Архив   Авторы  

Минкульт личностей
В России

Министр культуры Александр Соколов и глава агентства по культуре Михаил Швыдкой поссорились на почве административной реформы

В России до сих пор между чиновниками как-то не было принято публично обсуждать внутриведомственные или межведомственные конфликты, а тем более судиться друг с другом. А если еще учесть, что по указу президента "Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих" выносить сор из бюрократической избы чиновникам категорически запрещено, событие и впрямь претендует на звание "скандал года". Впрочем, данный случай интересен не столько тем, что подвел черту под годовым противоборством двух чиновников, сколько тем, что позволяет дать общую оценку эффективности административной реформы. Как показало расследование "Итогов", Александр Сергеевич и Михаил Ефимович поссорились именно на "административной почве".

Как поссорились...

Самое интересное, что о проблеме коррупции Соколов тоже говорил неоднократно. Вот только две цитаты министра, на которые раньше, между прочим, никто не обращал внимания: "Чрезвычайно важно также руководствоваться принципом "вытянутой руки" - то есть устранения чиновника от оперирования деньгами"; "Государство в России приучило чиновника деньги "осваивать". И в механизме подобного рода "освоения" заложено множество искушений". Было бы наивно полагать, что министр культуры намекал на мздоимство в Министерстве сельского хозяйства.

Однако как только Соколов назвал конкретный адресат своей критики, Михаил Швыдкой пошел в контратаку. Глава Роскультуры намерен подать на этой неделе иск о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскать по суду с непосредственного начальника 1 рубль моральной компенсации. Обвинение в клевете, видимо, по совету адвоката Павла Астахова, специализирующегося на подобных делах (как правило, он их выигрывает), решено Александру Сергеевичу не вменять. Быть может, и потому, что по этой статье министру могло грозить до шести месяцев ареста. Аналогичный иск планируется подать от лица всего оскорбленного коллектива Федерального агентства по культуре и кинематографии как юридического лица. Соколов также обещает не сидеть сложа руки и подать встречный иск, если Швыдкой не остынет.

Пока до этого не дошло, министр искренне удивляется реакции главы агентства и просит подчиненного "адекватно понимать ситуацию" и сплотить ряды для "преодоления негативных явлений в отрасли". Возможно, под негативными явлениями имелись в виду "откаты", а может быть, результаты проверки Счетной палаты. Аудиторы, в частности, выяснили, что в "культурных" ведомствах нет "системы контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на содержание и реставрацию объектов культурного наследия. В 2000 году отчетными документами было подтверждено финансирование восстановительных и реставрационных работ на 42% от общей суммы средств, перечисленных на эти цели, в 2001 году - на 52,1%".

У Михаила Швыдкого есть свое объяснение разговорам об "откатах". Обвинения в адрес сотрудников агентства, по его мнению, - результат желания Соколова "добиться распоряжения бюджетными деньгами, а также прикрыть беспомощность министерства в выполнении им своих прямых обязанностей как органа, который должен заниматься нормотворчеством и государственной политикой в области культуры". Эта версия отчасти находит подтверждение. То, что осязаемых успехов у реформированного Минкультуры за год его деятельности практически нет, отрицать трудно. Затраты на содержание центрального аппарата, занимающегося культурой и кинематографией, по сравнению с 2004 годом выросли более чем в два раза, а эффективность упала. Чиновники жалуются, что бумаги проходят согласования месяцами, на что раньше требовалось несколько дней. Чуть ли не до 70 процентов документооборота министерства посвящено вынесению благодарностей или награждению почетными грамотами различных деятелей искусства и чиновников от культуры. Справедливости ради скажем: недавно Минкультуры занялось и законотворчеством, что согласно административной реформе должно являться основой деятельности каждого министерства. Тему для законодательного почина в министерстве, правда, выбрали весьма скользкую. В Думу вносится законопроект "О высшем совете по морали и нравственности в СМИ". Перспектива одобрения депутатами этого смелого предложения весьма туманна. До сих пор все попытки учредить при СМИ (прежде всего на телевидении) разного рода наблюдательные советы, следящие за моралью и нравственностью, терпели неудачу.

Культурное двоевластие

Личностный мотив в противостоянии министра культуры и главы агентства вовсе не главный. Все дело в административной реформе, точнее, в том ее варианте, который был осуществлен у нас на практике. Конфликт неизбежно вытекал из закрепленного реформой распределения обязанностей высших чиновников. По мнению Александра Соколова, авторы административных преобразований глубоко заблуждались, отделив министров-политиков от освоения бюджетных средств. Еще 24 января сего года министр подписал приказ о создании под эгидой своего ведомства комиссии по распоряжению госсредствами в подчиненных агентствах в целях координации и контроля за расходованием бюджетных денег. Под контроль министра попали все контракты, цена которых превышает 25 миллионов рублей. Неизвестно, обратили ли внимание на это нововведение в правительстве, но оно явно вступает в противоречие с положением о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденным премьер-министром. В нем черным по белому записано: "Агентство проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд агентства". Никаких подобных функций за Министерством культуры не закреплялось. Александр Соколов решил эту вопиющую несправедливость исправить, что, по данным "Итогов", и стало главной причиной разразившегося скандала.

Покончив с деньгами, министр культуры перешел в апреле в новую бюрократическую атаку и начал создавать внутри министерства параллельную ведомству Михаила Швыдкого структуру - департамент культуры. На должность его главы из Великого Новгорода был выписан Юрий Шубин, до этого занимавший пост председателя Новгородского областного комитета культуры, кино и туризма. Разъяснения Соколова о том, что департамент "призван усилить связь с федеральными агентствами, но не дублировать их", вряд ли могли ввести в заблуждение. Одновременно с созданием департамента культуры министр учредил департаменты экономики и финансов, внешних связей и административно-правовой департамент, что должно было окончательно лишить Михаила Швыдкого властных и финансовых рычагов.

Однако вместо того чтобы уйти в тень, глава агентства стал активно разрабатывать свой альтернативный план переустройства отрасли. Михаил Ефимович в мае предложил вообще ликвидировать свое ведомство, как и другие агентства в системе Минкультуры - архивное и по СМИ. По словам Швыдкого, "нынешние агентства должны отмереть и раствориться в бизнесе и гражданском обществе". Вместо них, по его мнению, необходимо создать шесть или семь специализированных институтов - институт кино, институт театра, музыки и современного искусства, институт реставрации, институт библиотек и музеев и так далее, которые и будут осваивать бюджет на общественных началах. Министерству Швыдкой предлагал оставить "20-30 грантов: Большой театр, Эрмитаж и другие наиболее важные культурные объекты, которым государственная поддержка будет гарантирована при любых обстоятельствах". Все остальные объекты, по словам Швыдкого, должны перейти на контрактные отношения с государством, на программно-целевой метод финансирования, то есть "получать деньги не за то, что они есть, а за то, что они делают".

Надо полагать, что своими идеями Михаил Ефимович делился не только с журналистами. Находил ли он своим планам переустройства поддержку наверху - другой вопрос. Но если эти предложения будут реализованы, Министерство культуры действительно "растворится в гражданском обществе", превратившись в аналог европейских - компактных и не распоряжающихся деньгами - "федеральных" культурных ведомств. А то и вовсе может быть ликвидировано за ненадобностью. Живут же, например, Соединенные Штаты без министерства культуры - и ничего: кино снимают, музеи работают...

Чем закончатся препирательства Соколова со Швыдким? Борьба культурных руководителей скорее всего из горячей стадии перейдет в холодную. Коллег уже одернули из правительства, призвав не раздувать скандал. Опять же адвокат Швыдкого отметил, что сохраняется возможность мирного разрешения возникшего конфликта. К миру призывает и Соколов. Так что искать компромисс, видимо, придется. Тем более что увольнять обоих спорщиков президент вряд ли станет. Недавно Владимир Путин признал, что "эффективных управленцев, также как и денег, всегда мало". Спустить скандал на тормозах выгодно и чисто политически. В противном случае руководству страны надо будет признать, что созданная в результате административной реформы система естественным образом провоцирует конфликты, подобные тому, что случился между культурными министерством и агентством.

Денис Бабиченко

Врез 1

ПОЗИЦИЯ

"Это - совсем другая история"

Глава Роскультуры Михаил Швыдкой :

- Я очень огорчен случившимся. Все, что происходит и будет происходить в дальнейшем, поскольку начнутся судебные процессы, меня огорчает чрезвычайно. Это, безусловно, нанесет ущерб культуре, который потом будет очень трудно восполнить.

Травля меня на ТВЦ продолжается давно, но я когда-то раз и навсегда решил для себя, что никогда не буду судиться с этими людьми, потому что есть люди, с которыми нельзя ни судиться, ни драться на дуэли, ни здороваться. Но когда меня обвиняет мой коллега, то это не просто безответственный и циничный журналист, это - совсем другая история. К большому для меня сожалению, мои юристы настаивают на том, что иск должен быть направлен и к ТВЦ.

Врез 2

ПОЗИЦИЯ

"Не вижу за собой вины"

Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов:

- Основная область разногласий между министерством и агентством - это разногласия, связанные с реализацией государственной политики, то есть с определением приоритетов финансового обеспечения конкретных проектов... Госполитика, по моему убеждению, не должна ограничиваться принятием закона или предложением о принятии законопроектов. Я не упоминал в известном интервью ни фамилий, ни конкретных фактов, хотя, разумеется, такой информации более чем достаточно, и каждая моя поездка в регионы подтверждает масштаб этой злокачественной опухоли. Реальной судебной перспективы развития у данного конфликта нет. Те фразы, которые я произнес, не носили никакого компрометирующего характера, наоборот, они соответствовали той парадигме государственной, которая сегодня уже, слава богу, стала у нас привычной. Я не вижу причин уходить в отставку, поскольку не вижу за собой вины, которая могла бы привести к такому решению.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера