на правду. Если тупо внимать широковещательным заявлениям, не задумываясь и не пытаясь анализировать, то неизбежно станешь жертвой пропаганды. Как большинство американцев, поверивших Бушу на слово, проголосовавших за человека, который в трагические часы 11 сентября не нашел ничего лучшего, как спрятаться в бункер. Ничего более остроумного, нежели беспрепятственно выпустить членов клана бен Ладенов за пределы своей страны, даже не допросив. Пытливый Майкл Мур задает себе вопрос: откуда такая трогательная забота о родственниках человека, угрожающего всему цивилизованному миру? Кому это выгодно? И сам же отвечает на него: клан Бушей тесно связан с кланом бен Ладенов, инвестировавших в американскую экономику триллионы долларов. И не только в экономику, но и в собственный карман семейства Бушей.

Забавно, но многие - и у нас в России тоже - считают позицию Мура "непатриотичной", подрывающей основы государства. Таким же "подрывателем" когда-то называли и Солженицына, чей "Архипелаг ГУЛАГ" перечеркнул последние иллюзии по поводу коммунизма. Как ни печально это звучит, книга Мура перечеркивает последние иллюзии по поводу так называемого олигархического капитализма. При том, что - будем честны с самими собой - "Архипелаг" в сто раз страшнее. В общем, есть о чем подумать.

Диляра Тасбулатова

Веселое прощание

В театре "Эрмитаж" поставили "Суер-Выер" Юрия Коваля

Знания о чем? Не об уходящей ли жизни и несбывшихся в чем-то мечтах поколения знаменитых шестидесятников, к которому спектакль обращен? Впрочем, есть здесь и конкретное посвящение - Петру Фоменко. Оно не случайно. Для Левитина это даже не имя, а знак стойкого идеализма, спасительного талантливого хулиганства, презирающего всякую буржуазность, пресловутый здравый смысл. Ближе к финалу все участники спектакля под пушечную пальбу и литавры пропоют ему дурацкую, как положено, но и трогательную кантату "Любовь бессмертная!". А пока - корабль плывет. Взмывает на мощных волнах хрипловатого баритона Фрэнка Синатры.

Под тугим парусом на открытой всем ветрам сцене кренится палуба. Соленые брызги обдают с ног до головы необычную команду (прототипы которой - приятели Коваля): сурового, как старик Хем, капитана Суер-Выера (Владимир Шульга), необъятного боцмана Чугайло (Андрей Нагорнов), незлобивого старпома (Александр Пожаров), лирического Дяйя (Сергей Олексяк), трусоватого, но азартного лоцмана Кацмана (яркая работа Арсения Ковальского). Вместе с мадам Френкель, юнгой Ю и мичманом Хреновым они, кажется, за борт готовы шагнуть, чтобы оправдать самый рискованный, на грани фола пассаж. А таковых немало. Чего стоит лишь ироническая эротика в сцене с Уникорном (существом, целиком состоящим из одного органа, понятно какого) или буйство женской плоти на вожделенном острове неприкрытых дамЙ Раблезианская полнота жизни, захлестывающая здесь сцену от душевного здоровья, а еще от острого ощущения, что все имеет свой конец. Даже поиски острова Истины. А впрочем, обрывает режиссер, к черту всякую пафосность! Пусть прощание будет веселым...

Елена Сизенко

Рок-н-ролл - не просто возраст

Группа "Воскресение" отметила 25-летие концертом в МДМ

Если Макаревич - это, можно сказать, Пушкин от рок-музыки, то Алексей Романов - Баратынский, не меньше. Потому-то юбилеи "Воскресения" традиционно входят в первую тройку красных дат русского рока. Было время - этак с четверть века назад, - когда песни этой группы звучали из распахнутых московских окон едва ли не на каждой улице. И проходящая мимо молодежь застывала на месте точно так же, как когда-то сам Романов, по его словам, "застывал с зубной щеткой во рту, когда приемник сквозь шум и треск на коротких волнах проталкивал "Шизгару" или Don't Let Me Down. Началось все в 1969-м с институтского ансамбля, который играл твисты, шейки и прочие буржуазные танцы. И лишь десять лет спустя, когда состав успел не единожды поменяться, грянула настоящая слава. Первый же записанный "Воскресением" альбом, выпусти его тогда фирма "Мелодия", наверняка стал бы "золотым". А так музыканты просто пустили кассеты по рукам, отдав одну из них на Radio Moscow World Service, вещавшее на Запад, и уехали на юг. Вернулись уже знаменитыми. И кому теперь есть дело до того, что записанная на допотопный микрофон МД-47 программа слушалась, по нынешним меркам, весьма специфически. Вот разве что звукорежиссер рекорд-компании, выпустившей их песни в серии "Легенды русского рока", заподозрил, что дело нечисто. Пришлось автору приехать и лично засвидетельствовать, что это никакая не левая копия, что "именно так все и записывалось, именно так все и звучало".

Их печальные баллады были зеркалом для тысяч и тысяч юношей, обдумывающих житье. "По дороге разочарований снова очарованный иду", - этот грустный припев стал паролем маргинальной молодежи. Герой "Воскресения" был вдвойне лирическим. Он одинок, потому что "один женат, другой - богат, один дурак, другой - твой враг". Лучшие годы ушли - но, "может быть, один взгляд назад мне откроет в будущее глаза". Вероятно, нечто подобное в то время ощущали многие. Потому и любили эти песни - минорные, не очень богато инструментованные, но мелодичные и проникновенные. "Я сам из тех, кто спрятался за дверь, кто мог идти, но дальше не идет, кто мог сказать, но только молча ждет, кто духом пал и ни во что не верит". Вот она, музыка времени. О том, что "компромисс не для нас", спели уже потом, в конце 80-х.

Не так давно Алексей Романов с Андреем Сапуновым возродили свое "Воскресение" и, кажется, обрели второе дыхание. В 2003-м вышел новый альбом с говорящим названием "Не торопясь". Нового материала на пластинке немного, но он не хуже старого. Музыканты в полной мере обрели стиль и драйв, которые раньше только намечались. Ушли от бесконечной балладности, стали играть качественный блюз и довольно жесткий рок. "Твой дом на каждом углу - делай рок-н-ролл на каждом углу" - это очень даже бодро для таких дедушек. Но нет, похоже, они только молодеют с годами, поскольку стареть им надоело еще лет двадцать назад. Вот поэтому Романов и сказал поклонникам, которые пришли поздравить его в МДМ: "Мы не будем в 2004 году праздновать 60 лет на двоих с "Машиной времени". Дата какая-то несерьезная - ни туда ни сюда. Лучше мы отпразднуем 75-летие на двоих. Ждать осталось недолго - всего семь с половиной лет".

Евгений Белжеларский

Параллельное мнение

На экранах - корейская военная драма "38 параллель", собравшая в мировом прокате 68 миллионов долларов

Корейские режиссеры уже давно и успешно конкурируют со своими азиатскими коллегами, арт-хаусными режиссерами из Японии и Китая. Имена Ким Ки Дука и Им Квон Таека произносятся с не меньшим трепетом, чем, скажем, японца Такеши Китано или китайца Чжана Имоу.

Но демократической Корее мало славы нового азиатского центра "независимого кино". Здесь появились режиссеры, всерьез решившие наставить символические рога голливудским мэтрам дорогущих военно-патриотических драм, увести у них пускай не всю, но хотя бы часть аудитории.

При этом автор "38 параллели" Кан Чже Гю как будто кидает перчатку фабрикантам грез, снимая свой военный эпос: мол, за 150 миллионов зрелищное кино сделать можно, спору нет, а попробуйте-ка обойтись мизером. 12 800 000 действительно кажутся мизером по сравнению с голливудскими бюджетами, но фильм при этом позиционируется как один из первых корейских блокбастеров.

Заход напоминает сюжетный прием, использованный Джеймсом Кэмероном в "Титанике". Некоему пенсионеру сообщают, что на месте раскопок в районе демаркационной линии найдена его именная табличка времен корейской войны 1950-1953 годов . Старичок догадывается, что в бою на 38-й параллели погиб его брат, и едет отдать почести. А по дороге начинает вспоминать (как старушка, спасшаяся с затонувшего "Титаника"). Оказывается, в начале противостояния он, Джин-сок, молодой абитуриент, по недоразумению загремел в армию, а старший брат Джин-те отправился на передовую за компанию, оставив невесту, мать и совсем маленьких братьев и сестер. Один из военачальников обещает, что демобилизует младшего, в случае если старший получит звезду героя, да хоть бы и посмертно. И Джин-те начинает свою собственную войну за орден: лезет в пекло, берет языков, в общем, становится героем.

Батальные сцены выполнены в исправно голливудском стиле Спилберга ("Спасти рядового Райана"), Теренса Малика ("Тонкая красная линия"), Рэндэлла Уоллеса ("Мы были солдатами") - зрелищно, бодро, динамично и очень убедительно. Кровь хлещет, конечности разлетаются, трассеры свистят - и все это, повторимся, всего за 12 миллионов. Чже Гю, хорошо усвоивший принципы голливудских мэтров, явно наслаждается своей образованностью и навыками. Как школьник, отлично выучивший урок, бойко отвечает на экзамене и в предчувствии пятерки уже не может, да и не желает остановиться - передышки между перестрелками и бомбежками сведены до минимума. Но в эти кратковременные промежутки он умудряется рассказать драматическую историю гражданской войны корейцев юга с корейцами севера. Войны, в которой солдаты сражаются не за территорию, а за родителей, любимых, друзей, братьев и сестер. И это выгодно отличает "38 параллель" от пафосных голливудских картин, которые уже давно перестали давать пищу для ума и лишь радуют глаз выверенностью и спецэффектностью. Зритель устал сопереживать американским киногероям Вьетнама и Тихоокеанских кампаний 1941-1945 годов, в одиночку уничтожающим целые взводы "гуков" и "чарли". Для разнообразия очень интересно посмотреть на историю сквозь азиатский прищур. Хотя и корейская бойня не обошлась без активного американского вмешательства под руководством генерала Макартура.

С. Л.

Фотообразование

"Обещание фотографии" в Московском Доме фотографии

В Москву потоком хлынули лучшие корпоративные коллекции мира. Не успели в Пушкинском музее открыть выставку, сделанную на основе собрания Deutsche Bank, как в Доме фотографии уже выставляются лучшие фотографии второй половины ХХ века из коллекции DZ Банка.

Коллекция немецкого DZ Банка не просто одно из лучших собраний фотографии, а собрание фотографий, сделанных лучшими художниками ХХ века. Здесь есть фотографии Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Роя Лихтенштейна. Естественно, не забыты и классики фотографии - Хельмут Ньютон, Герхард Рихтер, Себастьян Сальгадо. Для московской "гастроли" экспонаты отбирали очень тщательно: главным принципом было показать москвичам тех авторов, которые еще не выставлялись в столице, и сделать это максимально репрезентативно. Фотографии реально снимались со стен офисов, так что те два месяца, что коллекция провисит в Москве, немецким клеркам придется лицезреть выгоревшие прямоугольники на стенах.

Корпоративные собрания банков и крупных компаний иногда бывают лучше и полнее, чем коллекции некоторых музеев современного искусства. И становится до боли обидно, что все это великолепие доступно исключительно служащим этих банков и корпораций, да и те зачастую видят лишь отдельные произведения, потому что коридор, отделяющий одну часть коллекции от другой, перекрывается электронным замком с ограниченным доступом. Хотя лучше, если белые офисные стены украшают фотографии Раушенберга, а не картинки с рассветами и закатами, купленные в ближайшем филиале IKEA. К тому же работать в окружении шедевров, должно быть, приятнее, чем в компании с китчем. Нетрадиционный взгляд художника способен существенно расширить видение мира обывателем, а то и вовсе его перевернуть. Например, 16 огромных композиций Клауса Ринке из серии "Стена" - изображение под разным углом женщины на фоне старой кирпичной стены, - развешанные где-нибудь в длинном коридоре, могут привести немецкого клерка к философским размышлениям о тщете всего сущего. А могут заставить бросить все и уехать в Иерусалим, например. Большинство работ вполне способно быть наглядным пособием. Из серии Арнольда Одерматта, в которой собраны различные дорожные аварии с участием Volkswagen Beetle, можно узнать, что один маленький "Жук" вполне способен снести уличный фонарь, а два маленьких "Жука" не всегда разъедутся на магистрали, где с легкостью разойдутся две колонны танков. Роберт Мэплторп рассказывает столь невероятную историю о цветах, что каждый здравомыслящий человек после лицезрения этой серии просто не может не признать, что цветы - наивысшие создания Вселенной. Ну а портреты Джеймса Дина в исполнении Денниса Стока примиряют рядового служащего с действительностью: оказывается, легендарный герой не всегда ходил в кожаной куртке с поднятым воротником. Случались в его карьере и другие фотосессии, где он еще не кумир молодежи, а простой парень, который хочет быть Кем-то, и он позирует в некой героической позе, положив кепку на сгиб локтя. А в товарищах у него - лохматый и упитанный хряк очень немаленьких размеров. В общем, многое можно почерпнуть из собрания произведений искусства собственной корпорации.

Наталья Филатова

ЧТО В ИТОГЕ

Noblesse oblige

На прошлой неделе в одном из столичных клубов состоялась презентация 11-го номера журнала "Знамя". Речь шла о наболевшем. О литературном мейнстриме. Если кто не в курсе - это та самая "серьезная", она же "высокая" проза, которая номинируется на премии и пестуется толстыми журналами. Не секрет, что ее электорат сузился еще в 90-е, а способность быть властительницей дум успешно стремится к нулю. Публика же предпочитает черпать суждения из сериалов, ток-шоу и массового чтива. И если интеллектуальное крыло постмодерна в условиях кризиса дрейфует в сторону жесткой коммерции, то мейнстрим такого позволить себе не может - ноблэс, что называется, оближЙ

В качестве антикризисной меры редакция "Знамени" ввела на части своей территории чрезвычайное положение. И появилось нечто под названием "Малая сцена" - этакий журнал в журнале, экспериментальная площадка для текстов, которые не соответствуют формату и на общих основаниях не могут быть помещены под обложкой "Знамени". По-видимому, имелось в виду, что прививка маргинальности толстому журналу не только не повредит, но и сделает его устойчивым к изменившемуся культурному климату.

Впрочем, "маргинализация" куска журнальной площади была сразу же оспорена оппонентами из числа критиков, собравшихся на презентацию. Они-то были уверены, что, паче всякого чаяния, вещи "Малой сцены" вполне могли быть напечатаны и обычным порядком. Нашлось бы место и лесбийской прозе, и "несвоевременным" мыслям Галины Юзефович о гримасах читательского спроса - всему этому "неформату". А литературная автономия - мера неоправданная. Мол, толстый журнал толстым и останется, помести он хоть зоофильские гимны, комплекцию все равно не скроешь. Из-за чего же весь сыр-бор? Удивительно, но даже хитроумный Андрей Немзер оценил происходящее именно так. А жаль. Новшество-то было предпринято не ради утяжеления макета. Это называется по-другому - художественный жест. Попытка демонстративно провести черту там, где она пока не наблюдается: минус-прием. И если взгляд критика упирается в пустоту, это что-нибудь да значит.

На мой вкус, редакция "Знамени" поставила диагноз нынешней словесности, которая, словно гоголевская вдова, сама себя высекла, уступив читателя литературным шоуменам. Бесконечное накручивание скандальности привело к девальвации как традиционных, так и авангардных ценностей. Что считать маргинальностью теперь, когда нет самиздата, когда чернуха и генитальная эстетика превратились в банальный маркетинговый ход, а новации формы читательской массой не востребованы? А ведь для мейнстрима выход в маргинальные зоны архиважен, это источник его развития. Если же в этих зонах выбрано все, что можно, если там гуляют сквозняки, градус графомании стремительно растет. Вот и напоминает творчество нынешних сочинителей "диссертации на соискание ученой степени писателя", как выразился главный редактор "Знамени" Сергей Чупринин. Рождения трагедии из духа словесности уже давно не наблюдается.

Евгений Белжеларский

HOW MUCH

9 миллионов 267 тысяч 990 фунтов стерлингов

Таковы результаты русских торгов, прошедших на аукционе "Кристи" в Лондоне на прошлой неделе. Представленные работы, преимущественно созданные в период с 1800 по 1920 год, были объединены в экспозицию "Выдающиеся русские картины". Среди художников были такие известные живописцы, как Иван Айвазовский, Василий Поленов, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Виктор Борисов-Мусатов, Константин Коровин, Константин Сомов. Наибольший ажиотаж вызвало полотно Ивана Айвазовского "Исаакиевский собор в морозный день". За городской пейзаж известного мариниста неизвестный ценитель выложил 1 125 750 фунтов стерлингов. Вторым по популярности стал Иван Шишкин. "Лесной пейзаж" кисти пейзажиста ушел за 766 850 фунтов, а "Песчаный берег" - за 285 250 фунтов.

350 миллионов долларов

В такую сумму обошлась налогоплательщикам подготовка реконструкции Большого театра. Основное здание закроется 2 июля 2005 года, но уже через три года здание главного театра страны будет открыто вновь. Во время реставрации, по словам гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова, труппа будет активно гастролировать по России и странам СНГ. А недавно возведенная Новая сцена ГАБТ продолжит свою работу в обычном режиме. Решение о реконструкции здания Большого театра было принято правительством РФ еще в 2000 году. Однако только на прошлой неделе стало известно, что тендер на проведение реставрационных работ выиграла югославская компания. Руководить процессом будет архитектор Никита Шангин из "Курортпроекта". Определен и установщик нового сценического оборудования, имя которого пока не называют.

ЖДЕМ-С!

Компактная живопись

Обложка пластинки и компакт-диска всегда была полем для воплощения самых буйных фантазий. Ведь от того, чем заполнен этот "белый квадрат", часто зависит судьба его содержимого, отданного музыкантом на суд публики. Может быть, изображенная на конверте знаменитого битловского "Сержанта Пеппера" галерея великих людей (от президентов США до писателя Эдгара По) обеспечила ему частицу славы? Редакция модного столичного журнала "Штаб-квартира" считает, что обложка компакта способна быть вполне самостоятельным эстетическим объектом. Поэтому она пригласила известных дизайнеров, которые взялись придумать собственные версии конвертов для украшения опусов известных музыкантов. Как знать, а вдруг через год-другой фанаты начнут присылать своим кумирам не восхищенные откровения, а собственноручно оформленные "звездные" диски? Главное - начатьЙ

Редакция решила выставить первые шедевры этой новой разновидности живописи в столичном Центре дизайна Artplay. С 10 по 15 декабря там пройдет арт-выставка "Музыка в Форме", которая позволит господам музыкальным оформителям проявить скрытые ранее таланты. Свои варианты дизайна любимой музыки предложат публике Дмитрий Перышков, Леонид Фегин, Арсений Мещеряков, Игорь Гурович, Самолет-студия, Студия Артемия Лебедева, Сергей Шанович, Антон Сакара и другие. А вот объектами творческого переосмысления станут такие популярные и любимые коллективом журнала исполнители, как The Beatles, KODO, Mylene Farmer, Cesaria Evora, Chemical Brothers, Nina Simon, Иоганн Штраус, Bob Marley, Billy Idol, "Гражданская оборона" и скандально известный "Ленинград". Работы дизайнеров, прежде чем они будут выставлены на обозрение публики, увеличат до размера 50х50 см. Ну а коллектив "Штаб-квартиры" выставит среди других живописно-музыкальных шедевров собственное изделие - новую версию обложки диска популярного диджея Санчеса, который сыграет гостям на открытии мероприятия. После голосования, которое в заключение будет проведено среди посетителей, каждый, кто "подаст" свой голос в защиту той или иной версии знакомой пластинки, получит в награду за труды диск Санчеса.

Евгений Белжеларский

"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯЮТ

Красный Нос

В то время когда наш Дед Мороз только запрягает сани в Великом Устюге, их Санта-Клаус уже в Москве. 9 декабря на московские экраны выходит "Плохой Санта", картина, лишний раз подтверждающая: для режиссеров братьев Коэнов и впрямь нет ничего святого. Запойный пьяница и потасканный донжуан Вилли Стоукс (Билли Боб Торнтон), как и его российские коллеги, не пропускает новогоднюю страду, чтобы подзаработать. Только вот его приключения нисколько не напоминают сладкие рождественские грезы.

Не срок, но повод

Большой театр и Мадридская Королевская Опера, "Ковент-Гарден" и венская Штатс-опера - вот далеко не все сцены, на которых за 15 лет концертной деятельности выступал оперный солист Бадри Майсурадзе. К этому своеобразному юбилею маэстро приурочил целый цикл концертов в Москве и Грузии, первый из которых пройдет 10 декабря в Центре оперного пения Галины Вишневской. В программе вечера - сцены из опер Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Руджеро Леонкавалло. Вместе с Майсурадзе на сцену выйдут его ученики, солисты центра.

Манеж сгорел, художники не разбежались

С 9 по 13 декабря в Москве состоится традиционная ярмарка "Арт-Манеж-2004". Правда, на этот раз по понятным причинам не в Манеже, а в комплексе ЦСКА. Тема предстоящей ярмарки - "Современное искусство. Аллюзии и Иллюзии". В столицу обещали приехать 58 галерей из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Тбилиси, Красноярска и Нью-Йорка.

Вам письмо

Мэйл-арт - современное искусство корреспонденции - выделился в отдельное художественное течение уже около полувека назад. Произведением мэйл-арта является не только художественное содержание письма, но и конверт, наклеенные на него марки, почтовые штемпели и гашение, то есть все то, что прозаически названо знаками почтовой оплаты. Выставка-дайджест "Мэйлартиссимо-2004", которая 8 декабря откроется в Центральном музее связи имени А. С. Попова, - объемная летопись мэйл-арта, а самый представительный из ее разделов посвящен 300-летию Санкт-Петербурга.

Рыцарь на все времена

В преддверии своего 90-летия Владимир Зельдин выходит на сцену в мюзикле: 10-11 декабря в Театре Российской армии состоится премьера "Человека из Ламанча" в постановке Юлия Гусмана. Легендарный актер, "учитель танцев" нескольких поколений предстанет сразу в двух ипостасях - автора бессмертного романа Сервантеса и его столь же бессмертного героя Дон Кихота.

КАК ПОЖИВАЕТЕ?

Григорий Остер, писатель:

- В последнее время я много работал и не скажу, что культурная жизнь была у меня очень насыщенной. В театре "Школа современной пьесы" прошла премьера моих "Вредных советов". Режиссер Андрей Андреев сделал из книги замечательную "фантазию для взрослеющих детей". Это не первая постановка "Советов", но на сегодняшний день, как мне кажется, лучшая.

Помимо этого я познакомился с Евгением Гришковцом - и лично, и с его творчеством. Мы всей семьей слушали на компакт-диске спектакль "Как я съел собаку" и получили массу удовольствия. Гришковец - это живое искусство, которое очень нужно людям. Извините за пафос. Новых книг я не читал, зато постоянно перечитывал Достоевского - это один из моих любимейших писателей. А по телевизору смотрел только "Московскую сагу" и на прошлой неделе несколько серий "Детей Арбата". Признаться, два этих сериала настолько похожи, что в моем сознании сливаются в одинЙ Бесконечный. Не могу сказать, что эти столь разрекламированные проекты пришлись мне по душе.

КОРЗИНА

Зефир в шоколаде

Совершить путешествие в пространстве и времени можно, побывав на спектакле Театра на Покровке "Последние страницы из дневника женщины" по прозе В. Брюсова. За сравнительно небольшие деньги и меньше чем за два часа благодаря постановщику Андрею Максимову вам удастся ощутить, что такое дорежиссерский театр 100-летней давности, почувствовать атмосферу трогательного провинциального действа. Эпоха модерна здесь, как на коробке зефира "Шармэль", обрела наконец свой изысканный завиток, а зрители ощутили ее помадно-сливочный вкус и много "невыразимой нежности". Да и как расскажешь о волнующих проблемах начала прошлого века не заламывая рук, не закатывая глаз, не демонстрируя ножки в черных колготках? Это уж будет какой-то не наш, невкусный модерн. Да и актрисе Наталье Гребенкиной тогда будет просто нечем заняться, как, впрочем, и другим исполнителям. Сплошной шармэль, короче.

Адреналиновая слабость

Все-таки странный человек этот Мэл Гибсон: то ничтоже сумняшеся берется за само Евангелие, то вдруг - за незатейливую чепуху под названием "Папарацци". Речь в фильме пойдет о нехороших репортерах, которых, в частности, поэт Всеволод Емелин с комическим воодушевлением обвиняет во всех смертных грехах - мол, из-за них погибла не только принцесса Диана, но и "культурный, непьющий, представительный египтянин". Герой "Папарацци" - тоже непьющий и представительный человек, да еще и начинающая кинозвезда, снявшийся в некоем боевике под названием "Адреналиновая сила". То есть лакомый кусочек для папарацци. Правда, прогневавшись не на шутку, он так отомстит за принцессу Диану, что мало не покажется. Страшно, аж жуть. Правда, с оттенком халтуры, нисколько не украшающим Мэла Гибсона.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера