Архив   Авторы  

Пиастры, пиастры!
Вокруг России

Великобритания, Испания и американские кладоискатели никак не могут поделить набитый золотом английский корабль "Сассекс", затонувший триста лет назад

Сэр Френсис Уилер предчувствовал неладное - так оно и случилось. Едва эскадра из 12 судов, возглавляемых восьмидесятипушечным флагманом "Сассекс", вошла в 1694 году в Гибралтарский пролив, началась страшная буря. Суда разметало как щепки и разбило о скалы. Все корабли в считаные минуты пошли ко дну, из почти 500 моряков и солдат "Сассекса" уцелели только двое. Тело адмирала Уилера было выброшено через два дня бури на испанский берег.

Об этой трагедии вряд ли бы кто сейчас вспомнил, если бы не новость о том, что вокруг "Сассекса", чей остов был обнаружен у берегов Испании в 2001 году, начались форменные боевые действия. Испания послала в район затопления судна эскадру кораблей береговой охраны, дабы воспрепятствовать работе американо-британской экспедиции. Дело в том, что в трюмах злосчастного британского парусника покоится до десяти тонн золота и масса других ценностей. По нынешнему номиналу это где-то четыре миллиарда долларов США - золотой запас не самой бедной страны.

Золотая лихорадка

Эксперты утверждают, что это самое большое морское сокровище, когда-либо найденное в мире. Вполне возможно, если учесть, кому и для чего предназначались эти деньги. Сэр Френсис вез казну, которую британская корона намеревалась передать герцогу Савойскому. Это была плата за вступление Савойи в войну против французского короля Людовика XIV на стороне Аугсбургской лиги (Англия, Голландия, Испания, Швеция, Бавария, Пфальц, Саксония). Англичане спешили, ибо французы сделали продажному герцогу заманчивое предложение - шесть тонн золота и три миллиарда в савойской валюте. Благодаря превратностям морской стихии парижская дипломатия переиграла лондонскую: примерно через год после катастрофы у Гибралтара Савойя вступила в тайный сговор с французами...

"Мы точно знаем, где произошло затопление, - рассказывает представитель американской компании Odyssey Marine Exploration, определившей место кораблекрушения с помощью исследовательской группы во главе со штатным археологом фирмы Нилом Каннингемом Добсоном. - Поиски сокровищ будут производиться с помощью радиоуправляемого робота, который уже сделал 17 погружений и провел под водой 65 часов... Раскопки "Сассекса" станут первым примером взаимовыгодного сотрудничества властей, бизнес-структур и ученых. Кроме того, совместно с National Geographic Television мы снимем о нашей экспедиции двухчасовой телевизионный фильм".

Британское правительство, четыре года гадавшее, как поступить с кладом, и только сейчас решившееся на проведение экспедиции, пообещало американской компании честно разделить с ней поднятое из морских пучин золото и другие ценности. Кладоискатели получат 80 процентов от первых 45 миллионов фунтов стерлингов, которые извлекут на поверхность. Потом американцы будут оставлять себе половину. А когда стоимость находок превысит 500 миллионов фунтов, "Одиссей" получит только 40 процентов от добытого. Обещали на Даунинг-стрит позаботиться и об археологах, которым должны достаться артефакты XVII столетия.

Однако в эти планы вмешалась третья сила в лице испанских властей. "Сассекс" покоится в территориальных водах королевства - недалеко от андалузского порта Кадис, и Мадрид готов отстаивать свои права вплоть до применения силы. Испанские военные корабли на минувшей неделе блокировали район затопления подводной сокровищницы, не допуская туда нанятых британским правительством американских археологов.

Согласно международному праву любой затонувший военный корабль (даже трехсотлетнего возраста) пребывает в юрисдикции той страны, под флагом которой он ходил. Но если, к примеру, британский корабль пошел на дно, скажем, в испанских территориальных водах, то его подъем можно осуществлять только с согласия Мадрида. Впрочем, Испания не просто препятствует подъему сокровищ "Сассекса", но заявляет на них свои права. Испанцы исходят из того, что единственная пушка, поднятая со дна специалистами Odyssey Marine Exploration, не принадлежит "Сассексу". Орудие, как утверждают испанские эксперты, голландского производства, а значит, вполне могло стоять на испанском корабле, ведь до середины XVI века Испания и Нидерланды составляли одно государство. Более того, даже британские специалисты не уверены, что подводникам удалось обнаружить именно флагман эскадры сэра Френсиса. "Я не уверен, что найденный остов принадлежит "Сассексу", - заявил Дэвид Майлс, руководитель по вопросам археологии организации "Английское наследие". - Останки обнаруженного судна гораздо меньшего размера". Ему вторит Джордж Лэмбрайк, директор Британского археологического совета: "Все, что происходит вокруг подъема старинного корабля в Гибралтарском проливе, вовсе не вызывает у нас большого доверия". Еще дальше коллег идет испанский историк Карлос Леон: "Давайте не будем себя дурачить. Это не археологическая экспедиция. На глубине 900 метров невозможно использовать водолазов, здесь требуются роботы и сонары. Это золотая лихорадка".

Золотой запас океана

Кстати, овчинка действительно стоит выделки. По данным Гидрографического управления США за последние сто лет, в мире ежегодно гибло в среднем 2172 судна. И это только официальные, учтенные потери. С начала XVI столетия, когда европейцы начали освоение (читай - ограбление) Нового Света, и до середины XX века мировой флот потерял почти миллион судов.

К примеру, в XVI веке морская пучина поглотила почти половину испанских кораблей, многие из которых перевозили награбленные в Америке сокровища. Британская Ост-Индская компания потеряла почти 300 судов, из них как минимум 150 - с ценным грузом. Идентифицировано же из затонувших судов и изучено к настоящему времени только три процента. Иными словами, на океанском дне хранятся, как в несгораемом банковском сейфе, сокровища на сотни миллиардов долларов. И это не образ, а факты. Так, специалисты британской страховой компании "Ллойд" пришли к выводу, что в трюмах затонувших кораблей содержится почти пятая часть всего золота и серебра, когда-либо добытых на земле.

Самые известные кладбища кораблей - это Карибское море, где только у Больших Антильских островов лежат минимум 400 испанских галионов с желтым металлом, Балтийское море, превратившееся за две мировые войны в главный морской погост, акватория американских Великих озер, где холодная пресная вода прямо-таки законсервировала затонувшие корабли, Молуккский пролив, а также Средиземное, Красное и Черное моря. Не говоря уже о бухте Перл-Харбор, где похоронен американский тихоокеанский флот и где подводные погружения и поиски категорически запрещены.

Погибшие корабли разыскивают и профессиональные археологи, и прожженные искатели приключений, и многочисленные любители рэк-дайвинга - поиска затонувших кораблей с аквалангом. Существуют в этом мире и свои герои. Скажем, юго-восток полуострова Флорида стал Меккой морского кладоискательства после того, как американец Мел Фишер завершил в 1986 году двадцать лет подводных поисков находкой в этом регионе знаменитого испанского галиона "Нуэстра Сеньора де Аточа", набитого золотом и серебром, - на 400 миллионов долларов по курсу той поры. Как считают историки, гибель этого судна в 1622 году ускорила кончину испанской империи. По историческому и художественному значению находку "Нуэстра Сеньора" историки ставят в один ряд с обнаружением гробницы Тутанхамона в Египте.

Правда, в процессе поиска морских сокровищ возникает масса юридических вопросов. Во-первых, согласно принятой недавно конвенции ЮНЕСКО никакие организации, кроме научных, не имеют права на морские раскопки. Американский же подводный "Одиссей", нанятый Лондоном для подъема груза "Сассекса", - структура исключительно коммерческая. К тому же Международный конгресс морских музеев и Совет американских морских музеев строго-настрого запретили сотрудникам музеев выставлять предметы, найденные во время коммерческих - не научных - раскопок. И, во-вторых, важно абсолютно точно определить, какой стране принадлежал корабль и в чьих территориальных водах он затонул.

Казус Дюма

В случае с "Сассексом" принципы территориальной принадлежности и флага вступают в противоречие. Оспорить принадлежность военного корабля практически невозможно. Но тут возникает один немаловажный момент. Испанцам решительно не нравится участие в археологических работах американцев - они-то никакого отношения к британскому флагману не имеют. Кроме того, испанский предприниматель и искатель подводных сокровищ Луис Анхель Валеро де Бернабе утверждает, что именно он первым определил точное местонахождение "Сассекса", и требует на этом основании себе половину золота с корабля. Испанец ссылается на то, что еще три года назад нашел судно сэра Френсиса и должным образом зарегистрировал находку.

Короче, вопросов больше, чем ответов. И без изучения международных прецедентов тут никак не обойтись.

"Нюансов много. Скажем, какое судно затонуло - военное, транспортное или рыболовное? Гражданское судно можно поднимать без согласия "государства флага" силами тех, кто осуществляет суверенитет над территориальным морем, - рассказал "Итогам" профессор Анатолий Колодкин, судья от России в Международном трибунале ООН по морскому праву и президент Российских ассоциаций международного права и морского права. - Территориальное море - это 12 морских миль, то есть где-то около 24 километров от береговой полосы. Есть еще и конвенция ЮНЕСКО от 2001 года "Об охране подводного культурного наследия". Россия, как и ряд других ведущих морских держав - Великобритания, США, Франция, Германия, к ней не присоединилась. Суть же конвенции в том, что на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, которая простирается до 200 морских миль, тоже сохраняются некоторые права прибрежного государства. Понятие же "культурное наследие" подразумевает, что корабль или его груз должны пролежать на дне не менее ста лет". После чего они становятся собственностью государства, которому принадлежат территориальные воды или экономическая зона, в случае, если речь не идет о военном корабле.

Выход для искателей подводных сокровищ при столь казуистическом раскладе только один: еще до начала археологических работ так составлять и заключать договоры и с чиновниками на местах, и со всеми участниками работ, чтобы комар носа не подточил. Так, как это сделал французский адвокат Жак Дюма.

...1 августа 1798 года после шестидесятидневных поисков флота Наполеона британский контр-адмирал Горацио Нельсон наконец-то обнаружил его. 13 линейных кораблей и множество транспортов французов прятались в заливе Абукир, у берегов Египта. Несмотря на поздний час, английский флотоводец, используя фактор внезапности, решил дать бой. 1012 британских орудий и 1183 французских говорили до наступления полной темноты. Раненный в голову Нельсон едва поднялся на капитанский мостик после перевязки, как на его адмиральский корабль надвинулся 120-пушечный французский флагман "Ориен". Успешно выстрелил английский канонир, и ядро угодило прямо в пороховой погреб "француза". Корабль загорелся как сноп сена и рассыпался на части. Вместе с балластом на дно пошли сундуки с золотом и драгоценностями. Много позже Нельсон узнал, что "Ориен" вез не только жалованье солдатам Наполеона, но и сокровища, реквизированные французами у мальтийских рыцарей и у Римского Папы.

Через двести лет после разгрома под Абукиром, ставшим кладбищем для одиннадцати французских линейных кораблей, адвокат Жак Дюма решил реализовать свою давнюю мечту: поднять потопленные суда Наполеона. Экспедиция была тщательно подготовлена, парижскому юристу оставалось только так изощриться, чтобы не войти в конфликт с местными властями, которые не признавали права Франции на ее затонувшие военные корабли. Ведь бухта Абукир целиком располагалась в территориальных водах Египта. При таком раскладе вести раскопки не представляло для французов никакого смысла. И Дюма пустился во все тяжкие.

После долгих, напряженных переговоров он поставил перед египтянами вопрос в неожиданной плоскости: согласны ли власти Египта, прибирая к рукам поднятые французами драгоценности, золото и серебро, разрешить членам экспедиции брать в качестве компенсации пушки, керамику, металлические предметы, которые потом будут выставлены во французских музеях? Арабские чиновники, не почувствовавшие никакого подвоха, согласились.

Едва официальное соглашение между министерствами культуры Египта и Франции было подписано, Жак Дюма удовлетворенно заявил: "Франция заключила прекрасную сделку!" Первым делом французские аквалангисты подняли компас, подаренный Наполеоном адмиралу Брюэ, потом - станок для чеканки монет, несколько бронзовых пушек, посуду... За первый месяц поисков достали более двух тысяч различных предметов - и ни одной золотой монеты. Египетские чиновники, денно и нощно контролировавшие французов, жаждали сокровищ мальтийцев, а археологи наслаждались прекрасными артефактами наполеоновской эпохи. Их хватило на несколько богатых музейных экспозиций. На вопрос же приунывших чиновников, вынужденных следовать букве двустороннего договора: "Где же золото?" - Дюма ответил с величественной многозначительностью своего литературного однофамильца: "На дне моря. Оно всегда было своенравно и неохотно расстается со своими сокровищами..."

Кирилл Привалов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера