Архив   Авторы  

Настоящее прошлое
Искусство

До Венеции дошли не только русские казаки

Концерты камерного хора "Пересвет" в соборе Святого Марка и в фонде Джорджио Чини, ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета в театре "Ла Фениче", выступление Кубанского казачьего хора на площади Сан-Марко - это лишь небольшая часть программы Форума-диалога "Россия - Италия. Встреча в Венеции", состоявшегося 27-28 апреля. "Мы хотели показать не только то, что итальянцы уже знают о России. Мы хотели удивить", - сказал на брифинге Сергей Ястржембский, сопредседатель Российско-итальянского форума с нашей стороны.

Но наиболее удивительной частью "программы на экспорт" оказалась выставка "Тихое сопротивление. Русский пиктореализм. 1900-1930-е гг.", подготовленная Московским домом фотографии. В Европе расцвет пиктореальной фотографии пришелся на рубеж XIX-XX веков. Пиктореалисты снимали мягкорисующими объективами, разрабатывали сложнейшую технику печати, превращавшую авторский отпечаток в уникальное произведение искусства. Нежно-размытое пространство пейзажей, тончайшая игра светотени, совершенство композиции, точность психологических портретных характеристик превращали их снимки в шедевры, которым завидовали живописцы. О наших пиктореалистах мало знают даже в России. Но, например, Андрей Карелин, фотографировавший московские трущобы по заказу МХТа, готовившегося к постановке "На дне", с 1878 года был членом Французской национальной академии искусств. А в 1920-1930-е годы русские фотохудожники получали золотые медали на выставке в Париже и Сарагосе (как, например, Николай Андреев), участвовали в крупных международных фотовыставках (как Василий Улитин или Петр Клепиков)... Их труды по фотографии выходили за рубежом (как, например, работы Николая Петрова).

До 1930 года казалось, что их фотографии воспринимаются властью индифферентно. Увы! Пиктореалисты были заклеймены как "буржуазные эстеты". Александра Гринберга арестовали и осудили на пять лет лагерей за свои снимки в жанре ню. Василий Улитин был арестован, отправлен в лагерь, затем выслан в Балахну... Юрий Еремин после "проработки" на дискуссии о путях развития советского фотоискусства практически лишился работы. Блистательный Николай Свищов-Паола вел фотокружок при Московском доме пионеров. Следующим ударом стала война. Гибли не только фотографы (70-летний Сергей Лобовиков умер в блокадном Ленинграде в ноябре 1941-го), гибли их архивы. Например, Леонид Шокин, работавший в "Союзфото" в Кимрах, при приближении фронта к городу вынужден был уничтожить практически весь свой архив (более 5000 фотографий) в присутствии работника НКВД.

Именно поэтому выставка "Тихое сопротивление", в которую вошли работы не только из МДФ, но и из частных коллекций, собрания Союза фотохудожников России, выглядит совершенным чудом. Сегодня, когда смотришь на шедевры Андреева, на крохотки Улитина, снимавшего пичугу на ветке или кузнечика, на деревенские снимки Лобовикова, крымские пейзажи Еремина, снимки балета и цирка, сделанные Родченко (!) в размытой пиктореальной манере, невозможно понять, в чем здесь был "правый уклон" или "политическая близорукость". Этих фотографов, похоже, меньше всего волновали политика и "текущий политический момент". По совести говоря, они снимали вечность. Не важно, что она представала в обманчиво мимолетном образе кузнечика или нежной красавицы, чье совершенство преходяще, как земная слава... Как ни странно, их хрупкость и несуетная краса, запечатленные на фото, пережили не только авторов снимков, но и политиков, искренне считавших, что нет времени, кроме настоящего.

Ж. В.
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера