Архив   Авторы  

Лыжню!
Образ жизни

Маунтинбайк способен составить серьезную конкуренцию горным лыжам и сноуборду

Маунтинбайк как вид досуга появился в 70-х, когда некоторым велосипедистам надоело ездить, где положено. Гладким велодорожкам они предпочли горки и ухабы. Для этого приходилось переделывать велосипеды: уменьшать диаметр колес, менять обычные шины на сверхпрочные, ставить переключатель скоростей и т. д. Однако неизвестно, какой была бы судьба нового увлечения, если бы не японская компания Shimano. Специалисты компании сделали на маунтинбайк ставку и угадали. Хотя поначалу это решение казалось абсурдным: совсем немногие хотели приобрести горный велосипед. Но японцы верили в успех, и вскоре в Америке начался настоящий "маунтин-бум". С тех пор все производители велосипедов включают горные велики в свой модельный ряд.

В Россию маунтинбайк пришел в 90-х. Скептики у нас поначалу утверждали, что он не приживется... Однако вскоре россияне отправились колесить по лесам, благо неровных тропинок, изобилующих препятствиями, в них достаточно. Сегодня маунтинбайкеров у нас множество, причем увидеть их можно не только в лесах и горах: они используют улицы, лестницы, парапеты и прочие элементы городского ландшафта, чтобы получить свою дозу адреналина.

С годами маунтинбайк из увлечения горстки экстремалов превратился в настоящую индустрию. Все больше туристов, отправляясь на курорты Швейцарии, Австрии или Франции, вместе с горными лыжами и сноубордами берут с собой и горные велосипеды. Дело в том, что некоторые трассы укатываются специально для байкеров, причем движение на них не менее оживленное, чем на горнолыжных. Есть и другой вариант. В Германии в некоторых местах уже несколько лет подряд не выпадает достаточно снега, так что традиционные горнолыжные трассы пустуют. Чтобы не терять своих туристов из-за отсутствия снега, представители немецкого курортного бизнеса переоборудовали часть горнолыжных склонов в трассы для горного велосипеда и преуспели в этом. Так же поступили и австрийцы, подготовившие под Зальцбургом несколько интересных маршрутов на случай бесснежной зимы.

Кстати, использовать горнолыжные курорты для занятий маунтинбайком первыми додумались американцы еще в середине 80-х годов. Правда, дело было не в проблемах со снегом: просто владельцы горнолыжных шале и пансионов в Юте или Колорадо не могли спокойно смотреть, как их собственность пустует летом. Тогда, кстати, единственным стилем, который использовали байкеры, был "кросс-кантри", наименее экстремальный вид маунтинбайка. Подобные "чинные прогулки" быстро наскучили жадным до острых ощущений янки, и тогда некоторые экстремалы стали спускаться по горнолыжным трассам на велосипедах. Вскоре пионеры "даунхилла" освоились настолько, что начали использовать небольшие горки-трамплины. Новозеландцы и австралийцы решили заткнуть за пояс американцев, они придумали "хели-байк". Самые отчаянные поднимались в горы на вертолете и спускались на горном велосипеде вниз по одним им понятным маршрутам. Как ни странно, при всем очевидном риске это направление быстро завоевало популярность, потеснив и "кросс-кантри", и "даунхилл".

От простого к сложному

Однако прежде чем отправиться в горы за адреналином, начинающим байкерам стоит пройти курс обучения в каком-либо велоклубе. "Освоение маунтинбайка в специализированной школе займет чуть более двух месяцев и будет стоить около ста долларов", - рассказал "Итогам" автор методики по занятиям горным велосипедом Максим Гришин. Занятия проходят дважды в неделю: теория - за партой и практика - на пересеченной местности. Их цель - научить человека свободно чувствовать себя в седле байка, смело преодолевая естественные препятствия. Многие новички теряются, встречая на пути заурядное бревно, и переносят велосипед на себе. После обучения они могут не только проходить маршрут, не слезая с байка, но и самостоятельно устранять несложные технические неполадки. Первая помощь своему велосипеду - одна из важнейших тем на занятиях в клубах. По окончании курса инструктор проверяет свою группу в велопоходе по Подмосковью. В течение двух дней байкеры сдают контрольные задания, устраняют различные неполадки, участвуют в соревнованиях. И если все прошло успешно, получают дипломы, позволяющие в дальнейшем отправиться, скажем, в многодневный велопоход.

Прелесть маунтинбайка в том, что грань между любителями и профессионалами достаточно легко преодолевается. Прилежные любители, втянувшись в занятия, частенько переходят в стан профи. Кстати, профессиональная история байка началась в 1990 году, когда был проведен первый чемпионат мира. Его выиграл американец Нед Оверенд, поделившийся секретами своего мастерства в книге Mountain Bike Like a Champion. Книга Неда, шестикратного чемпиона США, стала настольной для многих поклонников маунтинбайка. Помимо технических тонкостей, особенностей тренировки (лучше раза четыре в неделю) и питания (здоровая сбалансированная диета) начинающие байкеры могут узнать, как обрести вдохновение. "Хорошо, конечно, если раньше вы занимались велосипедным спортом и пришли подготовленными. Но если нет, не беда: маунтинбайк развивает выносливость, силу, скорость и, что немаловажно, дает нашему сердцу аэробную нагрузку. Но главное даже не это, а положительные эмоции от ваших эскапад", - пишет знаменитый чемпион. Для этого задачи, которые вы ставите перед собой, должны быть посильными, советует Нед. Если сегодня вы проехали по маршруту 1-й категории, через неделю-другую не хватайтесь сразу за 5-ю, чтобы лишний раз убедиться, что вы никуда не годитесь. Переходите к усложнению маршрута постепенно. Кстати, лучше тренироваться в компании: друзья подстегнут ваши амбиции и не дадут проехать вполсилы.

От скромных выездов на природу в уикенд можно будет перейти к первым стартам. У мужчин и женщин соревнования по байку проводятся в своих возрастных категориях от 15 до 60 лет и старше: скажем, первая возрастная категория - с 15 до 19, затем с 20 до 24 и т. д. За участие в соревнованиях, к примеру, в Америке с вас взимается небольшая плата (от 50 до 100 долларов), которая необходима для поддержания трасс в порядке. В каждом штате можно найти сотни маршрутов для байкеров от 1-й (самой простой) до 5-й категории сложности. Распределение трасс по категориям (этим, как правило, занимается комиссия федерации штата по маунтинбайку) упрощает выбор маршрутов для любителей различных уровней подготовленности. При этом при определении сложности учитываются аэробная и техническая характеристики трассы.

Помимо США маунтинбайк очень популярен в Канаде, Латинской Америке, Новой Зеландии, Австралии и Европе. Достаточно сказать, что на сайте Mountainbike Review можно найти более 7000 маршрутов. Скажем, в одной Великобритании есть 288 маршрутов - довольно сложных и в то же время очень живописных. Не отстают от Англии Германия, Испания, Франция и Голландия - там для байкеров настоящий рай. Даже на карту Африки нанесено более 20 великолепных маршрутов. Чего стоит только Aloe Park в Претории (ЮАР)!.. Но, увы, в списке достойных внимания трасс вы не найдете Россию, хотя и у нас есть красивые пейзажи и необычные ландшафты. Похоже, до оборудования трасс просто ни у кого руки не дошли. И пока это так, многие российские байкеры предпочитают Австрию (одна неделя обойдется вам в тысячу долларов, затраты на абонемент на подъемники - около 250), Швейцарию (это чуть дороже, однако принципиально от Австрии не отличается) или даже Австралию (один авиабилет туда и обратно обойдется в 3000 долларов, еще около тысячи - проживание, а один день катания в стиле "хели-байк" - от 200 до 400, в зависимости от количества подъемов).

Впрочем, вояж на маунтинбайке по затратам может быть и скромнее: достаточно быть находчивыми, как, например, путешественники из одного российского клуба. Когда они узнали, что в Польшу прибывает с очередным визитом Папа Иоанн Павел II и паломники могут получить в польском посольстве специальный документ, позволяющий без оформления визы беспрепятственно попасть на территорию Польши, байкеры сказались паломниками и получили "волшебную" бумагу. После пересечения границы они перешли на велосипеды и, пользуясь "статусом", останавливались ночевать в костелах, причем к ним относились с величайшим почтением, предоставляя не только бесплатный кров, но и питание. Прости их, Господи...

Елена Зигмунд, Камилла Рахматулина

ЧТО ПОЧЕМ

Несите ваши денежки

При покупке снаряжения начинающим байкерам следует руководствоваться принципом разумной достаточности. Велосипед, пригодный для катания, можно приобрести и за 300 долларов. Достаточно хороший байк стоит 650 долларов, еще более качественный - 1500, а цена лучших профессиональных моделей, на которых выступают спортсмены на соревнованиях, может доходить и до 10 тысяч долларов. Такие велосипеды изготавливаются, как правило, по индивидуальным заказам. Но велосипед - это только начало. На всевозможные прибамбасы тоже уходят немалые деньги. Разве может быть байкер застрахован от прокола колеса или поломки? Для этого необходимо иметь с собой запасную камеру, заплатки, шестигранные ключи, отвертки и т. д., не говоря уже о насосе (все вместе - от 25 до 75 долларов). Неплохо бы оснастить свой байк электроникой. Скажем, небольшим приборчиком для измерения скорости на маршруте (максимальной и средней). Кроме того, прибор выдает информацию о температуре воздуха, высоте над уровнем моря, частоте сердечных сокращений, определяемых этим устройством (цена от 20 до 100 долларов).

Экипировка должна защищать вас от возможных травм. Цены на шлемы варьируются от 40 до 100 долларов, перчатки для катания можно приобрести за 30-40, а на комплект защитных приспособлений для локтей, коленей и голени скорее всего придется потратить еще около 100 долларов. Специальная байкерская обувь обойдется как минимум в 100 долларов, майка - в 50, шорты - от 50 до 160.

СЛОВАРЬ

Велотворчество

Горный велосипед - вид спорта, в котором есть несколько дисциплин.

Даунхилл - спуск с горы на скорость. Байкеры подчас разгоняются до 100 километров в час. Соревнования проводятся в двух категориях: параллельном слаломе и байкер-кроссе, где специальную трассу с крутыми поворотами и трамплинами проходят одновременно четыре или шесть спортсменов. Как правило, трассы очень узкие, чем и объясняется жесткая борьба между участниками во время спуска. Для даунхилла необходим велосипед с двумя подвесками: при высокой скорости колебания гасить сложнее, поэтому и ход вилки здесь будет большой.

Дерт - в переводе означает "грязь". Это дисциплина, в которой спортсмены прыгают с земляного трамплина, выполняя при этом различные трюки.

Дроп - спуск по трассе с несколькими трамплинами. Те, кто прыгает (дерт и дроп) на своем железном "коне", используют хард-тейл с минимальной ростовкой рамы - чем меньше байк, тем легче управлять им в воздухе, выполняя трюки.

Триал - техника преодоления препятствий: как искусственных (нагромождение различных больших по объему предметов, в том числе автомобилей), так и естественных (например, завалы камней или бревен). Байки для триала меньше всего напоминают традиционный велосипед, кататься на нем просто так невозможно. Во-первых, там нет седла, очень низкая рама, максимально облегченная, гнутый руль, полное отсутствие механизма переключения передач - только одна звездочка. Передаточное соотношение очень низкое, так что триальщику приходится часто подкручивать педали, и это при том, что он перемещается только стоя. Максимальная скорость, которую способен развить триал-байк, - 25 километров в час. Зато конструкторы, упорно продолжая изобретать велосипед для триала и стремясь уменьшить земное тяготение, добились минимального его веса - всего пять килограммов.

Кросс -кантри - олимпийский вид, в котором спортсмены проезжают круг (от 40 до 50 километров для мужчин и от 30 до 40 - для женщин) по пересеченной местности. Трасса состоит из различных спусков и подъемов, виражей, препятствий. Вид спорта дебютировал на Олимпиаде в Атланте в 1996 году. В среднем на прохождение дистанции у лучших спортсменов уходит 2 часа 15 минут, спортсменок - 2 часа. В каждом заезде обычно участвуют 6-7 мужчин, 5-6 женщин.

Фрирайд - дисциплина, в которой байкеру предоставляется полная свобода творчества на участке местности, где проводятся соревнования. Кстати, фрирайдеры обладают самой высокой квалификацией. Они умеют делать абсолютно все: спускаться с горы, взбираться на нее, преодолевать различные препятствия и даже прыгать с трамплина, выполняя при этом различные трюки. Обычно во фрирайд приходят велосипедисты, перепробовавшие все остальные дисциплины.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера