Архив   Авторы  

Искусство на ветер
Искусство

Кто будет представлять Россию на Венецианской биеннале?

В последние годы стало хорошей традицией превращать выбор кураторов и художников, которые должны представлять Россию на Венецианской биеннале, в увлекательный детектив: до последней минуты публику и потенциальных участников держат в неведении. Последняя минута у нас наступает, как правило, непосредственно перед открытием фестиваля - участников выбирают весной, биеннале же начинается в июне, так что времени на подготовку проекта не остается вовсе.

На этот раз долго тянуть не стали, и кураторы русского павильона были выбраны уже в декабре 2004 года. Правда, о возложенной на них высокой миссии кураторы Любовь Сапрыкина и Ольга Лопухова узнали почти случайно - из-за неразберихи, связанной с реорганизацией Минкультуры в ФАКК и подготовкой к биеннале московской, им просто забыли об этом сообщить. Удивительно, но с назначениями в этом году мы попали в струю: кураторами всей Венецианской биеннале также являются женщины - Мария де Коррал и Роза Мартинес, известные и заслуженные кураторы, на счету у которых не один международный проект.

Решение поручить российский павильон в Венеции заботам Любови Сапрыкиной и Ольги Лопуховой следует признать разумным. Сапрыкина - арт-директор нижегородского "Арсенала", филиала ГЦСИ, одного из наиболее авторитетных российских музеев современного искусства с продуманной и грамотной выставочной стратегией, на ее плечи легло бремя выбора художников. Лопухова известна по проектам "АртКлязьма" и "АртСтрелка", в кураторском тандеме она отвечает за оргвопросы.

Выдвижение на основную позицию не московского куратора было обусловлено скорее всего желанием показать что-то свежее, не примелькавшееся на столичных выставках. От Любови Сапрыкиной ждали неожиданных решений, и она выбрала нижегородскую группу "Провмыза" (художники Сергей Проворов и Галина Мызникова) и московскую программу ESCAPE (Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Лиза Морозова). Обе группы создают интересные проекты и участвуют во всех значимых российских и во многих международных выставках. Но вряд ли бы этих художников, несмотря на все их заслуги, предложили московские кураторы, которые предпочитают либо проверенных звезд, либо радикальных новичков. "Провмыза" и ESCAPE равно чужды и салонности, и радикального эпатажа. При этом обе группы активно экспериментируют с массмедийными технологиями, что на сегодняшний день является международным мейнстримом.

Темой русского павильона объявили коммуникацию. В итоге экспозиция составилась из двух интерактивных проектов: Idiot Wind ("Волшебный ветер") "Провмызы" и Too long to escape ("Слишком далеко, чтобы убежать") программы ESCAPE. В первом случае посетитель становится частью произведения искусства, ощущая на себе воздушные потоки разной силы и интерпретируя их в зависимости от собственного опыта и переживаний. Во втором - количество зрителей в помещении влияет на скорость приближения движущихся в кадре членов группы ESCAPE. Предполагается, что подобная зависимость современного искусства от зрителя должна навести последнего на глубокие размышления о возможности-невозможности коммуникаций в обществе. По опыту других стран, уже выставлявших в своих павильонах интерактивные инсталляции, можно сказать, что успех российской экспозиции обеспечен. Но не потому, что все посетители биеннальских садов жаждут философствовать, просто любой "интерактив", независимо от того, какой смысл вкладывают в него художники, - это аттракцион в чистом виде, а аттракционы любят все. Интерактивные игры со зрителем - одно из наиболее эксплуатируемых направлений современного искусства. На биеннале в Венеции 2003 года воздушными потоками из напольной вентиляционной решетки развлекали посетителей во французском павильоне, а видеоарт можно было наблюдать сразу в нескольких национальных экспозициях.

Таким образом, российская экспозиция фактически впервые не выбивается из общего контекста фестиваля: оба проекта достаточно современны, художники не пытаются выехать на национальном колорите а-ля хохлома и не эксплуатируют советскую символику. А тот факт, что красные комбинезоны "эскейпов" на фоне белого снега могут быть расценены как реминисценция на тему "Красной конницы" Казимира Малевича, приближает проект к теме одной из главных общих выставок биеннале "Всегда немного дальше" - взаимодействие современности и великих шедевров прошлого. Впервые становится жалко, что на российское представительство в Венеции тратятся очень скромные суммы: в этом году 2 миллиона рублей выделило Федеральное агентство по культуре и кинематографии и 100 тысяч евро - фонд Форда, один из постоянных партнеров нижегородского "Арсенала", - всего около 160 тысяч евро. Для примера: каждая выставка в американском павильоне до недавнего времени стоила более миллиона долларов. Хотя в этом году и у них не все благополучно: участие США в Венецианской биеннале-2005 долгое время было под вопросом - фонд, в течение полутора десятков лет спонсировавший участие американских художников в международных выставках, распался, а сколько-нибудь крупных спонсоров, пожелавших поддержать художников, не нашлось.

Наталья Филатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера