Архив   Авторы  

Как посадить сотрудника
Общество

Специалисты утверждают, что достаточно одного взгляда на внутреннее устройство офиса, чтобы сделать вывод об эффективности компании

По оценкам психологов, до 80 процента работающих в России недовольны условиями работы в офисе в целом и своим рабочим местом в частности. Каким образом обустроить офис так, чтобы сотрудники трудились с максимальной эффективностью? В последние годы специалисты предлагают множество решений "идеального" офиса, начиная от классического рассаживания по отдельным кабинетам и заканчивая концепцией open space (открытое пространство), когда все сотрудники, за исключением, может быть, высшего руководства, сидят в одном большом зале. Каждое из решений имеет право на существование, главное, не организовывать офис по принципу "лишь бы каждому места хватило" - такой подход может принести больше вреда, чем пользы.

Трудная жизнь

Сколько площади нужно человеку для комфортной работы? Минималисты утверждают, что хватит и 3-4 квадратных метров, при том, что только рабочий стол с компьютером занимает, как правило, порядка 1,28 "квадрата". Однако многие не согласны с таким принципом муравейника. "Работнику необходимо от 10 до 20 квадратных метров, - говорит руководитель испытательной лаборатории по аттестации рабочих мест НИИ медицины труда РАМН Ирина Старожук. - Если же люди сидят друг у друга на головах, ожидать высокой отдачи от них вряд ли стоит. Слишком много раздражающих факторов".

Впрочем, теснота далеко не единственный враг "белого воротничка". Настольный компьютер, перед которым приходится проводить по 8-10 часов кряду, опасен не меньше. Медики знают, что боль в руках, так называемый синдром запястного канала, а также головная боль и повышенная утомляемость глаз в последние годы стали постоянными спутниками большинства офисных работников низшего и среднего ранга. По большому счету все эти профессиональные недомогания тоже связаны с неправильной планировкой рабочего пространства. Если бы было побольше места, чтобы развернуть компьютер под правильным углом, кресло имело бы подлокотники, а компьютер был бы поновей, то "офисных" заболеваний стало бы значительно меньше.

Также большое значение имеют освещение и вентиляция. Ведь часто в помещении устанавливают не лампы накаливания, а так называемые лампы дневного света, которые пульсируют, что приводит к дополнительным нагрузкам не только на глаза, но и на весь организм.

Важную роль играет и вентиляция, на которой большинство руководителей в России старается экономить. Мол, поставили же кондиционер, что им еще надо? Оказывается, от кондиционера толку мало, особенно если мебель и отделка подешевле. "Новые материалы, зачастую содержащие диоксин, фенол и формальдегиды, неизбежно загрязняют воздух, - утверждает Ирина Старожук. - Чтобы справиться с этим, нужна нормальная вентиляция, причем принудительная, кондиционер здесь не помощник". Правда, свои минусы есть и у вентиляционных систем - они шумят. Раздражающих звуков в стандартном офисе и так хватает - сосед изо всей мочи бьет по клавиатуре, звонят телефоны, а под окном проходит оживленная трасса. Постоянный гул вентиляции - это не совсем то, что надо для полноценной работы. Поэтому для того, чтобы снизить посторонние шумы, дизайнеры сегодня рекомендуют ставить акустические потолки, поглощающие часть звуков.

Все для тела

Если неудобства, причиняемые сторонними шумами или отсутствием вентиляции, замечаешь, как правило, со временем, то плохая мебель сразу бросается в глаза. Руководители фирм это понимают, поэтому в последние годы растет спрос на эргономичную мебель, то есть такую, которая позволяет работать и меньше при этом утомляться. "Офисная мебель - один из важнейших компонентов любого офисного пространства, - считают специалисты известной российской мебельной компании "СОЛО". - В современном офисе мебель - это не столько элемент обстановки, сколько инструмент, служащий эффективной работе компании. Все критерии долговечности, функциональности, гибкости и эстетичности относятся к офисной мебели в той же, если не большей мере, как и к офисным перегородкам, покрытиям пола, потолкам и осветительной технике".

Набор мебели для классического "белого воротничка" в принципе незатейлив - стол, стул или кресло, тумба и шкаф. Основные эргономические требования, которыми сейчас руководствуются дизайнеры мебели, были разработаны еще знаменитым Ле Корбюзье. Он рассчитал так называемый "Модулор", то есть схему, соответствующую строению тела человека (за основу Ле Корбюзье взял рост 182,9 сантиметра).

Сегодня конструкторы создают столы с изогнутыми столешницами, чтобы избежать, во-первых, острых углов и, во-вторых, чтобы человеку было удобнее дотянуться до любого нужного предмета. Как свидетельствуют ученые, средняя зона охвата рук человека - 35-40 сантиметров. Поэтому, если столешница полукруглая, он может дотянуться, не напрягаясь, до 92 процентов полезной площади стола. Ни классический прямоугольный, ни стол в виде буквы "Г" такого удобства не гарантируют. Понятно, что любой стол, каким бы правильным он ни был, рано или поздно окажется завален бумагами, так что мебельщики рекомендуют использовать дополнительные полки, подставки и тумбы, что позволяет избавиться от беспорядка. Тяжелые столы-"мастодонты" остаются только в кабинетах высокого начальства, где места хватает и основная задача обстановки - произвести впечатление на посетителей.

Впрочем, даже самый эргономичный стол вряд ли доставит удовольствие, если к нему приставить неудобные стул или кресло. Именно поэтому специалисты советуют не выбирать сиденье "на глазок", а обязательно вначале опробовать его. Эргономичное сиденье должно регулироваться по возможно большему числу индивидуальных параметров, чтобы работник мог принять наиболее удобную позу. Естественно, что такое сооружение не может быть очень дешевым. Специалисты считают, что средняя цена эргономического кресла составляет порядка 500 долларов. Конечно, обычный стул обойдется на порядок дешевле - только можно ли, сидя на нем, работать долго?

Что же касается шкафа, то от него требуются по большому счету три вещи. Первое - чтобы он не занимал слишком много места. Второе - чтобы был вместительным. И третье - чтобы был мобильным. Причем последнее не значит, что шкаф достаточно поставить на колесики и катать из угла в угол. Шкаф должен легко реконфигурироваться, соответствуя тем самым модной в последние годы тенденции создания "правильного" офисного пространства.

Где поставить свой лэп-топ?

Специалисты делят способы организации офисного пространства на три основные категории: кабинетную, open space и комбинированную, так называемый комби-офис, сочетающую в себе свойства первых двух. Кабинетный офис - самый традиционный. Работать в нем спокойнее всего, однако затруднено коллективное общение, да и пространство используется не самым эффективным образом. Нередки случаи, когда в таких офисах в каждой комнате образуется своя "группировка", конфликтующая с соседней комнатой. Open space - полная этому противоположность. Все сидят вместе, отделенные только небольшими перегородками, ни у кого никаких секретов нет, но работать в муравейнике с прекрасной слышимостью понравится не каждому. И наконец, комбинированный офис, где индивидуальные и групповые комнаты отделены от зон общего пользования стеклянными перегородками, - порождение начала 1990-х годов, когда дизайнеры попытались примирить кабинеты с открытым пространством.

"Стиль, в котором компания обустраивает свой офис, в первую очередь определяется спецификой ее работы, - считают в одной из ведущих российских мебельных компаний "Феликс". - Так, например, редко реализуется принцип open space в юридических фирмах. Или взять, к примеру, банки - обычно здесь предусмотрено помещение для приема посетителей, места для операционистов и так далее". Тем не менее, по мнению экспертов, именно принцип open space сегодня становится у нас все более популярным. Главное преимущество этой концепции - на ограниченной площади можно разместить на порядок больше людей, чем, скажем, в кабинетах, и тем самым сэкономить на арендной плате. Хотя, как рассказали представители компании ДОК-17, офисы open space действительно стали появляться все чаще, но пока их доля не превышает 10 процентов. Что же касается помещений со стеклянными перегородками, то на Западе этот принцип связан с девизом "Прозрачный офис - единая команда", который у нас еще не прижился. Возможно, причина этого кроется в российском отставании в области управления бизнесом, которое, по экспертным оценкам, составляет 7-8 лет.

Но если перспектива комбиофисов в России пока под вопросом, то оpen space явно ждет большое будущее. Так, например, в ДОК-17 разработали модель "Контур", предполагающую "интеграцию рабочих мест с мобильными перегородками", а также модель Up&Down, в которой рабочие зоны отделяются друг от друга с помощью двусторонних шкафов.

Вообще в open space мобильность мебели приобретает первоочередное значение. Чтобы переезд не стал равен двум пожарам, производители стараются сделать мебель легко передвигаемой, а также создающей ощущение пространства. Например, компания "Феликс" разработала модульные коллекции "Технофорвард" и "Аксиома", в число которых входят столы с металлическими ногами-опорами. Они занимают меньше места, а офис, уставленный такими столами, кажется просторнее.

Особое место в открытых офисах занимают мобильные перегородки. Кстати, первые разборные перегородки появились всего около 40 лет назад, но уже успели распространиться по всему миру. "Во всем, что касается оборудования офисов, российские и западные технологии и дизайн очень похожи, - считает генеральный директор "Феликса" Илья Кондратьев. - Ведь мода рождается на международных выставках, оттуда идут основные тенденции, позже адаптируемые под местную специфику". Разумеется, нельзя говорить, что мобильные перегородки - вершина человеческой мысли в области дизайна интерьера, но в определенном плане они действительно очень полезны, хотя бы тем, что помогают объединить сотрудников в коллектив, а также приучают их к мобильности. В этом плане показателен слоган мобильных офисов: "Мое место там, где я поставлю свой лэп-топ". "Развитие информтехнологий радикально изменяет представления о работе в офисе, что сказывается затем и на офисной мебели", - считают в компании "СОЛО".

В то же время надо помнить, что open space - отнюдь не панацея, а просто один из вариантов. Дизайнеры советуют не забывать и о других элементах офиса. Так, если говорить об освещении помещения, то специалисты рекомендуют использовать не яркий центральный свет, а создавать локальное освещение, что не только повышает комфорт, но и позволяет сэкономить на электричестве.

Другой вопрос - планировка офиса. Понятно, что основную массу сотрудников можно усадить за перегородки, однако, так или иначе, придется отвести отдельную комнату под переговорную, она же может использоваться для тренингов персонала. Еще одно новшество - так называемый кофис, где сотрудники могут пить кофе, чай и общаться.

Немаловажно и то, в какие цвета окрашено помещение. К счастью, сделать стены ярко-фиолетовыми желающих немного, зато тоскливая бело-серая гамма, считающаяся отличительной особенностью евроремонта, встречается очень часто. А это, полагают медики, пагубно действует на нервную систему сотрудников.

По тому, как выглядит офис, какова его "начинка", становится многое понятно касательно отношений в компании. Взглянув на организацию рабочего места рядового сотрудника, отмечают специалисты, всегда можно сделать вывод об эффективности компании. Там, где офис грамотно обустроен, - умный начальник и хорошие работники. Ведь им не надо отвлекаться на всякие мелочи вроде шумящего вентилятора или жесткого стула.

Константин Волков
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера