Архив   Авторы  

Малопартийная система
В России

Ускоренное превращение России в парламентско-президентскую республику позволит избежать украинского варианта развития событий в 2008 году

Российские власти, похоже, намерены учесть печальный опыт своих украинских коллег. Как выяснилось, главная ошибка президента Украины Леонида Кучмы состояла в том, что он не успел провести политическую реформу до того, как стало очевидно, что операция "Преемник" провалилась. В России за три года до будущих парламентских и президентских выборов политическая реформа приблизилась к своей кульминации. Новый порядок избрания губернаторов на днях будет закреплен законом. На минувшей неделе президент внес в Госдуму законопроект о переходе на пропорциональную систему выборов в нижнюю палату парламента. Нет сомнений в том, что и он будет оперативно одобрен депутатами. А вот дальше начнется самое интересное. Столь поспешное изменение правил политической игры имеет смысл только в том случае, если в дальнейших планах власти присутствует конституционная реформа. В итоге Россия может трансформироваться из президентской в парламентско-президентскую республику, что позволит решить так называемую проблему-2008 и избежать украинского варианта развития событий.

Лучше меньше, да больше

Законопроект о пропорциональной системе выборов в Думу полностью меняет правила игры. Монополией на выдвижение кандидатов будут обладать только общероссийские политические партии. Избирателям предложено голосовать за федеральный и региональные списки кандидатов от той или иной партии. Принципиальным также является запрет на формирование предвыборных блоков, что автоматически отсекает от участия в выборах многочисленные партии-карлики. В рядах записных участников избирательных кампаний по этому поводу царит настоящий шок и трепет. Ведь новый избирательный закон вкупе с уже принятыми решениями о повышении минимальной численности партий и барьера их прохождения в Думу фактически закрывает дорогу в парламент для многих российских политиков и организаций.

Примечательно, что даже в рядах думской фракции "Единой России" нашлись депутаты, выразившие крайнее недовольство президентской инициативой. Правда, относятся они не к ядру партии власти, а к бывшим независимым, примкнувшим к "единороссам" после их победы на прошлогодних выборах. Понять их можно: многих членов нынешней фракции большинства точно не окажется в следующей Думе. В "Единой России" достаточно своих проверенных партийных кадров.

В настоящее время всего семь из более чем четырех десятков зарегистрированных российских партий удовлетворяют записанным в новом законе критериям. Об этом свидетельствуют данные Минюста, проводящего регулярные проверки зарегистрированных партий и объединений.

Если бы думские выборы прошли в ближайшие дни, то, по свидетельству и. о. руководителя Департамента по делам общественных и религиозных организаций Минюста Алексея Джафярова, участие в них могли бы принять лишь "Единая Россия", КПРФ, "Яблоко", Народная партия, Российская партия пенсионеров, Партия жизни и Партия возрождения России. Только у них число членов превышает требуемые 50 тысяч человек.

Впрочем, не только в численности дело. Это, как говорится, вопрос техники. Партия жизни и Партия возрождения России были созданы соответственно спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым и бывшим председателем Госдумы Геннадием Селезневым всего год назад, накануне парламентских выборов - 2003. Не обладая никакой внятной идеологией, они как-то умудрились привлечь в свои ряды по 70-80 тысяч членов. "Единая Россия" вообще утверждает, что в ее рядах состоит более 850 тысяч человек, хотя Минюст оценивает численность партии власти "всего" в 370 тысяч. С другой стороны, представленные в Думе ЛДПР и "Родина" никакого беспокойства по поводу нового требования к парламентским партиям не испытывают, хотя их численность менее 50 тысяч. Точно так же, как и не прошедший в нынешнюю Думу Союз правых сил с его 36 тысячами партийцев. Раздать необходимое число партбилетов не так уж сложно. Другое дело, что у контролирующих органов появляется инструмент отстранения партии от участия в выборах на основании проверки реальной численности ее рядов. Есть большое подозрение, что результаты такой проверки будут определяться не только фактами, но и отношениями конкретной партии с властью.

Если же добавить к этому повышенный до 7 процентов барьер для прохождения в Думу, то число участников следующей избирательной кампании окажется весьма ограниченным. Вряд ли многие политические объединения решатся тратить немалые деньги на выборы без серьезных шансов попасть в Госдуму. К примеру, из гонки выпадут те партии, которые традиционно использовали партийный брэнд исключительно для раскрутки своих одномандатников.

Все это по мысли авторов изменения избирательного законодательства должно способствовать появлению в России реальной "малопартийной" системы с четырьмя-пятью действительно крупными партиями, обладающими четко выраженной идеологией и харизматичными лидерами. Процесс уже пошел. Народная партия, чьи депутаты-одномандатники в Думе входят во фракцию "Единой России", активно привлекает в свои ряды все мелкие политобъединения левой ориентации, надеясь составить конкуренцию и партии власти, и КПРФ с "Родиной". Правый фланг, как и положено либералам, особой организованностью не отличается, но и там процесс объединения рядов неизбежен по причине невозможности политического выживания поодиночке.

Закон о роспуске Думы

Как стало известно "Итогам", Центризбирком, разрабатывавший законопроект о выборах в Госдуму, не собирался форсировать процесс его принятия. Предполагалась довольно длительная процедура предварительного обсуждения документа с региональными властями, политическими партиями и общественными организациями. Ускорение процессу придала администрация президента, настоявшая на скорейшем внесении законопроекта в Госдуму. Дальше за дело взялось контролируемое "Единой Россией" конституционное большинство в нижней палате. На минувшей неделе его лидеры высказались за скорейшее одобрение законопроекта о пропорциональных выборах. До Нового года он будет принят Думой по меньшей мере в первом чтении. Спрашивается: к чему такая спешка? Ведь до следующих федеральных выборов еще очень далеко.

Одна из версий, гуляющих в кулуарах Госдумы, сводится к тому, что президент готовится к роспуску нынешнего депутатского корпуса и его досрочным перевыборам уже на основе новых избирательных правил. Кстати, к такому шагу его может подтолкнуть сам факт вступления в силу нового закона. Сегодня Госдума наполовину состоит из депутатов, избранных в одномандатных округах, которые после введения пропорциональной системы выборов разом теряют легитимность. Закон, конечно, обратной силы не имеет, но все же... Скажем, в уже одобренном Госдумой и Советом Федерации законопроекте о фактическом назначении президентом глав регионов как раз заложен механизм обратного действия: президенту ничто не мешает поставить перед местными законодателями вопрос о замене губернатора, избранного населением региона. Та же участь теоретически может ожидать и нынешних депутатов.

Хотя даже столь важный вопрос, как возможность досрочного роспуска Госдумы, - не более чем частность. Полномочия нынешней Думы могут быть прекращены досрочно, если в Кремле сочтут такой шаг тактически целесообразным, например, в рамках завершающего этапа политической реформы. Но произойдет это точно не в ближайшее время. Конституционное большинство в парламенте, собранное из "единороссов" и сочувствующих, еще понадобится, поскольку политическая реформа вряд ли остановится на изменении избирательного законодательства.

"Евроремонт" Конституции

Все последние внутриполитические инициативы Кремля являются почти калькой с проекта политической реформы на Украине, который на минувшей неделе обрел силу закона. С 1 сентября будущего года в соседней стране будет запущен механизм превращения ее из президентской в парламентско-президентскую республику, что приблизит Украину к политическому "евростандарту". В России события развиваются по той же логике. С одним существенным нюансом: у нас власть имеет возможность провести конституционную реформу в условиях политического затишья, а не революционной ситуации, как на Украине.

Чтобы не раскачать раньше времени политическую лодку, все это делается под аккомпанемент клятв в верности Конституции. На днях клялся спикер Госдумы, лидер "Единой России" Борис Грызлов, заявивший, что ведомое им думское большинство формировалось для того, чтобы сохранять, а не менять Конституцию. Однако шаги власти по реформе политсистемы уже настолько далеко вторглись в конституционное поле, что процесс изменения Основного закона становится неизбежным.

Скажем, избрание губернаторов по представлению президента региональными парламентами прямо противоречит духу конституционной нормы о федеративном государстве. Исключительно пропорциональной системы выборов в парламент не бывает в президентских республиках, коей Конституция провозглашает Россию, - это атрибут республики парламентской. Во всех этих нововведениях вообще нет никакого смысла в случае отсутствия их логического продолжения - превращения России в парламентско-президентскую республику по образцу Франции. Зачем давать партиям монополию на выборах в Госдуму, если не предполагается наделить победившую политическую силу правом формировать правительство? Ведь рано или поздно само парламентское большинство потребует этого. И если к тому времени не будет проведена конституционная реформа, острого политического кризиса не миновать.

Действующая в России и в большинстве постсоветских стран сверхпрезидентская модель очевидно требует "евроремонта", в том числе и по причине непрекращающегося давления Запада по вопросу о соблюдении демократических стандартов. Главное же в том, что она не гарантирует от потрясений при передаче верховной власти новому лидеру. Опыт Украины свидетельствует, что операция "Преемник" может печально закончиться для ее организаторов.

Евгений Жеребенков, Светлана Сухова

МНЕНИЕ

Народ и партии

Возможные последствия принятия закона о пропорциональных выборах в интервью "Итогам" комментирует член Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Валерий Похмелкин.

- Как вы считаете, на изменении принципов избрания губернаторов и депутатов Госдумы политическая реформа остановится?

- Вряд ли. Владимир Путин фактически заявил на встрече с фракцией "Единая Россия", что он после второго срока уходит с поста президента, но остается в политике. Возникает вопрос, а как он это может сделать реально? Это возможно, только если проходит политическая реформа и основные рычаги власти перераспределяются от президента к правительству и парламенту. Президентская республика в ее нынешней модели просто не выдержит изменений, которые власть сейчас сама же инициирует. Для того чтобы осуществить эти преобразования, потребуются поправки к Конституции, и к тому моменту нужно уже иметь всю законодательную базу, в том числе по пропорциональным выборам.

- Какие подводные камни есть в законе о пропорциональных выборах в Госдуму?

- Подводных камней тут, собственно, два. Первый: сегодня депутаты-одномандатники - это чуть ли не последняя опора регионов в федеральной власти. Совет Федерации фактически сформирован Кремлем, и регионы отстранены от какого-либо влияния на него. Депутатам, избранным по партспискам, тоже никакого дела до субъектов Федерации нет. Фактически назначенные губернаторы скорее будут представлять интересы Москвы в регионах, чем наоборот. Поэтому если устраняются и одномандатники - все, процесс унитаризации закончен. А Россией управлять как унитарным государством, на мой взгляд, невозможно. Следовательно, для того чтобы это как-то компенсировать, надо переходить к прямым выборам Совета Федерации. И такие поправки сейчас инициированы. Вторая опасность: если пропорциональная система будет существовать в нынешних условиях, она будет оторвана от реальных интересов избирателей. Чтобы этой опасности избежать, партсписки нужно полностью регионализировать, сделать так, чтобы люди знали, за кого конкретно они голосуют в соответствующем субъекте Федерации.

- Какие партии выиграют от изменения порядка избрания депутатов Госдумы?

- Те партии, которые плохо выступают в одномандатных округах, но имеют лидеров, способных тащить список. Прежде всего ЛДПР - это классический пример, они всегда очень мало получали в округах, на последних выборах вообще ни одного человека не провели, но благодаря Жириновскому всегда могли получать много голосов по партсписку. Хуже не будет и коммунистам, потому что в последнее время они стали проигрывать в округах, но в списке что-то получают, брэнд какой-никакой есть. Думаю, если будет сформирована новая социал-либеральная или социал-демократическая партия, партия, выражающая те интересы, которые выражало "Яблоко", то такой партии эта система тоже выгодна, потому что ей вряд ли удастся привлечь сразу много сильных одномандатников, а нескольких вождей, способных вытащить список, сделать легче.

- Какое отношение в вашем комитете к законопроекту и какими будут ключевые поправки?

- Тут все очень просто. Комитет наш, как и любой другой, состоит в основном из депутатов "Единой России", они выполняют все указания, которые исходят из Кремля. Поэтому как скажет администрация президента, так и решит большинство членов комитета. Ясно, что концепция будет одобрена, идея избирать 100 процентов депутатов по партспискам будет принята. А дальше есть несколько нюансов, вокруг которых, видимо, развернется вся дискуссия. Нюанс первый - сколько должно быть кандидатов в федеральном списке и сколько в региональных. Второй - как быть с кандидатами, не входящими в партию, как гарантировать их права. Это проблемы, которые надо решать, потому что здесь есть конституционные ограничения. Я думаю, что будут попытки независимых депутатов внести поправку, которая оставила бы в Думе хотя бы треть одномандатников. Но это вряд ли будет поддержано, не для того все затевалось. Барьер прохождения в Думу - 5, 7 или 10 процентов - вокруг этого будет дискуссия, хотя, на мой взгляд, останется 7 процентов. Тем не менее не исключаю, что в какой-то момент в Кремле передумают и захотят понизить его до пяти, повысить вряд ли.

- Отношение в регионах к пропорциональным выборам будет, видимо, не очень позитивное...

- Нет, конечно. Опросы показывают, что идею отказа от одномандатных округов жители регионов воспринимают даже хуже, чем отказ от прямых выборов губернаторов. Может быть, и потому, что депутат-одномандатник - это едва ли не единственный сегодня канал связи людей с властью. Это ценится людьми, законодательная работа депутата их волнует меньше. Что касается политической элиты - партий, то к ним плохо относятся. Потому что есть немало людей, которые себе в партиях места не нашли, но имеют ресурсы, амбиции и до сих пор избирались по округам. Сейчас им придется идти на поклон в партии. Поэтому реакция в регионах на закон будет в основном негативная. Но кто на это обратит внимание?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера