Марсианские микробы
Там, где

Существование жизни на Марсе еще не доказано, а в научном мире уже спорят о том, может ли Красная планета представлять угрозу для всего живого на Земле. Конечно, речь не идет о вторжении марсиан на космических кораблях, как это описано в знаменитом романе Герберта Уэллса "Война миров". О наличии биологических форм на Красной планете свидетельствует газ метан, который является самым хорошим биомаркером. Однако марсианская жизнь пока хорошо маскируется. Тем не менее опасность может оказаться весьма серьезной. Специалисты не исключают существование на Марсе жизни в виде бактерий. По крайней мере обнаруженные на Марсе следы льда свидетельствуют о том, что прежде планета была теплой, влажной и вполне пригодной для жизни. И не исключено, что в ее недрах могли сохраниться какие-то примитивные микроорганизмы. Теоретически они могут попасть на Землю с образцами грунта. И неизвестно, как поведут себя бактерии-пришельцы в земных условиях: могут погибнуть, оказавшись более слабыми по сравнению со своими земными собратьями, а могут и мутировать, вызвав вспышку на Земле неизвестных науке заболеваний. Поэтому американский ученый Джеффри Каргел настаивает на том, что изучение грунта необходимо проводить на поверхности Марса с помощью оборудования марсоходов.

Впрочем, по мнению оппонентов Каргела, вероятность обнаружить в вечной марсианской мерзлоте живые вирусы и бактерии очень невелика. К примеру, до сих пор ни в Арктике, ни в Антарктике (а их можно рассматривать как некие аналоги марсианских полярных шапок) исследователям не удалось обнаружить живые микроорганизмы, хотя в принципе они могут сохраняться в виде участков РНК и ДНК. Интересно, что российские ученые ранее проводили исследования тел людей, захороненных в вечной мерзлоте, пытаясь выяснить, сохраняются ли в останках опасные микробы. Так вот, удалось обнаружить вирусные частицы, но они не были инфекционными, а представляли отдельные части вирусного генома. Поэтому бактерии с Марса, даже если их обнаружат, будут скорее мертвы, чем живы.

Дмитрий Серков