Архив   Авторы  

Ария российского гостя
Дело

В последние годы Индия совершила мощный рывок в сфере информационных технологий. Удастся ли России повторить этот успех?

Индийские газеты неделю назад ликовали. На первых полосах чернели жирные заголовки вроде: "Россия откроет настежь двери для индийских товаров и инвестиций". Во время визита в Индию Владимира Путина российская делегация "продвигала" не только военно-технические и политические "продукты", но и информационные технологиии (ИТ). Индийский экспорт последних достиг за несколько лет колоссальных масштабов. Так, только в 2002-2003 годах Дели продал за рубеж программного обеспечения и сопутствующих технологий примерно на 9,5 миллиарда долларов. А ведь еще двадцать лет назад о компьютерах в Индии просто никто не слышал. Для России, которая сейчас старается выравнять свой высокотехнологичный сектор экономики с сырьевым, такой прорыв - соблазнительный пример. "Индия сегодня - один из лидеров в сфере информационных технологий и программного обеспечения. Мы хотели бы добиться того же и в России", - мечтает министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, сопровождавший президента в поездке. Впрочем, сегодня основная наша цель не перегнать, а хотя бы догнать индийцев. Успехи пока скромны: в 2003 году Россия экспортировала информпродуктов всего на 500 миллионов долларов.

Окно возможностей

По прогнозам зарубежных аналитиков, наступающий год будет для мирового ИТ-рынка "периодом повышенной турбулентности". Рост составит 6 процентов, при этом произойдет серия слияний и поглощений. В Мининформсвязи России считают, что для нашей страны открывается "окно возможностей" и мы должны этим воспользоваться", иначе лидерами ИТ станут другие страны, проводящие более агрессивную политику. В ближайшее время экспорт российских информационных технологий планируется увеличить в несколько раз. По словам Леонида Реймана, через два года только экспорт программного обеспечения может возрасти до двух миллиардов долларов, а весь российский ИТ-рынок уже в конце этого года будет стоить, по предварительным оценкам, порядка 7 миллиардов долларов. Если помечтать о "светлом будущем", то к 2010 году объем отечественной ИТ-продукции должен достичь 40 миллиардов долларов, что позволит нам войти в число мировых лидеров этого рынка, на котором сегодня доля России составляет пока только 0,7 процента (для сравнения: США - более 40 процентов, Европа - 29 процентов, Япония - 13 процентов).

Но это - "планов громадье", а пока в "окно возможностей" каждый будет протискиваться поодиночке. Вот что говорит президент группы компаний Verysell, председатель комитета по международным вопросам и инвестициям Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Михаил Краснов: "Большинство крупных российских ИТ-компаний, стремящихся выйти на внешний рынок, уже решило эту проблему самостоятельно. Небольшие же компании нуждаются как в организационной, так и в лоббистской помощи по поддержке экспорта их продуктов". Хотя темпы роста нашего ИТ-рынка составляют в среднем 20-25 процентов в год, что неплохо даже по международным меркам, создать нормальные условия для развития пока не удается. Виной всему, считают эксперты, отсутствие государственной поддержки, завышенные налоги и как следствие - недостаток инвестиций, а также в какой-то мере нехватка молодых специалистов.

Но это не все. Олег Бяхов, директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи России, уверен: "Одной из основных проблем является то, что в законодательстве плохо отображено само понятие информации, из-за чего ее использование как предмета хозяйственного оборота сильно ограничено. Помимо этого внутренний спрос на ИТ-продукцию относительно невысок. Если в среднем по миру на ИТ тратится 2,9 процента ВВП, а в США даже 5 процентов, то у нас только 1,4".

Михаил Краснов полагает, что надо снизить ставку единого социального налога (ЕСН), взимаемую с компаний, создающих большую прибавочную стоимость на территории России, а конкретно - с ИТ-консультантов и системных интеграторов. Кстати, следует отметить, что налогообложение таких компаний в Индии в 4-5 раз меньше, чем в России. Заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев считает: "ИТ - это уникальный рынок, где 70 процентов затрат приходится на оплату труда, а производительность труда составляет 50 тысяч долларов в год на одного человека против характерных для других отраслей пяти тысяч долларов".

Сегодня с каждой программы, созданной в России, компании платят единый социальный налог - 24 процента, плюс налог на добавленную стоимость - 18 процентов, плюс налог на прибыль. При этом надо понимать, что на ИТ-рынке передать интеллектуальную собственность просто. Поэтому программисту выгоднее бывает отправить свою программу за границу, где ее и выпустят, и тогда в бюджет России он должен будет заплатить только 13 процентов. Таким путем, кстати, пошел крупнейший российский производитель программного обеспечения "1С", который, не мудрствуя лукаво, экспортирует свою продукцию в Эстонию через Украину.

Кроме проблем с налогами, есть еще кадровые. Большинство экспертов считает, что специалисты у нас хорошие, но российским программистам не хватает прикладных ИТ-навыков (того, что на Западе называют soft skills). Хотя базовые дисциплины (hard skills) традиционно на высоте. И, разумеется, нынешняя беда всей российской науки - старение преподавательского состава - не обошла стороной и сферу ИТ. Хотя ведущие университеты и институты страны по-прежнему выпускают "качественный продукт", число таких учебных заведениий невелико.

Министерство оптимизма

Нельзя сказать, что правительство совсем ничего не делает для того, чтобы поддержать отечественные ИТ-компании. В Мининформсвязи была разработана Концепция развития рынка информационных технологий в РФ. Концепция весьма оптимистичная, предполагающая не только рост российского ИТ-рынка до 40 миллиардов долларов к 2010 году, но и увеличение числа занятых в отрасли в 4 раза - до 3,5 миллиона человек (5 процентов от общего количества работающего населения страны). Это, по расчетам Мининформсвязи, должно привести и к росту налоговых поступлений, и к повышению качества жизни сограждан, и к всплеску потребительского спроса.

Однако такая перспектива многим кажется чересчур радужной. Даже сам Леонид Рейман признал, что все это возможно только в том случае, если "будет обеспечена целенаправленная государственная поддержка ускорения темпов развития отрасли". Между тем предложением дать ИТ-сектору налоговые льготы не очень доволен Минфин. По словам замминистра финансов Татьяны Голиковой, это приведет к потерям для бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. "Без соответствующей оценки выпадающих доходов такой вычет делать нельзя", - заявила Голикова.

Скептики подсчитали: для того чтобы через шесть лет число специалистов в отрасли выросло в четыре раза, надо расширять набор в вузы уже сегодня. Поэтому многие считают, что планы Мининформсвязи слишком амбициозны. Чтобы ИТ-отрасль действительно совершила рывок к 2010 году, необходимо очень активное стимулирование со стороны государства, а этого нет. Пока что Концепция развития рынка информационных технологий в РФ отправлена на доработку и, возможно, будет рассматриваться на правительстве в конце декабря. Впрочем, даже если правительство ее одобрит и будут улажены все разногласия с Минфином и таможенниками, с которыми идет спор из-за вывозных и ввозных пошлин на ИТ-продукцию, предстоит долгая процедура разработки законов и нормативных актов под эту концепцию.

В отличие от нас те же индийцы целенаправленно поддерживают ИТ-отрасль. Вот что сказал гендиректор компании "Тана" Владимир Тарнопольский: "Еще четверть века назад мы спрашивали в Индии: зачем при такой бедности вы стремитесь не к тому, чтобы улучшить повседневную жизнь, а к высоким технологиям? Они сказали: чтобы страна развивалась, надо, чтобы было чем гордиться. Для них предметом гордости стали развитие ИТ-технологий и запуск спутников, несмотря на нищету вокруг".

Возможно, что "индийский фактор" даст дополнительный толчок развитию российского ИТ-сектора. Но для того чтобы действовать вместе, необходимо выработать порядок работы. По словам Олега Бяхова, в Мининформсвязи регулярно собираются рабочие группы по этому вопросу. Как признают практически все эксперты, сотрудничество с таким сильным партнером в области ИТ, как Индия, должно строиться на паритетных началах. Иными словами, индийская ИТ-продукция будет допускаться на российский рынок только при включении зеленого света для наших продуктов в Индии. Как считают эксперты, России необходимо контролировать национальный ИТ-сектор, создавая для него возможные преференции. Иначе значительная ниша российского рынка может оказаться очень быстро занята предприимчивыми выходцами из Индостана. Ведь во всем мире индийцы известны как коммерсанты от Бога...

Генеральный директор ООО "Алмаз-Антей Телекоммуникации", дочерней структуры концерна ПВО "Алмаз-Антей", Владимир Зайцев считает: "Индийцы прежде всего хотят поднять свою продукцию на международный уровень, расширить рамки своего проникновения на глобальный рынок. То есть цели у них те же самые, что и у России: стать лидерами. А значит, в ближайшее время мы вполне можем оказаться конкурентами. Другое дело, если мы объединим усилия для расширения своего влияния на иные рынки, например в арабских странах и странах Азии". Согласен с ним и Михаил Натензон, гендиректор компании "Витанет": "Нам не надо конкурировать с Индией. Они сильны в кодировке программ, если говорить о программировании, мы - в креативе. Нам надо работать вместе".

Константин Волков
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера