Архив   Авторы  

Младший брат Колизея
Парадокс

В античные времена Меккой гладиаторского искусства являлся вовсе не знаменитый римский Колизей, а амфитеатр в провинциальном африканском городе Тисдрусе. Спустя века ученые проникают в тайны самого кровавого шоу древности

Под белым солнцем Сахары

Над созданием амфитеатра в Тисдрусе строители работали спустя почти полтора века после постройки Колизея. Стройка в Риме завершилась в 80 году нашей эры, а в Тисдрусе - по разным источникам, в период с 232 по 238 год. На тот момент Тисдрус представлял собой один из оживленных городов на побережье, через который проходили многочисленные торговые пути. И местные жители, и заезжие путешественники хотели развлечений, но что могли им предложить городские власти? Конечно же, зрелища! Да желательно такие, чтобы не хуже, чем в Риме. К тому времени слава римского Колизея распространилась уже по всему Средиземноморью. Проконсул провинции Африка Марк Антоний Гордиан повелевает возвести в Тисдрусе аналог Колизея. Тысячи рабов трудятся в шахтах, годами не видя дневного света, вырубая из каменных пород блоки, которые пойдут на строительство амфитеатра. И вот он наконец возведен! То ли так совпало, то ли Марк Антоний настолько возгордился делом рук своих, но именно в 238 году он провозгласил себя императором. Дорого же ему обошлась эта самодеятельность! 36 дней Марк Антоний наслаждался властью, а на 37-й отправился к праотцам, убитый римскими солдатами. Но амфитеатр остался жить в веках.

Все для удобства зрителей

"Это было колоссальное по тем временам сооружение, по каким-то параметрам даже превосходящее Колизей", - рассказывает историк университета Эль-Джема Каздар Фатхи. Вместе с ним мы переходим с одной трибуны амфитеатра на другую, пытаясь представить себя зрителями из далекого прошлого, ожидающими выхода гладиаторов на арену. "Архитекторы, естественно, не могли не учитывать опыт своих предшественников, - говорит историк. - Например, дефект "слепых пятен" на арене Колизея, которые являлись основной проблемой для зрителей верхних рядов, был здесь значительно уменьшен. Если в Риме невидимая площадь арены составляла 7 метров, то в Тисдрусе эта слепая зона сократилась до 5 метров". На самом деле, в какой бы точке на трибуне мы ни оказались, даже в самой верхней, почти вся арена перед нами была как на ладони. Мешало смотреть вниз разве что слепящее глаза солнце, однако, как выяснилось, в прошлые века у любителей зрелищ такой проблемы не возникало. Точно известно, что над трибунами амфитеатра при помощи натяжных тросов держался навес, укрывавший их от палящего солнца Африки. Арена оставалась открытой, и, что удивительно, архитекторы даже предусмотрели тот маловероятный в здешних местах случай, если вдруг над амфитеатром прольется дождь. Система отвода влаги была устроена таким образом, чтобы дождевая вода стекала по трубам, выведенным вниз во вместительные цистерны. Для жаркой Африки такая техническая конструкция более чем необычна. Может быть, климат тогда был совсем иным?

Архитекторы усовершенствовали и пути доступа к местам для зрителей. Людские потоки направлялись так, чтобы не создавалось давки. А добиться этого удалось весьма просто. Каждый из секторов имел над входом обозначение в виде того или иного животного: льва, слона, носорога, лошади. Этот же символ наносился на входной билет. Вход на трибуны, как сегодня на спортивные арены, осуществлялся через несколько подъездов, что позволяло избежать толчеи.

Если сравнить арены различных древних амфитеатров, дошедших до наших дней (а их около десятка), то арена Эль-Джема, по оценкам самых разных историков, сохранилась лучше других. Поэтому сегодня без особых проблем можно получить представление о том, как выглядел амфитеатр в далеком прошлом. Стены толщиной в 3,5 метра, с фронтальной части отделанные мрамором, придавали сооружению вид настоящей неприступной крепости. Крупная каменная кладка, за много веков нещадно выжженная солнцем, производит мрачное впечатление и словно обдает холодом. Весьма любопытно, что построен амфитеатр из природного камня, в то время как другие публичные здания того времени в основном возводились из кирпича. А природный камень если и использовали, то, как правило, при строительстве подвалов. Более того, отказ от кирпичной кладки - это характерная черта африканской архитектуры.

На каждой стороне арены "африканского" Колизея было по шесть дверей, ведущих в подсобные коридоры. В конце арены располагались еще две двери шириной 4,5 метра каждая, через которые выходили на арену торжественные процессии, открывавшие игры. Эти двери вели также в залы, где по краям размещался ряд маленьких комнат. Возле них Каздар Фатхи рассказал нам, что, по всей видимости, эти странные комнаты, когда-то декорированные пунической мозаикой, использовались знатными горожанами как святилища, в которых поклонялись богам - Меркурию, Бахусу, Диане.

Непосредственно под ареной проложены два подземных коридора. Наиболее удобный доступ в них оборудован через наклонный пандус. По нему мы спустились вниз. В подземелье практически не проникает дневной свет. Но мы решаемся пройти по всей длине главной галереи. Вдоль нее располагаются 16 маленьких помещений, по восемь с каждой стороны. Для чего предназначались эти помещения? Предположения есть самые разные, но наиболее вероятное из них - все они использовались в качестве вольеров для диких зверей, которые принимали участие в битвах на арене. Стоит в галерее остановиться, закрыть глаза, прислушаться - и кажется, будто слышишь там, наверху, крики возбужденной толпы, рев раненых животных, лязг решеток и цепей. Кажется, что впитавшие в себя кровь людей и животных мрачные стены, между которых словно скользят тени, надежно хранят память обо всем, что здесь когда-то происходило.

О чем рассказала мозаика

Пытаясь разобраться в истории амфитеатра, тунисские ученые делали упор на изучение сохранившихся до наших дней мозаик, которыми по обычаю украшались стены и залы этого удивительного сооружения. И вот о чем они уже рассказали к сегодняшнему дню.

Из сцен сражения гладиаторов на мозаиках становится понятно, что поединки со смертельным исходом если и имели место, то где-то на ранних этапах игр. Например, на одной из мозаик отчетливо видно, как два бойца атакуют разъяренного быка, одного из них он уже подбросил в воздух. Другие гладиаторы показаны в сражении с огромным диким кабаном, а на заднем плане сцепились в схватке два борца. За всем происходящим на арене наблюдает богиня охоты Диана. На одной из стен сохранилась мозаика, изображающая двоих мужчин, брошенных на съедение диким животным. Скорее всего это гладиаторы-пленники, судьба которых зависела от решения толпы.

- Огромная популярность гладиаторских боев, - рассказывает глава исследовательского отдела Тунисского института культурного наследия Хеди Слим, - породила развитие инфраструктуры, специально предназначенной как для присмотра за животными, так и для тренировки бойцов. Создавались настоящие корпорации, самыми влиятельными из которых, как нам удалось установить, были Телегении, Леонатии, Пентасии, Таурисции, Крещентии и Сиррениатии. Они имели своих гладиаторов и различались эмблемами. Ко всему прочему, кроме организации зрелищ, они занимались и другими прибыльными занятиями. Например, создавали похоронные конторы или предприятия по производству и поставкам оливкового масла.

Гладиаторы "африканского Колизея" скорее всего были весьма почитаемыми людьми. Так, тунисским ученым удалось установить, что накануне сражений для гладиаторов обязательно устраивался щедрый пир. Публике разрешалось наблюдать за тем, как бойцы наслаждаются едой и напитками. На одной из сохранившихся мозаик за столом на арене, будто средневековые рыцари, восседают пятеро представителей гладиаторского братства. Над головой каждого из них висят эмблема корпорации и ее короткий девиз: "Мы свободны, и мы правы", "Хорошо проведем время", "Хватит разговаривать". Гладиаторам за столом во время банкета прислуживали специальные люди.

Гладиаторские бои в Тисдрусе пользовались невероятной популярностью. Но вот были ли это бои между гладиаторами? По-видимому, нет. Вероятно, страстное увлечение местных жителей охотой на диких животных и связанные с этим культовые традиции наложили определенный отпечаток на схватки, происходившие на арене амфитеатра. К примеру, в римском Колизее гладиаторские бои представляли собой кровавые батальные сцены, сопровождавшиеся травмами и убийствами. При изучении мозаик и фресок, которые частично сохранились на стенах амфитеатра в Тисдрусе, исследователи обратили внимание на большое количество сцен охоты и боев гладиаторов с дикими животными. В противоположность местным жителям - финикийцам римляне обладали совершенно иным характером. Они были воинственны, агрессивны и жестоки. Глядя на то, как во время боев гладиаторы убивали друг друга, они получали истинное наслаждение. Финикийцам же претило поднимать руку друг на друга - они выходили биться с дикими животными. Сражение со львом было не более жестоким и кровавым, чем сегодняшняя коррида.

Они не шли на смерть

Наши традиционные представления о гладиаторах являются во многом ошибочными. Профессор университета Майами Стивен Так, несколько лет проработавший в Тунисе, предпринял попытку восстановить тактику гладиаторов. "Очень важным для меня было суммировать современные представления о жизни гладиаторов, - говорит Стивен Так. - И они оказались весьма отличны от тех, к которым мы с вами привыкли, например, благодаря фильму с Расселом Кроу в главной роли, снятому в стенах амфитеатра в Эль-Джеме".

Гладиаторы, выступавшие в Тисдрусе, были действительно подготовлены как профессионалы, несмотря на свой низкий социальный статус. Их покупали за большие деньги и тренировали для выступлений на арене. Своей подготовкой и спортивной формой они должны были оправдывать значительные средства, затраченные их приобретателями - владельцами гладиаторских школ. "Можно с уверенностью говорить о том, что именно здесь, а не в Колизее, в III-IV веках сформировалась наиболее влиятельная и профессиональная база подготовки гладиаторов, которые уже затем разъезжались отсюда выступать на другие арены Римской империи", - делает вывод Каздар Фатхи.

Утверждение, что гладиаторы, выходя на арену, не шли на верную смерть, приобретает смысл в том случае, если внимательно изучить их амуницию: тяжелые шлемы, защиту для голеней и рук, крепкие стальные нагрудники. "Если бы гладиаторам было предопределено умереть, - считает Стивен Так, - то такая защита абсурдна, никчемна. Вступая в бой без доспехов, они по сути шли на бойню и не могли противостоять смерти".

"Существует много проблем в изучении тактик гладиаторов, которые применялись на арене, - рассказывает Стивен Так. - Методика подготовки бойцов вряд ли была где-то прописана, и люди, владевшие ею, держали основные моменты тактики боя в голове, передавая их из уст в уста. По крайней мере руководства по тренировке в письменном виде нет. Дошедшие до нас источники помогли совсем немного. Написанные элитой того времени, они в большинстве случаев специально драматизировали ход сражений".

Однако смерть все же присутствовала на арене, добавляя остроты сражению. Ведь для зрителей наиболее предпочтительным было видеть гладиаторов, бьющихся не на жизнь, а на смерть. И все же смертельные схватки постепенно уходят с арены, а сражения становятся более зрелищными. Теперь гладиаторы могли позволить себе некоторую театральность, попадая в рискованные ситуации без страха лишиться жизни.

Для историков пока остается загадкой, сколько лет гладиаторы тешили взоры толпы на арене амфитеатра в Тисдрусе. Но, может быть, не столь уж и важно знать точную цифру. Сами по себе поражают даты, которые уже известны. Например, совершенно точно установлено, что и спустя четыре века (!) со дня возведения он еще выполнял свои функции. А много ли вы назовете ныне действующих театров, которым более 400 лет? Амфитеатр в Тисдрусе - это настоящий образец долголетия, сохранивший, кажется, и по сей день в своих стенах отголоски ярких гладиаторских сражений.

При участии Дмитрия Серкова

Эль-Джем - Москва

Василий Дятлов, Андрей Замахин (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера