Архив   Авторы  

Цветение цветмета
Дело

Высокие мировые цены сделали цветную металлургию одной из самых успешных отраслей российской промышленности. Когда закончится пора цветения "цветников"?

Отечественные компании, работающие в цветной металлургии, на первый взгляд могут служить едва ли не самым ярким примером российских предприятий, которые смогли безболезненно встроиться в современные экономические условия и наладить масштабный бизнес не только дома, но и за рубежом. Именно "цветники" ближе других подошли к западным стандартам корпоративного управления, быстрее многих коллег из других отраслей освоили международные нормы финансовой отчетности. Несколько лет назад именно представитель цветной металлургии совершил, пожалуй, самое громкое поглощение на мировом рынке, которое когда-либо удавалось российским компаниям. Тогда "Норильский никель" купил Stillwater Mining Company (SWC), монопольного производителя металлов платино палладиевой группы на территории США. Общая стоимость сделки по мировым меркам была невелика - более 340 миллионов долларов. Часть суммы российская компания внесла палладием. Однако вопрос о разрешении на покупку решался на самом высоком уровне - возможность прихода "Норникеля" в США обсуждали президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш. Сравнимых по значению шагов на международном рынке не делали даже отечественные нефтяные компании. Означает ли это, что российская цветная металлургия действительно является примером успешной организации бизнеса? Об этом - в очередной серии проекта "Итогов" "Конкурентоспособность".

Кажущееся благополучие

Уходящий год обещает стать для российских компаний едва ли не самым успешным. Мировые цены достигли своего исторического максимума, и их существенного снижения аналитики не прогнозируют. Спрос на цветные металлы остается стабильно высоким. Связано это как с увеличением потребления цветных металлов в отдельных странах, например в Китае, так и с ростом спроса со стороны мировых авиа- и автопроизводителей. Компании, задействованные в цветной металлургии, обеспечены заказами на несколько лет вперед. Цветные металлы активно торгуются на мировых биржах, но отечественные компании смогли договориться о долгосрочных прямых поставках с крупными покупателями, иметь которых среди своих клиентов не постеснялся бы никто из мировых лидеров отрасли. Скажем, отечественный производитель титана "ВСМПО-Ависма" имеет стратегические соглашения с крупнейшими мировыми авиастроителями, в том числе c Boeing. "Норникель" напрямую поставляет свои металлы General Motors. Поэтому неудивительно, что представители отечественных компаний смотрят в будущее оптимистично.

Так, руководитель управления по работе с инвесторами "Норникеля" (крупнейший производитель никеля и меди в России) Дмитрий Усанов говорит "Итогам": "В этом году на рынке никеля мы видим небольшой дефицит, который возник в результате увеличения спроса на металл со стороны потребителей в Китае, США и Японии, а также неспособности крупнейших производителей увеличить производство никеля в соответствующем объеме. В ближайшие несколько лет мы не ожидаем существенного увеличения мирового производства никеля - новые, относительно крупные проекты начнут поставлять металл на рынок не ранее 2006 года. Это проекты компаний Inco и BHP Billiton, общий годовой объем производства никеля по которым оценивается в размере 150-170 тысяч тонн. Если мы сравним этот объем возможного дополнительного металла с общим объемом рынка никеля, который составляет порядка 1 миллиона 250 тысяч тонн в год, то увидим рост всего лишь на 12-13 процентов. Мы считаем, что спрос на никель в ближайшие годы будет увеличиваться".

Не пугает представителей отрасли и возможное снижение цен. Заместитель генерального директора по алюминиевому бизнесу компании "Русал" (производит 75 процентов отечественного первичного алюминия) Валерий Матвиенко так оценивает ситуацию на рынке: "Сегодня уровень сложившихся цен во многом отражает изменение курса доллара по отношению к корзине таких валют, как евро, фунт и иена. Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективе, когда рынки не ожидают существенного укрепления доллара, значительного падения цены не произойдет. С другой стороны, энергоемкость металлургических производств и тенденция роста стоимости энергоносителей могут привести к дальнейшему росту цен. Таким образом, по нашему среднесрочному прогнозу существующая стоимость алюминия может даже увеличиться на 10 процентов, а по долгосрочному - снизиться не более чем на 10 процентов. Но в любом случае цена окажется выше многолетних средних значений". Первый вице-президент "СУАЛ-Холдинга" (контролирует порядка 25 процентов производимого в России алюминия) Владимир Скорняков также полагает, что с существенными проблемами алюминиевые компании не столкнутся: "Если исходить из вероятного спроса на алюминий, то перспективы развития нашей отрасли весьма неплохие. В России потребление алюминия на душу населения примерно в 5-6 раз ниже, чем в ведущих странах, поэтому резервы использования металла очень велики. Ведь сегодня у нас используется не более 20 процентов произведенного алюминия, остальное экспортируется".

Кроме того, российские предприятия сохраняют возможность увеличивать долю продукции высокой степени обработки, пока значительная ее часть - это относительно простые изделия. Вот мнение генерального директора Уральской горно-металлургической компании (второй по объему производитель меди в России) Андрея Козицына: "Свои конкурентные преимущества мы ищем в развитии собственной сырьевой базы и повышении эффективности работы за счет увеличения добавленной стоимости продукции. Это позволяет управлять структурой затрат, а значит, снижать их. Наличие конечных производств также дает возможность проводить более гибкую сбытовую политику и избегать жесткой зависимости от конъюнктуры. Поэтому уже сегодня мы перерабатываем до 90 процентов производимой компанией катодной меди. Впрочем, специфика отрасли такова, что развитие высоких переделов само по себе не гарантирует компании устойчивые конкурентные позиции". Увенчаются ли успехом попытки предприятий реализовывать продукцию с более высокой добавленной стоимостью, пока неясно. Аналитик Альфа-Банка Максим Матвеев считает, что "большая часть товаров отечественной цветной металлургии остается простой и к сложной продукции с высокой добавленной стоимостью не относится. Однако выйти на этот рынок в ближайшие годы отечественным компаниям будет проблематично. Ведь большинство контрактов по поставкам металлов являются долгосрочными".

Живительная энергия

Означает ли позиция отечественных предприятий, что за будущее российской металлургии можно не волноваться? На самом деле все не так просто. Общие для нашей промышленности проблемы не обошли стороной и цветную металлургию. В первую очередь это касается определенной технологической отсталости. Аналитик инвестиционной компании "Тройка Диалог" Василий Николаев так оценивает состояние отрасли: "По своему техническому оснащению отечественные предприятия, как правило, уступают западным конкурентам. Значительная часть оборудования находится на уровне 80-х годов прошлого столетия. Правда, в стране есть и современные предприятия. Например, входящий в "Русал" Саянский алюминиевый завод был запущен только во второй половине восьмидесятых, а затем модернизирован". И пока конечная продукция российских заводов мировым стандартам соответствует. К тому же специфика производства в отрасли такова, что куда большее значение для предприятий имеют низкие производственные расходы. Максим Матвеев замечает: "Относительно устаревшее оборудование не слишком сильно влияет на конкурентоспособность отечественных компаний. Куда большее значение имеют весьма невысокие по мировым меркам требования экологического законодательства и дешевая электроэнергия. В среднем отечественные компании покупают электроэнергию в России из расчета 2,5 цента за киловатт-час. В США же стоимость одного киловатт-часа может достигать 10-15 центов". Между тем в самих компаниях полагают, что ситуация с поставками электроэнергии в России далека от идеальной. Владимир Скорняков сетует на то, что "в России нет прозрачности и стабильности в ценообразовании на услуги естественных монополий: это касается и энергетических, и железнодорожных тарифов. Любые инвестиционные программы связаны с определенным риском, и привлечение крупных партнеров в существующих условиях становится весьма проблематичным".

Есть у цветной металлургии и чисто специфические проблемы, связанные уже с особенностями самой отрасли. Одна из главных, по мнению Валерия Матвиенко, заключается в отсутствии внутреннего рынка сбыта и, как следствие, удаленности нашего конечного потребителя: "Мы не можем сравниться с Китаем, где 6 миллионов тонн алюминия, производимого в год, потребляются внутри страны. К тому же для того, чтобы на равных конкурировать с мировыми производителями, мы должны соответствовать стандартам наших западных конкурентов - глобальных корпораций - в области экологии и промышленной безопасности. Это требует серьезных инвестиций в модернизацию предприятий. Еще одним существенным недостатком является низкая производительность труда на предприятиях цветной металлургии. Кроме того, нам приходится решать проблему отсутствия рудной базы в алюминиевой и медной промышленности, поэтому мы вынуждены импортировать значительные объемы сырья".

Проблем, связанных с рудной базой, не переживает, пожалуй, только "Норильский никель". "Главное преимущество металлургического гиганта - это уникальная богатая руда, которая добывается на месторождениях Таймырского полуострова, - подчеркивает Дмитрий Усанов. - Эти месторождения не имеют мировых аналогов по запасам руды и содержанию в ней извлекаемых металлов. Здесь мы добываем никель, медь, кобальт, металлы платинной группы и некоторые другие металлы". В мире редко встречаются случаи, когда в руде содержится более трех видов металлов.

У алюминиевых компаний ситуация сложнее. "Русал" вынужден завозить бокситы из Гвинеи. "СУАЛ" уже не первый год пытается запустить проект по добыче бокситов на российской территории - "Коми Алюминий", но его стоимость достаточно высока, порядка двух миллиардов долларов, а собственных средств недостаточно. В качестве партнера российская компания пытается привлечь мирового лидера - Alcoa, но переговоры успехом пока не увенчались. УГМК не первый год проявляет заинтересованность в Удоканском медно-рудном месторождении. Однако в борьбе за него россиянам предстоит преодолеть сопротивление казахстанской компании "Казахмыс".

В условиях жесткой конкуренции российские металлургические компании надеются на помощь государства. Если, например, "СУАЛ" и "Русал" концентрируются на переговорах с чиновниками в отношении тарифов естественных монополистов, то УГМК старается принимать активное участие в разработке нового закона о недрах. Андрей Козицын так объясняет "Итогам" позицию УГМК: "Новый документ гораздо актуальнее действующего Закона "О недрах", принятого еще в 1992 году. Для того чтобы новый закон заработал, надо тесно увязать его положения с другими нормативными актами, затрагивающими эту сферу. Задача нового закона - максимально формализовать и упорядочить механизм недропользования. По большей части это должен быть закон прямого действия". Принципиальным для металлургов является вопрос, каким образом будет реализовываться право на пользование недрами. Андрей Козицын надеется, что будут как открытые, так и закрытые аукционы. Не всякое месторождение, по его мнению, имеет смысл продавать через открытые аукционы иностранным компаниям. В этом случае добавленная стоимость будет создаваться за границей, а России придется импортировать уже готовые изделия вместо того, чтобы производить их у себя.

Увенчаются ли в конечном счете лоббистские усилия российских "цветников", пока сказать сложно. Однако даже если государство и не пойдет отрасли на уступки, положение промышленных групп значительно ухудшиться не должно. По крайней мере до тех пор, пока мировые цены остаются высокими. Куда важнее другое: как отечественные предприятия смогут выстроить отношения с потенциальными партнерами, а также прямыми покупателями? А здесь нужна политика, направленная на повышение финансовой открытости и инвестиционной привлекательности самих российских "цветных" компаний. В любом случае соотношение хороших условий для ведения бизнеса внутри страны в сочетании с устойчивым ростом спроса на металлургическую продукцию дает им уникальный шанс закрепиться на мировых рынках всерьез и надолго. Не воспользоваться такой возможностью было бы обидно.

Кирилл Пальшин

ДОСЬЕ

Все на экспорт

Доля цветной металлургии в промышленном производстве России достигает почти 9 процентов. В последние несколько лет показатели отрасли улучшаются. Так, по данным Госкомстата, производство продукции в 2003 году выросло на 6,2 процента по сравнению с 2002 годом. По данным Минпромнауки, в целом за 2003 год сумма сальдированной прибыли предприятий цветной металлургии составила 98 миллиардов рублей против 57,4 миллиарда рублей в 2002 году. К цветной металлургии относятся производители никеля, кобальта, олова, свинца, титана, меди, алюминия.

Цветная металлургия поделена между несколькими крупнейшими компаниями. Например, российский рынок алюминия контролируют две промышленные группы - "Русал" и "СУАЛ". "ВСМПО-Ависма" является практически монопольным производителем титана. Влияние небольших производителей на рынок минимально. "Норильский никель" - единоличный лидер по производству никеля. Среди переработчиков меди выделяются "Норильский никель" и УГМК.

Спрос на цветные металлы на внутреннем рынке традиционно невысок, и большая часть продукции отрасли уходит за рубеж. В 2003 году экспортные поставки основных цветных металлов (алюминия, меди и никеля) составляли примерно 80 процентов от объемов производства. Успеху цветной металлургии способствует и мировая конъюнктура. В прошлом году цены на никель увеличились на 40, а на медь - на 14 процентов. Летом этого года мировые цены достигали своего исторического максимума, а значит, итоговые прибыли "цветников" окажутся еще более значительными.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера