Архив   Авторы  

Не в бровь, а в глаз
Искусство

На прошлой неделе Первый канал показал премьеру четырехсерийного телефильма "Брежнев"

Работая над фильмом, Сергей Снежкин "потратил целое состояние, скупая разного рода мемуары". Помогали очевидцы брежневского заката: зам. начальника охраны Брежнева Владимир Медведев, экс-министр здравоохранения и лечащий врач Брежнева Евгений Чазов и др. А консультировал группу политический обозреватель Александр Бовин, бывший, как бы теперь сказали, спичрайтером Брежнева. С художественной частью было сложнее. Ушел из жизни назначенный на главную роль без всяких проб Евгений Матвеев. Начался сложный кастинг, в итоге за несколько дней до начала съемок утвердили Сергея Шакурова. Сам Сергей Каюмович рассказывает, что перевоплотиться в Брежнева преклонных годов ему помогли личные воспоминания. В 1980 году Шакурову вручали в Кремле Госпремию за роль в фильме "Вкус хлеба". Именно тогда актеру и довелось познакомиться и пообщаться с дряхлеющим Ильичом. Сергей Шакуров в этой роли подтвердил репутацию большого и универсального актера. Его генсеку действительно 80 лет, у него западает челюсть и подволакиваются ноги. Но вместе с тем фигура вождя не выглядит ни жалко, ни отвратительно. Брежнев Шакурова как расколовшаяся глыба: частей уже не соберешь, но материал по-прежнему из камня.

Зато молодого Брежнева нашли стразу - им стал питерский актер Артур Ваха. Для усиления плейбойского эффекта актеру предписали носить на съемках синие контактные линзы. Любовные переживания и давние воспоминания вождя, в которые он, как в прорубь, проваливается во время своих приступов, - наиболее фантазийная составляющая "Брежнева", ведь ни дневников, ни мемуаров он не оставил. В этой части маститый сценарист Валентин Черных таки дал волю воображению. Молодая Виктория (Марина Солопченко), фронтовая подруга Софья (Мария Голубкина) и, конечно же, легендарная медсестра Елизавета (Мария Шукшина), даровавшая умирающему Ильичу забвение посредством чуткого ухода и сильнодействующих препаратов, - все женские партии прописаны и сыграны блестяще. Но молодых красавиц, пожалуй, все же переиграла "старая Виктория" Светланы Крючковой.

"Брежнев, или сумерки империи" - так вообще-то должен был называться фильм. Но на Первом вскоре стартует новый сериал "Гибель империи" Владимира Хотиненко, поэтому название сократили. Сделав ставку на качественное художественно-мемуарное кино про Брежнева, чья эпоха сегодня фигурирует в каждом втором документально-разоблачительном фильме, Константин Эрнст и Анатолий Максимов только лишний раз подтвердили свое уникальное продюсерское чутье. Брежнев, доживающий свои последние дни между четвертой и так и не полученной им пятой звездой Героя Советского Союза, окруженный сонмом врачей, охранников и поваров, по-особому несчастен и трогателен чисто по-человечески. Кроме того, большей части аудитории 35+ достопамятны времена правления застойного генсека. Рейтинги говорят сами за себя - предварительно они составили 17 процентов. "Судя по всему, неплохой он был дядька, только колеса истории по нему проехались", - говорят о фильме "простые зрители", ради которых и существует телевидение.

Станислава Одоевцева

Бедный Костик

На московских экранах новый мистический боевик "Константин: повелитель тьмы"

Автор "Константина" Фрэнсис Лоуренс, в прошлом режиссер рекламных роликов и клипов Бритни Спирс, Уилла Смита и Aerosmith, умудрился получить 100-миллионный бюджет на постановку дебютного фильма. А в манере любого молодого клипмейкера, вступившего на путь большого кино, есть кардинальные отличия от прирожденных мастеров полнометражных фильмов: к примеру, актеры у Лоуренса - это товар, который нужно продать (неплохо, кстати, продал - пока в прокате больше 180 миллионов долларов). Киану Ривз олицетворяет мужество и "матричное" мессианство, его партнерша по фильму Рэйчел Уайц - красоту и женственность, а Питер Стормаре, всю жизнь отыгрывавший плохишей, - воплощает вселенское зло и очаровательное негодяйство (недаром исполняет дьявола). И вовсе эти лицедеи не играют - просто передвигаются в кадре по заданной траектории.

Сюжет и актерская игра-то, конечно, банальны, а вот картинка на загляденье хороша. Бодрствование разума режиссера рождает такие зловещие образы, что дух захватывает: вот идет одержимый бесом, и вдруг в него на полной скорости врезается огромный американский "Кадиллак". Врезается, дымит. Машина вдребезги (будто влепилась в бетонную стену), а несокрушимый демон в облике человеческом как ни в чем не бывало уходит дальше... Или идет он по пастбищу, а вокруг замертво валится крупный рогатый скот. Такие неожиданности подстерегают зрителя "за каждым кадром".

И как "Константина", спрашивается, после этого критиковать, судить? С одной стороны, хочется обругать за очередную порцию банальщины в сценарии, с другой - немедленно порекомендовать тем, кто любит спецэффектные голливудские экшны. Посмотреть "Константина" - как съесть большой бутерброд с маслом: не слишком изысканно, зато сытно.

Стас Лобастов

Настройтесь!..

На московские экраны выходит "Настройщик", новый фильм Киры Муратовой

И это при том, что Муратова никогда не была "репрезентативной": западные поклонники русской "духовности" не нашли бы в ее фильмах ничего для себя приятного. Вот и Венеция не решилась-таки взять "Настройщика" в основной конкурс: картина странная, малопонятная, отчасти маргинальная... То ли детектив, то ли насмешка над столь почтенным жанром - поди разбери. Реакция европейской публики тоже была неоднозначной. Впрочем, от них ускользнула одна из главных составляющих неповторимого муратовского мира - упоительная музыка речи, без которой ее фильмы теряют чуть не вполовину. Одна Ренатина интонация чего стоит - в переводе на английский (я специально читала титры, сравнивая) получается черт знает что, по-настоящему это смешно и прелестно только на языке оригинала.

Да уж, Муратова, что бы там ни говорили, - штучный товар, неконвертируемый. Забавно, что и на наших просторах ее понимают далеко не все - скажем, приверженцам традиционной культуры и традиционного гуманизма ее экзерсисы кажутся по меньшей мере странными, по большей - циничными. Даже теперь, когда она сняла невиннейший детектив о том, как парочка прелестных мошенников (Рената Литвинова и Георгий Делиев) обворовывает двух милых интеллигентных дам (Нина Русланова и Алла Демидова), - многие пожимают плечами. Интеллектуалам "Настройщик" представляется коммерцией, зрителям попроще - жеманством. В общем, вновь не угодила. Хотя почему бы жанровому фильму - к примеру, детективу - не быть жеманным? Или, наоборот, отчего бы муратовский миф, со всеми его составляющими вплоть до некоторого жеманства, не упаковать в обертку детектива? У нас ведь как - либо черное, либо белое, и никаких тебе промежуточных оттенков. В то же время "Настройщик" - фильм в своем роде действительно промежуточный, для самой Муратовой в первую очередь. Жанр, да не совсем, прелестный кунштюк - но тоже не до конца. Если копнуть поглубже, чуть поскрести манерную обертку - станет страшно. Особенно в том месте, когда героиня Ренаты уговаривает своего любовника просто-напросто грохнуть старушку: так и веет холодом "Трех историй". Забавные перипетии, выпавшие на долю по-детски наивной героини Руслановой, чьим простодушием вовсю пользуются брачные аферисты, - тоже не так уж забавны. Как говорится, все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Одно ясно: Муратова, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает экспериментировать, в том числе и с формой. Получается, права Рената: не Муратова, а просто панк какой-то.

Диляра Тасбулатова

Объекты желаний

Седьмая муза на фестивале "Мода и стиль в фотографии"

Мечту французского писателя давно и успешно осуществляют фотографы моды. Новость лишь в том, что с тех пор как цифровые видеокамеры стали столь же доступны многим, как ноутбуки, фотографы все охотнее используют это новое оружие, дерзко объединяя в своих проектах фотографию и видеофильм. Собственно, фотографию и кино объединяют не столько носители - пленка или DVD, сколько объект переноса, который на поверку оказывается "смутным объектом желаний"... Лучшие фотографы давно это знали и без помощи психоаналитиков. Достаточно посмотреть классические работы Эдварда Штайхена на выставке в МДФ "Голливудские знаменитости. Фотографии для журнала Vanity Fair" и "Мир Хорста П. Хорста" (обе выставки сделаны МДФ при поддержке Mastercard), чтобы понять, что в эпоху Великой депрессии американскую мечту поддерживали не только комедии, мелодрамы и фильмы ужасов, но и фотографы, создавшие образы звезд. Другое дело, что поначалу Штайхен, например, скорее отталкивался от поэтики кинокадра. Характерно признание, что первые 5-6 снимков Греты Гарбо его не устроили, потому что походили на стоп-кадры в кино. И только когда она прижимает пряди руками, растерянно говоря: "О, эти ужасные волосы", - он делает свой знаменитый крупный план ее лица. "В этот момент и появилась настоящая женщина, словно солнце вышло из-за темных облаков", - напишет Штайхен потом.

Современные фотографы, наоборот, охотно заимствуют у кино монтаж, более того - дополняют свои проекты видеофильмами. Выразительные примеры можно увидеть на нынешнем фестивале "Мода и стиль в фотографии". Среди них - "Чайный танец" Элен Константин, которая неожиданно перешла от снимков юных моделей на дискотеках к съемкам пожилых пар, вспоминающих молодость в танцзалах; завораживающее "Расставание" Эрвина Олафа (при поддержке компании Motorola), проекты Алена Флейшера и "Девушки-лифтеры" японки Мивы Янаги (оба при поддержке компании Sony); видео Марины Черниковой, снятое в Японии, и лаконичный проект Айдан Салаховой "Моя невеста"...

Многие из фотографов, наверное, могли бы повторить слова классика французской фотографии Сары Мун, которая сказала на своем мастер-классе, что находится "где-то между Мельесом и Биллом Гейтсом". В ее проекте "Красной нитью", показанном в "Галерее на Солянке" (при поддержке компании Motorola), Сара Мун "смешивает серебро и цифру", старую сказку Перро о Синей Бороде и опыт сюрреалистов, ностальгию по детству и взрослую печаль о сделанных нами ошибках, фотографии и видеофильм. Между фотографиями и фильмом - мостик в виде подписей и закадрового голоса, рассказывающего историю юной певицы, мечтающей о большой сцене, и большого импресарио, мечтающего о маленькой девочке.

Поначалу фильм и фотографии выглядят вполне самодостаточными проектами. Потом вдруг догадываешься - Сару Мун интересует не только пространство. А пространство, надо сказать, и в фильме, и на снимках обладает странным свойством: оно изменчиво, то четко и графично, как решетка, заслоняющая небо, то начинает растворяться во тьме, обволакивая, словно мягкий туман... В этом пространстве, как во сне или в страшном маскараде, не действует логика. Но странности происходят не только с героями, попавшими в этот заэкранный мир. Отчасти они происходят со зрителями, которые, посмотрев 20-минутный фильм, погружаются в фотографии, где каждое мгновение длится бесконечно. Но автор не просто объединяет текучее время фильма и неподвижное время снимков. Беря знакомый с детства сказочный сюжет, она заставляет нас невольно вспомнить детство с его, казалось бы, умершими страхами и желаниями. Так появляется еще одна координата - наша память, уводящая в мерцающее прошлое. Красная нить фильма Сары Мун ведет нас по маршруту закольцованного времени в глубь памяти.

Ж. В.

Путешествие длиною в век

"Москва - Варшава/Warszawa - Moskwa. 1900-2000" в ГТГ на Крымском Валу

Этот взгляд важен не только для ученого диалога искусствоведов, но прежде всего для того, чтобы хоть чуть-чуть попытаться понять другого. Пусть даже этот другой выглядит таким знакомым до боли, что даже его отличия воспринимаешь не как знак принадлежности к чужой культуре, а как знак его индивидуальности. Отражение такого взгляда - две инсталляции "Комната русского интеллигента начала 1960-х гг." и "Комната польского интеллигента начала 1960-х гг.". В первой - книжный шкаф, проигрыватель с пластинками Анны Герман и Дина Рида, во второй - спидола Wanda, книжный шкаф с сам-издатовскими копиями книг Пастернака, Солженицына, воспоминаний Надежды Мандельштам и проигрыватель с песнями Анны Герман и Эдиты Пьехи...

Но этот взгляд остался далеко, в 60-70-х. Нас действительно многое объединяет. Не только Эдита Пьеха и Барбара Брыльска, сыгравшая в "Иронии судьбы", но и Адам Мицкевич, Вацлав Нижинский, Казимир Малевич... Для поляков Россия - это еще и 1939 год, и польские офицеры, расстрелянные в Катыни, это крепкие объятия "старшего брата", из которых хотелось вырваться...

Сегодня, может быть, не менее важна, чем декларация культурного сходства, попытка увидеть и принять различия. Например, вглядеться в автопортрет Станислава Виткевича "Последняя сигарета приговоренного", чтобы понять человека, вскрывшего себе вены в сентябре 1939 года, когда в Польшу практически одновременно вошли немецкие и советские войска. Этот жест польского художника и патриота был, между прочим, рожден и кодексом чести русского офицерства. До 1917 года Станислав Виткевич был офицером лейб-гвардии Павловского полка. Или - захотеть увидеть лаконичный графический цикл Владислава Стшеминского "Западная Белоруссия" (1939). Стшеминский, радикальный польский художник, работавший вместе с Малевичем, один из создателей первой в Европе международной коллекции художников в Лодзи, потерял в окопах Первой мировой руку и ногу, воюя бок о бок с русскими солдатами. Или - остановиться у полотен Эдварда Двурника "Катынь" (1989), "Старобельск" (1989). Хотя бы в память о тех, чей расстрел был государственной тайной почти полвека.

И тогда, дав себе труд услышать незнакомый голос, можно будет увидеть замечательные работы. Например, Людомира Следзинского, неоклассика, работавшего в "ренессансной" технике. Или скульптуры знаменитого Ксаверия Дуниковского. Или неожиданное видео современной художницы Катажины Козыры, предлагающей свою интерпретацию балета "Весна священная"... Кстати, о современных художниках. Работы последних 10-15 лет можно увидеть на выставке в ГЦСИ "За красным горизонтом".

Ж. В.

Кратким курсом

"Солнце сияло" Анатолия Курчаткина поставила в МХТ им. А. П. Чехова Марина Брусникина

Актриса и педагог Школы-студии МХАТ Марина Брусникина давно уже может считаться полноправным режиссером - на ее счету около десяти спектаклей, более или менее похожих один на другой, поскольку специализируется она на театрализованной читке разнообразных литературных произведений. Выбрав роман Анатолия Курчаткина "Солнце сияло" (вошел в шорт-лист Букеровской премии 2004 года), театр не только его литературными достоинствами восхитился, но прежде всего вдохновился возможностью нашу с вами действительность на сцену вывести. Действие начинается в 90-х годах прошлого века, заканчивается в начале нынешнего - представляете, сколько всего смешного можно публике показать?

В программке рядом с фамилией Анатолия Курчаткина значится: "сценическая версия Марины Брусникиной". Выходит, она отвечает не только за сценическую интерпретацию, но заодно и за литературную основу. И это правильно. Потому что в ее руках роман превратился в краткий курс новейшей истории государства российского со всем, что называется, джентльменским набором. В одну кучу свалены путч, Горбачев, продажное телевидение и шоу-бизнес, война в Чечне, заказные убийства, дефолт, эмиграция, непотопляемость чиновников... И ведь не возразишь - все это было и есть, никуда не денешься. Театр не виноват, что одно только перечисление всех этих вещей кажется какой-то немыслимой банальностью или, попросту говоря, штампом. А может, все-таки виноват? Поскольку для Брусникиной важно было именно перечисление - вот, смотрите, что с вами было еще не так давно. На осмыслении стремительно меняющейся жизни она и не пыталась сосредоточиться.

Театр всего лишь фиксирует, фиксирует то, что публика и без него знает. Более того, на радостном узнавании зала все и строится. С таким умильным настроением обычно разглядывают старые фотографии. На телевидении гонят джинсу? Ну конечно, мы в курсе, зато смотри, как прикольно играют телевизионных деятелей Игорь Золотовицкий, Алексей Агапов и Олег Тополянский. Ну да, в шоу-бизнесе побеждает не талант, а наглость и деньги, но публике нравится смотреть, как гротесково наряженные актрисы Юлия Чебакова, Янина Колесниченко и Ольга Литвинова то певичек провинциальных жеманно изобразят, то циничных бизнес-вумен продемонстрируют. И все именно так, как каждому из нас представляется.

Спектакль строится как ток-шоу (тоже, знаете ли, примета времени), а с ток-шоу какой спрос? Успевай только все обозначить. Вот и вышла у нас Чечня, запихнутая между эстрадными разборками. Зато все современные приметы налицо - распальцовки, красные пиджаки, стрелки, счетчик, на который ставят. А на экране время от времени афоризмы нашего времени высвечиваются - "кто не урвал, тот уже ни с чем", "не все ли равно, кто спонсирует?". Весь этот пестрый, мелькающий антураж вертится вокруг молодого человека по имени Саша (Павел Ващилин). Это он работал на телевидении, в рекламе, в шоу-бизнесе, у него убивали друзей, его предавали и накалывали. И как вы думаете, чем все кончилось? Правильно, отправился на малую родину и к корням, так сказать, приник. И опять ведь не поспоришь, дело хорошее. Вот только звучит в пересказе ужасно банально.

Марина Зайонц

ЧТО В ИТОГЕ

В начале было слово...

Сходила я тут на днях на театральную премьеру и расстроилась. И вроде дело для нас, критиков, привычное, и спектакль не хуже многих, и актеры стараются играют, а есть в действе вредность, о которой автор пьесы и театр, ее выбравший, скорее всего и не догадываются. Они, ясное дело, не хотели ничего плохого, просто не подумали о том, как слово, со сцены произнесенное, в зале отзовется. Ну не дано, как сказано у поэта, нам это предугадать, и ладно. Вот только в данном случае ничего и угадывать не надо. Мы это уже проходили, и не раз.

Невиннейший на первый взгляд спектакль Театра-студии п/р О. Табакова "Кукла для невесты" по пьесе нового для столичной сцены драматурга Александра Коровкина повествует о современной деревенской жизни. Как явствует из названия, сюжет вертится вокруг свадьбы. Слегка уже перезревшая молодая героиня собирается выйти наконец замуж за рыночного торговца, армянина по имени Ашот. Тут-то и начинается самое интересное. Как только этого Ашота, на сцене так и не появившегося, со сцены не склоняют, какими только презрительными прозвищами не величают под дружный одобрительный хохот зрительного зала. Дальше - больше. Один из героев, местный алкоголик с романтической и, в сущности, доброй душой, через каждое слово поминает тех, кто, известное дело, виноват во всех народных бедах - "чурок черномазых и жидов". И так правдиво и обаятельно играет актер, и так органично зал все это воспринимает, что страшно делается. Граждане, это ж не Макашов какой-нибудь при полном попустительстве правоохранительных органов речи свои привычные произносит, это один из центральных столичных театров, интеллигентными людьми руководимый, межнациональную рознь воспевает.

В театре, конечно же, так не думают, и Макашова, несомненно, осуждают, и к кавказцам наверняка относятся толерантно. Скорее всего создатели спектакля всего лишь хотели правду жизни на сцене оживить. Ведь есть же такие настроения в обществе, зачем их стыдливо скрывать? Есть, никто не спорит, только теперь их будет чуточку больше! Потому что людям дали сигнал: так думать и говорить можно, и тебе ничего за это не будет. Помните, на одном из центральных каналов не так давно словесную битву между Макашовым и космонавтом Алексеем Леоновым показали? Так вот могу рассказать о последствиях показа в одной отдельно взятой знакомой мне семье. Пожилая пара, много лет дружно вместе прожившая, посмотрела телевизор и разругалась вдрызг. До сих пор не разговаривают, жить под одной крышей больше не могут. В нем на восьмом десятке антисемит обнаружился, она стерпеть этого не может - было бы смешно, если бы не было так грустно. В человеке что-то такое, конечно же, таилось, невысказанное, а тут вот оно - из телевизора, да на всю страну, ну и у него душа взыграла, слова появились. И опять никто не хотел ничего плохого, демонстрировали наши несомненные завоевания - свободу слова, плюрализм. А об ответственности за слово просто не подумали.

Или вот в одной из воскресных аналитических программ российскому народу предложили проголосовать: нужно ли запретить оперу "Дети Розенталя". Задумайтесь, сам факт запрета произведения искусства не ставится под сомнение. Добились того, что не видевшие спектакля люди проголосовали за запрет, и что дальше? Дана отмашка? Кому? Полагаю, тут объективную картину умонастроений народа стремились получить, ни о чем дурном не помышляя. Вот только в подкорке некоторой части российских телезрителей осталось: запрещать можно и даже нужно. Как сказано в одной классической пьесе, "ты этого хотел, Жорж Данден?".

Марина Зайонц

HOW MUCH

20 тысяч евро

получит лауреат новой отечественной литературной премии "Русский Бунин". Премия была учреждена на прошлой неделе Национальным союзом негосударственных вузов и Ассоциацией книгоиздателей России. Столь крупное денежное вознаграждение вручат автору, опубликовавшему, по мнению компетентного жюри, лучший роман на русском языке. В то время как десяти финалистам "Бунина" достанется по тысяче евро. Правом выдвижения конкурсантов обладают издательства, журналы, литературные институты, общественные организации, известные ученые и журналисты. Главное требование к произведению - художественность, изобразительность, стилистическое мастерство.

10 миллионов 800 тысяч экземляров -

таков тираж новой книги Джоан Ролинг "Гарри Поттер и принц-полукровка", который будет напечатан в США ко дню выхода шестого романа, 16 июля 2005 года. Американские издатели книг британской писательницы бьют собственный рекорд, установленный менее года назад. Тогда "Гарри Поттер и орден Феникса" вышел в количестве 6 миллионов 800 тысяч экземпляров. Но тираж раскупили в считаные дни, и издатели были вынуждены в срочном порядке допечатывать роман.

170-200 тысяч евро,

по предварительным оценкам искусствоведов, стоит "Голова девочки" - полотно Огюста Ренуара, похищенное из хранилищ аукционного дома Tajan в Париже. Украденная работа великого импрессиониста являлась собственностью некоего адвоката. На прошлой неделе ее должны были выставить на торги. Полисмены, ведущие расследование, рассказали, что сотрудники аукционного дома не смогли даже сказать, в какой точно день пропала "Голова".

ЖДЕМ-С!

Лукасу - Лукасово

В начале мая москвичам, а особенно москвичам-кинолюбителям придется наслаждаться лишь хорошей погодой, пикниками да и просто прогулками на свежем воздухе. Ведь праздничные дни будут не слишком богаты на кинопремьеры: пара-тройка не так уж чтобы выдающихся картин. Зато потом, 19 мая, на экраны выйдет космическая эпопея Джорджа Лукаса "Звездные войны: месть ситхов". "Месть ситхов" - событие из ряда вон выходящее (в положительном, феноменальном смысле). Может, именно из-за лукасовского проекта компании-прокатчики решили придержать другие новинки.

Оно и понятно, ведь и кинокритики, и простые зрители, и писатели-фантасты, и даже коллеги по цеху Лукаса признают "Звездные войны" лучшей фантастической киносагой всех времен и народов. С одной, правда, оговорочкой... Все самые громкие эпитеты - в адрес первых трех частей (снятых в период с 1977 по 1983 год). А уже первая серия, вышедшая на экраны после долгого перерыва, в 1999 году, вызвала легкое недоумение. Фильм чуть ли не на 80 процентов был отработан на компьютере. "Магистр" Лукас (его сравнивали с мудрецом магистром Йодой - одним из главных героев) уж очень увлекся спецэффектами. Вторая оказалась и того навороченнее, да к тому же была перенасыщена чересчур помпезными диалогами.

Чего же ждать от третьей - неясно. Это лукасовская тайна, покрытая мраком. Известно лишь, что режиссер, по его собственным словам, сделал "компьютерную слезовыжималку" с бюджетом (на секундочку) в 115 миллионов долларов.

Как бы то ни было, последняя часть для многих - конец целой эпохи фантастического кино. Наконец-то станет понятно, как добрый парень Энакин Скайуокер превратился в жестокого Дарта Вейдера. Эта загадка будоражила умы зрителей более двадцати лет. Бокс-офису картины (кассовый сбор) дают астрономический прогноз. Судите сами: суммарная прибыль от пяти частей "Звездных войн" составила почти три с половиной миллиарда долларов. При том что на производство было затрачено 296 с половиной миллионов. Что сказать... Такую прибыль даже самые аккуратные и строгие в выражениях экономисты восторженно, по-коровьевски называют черт знает какой.

Стас Лобастов

"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯЮТ

И быстрой ножкой ножку бьют

5 апреля в Малом театре состоится гала-концерт "Фанни Эльслер приглашает". В числе участников обещаны солисты ведущих европейских театров, в том числе и бывшие солисты питерской Мариинки. Звезды оперы и балета попытаются воссоздать на сцене неповторимый дух, который царил в театральной Москве полтора столетия назад - когда божественная австрийская балерина Фанни Эльслер покоряла русскую столицу. И дать ответ на вопрос, почему придирчивый и строгий эстет Теофиль Готье присвоил ей роскошный титул "богини языческого танца".

Любители абсента

"Абсент" - уже второй спектакль, который ученик Петра Фоменко Иван Поповски ставит в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой. Действо, основанное на картинах Дега и Пикассо, разворачивается под музыку французских композиторов и являет собой редкое для сегодняшнего театра зрелище, в котором лазеры и дымы используются исключительно по назначению. Ближайший премьерный спектакль - 10 апреля.

Он пьет одеколон?

За почти полувековую работу в кино Ален Делон снялся более чем в ста кинофильмах, но на сцену выходил лишь в трех спектаклях. Один из них - "Русские горки" - 11-14 апреля покажут на сцене Театра имени Вл. Маяковского. Эту пьесу, живописующую сложные взаимоотношения случайно познакомившихся мужчины и женщины, специально для бенефиса звезды написал драматург Эрик Ассу. А играет его Делон на пару с француженкой же Софи Карье. Премьера состоялась осенью 2004 года.

Многоуважаемый шкаф

Художник Илья Пиганов - счастливый обладатель патента на своеобразную технику декорирования, в которой применяются фотография, пергамент и лак. Используя это ноу-хау, Пиганов создает эксклюзивные вещи - шкафы, столы и ширмы. Некоторые из них в 2003 году участвовали в экспозиции самого авторитетного смотра дизайнерских идей - международного салона Maison & Object в Париже. Замечено, что произведения Ильи Пиганова, сохраняя утилитарные функции, преобразуют окружающее их пространство. Среди экспонатов выставки - "Шкаф Фрейда", столик "Мыло Рафаэля" или, скажем, комод "Свадьба Альдобрандини". Выставка "Том второй" открыта с 12 апреля в Музее архитектуры им. А. В. Щусева.

Круче только...

Чили Палмер (Джон Траволта) - предприимчивый американский "браток", которому не чуждо прекрасное. Впервые он появился в фильме 95-го года "Достать коротышку", где снимал кино про себя любимого. Спустя 10 лет в новой картине "Будь круче" режиссера Гэри Грэя старина Чили переквалифицировался в музыкального продюсера, взявшего под крыло начинающую певичку Линду Мун. Правда, оказалось, что в музбизнесе, равно как и в киноиндустрии, работают сущие бандиты - от представителей русской мафии до гэнгста-рэперов. Вот и придется Чили Палмеру, выражаясь адекватным языком, "разруливать" темы, проторяя дорогу на музыкальный олимп. "Будь круче", обошедшийся в 53 миллиона долларов, собрал в мировом прокате уже более 59 миллионов. На экранах - с 7 апреля.

КАК ПОЖИВАЕТЕ?

Евгений Гришковец, писатель, режиссер:

- Недавно я решил перечитать Дмитрия Пригова: его стихи, очень нежные, умные, и роман "Живите в Москве" - изрядная книжка... А в кино смотрел "Турецкий гамбит" и "2046" Вонга Кар-Вая. На "Турецкий гамбит" мы пошли с дочерью. Получили огромное удовольствие, несмотря на разницу в возрасте: ей девять лет, мне тридцать восемь. Досадно, что такие проекты не выходят ежемесячно... Тогда, может, шумихи вокруг них было бы поменьше? Не поймите превратно: фильм Джаника Файзиева, конечно, замечательный, с хорошими актерскими работами, но не более. А вот "2046" Вонга Кар-Вая - поразительное кино. Впечатлений от этой картины мне хватит еще надолго. Кар-Вай - бесстрашный режиссер. Не боится никаких экспериментов, к примеру, у него получается снимать глубокие чувственные сцены под вполне затертые оперные хиты. Правда, до сих пор я не могу осознать, почему некоторые наши критики активно сравнивают "2046" с "Любовным настроением" того же Кар-Вая - на мой взгляд, эти фильмы совершенно разные.

КОРЗИНА

Гражданин Иуда

Вообще-то малобюджетный телесериал режиссера Чарльза Роберта Карнера "Иуда" с неизвестными нашему зрителю актерами был снят почти три года назад. Но на телеканале Эй-би-си продуктом остались недовольны и положили на самую дальнюю полку фильмохранилища. Боссы канала решили запустить "Иуду" в телепрокат в 2004 году, после феноменального успеха "Страстей Христовых" Мела Гибсона. И объясняют свое решение, выставляя себя чуть ли не революционерами: мол, несколько лет назад такой острый фильм мог вызвать бурю негодования, но теперь молчать не можем. Однако позвольте... В нудном проекте Карнера, который выходит у нас на видео, нет ничего революционного. Может, поэтому и американские телезрители восприняли сериал без особого энтузиазма. Ну да, есть Иуда, есть Христос, есть ученики. Иуда из всех - самый харизматический. Скромный торговец вином со "скрытыми бунтарскими наклонностями" (так написано в аннотации). Узнав о существовании Мессии, он спешит ему на помощь, но по ходу общения разочаровывается в человеколюбивых заповедях и ради блага иудеев решает "сдать" учителя. А тридцать сребреников, считает Карнер, вообще ни при чем... На самом деле предатель ратовал за судьбу народа и мечтал о славе. Может, этот сюжет и потряс бы зрителя. Да вот только на фоне монументальных "Страстей" того же Мела Гибсона фильм Карнера выглядит гипсовой поделкой.

Маловато будет!

А не замахнуться ли нам опять на нашу, понимаешь, новую драматургию, подумали во МХТ им. Чехова. И таки замахнулись. После братьев Пресняковых опять потянуло на братьев, но теперь уже Дурненковых с их загадочным "Последним днем лета". И ведь что характерно? Мало не показалось только режиссеру Николая Скорику, а всем остальным, включая актеров и особенно зрителей, маловато было. Чего? Ну, например, содержательной составляющей, смысловой. Короче, что на сцене два часа-то происходит? Про что эти самые братья написали? Ни в жизнь не догадаешься. И ведь спроси режиссера - позовет в даль светлую всяких там абстракций или будет про "сгущенный реализм" травить, мол, про жизнь играем. И ведь правда про жизнь. Коммуналка есть? Есть. Сосед-алкаш есть? Есть. Братаны с темным прошлым и чудовищным настоящим? Точно есть. А непризнанный художник-гений и парочка влюбленных как лирический ответ этим жутким гримасам социализма с капитализмом тоже ведь есть? Кажется, в этом стандартном суповом наборе не хватает только... мяса (какой-никакой идеи). Да и матерка маловато, не так, как в спектакле у других братьев (более продвинутых). Может, в другой раз добавят? Этого, блин, никогда много не бывает.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера