Архив   Авторы  

Трижды Мясин
Искусство

Знаменитый балетмейстер впервые представлен в Большом театре

Чтобы понять, зачем Большой театр организовал вечер "Три балета Леонида Мясина", надо, как мантру, на разные лады пропеть фразу "всем нужен эксклюзив". Ничего более эксклюзивного для Большого придумать нельзя. Совсем не известный в России балетмейстер Мясин - один из последних питомцев Сергея Дягилева. Он появился в "Русских сезонах", когда от великого Сержа ушел Вацлав Нижинский. Юный, талантливый, по всем шаблоном подходящий на роль нового любимца, Мясин был все-таки исключением из правил. Поскольку представлял Большой театр, к которому лучший русский импресарио всегда относился немного презрительно.

Почти сразу Мясин начал ставить, и три балета, воспроизведенных ныне в Большом, он сделал для труппы Дягилева. Они очень логично представляют Мясина как мастера на все руки. В "Треуголке" Мясин впервые серьезно отнесся к народно-характерному танцу на балетной сцене, включив его переработанными цитатами в хореографический текст. В "Предзнаменованиях" - впервые (до Баланчина) продемонстрировал, что балет может полноценно сосуществовать с симфонической музыкой. В третьем, "Парижском веселье", показал свое умение рассказывать легкие веселые истории. Год назад, когда Большой подтвердил свои планы на сезон, московские балетоманы начали облизываться в предвкушении.

Но, как это обычно и бывает, ожидания оказались преувеличенными. Все три спектакля получились очень теплыми, по духу скорее старомосковскими, чем дягилевскими. К тому же невытравляемо, чрезмерно архаичными. Может быть, даже потому, что скрупулезный перенос балетов отца осуществлял сын хореографа, тоже балетных дел мастер Лорка Мясин, который наверняка позаботился о сохранении каждого па и каждого жеста.

На премьеру "Треуголки" был выписан солист Парижской оперы Жозе Мартинес, лучший на сегодня исполнитель центральной партии Мельника, - это второе за сезон приглашение на премьеру эталонного исполнителя, первым был Иван Урбан ("Сон в летнюю ночь"). Звезда горячих испанских кровей и отменной парижской выучки, Мартинес нехотя дал почувствовать разницу между балетной Испанией и российской балетной испанщиной. Все тонкие отсылки к авантюрному роману и эстетизм антрепризы Дягилева в московском исполнении сошли на нет. Даже декорации Пикассо не изменили ее пресного вкуса.

Зато в "Предзнаменованиях" идеи как будто утроились. Чайковский звучал невозможно пафосно, кордебалет многозначительно "изображал группы", в результате идущие вослед музыкальным хореографические темы выглядели очень наивно. Эдак олицетворяли эмоции с высшим смыслом.

А в "Парижском веселье" не было весело даже под Оффенбаха. Ну, интерьер европейской кофейни. Ну, кокотки и военные. Складываются и расстаются пары, классические дуэтные поддержки смещаются в эстетику оперетки, а неизящные девушки канкана временами неуловимо напоминают танцующих матрешек. Ни гламура начала прошлого века, ни скромного обаяния буржуазии. Разве что оркестр Большого получил возможность не быть серьезным хотя бы раз пять в сезон.

Покопавшись в шкатулке с наследием Мясина, Большой, похоже, не столько приобрел эксклюзив, сколько осуществил неспешный просветительский проект. Полезный, но не особо впечатляющий.

Лейла Гучмазова

Никсону в глотку

В московский прокат выходит картина "В глубокой глотке", посвященная знаменитому порнофильму

Не правда ли, странное словосочетание - "знаменитый порнофильм"? Порно, каким бы изощренным и изобретательным ни было, никогда не становится "знаменитым" - в приличном обществе о нем и упоминать-то не принято. Другое дело - порноэлементы в художественном кино (самый свежий пример - триумф "Капризного облака" Цай Мин Ляна на последнем Берлинале). Но чтобы порнуху демонстрировали в кинотеатрах для широкой публики, чтобы она снискала грандиозный успех и о ней тридцать с лишним лет спустя сняли документальный фильм! Что-то невероятное.

Нашему зрителю, которому в те достославные времена популярно объясняли, что и "Последнее танго в Париже" - порнография, о "Глубокой глотке" известно мало. Зато американцы, особенно поколения хиппи, помнят нешуточные страсти, разгоревшиеся вокруг этой незатейливой картины. Администрация Никсона возбудила дело против авторов фильма, вызвав недовольство у части зрителей, усмотревших в этом цензуру и посягательство на личную свободу. Домохозяйки и банковские клерки томились в огромных очередях, чтобы попасть на премьеру "Глотки", а Линда Лавлейс, сыгравшая главную роль, проснулась, что называется, знаменитой. При том, что сюжет фильма откровенно пародиен. Некая дамочка борется за свое право получать оргазм; причем, инструмент для получения оного находится у нее не там, где у всех женщин, а глубоко в глотке. После того как врач-сексолог объявляет ей об этом, начинаются приключения Линды, не слишком, правда, разнообразные: вся картина состоит из серии актов орального секса. Вот, собственно, и все.

Тем не менее "Глотка" стала самым прибыльным фильмом в истории кино: при минимальных затратах в 22 тысячи долларов фильм заработал за эти годы 600 миллионов! Линда Лавлейс объездила весь мир с лекциями о праве женщин на "самоопределение", зато режиссеру Жерару Дамиано и партнеру Линды Эрику Джонгу пришлось туго: оба попали под следствие, а Эрик - за решетку. На долю Линды, правда, выпала ненависть феминисток, объявивших ее своим врагом номер один: мол, она, весь фильм униженно стоя на коленях перед мужчиной, всячески способствует мифу о его превосходстве.

Смешно, но "Глотка" - в общем-то незатейливая порнуха - не только расколола американское общество, но и стала символом борьбы за свободу личности - даже если эта свобода ограничена выбором сексуальной позиции. На самом деле "Глотка" потому и стала культовой, что обозначила конец одной эры и наступление другой. То есть закат эпохи "детей цветов" и либерализма и расцвет неоконсерватизма. Получилось, что Никсон замахнулся не на порнофильм, а на свободу самовыражения личности - вот почему по Нью-Йорку прокатилась волна демонстраций, участники которых защищали не Линду Лавлейс с ее экзотическим физиологическим устройством, а, как ни странно это звучит, либеральные ценности. Забавно, и тем не менее это так. Между прочим, сразу же после скандала с "Глоткой" случился и знаменитый уотергейтский, стоивший, как мы помним, отставки президенту.

Обо всем об этом и повествует картина Фентона Бэйли и Рэнди Барбато, чуть ироничный экскурс в недавнюю историю, повествование о том, как секс может влиять на большую политику. Эдакий фильм - предупреждение власть имущим, рассказ о том, как бедная девушка, вынужденная продаваться из-за куска хлеба, подорвала реноме Белого дома.

Диляра Тасбулатова

Из предбанника

Опубликованы письма Ольги Бокшанской к Владимиру Немировичу-Данченко

Итак, событие, о котором уже давно говорили в театральном мире, свершилось! Обнародованы не просто письма, адресованные одному из руководителей знаменитого театра, до последнего изгиба обнажена закулисная, непарадная история МХАТа, причем самого закрытого периода - советского, когда театр мучительно встраивался в новую жизнь, в сталинскую культурную политику. И превращался из интеллигентского, демократического в придворный со всеми вытекающими отсюда последствиями: обрастал привилегиями, менял критерии, незаметно, исподволь изменял самому себе. Словом, раскрыто почти все, что раньше публично обсуждать не полагалось. Неудивительно поэтому, что двухтомник, с величайшим тщанием составленный историком театра, профессором Инной Соловьевой, сразу стал бестселлером для людей театра, и не только для них.

Автор писем Ольга Сергеевна Бокшанская - личность по-своему легендарная, в течение двадцати с лишним лет секретарь Немировича-Данченко, сестра жены Михаила Булгакова - он обессмертит ее в своем знаменитом "Театральном романе" под именем всесильной Поликсены Торопецкой из "предбанника". (Вообще завзятых театралов ждет в этом двухтомнике неожиданность: ежедневные "сводки с фронта" иногда поразительно совпадают с гротескными, пародийными страницами булгаковского романа: те же актерская психология и патология, борьба непримиримых "основоположников", приведшая к трагическому и нелепому разделению театра на две части.) Во МХАТе Бокшанскую ехидно звали Нестор-летописец, недолюбливали, побаивались. Ведь она и впрямь была недреманным оком государевым, стойко, жертвенно, как ей самой казалось, исполняла миссию засланного казачка. Сомнительную? В чем-то, наверное, да. Если забыть, что в театре мелочей нет: и грубый актерский дебош, и закулисный роман в конце концов сказываются на его общей атмосфере, качестве спектаклей. Ее пафос объясняется, конечно, и огромным личным разочарованием в быстро советизирующемся МХАТе, вернее, в его жрецах, с которыми она в 20-е годы впервые столкнулась так близко. А еще в письмах Бокшанской (это, наверное, особенно интересно для непосвященных) театр предстает в качестве сложнейшего производства со своими ритмом, планом, системой отношений, ох до чего непростых. Здесь и свои представления о чести и долге, реки крови, отнюдь не клюквенной; неписаные законы, густо замешенные на профессиональных амбициях, на безумной, мучительной жажде игры. Ради нее свершаются все театральные предательства, плетется клубок интриг, невероятных слухов и сплетен. Бокшанская пишет обо всем этом страстно, с литературным блеском. Впрочем, есть здесь и свой подтекст: многолетнее, безответное чувство к своему корректному, но отнюдь, как мы знаем, не бесстрастному господину ("Мудрый, чудный, изумительный, единственный! Когда я вновь увижу Вас?"). В общем, все как у людей, только ярче, цветистее - на то он и театр...

Но так как же все-таки? Миф о великом и прекрасном МХАТе окончательно развеян? Дело, наверное, совсем не в этом. А в том, что природа театра, как ни верти, неизменна и, черт побери, все равно притягательна. Бесконечно!

Елена Сизенко

Третий глаз

Дневник интимный и мобильный на выставке в МДФ

Мобильный телефон уже стал движителем сюжета в японском фильме "Один пропущенный звонок". Теперь, похоже, у него есть все шансы дать толчок развитию актуального искусства. И проект "Актуальная мобилография" - лучшее тому доказательство. Проект, организованный Московским домом фотографии и "Би Лайн", состоит из двух выставок. В первой выставке, с успехом прошедшей в галерее искусств Зураба Церетели, участвовали художники Владимир Дубосарский, Андрей Бартенев, Юлия Бочкова. На второй выставке, открывающейся 18 апреля в залах МДФ на Остоженке, можно будет увидеть работы Вадима Захарова, Константина Звездочетова, Франциско Инфанте, Глеба Косорукова, Олега Кулика, Игоря Макаревича.

Идея раздать художникам навороченные телефончики Motorola с камерами и кучей функций для обработки изображения выглядела совершенно авантюрной. Разрешение картинки на мобильнике небольшое. Ну что тут можно сделать? Тем большее удивление испытываешь, когда видишь результаты проекта.

Одни художники, например Владимир Дубосарский, используют яркость красок и размытость изображения в телефоне для того, чтобы создать кислотный сюрреальный мир. Для других простейшие камеры становятся карандашами эпохи мультимедиа. И так же, как карандашные эскизы, многие снимки, сделанные мобильником, интересны непосредственностью, свежестью впечатления. Скажем, снимки Юлии Бочковой, разрисованные с помощью специальной программы, будто цветными карандашами, превращают героев фото в персонажей комикса. С другой стороны, этот микст фото и детского рисунка несет такой драйв бодрости, свежести, словно перед нами и впрямь работа "наивного" художника.

Вообще тема детства, игры оказалась одной из важнейших в работах художников. Может быть, отчасти потому, что сам миниатюрный фотоаппарат, встроенный в телефон, выглядит дорогой игрушкой, которая всегда под рукой. Рядом с этими продвинутыми забавами эры цифровых технологий привычные куклы оказываются позабыты-позаброшены. Игорь Макаревич и снимает неваляшек и кукол у мусорных контейнеров. Те, кого еще недавно укладывали с собой в постель под бабушкину сказку, кому давали имя и "кормили" кашей, отправляются в свой последний путь вместе со старой мебелью и ненужными книжками. Перед нами не столько печаль встречи с первым предательством, сколько ощущение слома времен, за которым будущее незнакомое, отнюдь не гарантирующее хеппи-энда. Работы Макаревича неожиданно перекликаются с работами Олега Кулика, снимающего свою собаку с игрушками. Мир теплый, чувственный остается только животным?

Фотоаппарат, который всегда с тобой, похож на органичное "расширение" личной памяти. Соблазн сохранить даже самые интимные моменты своей жизни на дисплее телефона не выглядит поэтому вуайеристской забавой. Фотографии Глеба Косорукова, снимавшего на свой мобильник незастенчивых красавиц в постели, скорее выглядят как часть эротической игры двоих. Благо цифровые фотографии легко стереть. Другое дело, что этот "интимный дневник" на мобильнике, попадая в поле публичного просмотра, резко сдвигает границу между интимным и публичным. Но это процесс того же порядка, что и публикация личных дневниковых заметок на интернетовском сайте. Предельная открытость компенсируется анонимностью и массовостью продукции.

Понятно, что выставка проходит под лозунгом "Это может сделать каждый". Неправда, не каждый. Чтобы убедиться в этом, имеет смысл заглянуть в МДФ.

Ж. В.

Лети, мужик, лети...

Выставка Владимира Титова в галерее "Кино"

"Кино" представляет чуть больше десяти работ художника на летнюю тему: причем помимо вполне традиционных сюжетов купания и завтрака на траве есть и почти фантастические. Вот в утренней дымке встретились полупрозрачный ангел и то ли охотник, то ли грибник, то ли просто подгулявший колхозник. Возможно, это мечта, ставшая явью: сухощавый мужичонка летит над полем на гигантских стрекозиных крыльях, восторженно размахивая руками. Так и слышится его ухарское "Э-э-эх!", разносящееся над полем.

Владимир Титов, не побоюсь пафоса, любит родину самозабвенно. Причем исключительно за все ее непарадные стороны: за отсутствие дорог, за грязь непролазную, за шваль подзаборную и прочие "типично русские" сюжеты. Хотя жить предпочитает в Париже. Раз в год Титов приезжает отдохнуть в деревню Матюшино, и здесь пишет радужные пейзажи и делает бытовые зарисовки. В героях своих, равно как и в природе, Титов видит исключительно светлое, в каждом его алкаше столько раблезианской радости жизни, что даже странно становится: за что остальное общество этих опустившихся людей презирает, а иногда и преследует. К чести художника надо сказать, что и к пьяницам российским, и к самому себе он относится с известной долей иронии - может быть, именно поэтому экспозицию открывает полотно "Автопортрет на родине": посреди поля под широкой радугой автор справляет малую нужду.

И понятно, почему вполне успешный художник Титов, чьи работы есть не только в российском музее "Другое искусство", но и в Парижском фонде современного искусства, каждый год возвращается в деревню Матюшино. После скуповатого Парижа, где жизнь, даже артистическая, течет спокойно и размеренно, российская деревня - это праздник жизни и малявинский вихрь страстей. Здесь нет погоды, здесь просто природа проявляет себя во всей своей широте и необузданности. И ромашки здесь сотнями тысяч растут в поле, а не составлены в дизайнерский букет в цветочной лавке. В общем, вдохновение здесь разлито в воздухе - сущий рай для художника: бери да пиши с натуры. И натура российская такова, что иногда абсолютный сюрреализм с натуры выписывается. И люди здесь творческие и неординарные. Живописный дневник своей летней жизни Владимир Титов дополнил литературным опусом, в котором кратко и емко объяснил, за что он любит жизнь в деревне: "С утра с Кириллом ходили в магазин. Люся - новая продавщица - была в зеленых чулках и фиолетовых босоножках, мне понравилось - дерзко". А Париж - это так, для денег, для спокойной старости, для связей и известности. В Париже художник больше бизнесмен - занимается собственным промоушном и пиаром. Для творчества - только Россия.

Наталья Филатова

Куда ты, дорога, меня привела?..

В клубе "Огород" прошла презентация мюзикла "Трубадур и его друзья"

Клуб "огород" - одно из самых оригинальных мест в Москве. И хотя он расположен в центре столицы, здесь царит необыкновенный покой, масса света и воздуха, что неудивительно: клуб своей стеклянной стеной выходит в старейший Ботанический сад города. За окном яркими картинами первые весенние цветы: сиреневые и желтые крокусы, ультрамариновые сциллы. Чем не декорация к веселому и яркому романтическому спектаклю, где знакомые с детства сюжет, музыка и герои полны такой же радостью жизни, поэзией первой любви и ожиданием счастья? Так, наверное, и думал постановщик спектакля, дипломник РАТИ Влад Никулин, когда решил побаловать гостей клуба, а главным образом их детей, столь созвучным весне музыкальным шоу.

Впрочем, не пугайтесь этого определения, за которым сейчас иногда встает жесткий стандарт и бездушный технологичный прием. Ничего этого нет в новом спектакле. Ведь на маленькой сцене самый заводной и непредсказуемый народ - студенты, причем не простые, а одновременно играющие и поющие, с факультета музыкального театра академии, а значит, на сцене гремучая смесь, в которой и молодежный драйв, и трогательный наив, и почти забытые чистота и душевность. Что с лихвой искупает известную робость начинающих исполнителей и даже случающиеся забавные накладки. Главное, что спектакль передает атмосферу студенческого праздника-капустника, заразительного, легкого аттракциона. Словом, берите в охапку своих бесценных чад - и бегом получать удовольствие от чудесной сказки и любимых музыкальных хитов. И в самом деле ничего на свете лучше нету...

Е. Е.

Зелен, аж жуть

В Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой Иван Поповски поставил спектакль "Абсент"

Этот театр драматическая критикА не принимает в расчет, и, как выяснилось, совершенно зря. Входишь в это маленькое, аккуратное, уютное помещение и почему-то сразу вспоминаешь "Мастерскую Петра Фоменко". Потому ли, что театр Камбуровой тоже расположился в бывшем кинотеатре ("Спорт" на Большой Пироговской улице), или потому, что режиссер Иван Поповски - ученик Фоменко. А может, все дело в том, что сам Петр Наумович на спектакль пожаловал. Так или иначе, знайте, есть в Москве еще одно по-настоящему интеллигентное, нешумное и несуетное место, где тебя хорошо встретят, обогреют и не обманут по части искусства. Спектакли этого театра могут нравиться больше или меньше, но в том, что здесь собрались профессионалы, работающие всерьез, а не пускающие пыль в глаза, будьте уверены.

На афише "Абсента" значится: концерт-галлюцинация, и это вторая работа Поповски в Театре музыки и поэзии. Первым был спектакль "P. S. Грезы..." по песням Франца Шуберта и Роберта Шумана. Там писалось: концерт-фантазия. И по-другому назвать то, что в театре Камбуровой в двух этих спектаклях представляют Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова и Елена Пронина, никак нельзя. Иван Поповски, как, впрочем, и другие ученики Петра Фоменко, не желает иметь дело с тем, что принято называть "правдой жизни", реалистической прозе он предпочитает возвышающий поэтический обман. Фантазии, галлюцинации - это как раз по его части.

Абсент, как известно, это алкогольный напиток, чаще всего изумрудно-зеленого цвета, и пока вы идете в зал через узкий темный коридор, вам обязательно нечто зеленое да и встретится. И по ходу дела вы вспоминаете, что абсент при частом употреблении вызывал слуховые и зрительные галлюцинации, сходные с наркотическим опьянением, - может, потому он был столь популярен в богемных артистических кругах. Тут одни имена чего стоят: Оскар Уайльд, Поль Верлен, Дега, Тулуз-Лотрек, Рембо, Бодлер. Несомненно, именно они и вдохновляли режиссера. Текста в спектакле нет, никакой связной истории актрисы не рассказывают. Звучит музыка Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Габриеля Форе, поют французский шансон, да еще на французском, но сюжет, перед нами проходящий, ясен без слов. Лучше всего сказал о том, что зрителю предстоит увидеть, Оскар Уайльд: "Первая стадия - как обычное питье, во второй ты начинаешь видеть чудовищные и жестокие вещи, но если не сдашься, ты войдешь в третью и увидишь то, что хочешь видеть, всякие чудеса".

Чудеса и в самом деле появляются. Вступают в дело лазер, дым и прочие технические приспособления современного театра. И вроде приемы расхожие, а только используются по прямому своему назначению, в силу безусловной необходимости. В момент совсем уже полного безумия ядовито-зеленые лазерные палочки рассекают темноту маленького зала прихотливыми зигзагами, а в финале четыре "любительницы абсента" с покорной безучастностью погружаются в волны дымного дурмана, и это медленно плывущее, качающееся зеленое чудо захватывает их с головой.

Марина Зайонц

Записки на гитарах

Вышел новый альбом Гарика Сукачева "Перезвоны"

Когда-то ансамбль Сукачева именовался "Оркестром пролетарского джаза". И название свое оправдывал. "Бродяга" и "Человек в шляпе" нравились не только молодым рок-фанатам, но и стареющим джазменам. В этом русле, хотя и с большими зигзагами, Гарик двигался до 2002 года, когда был записан ударный альбом "Ночной полет", полный отменного свинга и мощного драйва. Чуть ли не каждая вторая песня оттуда крутилась на радио. А потом наступил период стариковской расслабленности. Мэтр предпочел поумерить былую прыть, предаться сладкой ностальгии и музыкальным воспоминаниям. Аранжировки делались все более бесхитростными, а стилистика сдвигалась в сторону фольклора и песен, слышанных Гариком на заре туманной юности. Альбом "Перезвоны" - еще один шаг в этом направлении. Достаточно сказать, что его конверт оформлен в виде тетради для личных записей. На одной странице красуется рисунок любимой трубки Гарика, на другой - старое фото Сукачева на фоне гусей, на третьей - федеральный номер телефона никому не известной Любы, на четвертой - дружеский шарж на некую саксофонистку, возможно, это заявленная в списке музыкантов Елена Филиппова. Не хватает только альбомных стихов, сочиненных по случаю. В общем, вновь ненавязчивое путешествие по закоулкам памяти. Это все для тех, кто неравнодушен к бардам и городскому фольклору. Хотя не забыта и прежняя аудитория.

Бальзамом на сердца старых и преданных поклонников прольются два-три до боли знакомых хита. К примеру, "Я милого узнаю по походке" - сентиментальный гимн крепкой мужской дружбе, спетый когда-то с Александром Скляром на совместном альбоме. А также Tombe La Neige Сальваторе Адамо, где на хрипловато-бархатный баритон Гарика наложен неземной чистоты женский вокал. Этот романтический дуэт заведет с первых тактов самого закоренелого флегматика. По-своему любопытны и песни из сериала "Курсанты". Уж не по случаю ли грядущего 60-летия Победы Гарик включил их в трек-лист? Но как бы там ни было, а солдатские будни выписаны со знанием дела - те, кто два года подряд носил ложку за голенищем, будут довольны. И откуда, кажется, взяться этой окопной правде в столь немолодые годы? Однако получилось вполне достоверно, как будто музыкант только вчера демобилизовался. Дар перевоплощения никогда Гарику не изменял. Эта черта роднит его с Высоцким - кстати, последний незримо присутствует на альбоме в виде "Песни о нейтральной полосе" и "Коней привередливых". И то и другое перепето Гариком, пожалуй, слишком вальяжно, но по-своему убедительно. А вот в "Песенке об Арбате" интеллигентская интонация Булата Окуджавы полностью растворилась в небрежной стилистике шансона, отдающей застольем. Интересно, поняли бы друг друга, доведись им встретиться, арбатский гражданин Окуджава и Гарик Сукачев, верноподданный Сретенки? Что касается Высоцкого, то здесь точно никаких сомнений - поняли бы.

Евгений Белжеларский

Кульбит

Московский цирк на Цветном бульваре представляет новую программу "Остров монстров"

Вопреки названию новой программы цирка Никулина на манеже не появятся даже дикие звери. Видимо, авторы подразумевали, что на арене собрались "монстры" - в смысле мастера своего дела. И это действительно так. В программе что ни имя - то народный артист или по меньшей мере заслуженный, что ни номер - то лауреат всевозможных международных цирковых конкурсов и фестивалей. И ведь все проанонсированное - не пустое перечисление регалий, потому как на сцене творятся настоящие чудеса. Многие номера вообще не имеют аналогов в мире, например дрессированные попугаи, которые катаются на велосипедах и самокатах и играют в баскетбол. А вот, скажем, Андрей Серов, автор "Классического баланса", занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире исполнитель подобного номера: он способен удерживать на острие ножа не только бокалы и фужеры, но и сложные композиции из них. Выходы стрелков из арбалетов (Антон и Наталья Папазовы) и акробатов на подкидных досках (под руководством Дмитрия Досова) заставили зал дважды ахнуть: оба номера построены на тонком расчете, и ошибка на миллиметр или долю секунды может стоить артисту жизни. А опасность, как известно, волнует.

Цирк на Цветном сейчас в отличной форме. Возможно, он продолжает держать марку еще и потому, что вот уже несколько десятилетий здесь сохраняется преемственность поколений: цирк остается под руководством династии Никулиных. Животные ухожены, в постановки привлекаются новые имена, новые идеи, и даже у стандартных миниатюр обязательно есть какая-нибудь изюминка. Взяли, к примеру, традиционный номер батутистов и сделали его очень необычным: выступали артисты в разноцветных фосфоресцирующих костюмах в темноте. Эффектна и концовка: артист в прыжке достает фосфоресцирующий платок, в его руках он выглядит как всамделишный огонь. А в результате неожиданная деталь кардинально меняет общее впечатление от увиденного. Разряжают атмосферу клоуны труппы "Микос" и маститый балет "Фаворит", за 16 лет своего существования успевший поработать со многими артистами нашей эстрады. Нельзя не сказать и об удачном использовании технических ухищрений: лучи лазера удачно выхватывают наиболее красочные моменты представления, а пиротехника исправно взрывается.

Похоже, цирк остается одним из главных культурных достояний столицы. Сразу бросается в глаза то, что среди зрителей много иностранцев. А вот другое расхожее представление, что в цирк ходят исключительно с детьми, остается в прошлом - в зале все больше взрослых. Похоже, цирковое искусство переживает очередной кульбит: столетие назад манеж также привлекал исключительно взрослую публику.

Мария Гаврилова

ЧТО В ИТОГЕ

Эпоха большой нелюбви

На прилавках появилась книга под названием "Они". Роман написан прозаиком и сценаристом Алексеем Слаповским и посвящен ксенофобии. Нельзя сказать, что раньше писатели чурались этой темы. Но Слаповский рассматривает ее буквально под микроскопом. И приводит читателя к неутешительным выводам. В его романе все всех ненавидят - таково, увы, нынешнее состояние России. Национальный вопрос у Слаповского, пожалуй, даже не главный. Главное - это сознание людей, униженных друг другом, живущих в оккупированной стране, где в каждом встречном - милиционере, предпринимателе, чиновнике, мигранте - таится захватчик, попирающий их достоинство. "Они" - это собирательный образ чужаков. Кризис доверия друг к другу, полнейший нигилизм и боязнь, что "возможно все". Оказывается, "они" - это "мы", а "мы" - это "они". Мы, которые так ненавидим самих себя. В общем, как пел Макаревич, на дворе "эпоха большой нелюбви".

Страх перед чужаками живет в нас с рождения. Вряд ли можно победить его проповедью политкорректности. В итоге рождаются новые идеологические штампы, а порок оказывается просто вывернутым наизнанку. Половую дискриминацию сменяет агрессивный феминизм, всевластие большинства - диктат меньшинств. Как писал Гилберт Кит Честертон, ведьм сегодня не сжигают лишь потому, что не верят в них, а не потому, что люди стали нравственнее. Ведь гоббсовской "войны всех против всех" никто не отменял, и современный мир ее молчаливо признает. Как же тогда учить обывателя толерантности?

Так что же, противоядия против ненависти нет и быть не может? Ксенофобия неизлечима? Боюсь, вылечить ее полностью нельзя. Но загнать болезнь вглубь вполне реально. Только требуются здесь не нравоучения, а здоровый скепсис. Может быть, достаточно объяснить обывателю, что с ксенофобией все обстоит точно так же, как с революцией - делают одни, плодами пользуются другие. Вот недавно моему знакомому довелось побеседовать с Александром Прохановым. И тот, по его словам, неожиданно признался: никакой он, Александр Проханов, не антисемит. Просто аудитория ему попалась с такими наклонностями, вот и приходится соответствовать. Ксенофобские замашки политика Рогозина тоже переменчивы как погода. То стремятся к нулю, то вновь извлекаются на свет - синхронно с изменениями в политической карьере. Не иначе, ксенофобия лежит у него наготове в ящике стола, между ноутбуком и папками с документами. Видно, людям с политического Олимпа горный воздух голову кружит. А вот рядовому ксенофобу стоило бы понять: ему, болезному, уготована участь шестеренки. Если нужно будет призвать его под знамена, Рогозины и Прохановы используют старое испытанное средство. Дадут болезни развиться и перерасти в эпидемию. В описанном Слаповским мегаполисе все готово для такого развития событий. Чиновник строительного ведомства Карчин преследует мальчика, укравшего у него сумку с документами, и терроризирует его семью. Несправедливо обиженный им пенсионер пишет заявление на чиновника. Милиция терроризирует всех сразу. Адвокаты Карчина "обрабатывают" милицию и прокурора. В общем, круг замыкается. Стоит лишь насадить его на ось - и колесо гнева покатится, куда прикажут... Евгений Белжеларский

HOW MUCH

От 50 до 75 миллионов долларов

планирует выручить аукционный дом "Сотби" за 15 полотен и 4 скульптурных бюста, принадлежащих Нью-Йоркской публичной библиотеке. В числе прочих картин, выставленных на торги, - пейзаж "Родственные души" основателя американской "Школы реки Хадсон" Эшера Брауна Дюранда и два портрета Джорджа Вашингтона кисти Гилберта Стюарта. Решение о продаже произведений искусства было принято в связи с тем, что одна из самых больших библиотек мира нуждается в средствах для расширения своих книжных фондов. По словам экспертов, продажа предметов искусства из собрания библиотеки - одна из самых крупных сделок на художественном рынке за последнее время. Для Нью-Йоркской библиотеки это не первый случай продажи ценных экспонатов. За последние 60 лет ее коллекция уменьшилась на 450 предметов, и вскоре в ней останется лишь несколько картин, скульптур и предметов мебели.

200 километров электрогирлянд

и свыше 50 тысяч декоративных полотнищ и флагов украсят Москву в дни празднования 60-летия Победы. С планами украшения города журналистов познакомил на прошлой неделе председатель Комитета рекламы, информации и оформления города Владимир Макаров. По его словам, официальным символом 60-летия Победы станет плакат с орденом Победы, а всего же в Москве к празднику появятся три тысячи крупноформатных плакатов и панно. Но главным мероприятием, приуроченным к празднику, может стать открытое лазерное шоу Жан-Мишеля Жарра. Маэстро приглашен в столицу мэром Юрием Лужковым.

100 миллионов рублей

требует с издательства "КоЛибри" жительница Смоленской области Татьяна Викентьева. Дело в том, что "КоЛибри" издает книгу Бориса Акунина "Кладбищенские истории". По словам же Викентьевой, еще в 1998 году она написала пьесу "Кладбищенские истории", через год смоленская типография напечатала несколько экземпляров произведения. А летом прошлого года писательница обнаружила на прилавках магазинов сборник новелл с аналогичным названием и похожим содержанием, только автором значилась не она, Викентьева, а тандем Г. Чхартишвили - Б. Акунин.

ЖДЕМ-С!

Северный блюз

Дамы и господа! Волга впадает в Каспийское море. Норвегия - страна фьордов и исландской сельди. Блюз играют черные американские музыканты. Не подумайте, что эти тезисы продиктованы весенним обострением. Здесь парадокс. Если с Волгой все более или менее обстоит по-старому, то в Америке народные массы слушают рэп, а Норвегия, не утратив ни сельди, ни фьордов, переживает продолжительный блюзовый бум. Здесь проводится несколько десятков блюзовых фестивалей в год, есть множество блюзовых клубов и существует крепкая музыкальная сцена. Как ни странно, этот поворот произошел (по крайней мере многие говорят об этом вполне уверенно) благодаря одному человеку - 35-летнему гитаристу Видару Бюску, который из самой своей жизни сделал блюзовую легенду, неслыханную для маленькой скандинавской страны. В 16 лет, выучившись игре на гитаре по пластинкам Чака Берри и Мадди Уотерса, он произвел настолько сильное впечатление на американских гастролеров, что они предложили ему место гитариста в своей группе, а потом увезли в США - без разрешения родителей, почти без знания английского, зато с поддельной визой в паспорте. Затем состоялось "завоевание Америки". Возможно, Америка, будучи дамой рассеянной, этого и не заметила. Но сам поворот судьбы сделал настоящим блюзменом малолетку Видара Бюска, который выступал в ночных клубах с подрисованными баками и усами, чтобы выглядеть хотя бы на 21, как предписано законом. А потом состоялось триумфальное возвращение домой - фестивали, успешные альбомы, престижные музыкальные премии, сотрудничество с самыми известными музыкантами США и Европы.

Неутомимый экспериментатор, Видар Бюск недавно сделал поворот "к корням" и заиграл традиционный блюз. В двадцатых числах апреля в клубах Москвы и Владимира он покажет новую программу вместе с Эйриком Бергене, виртуозным исполнителем на блюзовой губной гармонике. Их поддерживает крепкая ритм-секция из Осло - Билл Трояни (бас-гитара) и Фроде Сторвик (ударные). И Бюск, и Бергене уже приезжали в Россию и завели здесь верных поклонников. Ходят слухи, что на концертах вживую будет записано несколько номеров, которые могут войти в очередной блюзовый альбом Видара Бюска.

Гастроли организованы некоммерческими сайтами blues.ru и norge.ru при поддержке посольства Норвегии и, что особенно трогательно, приурочены к 100-летию российско-норвежских связей.

А. А

.

"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯЮТ

А был ли мальчик?

Жил-был мальчик по имени Эрагон. И все-то у него было хорошо до тех пор, пока он не нашел таинственный древний артефакт, обладать которым хотели влиятельные взрослые. Пришлось мальчику сломя голову бежать из родной страны Алагейзии. Так началось его путешествие по удивительным мирам, выдуманным автором книги "Эрагон" Кристофером Паолини. Это на первый взгляд обычное фэнтези на самом деле - мировой бестселлер, осыпанный наградами. В момент написания книги ее сочинителю было лишь 15 лет. Сегодня Паолини уже 21, и он пишет сценарий по своей первой книжке и работает над второй. "Эрагон" на книжных прилавках с 21 апреля.

Только Дон без Магдалины

22 апреля в Театре им. Вахтангова покажут премьеру. Спектакль "Дон Жуан и Сганарель" по пьесе Мольера поставил режиссер Владимир Мирзоев. Казалось бы, Максим Суханов должен получить в новой постановке роль Сганареля: после его Сирано и Хлестакова такое распределение ролей было бы более чем предсказуемым. Но Суханов изобразит самого Дон Жуана. А Сганареля сыграют в очередь Евгений Стычкин и Лера Горин.

Инь и Ян не называть

В РАМТе уже не в первый раз ставят Бориса Акунина. И немудрено: говорят, что жизнеописателю Эраста Фандорина очень нравятся работы главного режиссера театра Алексея Бородина. 23 апреля Бородин представит новый спектакль - "Инь и Ян". В этой пьесе в преступлениях, происходящих одно за другим в одной очень приличной семье, пытаются разобраться Эраст Петрович (Алексей Веселкин) и его верный слуга Маса (Петр Красилов).

У природы нет плохой погоды

Синоптику из Чикаго (Николас Кейдж) неожиданно повезло: его приглашают поработать в крупное нью-йоркское телешоу. Одна загвоздка: до вступления в должность герою придется утрясти отношения с бывшей женой и сыном. "Синоптик" - извечная история о борьбе долга и чувства, правда, на новый лад. Режиссер-постановщик Гор Вербински ("Пираты Карибского моря"). Картина в прокате с 23 апреля.

Шестеро смелых

20 апреля в Крокин-галерее открывается выставка "Проект Победа. Монументы", на которой будут представлены шесть независимых авторских проектов. Живопись, графика, фотографии, видео и инсталляции от Константина Батынкова, Алексея Гинтовта, Александра Константинова, Александра Пономарева, Николая Наседкина и Кирилла Челкушкина - своеобразные попытки осмыслить победу в Великой Отечественной войне и ее последствия.

КАК ПОЖИВАЕТЕ?

Семен Файбисович, художник, писатель:

- Тимур Кибиров недавно подарил мне свой новый поэтический сборник. Я, конечно, все вещи, в нем опубликованные, знаю, но все равно с удовольствием перечитал - это уже классика.

Но самым ярким впечатлением для меня была история, произошедшая на футбольном матче ЦСКА - "Осер" в Москве. Перед началом первого тайма объявили минуту молчания в память о Папе Римском. А стадион в ответ тут же принялся дружно скандировать: "ЦСКА! ЦСКА!" Я как человек, иногда включающий телевизор, нахожу некоторую взаимосвязь между этим событием и теми отечественными сериалами, которыми кормят народ. Идет ведь заигрывание интеллигенции с плебсом. Из кинофильмов я стараюсь смотреть только голливудские. Вот видел "Константина: повелителя тьмы" - это мастерски сделанное кино. Несмотря на то что после "Матрицы" все молодые режиссеры гнут известные матричные линии, в американских фильмах актеры хотя бы играют. В этом принципиальная разница между тем, что сделано за океаном, и тем, что снимают у нас: Голливуд - это гарантированный уровень актерской игры.

КОРЗИНА

Заказывали безумства?

Кажется, к уже известным способам отъема денег у населения прибавился еще один: впаривание простодушному зрителю билетов на спектакль Продюсерской компании Анатолия Ворапаева "Безумная ночь, или Барские забавы", что идет в запущенном и жутковатом черно-красном зале Театра киноактера. Так называемый режиссер Алексей Кирющенко ваяет уже не первый сценический опус, но нынешние "забавы" затмили все предыдущие.

Сюжет до боли прост: барин прилег на часок после обеда, а проспал до вечера. Что делать? Как ночь скоротать? Вот и начинает, гад, измываться над челядью, отрываться, как говорится, по полной. То петухом ему пой, то изображай живую мишень, то вой как по покойнику, то голоси весь народный репертуар. В общем, "фанера" звучит не переставая, в глазах рябит от присядки. А как иначе прикажете растянуть на два часа текст, в котором, кроме "дык, мык", ничего больше нет? Да и с актерами что делать, если не обучить их наскоро хрюкать, гукать, таращить глаза, хлопать себя по филейным частям тела да строить рожи? Впрочем, ясно, что господину Кирющенко (он здесь еще и драматург, и актер) любое дело по плечу, даже такая, как сказано в программке, "комедия-праздник с песнями, шутками, плясками и всяким безобразием". Насчет шуток как посмотреть, уровень плясок тоже под вопросом, но безобразие точно гарантировано.

Мисс, вы всех утомили

Ну вот, опять. За первым успехом, пусть даже случайным, следует непременный сиквел, потом еще насочиняют кучу приквелов - пока сборы не упадут до нуля, то есть зрителям до смерти надоест общаться с героями, которые когда-то так нравились.

Мисс Сандра Баллок в роли лихой фэбээровки, внедренной в чуждую ей среду красоток, мечтающих стать какой-нибудь там "мисс", была ужасно симпатичной. Та же мисс Баллок, переживающая личный кризис во второй серии под названием "Мисс Конгениальность 2: прекрасна и опасна", ужасно утомительна. Как надоедливый поклонник, поначалу казавшийся остроумным. Бедняжка Баллок, на время переквалифицировавшаяся в барби, решает все же вернуться в профессию. Теперь ей приходится туго - вместо того чтобы честно продолжать свое полицейское дело, она вынуждена то и дело косить от навязчивых фанов, всюду ее узнающих. Режиссер Джон Паскуин подробно и нудно протащил свою мисс Конгениальность через довольно нелепые перипетии откровенно безмозглой комедии, не вызывающей ничего, кроме безумной скуки.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера