Архив   Авторы  

Дранг нах Остен!
Искусство

Лучшим фильмом кинофестиваля восточноевропейского кино в Висбадене был назван "Настройщик" Киры Муратовой

Кира Муратова, обычно равнодушная к славе земной, была явно польщена призом в Висбадене. Несмотря на всесветную славу, ее картины редко удостаиваются заграничных наград. Муратовская интонация настолько своеобразна, что уловить ее бывает довольно сложно: адская смесь из языковых клише, вложенных в уста клоунских персонажей, малороссийского говорка и иронично-патетичных речей на чистейшем русском создает неповторимую звуковую симфонию, много теряющую при переводе на английский. "Настройщик", однако, сумел преодолеть этот барьер: во всяком случае немецкая публика, вынужденная отвлекаться на английские титры, смеялась и плакала ровно в тех местах, в которых нужно смеяться и плакать.

Интересно, что и "Богиня" Ренаты Литвиновой (за которую она получила приз как "лучшая актриса") была понята адекватно, как психоделическая фантасмагория на любимую Ренатину тему - тему смерти. Специального упоминания удостоился и "Марс" юной Анны Меликян, причем с такой изящной и длинной формулировкой, которую трудно воспроизвести. Что-то вроде "умения отразить реальность при помощи волшебства изображения". Что правда, то правда: Ане Меликян действительно удалось снять сказку, шутливо преображающую нашу суровую действительность. Настолько, что даже поэтический финал - главная героиня, которой уже давно нет на свете, летит, словно возлюбленная Шагала, по небу - воспринимается как органичный. Так же органично воспринимается пребывание литвиновской Фаины, богини смерти, на том свете, куда она шагнет из обычной квартиры, рассекая каблучком мутную ртуть зеркала.

И хотя два других главных приза, ФИПРЕССИ и за режиссуру, ушли к полякам и казахам, впору говорить о "русском феномене". Несмотря на проблемы и трудности, которые периодически сотрясают наше кинопроизводство, абсолютно все российские фильмы, показанные на фестивале GoEast ("На Восток"), удостоились высокой оценки и публики, и профессионального сообщества. Жаль, что немецкие киноманы так и не увидели сокуровского "Солнца" - по причинам, от нас не зависящим. Все другие фильмы - включая "Своих" Дмитрия Месхиева, жесткого военного триллера о временах немецкой оккупации, - буквально потрясли коллег из Восточной Европы, честно признавшихся, что не ожидали такого Ренессанса русского кино. Немного слукавив, к отечественным достижениям можно причислить и победу казаха Рустема Абдрашева, получившего приз ФИПРЕССИ за фильм "Остров возрождения". В конце концов, Казахстан еще совсем недавно входил в российскую империю под названием СССР, а Рустем Абдрашев проходил те же университеты, что и русские режиссеры. Хотя в "Острове", ретроповествовании о послевоенной казахской глубинке, уже чувствуется национальная идентичность - тем более что картина снята на казахском языке. Что вполне соответствует концепции фестиваля "На Восток", затеянного ради единственной цели - диалога культур, чье своеобразие может погибнуть под натиском транснациональной голливудской продукции, бессмысленной и беспощадной, донельзя унифицированной. Вслушиваясь в музыку польского, сербского, немецкого, казахского и чешского, начинаешь понимать, что на свете существуют не только англосаксонские ценности, что мир полифоничен.

Грустно, однако, что такие величайшие события, как падение Берлинской стены и крушение социализма, для стран Восточной Европы обозначили новый виток депрессии. Перемена участи, на которую так надеялись восточные славяне, долгие годы грезившие о свободе, для многих обернулась драмой. О чем ярко свидетельствуют фильмы, демонстрировавшиеся на этом фестивале: несмотря на вновь обретенные свободы, Восточная Европа переживает не лучший свой период.

Видимо, нужно обладать харизмой Мартина Шулика, блестящего словацкого режиссера, чтобы преодолевать трудности с чисто швейковской невозмутимостью. На фестивале были показаны ретроспектива фильмов Шулика и, в частности, его недавний фильм "Последнее путешествие Гулливера", посвященный реконструкции событий трагического 68-го. Предшествующий им визит Брежнева в Прагу, танки на улицах, столкновения с советскими войсками и трупы убитых перемежаются игровыми эпизодами, стилизованными под документальные. Рассказывая историю режиссера Павла Юрачека, по судьбе которого в буквальном смысле проехались советские танки, Шулик сохраняет интонацию, свойственную раннему Форману, - нежной грусти, чисто славянской иронии. Он как будто бы возвращает нас к истокам - к тем временам, когда чешское кино переживало свои триумфы, прерванные в августе 1968-го.

Польское кино, прославившееся во всем мире в те же шестидесятые, тоже до сих пор хранит память о своем былом величии. Недаром лучшим режиссером фестиваля названа Малгожата Шумовска, представившая картину "Оно" - о внутреннем мире беременной женщины. Ребенок, который вот-вот появится на свет, как будто преображает все происходящее. Порой кажется, что мы видим мир его глазами - глазами человека, который воспринимает окружающее в первый раз, как непреходящее чудо. Фильм Эмира Кустурицы, показанный в последние дни фестиваля, так и назывался - "Жизнь как чудо". Хорошее название для повествования о войне. Однако Кустурица не был бы Кустурицей, если бы из года в год, несмотря на все перипетии судьбы, не повторял как заклинание: "Жизнь есть чудо". Быть может, его фильм - самый оптимистичный на этом фестивале, окрашенном в чуть элегические тона: жизнь, конечно, чудо из чудес, и все же, все же, все жеЙ

Ощущение светлой печали усиливается благодаря естественному фону этого мероприятия - "декорациям" города Висбадена, одного из красивейших в Европе, где, как известно, бывали Достоевский и Тургенев. Куда по весне устремлялись русские аристократы и где до сих пор живет и здравствует праправнучка Пушкина г-жа Клотильда фон Ринтелен. Кстати говоря, именно здесь часто слышна русская речь, а в стенах изумительной по красоте и изяществу виллы "Клементина", где проходил фестиваль, чувствуется астральное присутствие русской аристократии. Что и говорить, для духов и привидений сто лет - не срок.

Диляра Тасбулатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера