Архив   Авторы  

Космодрем
Искусство

"Зачем устраивать конкурс, если все равно победят русские?" - спрашивали иностранцы, приглашенные соревноваться на ММКФ

Непобежденному Учителю

Стало быть, отменяется и такой заголовок, весьма и весьма язвительный: "Побежденному Учителю". Два года назад, когда учительская (на самом деле ученическая, чего там греха таить) "Прогулка" не получила ничего, даже мало-мальского приза, эта острота одного из наших коллег имела большой успех. Ныне же этот наш коллега, упорно не сдающий свои позиции в отношении гна Учителя, вроде как посрамлен. Ибо "Космос" со всеми его предчувствиями, недомолвками, красивыми туманами и обманами, упакованными в оболочку чуть ли не эпоса, - теперь наше все. Нервный Учитель (а хорошая все-таки фамилия!), всегда державшийся гордо и обособленно, несколько начеку и преподавательски строго, на торжественном вручении чуть было не растаял - улыбался слегка растерянно, однако с достоинством заслуженного победителя, окидывая зал со снисходительной улыбкой олимпийца. Правда, неуемные акулы пера придумали новое название для новоявленного триумфатора, а именно - "Космизм ситуации"Й Коварно вклинив букву "с" - видимо, чтобы обозначить свое отношение к сложившейся на последнем ММКФ табели о рангах.

Мол, в конкурсе - в этом году на удивление сильном - были картины и получше, ярче и эффектнее, чем туманная ретросага о предчувствии больших перемен, которым буквально охвачены герои картины, жители заштатного северного городишки, грезящие о полете в космос. К тому же - опасаются особо дальновидные - что мы будем делать в следующем году, если, не дай бог, Россия выдаст на-гора безупречный шедевр (всякое случается)? Опять награждать "своих"?

Трудный вопрос. Тем более что новая картина гна Учителя действительно производит двойственное впечатление. И сторонники ее, и противники в один голос отмечают, что сценарий Александра Миндадзе был гораздо внятнее: туманные предчувствия и грезы сочетались в нем с четкой драматургией, ясной расстановкой сил. В противостоянии наивного дурачка по кличке Конек и инфернального Германа, бредящего космосом, чувствовался метафизический конфликт, который в конце концов должен был разрешиться самым неожиданным образом. В интерпретации Учителя этот самый конфликт не разрешается никак: ускользающий Герман то ли тонет в темных водах северного моря, то ли добирается до норвежского корабля; а Конек, завороженный разговорами друга-врага о скором покорении космоса, совершенно случайно встречает в поезде белозубого курсанта летного училища по имени Юрий. Стоило курсанту, отдаленно напоминающему Гагарина, произнести свое имя, как зал взорвался аплодисментамиЙ Переходящими, как говаривали раньше, в бурные овации: ибо никому не известный белозубый курсант по воле режиссера тут же превращается в самого Гагарина - на экране возникают документальные кадры чествования первого космонавта. Такой прилив патриотизма вызывает амбивалентные чувства: люблю Россию я, но странною любовьюЙ Но, как написал один критик-интеллектуал, дело не в патриотизме, а в здоровом прагматизме, с каким Миндадзе и Учитель реанимировали старый брэнд под названием "русский космос". Ибо именно этот "брэнд" связан с лучшими традициями русской культуры - космизмом, стремлением куда-то вверх, к духовным вершинам - к Богу ли, в космос ли, все равно.

Космический мусор

Тем не менее, повторюсь, противники картины неистовствуют, полагая решение большого жюри несправедливым и конъюнктурным. Сторонники же апеллируют к ФИПРЕССИ, международному жюри критики, всегда отличавшемуся независимостью суждений и высоко оценившему работу Учителя: шведская "Гитара-монголоид" опередила "Космос" всего на один голос. Конечно, если бы председателем жюри была я, то эта самая "Гитара" - самая странная, дикая, радикальная картина фестиваля - непременно бы получила "Золотого Георгия". Но, как съязвил один молодой критик, не считающийся с авторитетами, Валентину Черныху, нынешнему председателю жюри ММКФ, такое кино переварить трудно. Еще труднее представить "Гитару" в конкурсе солидного международного смотра - даже Канн при всей своей любви к радикальным жестам вряд ли бы ее взял. Разве что в качестве забавного казуса, демонстрации широты взглядов. Если за что и хвалить отборочную комиссию ММКФ, то за шведскую "Гитару", снятую документальным способом, на манер поэм Косаковского, с их непредумышленным юмором и веселым идиотизмом. Как будто фильм сделан парочкой полоумных студентов, фиксирующих на пленку все, что попадется под руку: вот какие-то придурки без конца топят украденный велосипед, другие придурки, постарше и посолиднее, от нечего делать играют в русскую рулетку и так далее и тому подобное. В финале над шведским городком взмывает полотнище из пакетов для мусора, эдакий неопознанный летающий объект, пугая и веселя обывателей. Жизнь врасплох - не отмеченная ни четкой драматургией, ни высокодуховными, не в пример нам, предчувствиями; а вместо космического корабля "Восток" - мусорные пакеты, взмывающее в небо. На самом деле в этом, как ни смешно, и состоят наши различия: наше безумие скорее "космическое", нежели обывательское; даже живя в поразительной нищете, советские люди мечтали о чем-то необыкновенном, вроде полета на Луну, презирая и третируя "мещан", тоскующих о размеренности существования. Неожиданное соперничество между фильмами Учителя и дебютанта Рубена Остлунда, своеобразно оттеняющими друг друга, - одна из подспудных тем фестиваля. В том-то и фишка, как выразились бы ровесники Остлунда, веселого шведского вундеркинда, выросшего на диком острове, где не было ни кино, ни телевидения.

Палата N 6

Другая тема нынешнего ММКФ, более явная, нежели противостояние русской "духовности" и западного "прагматизма", - это безумие. Самое настоящее безумие, будто поразившее всех и вся - чехов, македонцев и даже финнов. Не говоря уже о датчанах. Кстати, чешская картина, снятая молодым режиссером Петром Зеленкой, так и называется - "Хроники обыкновенного безумия". Все здесь - в стадии легкого помешательства, даже ватное одеяло, которое вдруг оживает к вящему ужасу его хозяина Петра, тезки режиссера и, по-видимому, его alter ego. Зеленка и внешне похож на своего героя - тихий такой, забавный, милый очкарик, невероятно скромный, несмотря на обилие призов в прошлом и амбициозность своей профессии. Скажем, в одном из интервью он уверяет репортера, что слабо разбирается в искусстве кино, монтаже и операторском искусстве - при том что на его картине смех не умолкал ни на секунду. И ведь именно у "Хроник" был один из самых высоких рейтингов во время фестиваля, и многие прочили победу именно Зеленке. Но, к сожалению, в финальном забеге его обошли помимо Учителя и Остлунда финны и датчане (в лице Аку Лоухимиеса и Томаса Винтерберга). Зато "Хроники" понравились жюри российской критики, которое и вручило им свой приз. Честно говоря, Зеленка в чем-то прав: его картина, невероятно смешная вначале, остроумная без натуги, к середине дает опасный сбой, дробится и рассыпается на осколки. Что и говорить, снять безупречную комедию очень сложно. Посложнее, чем нудную психодраму или "авторский проект" с глубинными аллюзиями. Там еще можно прикинуться, обольстив публику и показавшись умным, комедия же требует соразмерности и чистого мастерства.

Но случаются и парадоксы. Наши критики, подуставшие от отечественной "духовности", порой отвергают серьезные, глубокие картины - подозревая, что им хотят подсунуть залежалый товар на тему "морального беспокойства" и "экзистенциального одиночества". Такой снобизм наизнанку: мол, умный человек никогда не говорит серьезно, не опустится до патетики и обсуждения глобальных проблем. Вы будете смеяться, но уже и сам Бергман на подозрении: Кира Муратова, скажем, как-то заявила, что он устарел и что в нем "не хватает варварства". Сходные претензии предъявлялись и "Вечной мерзлоте" финна Аку Лоухимиеса, философской притче о добре и зле, связанных между собой нерасторжимо. Два романтика, девушка и юноша, в припадке антибуржуазного эскапизма вскрывают базу данных крупной фирмы - даже не из корыстных побуждений, а просто так, в знак протеста. На месте преступления юношу застает женщина-полицейский, гонится за ним и случайно погибает. И потянулась цепочка зла: муж этой женщины не может пережить ее гибели, впадает в депрессию и срывает зло на детях; в конце концов он дождется выхода неудачливого хакера из тюрьмы и прикончит его.

Но что нам это тихое финское безумие, что нам Гекуба? Русский человек в большинстве своем любит похохотать и повеселиться от души - даже если речь идет о страшном, о войне например. Тем более если об этом "страшном" рассказывают в форме байки, анекдота, не щадя ни своих, ни чужих. Как, допустим, это делает македонец Дарко Митревски, совсем молодой еще человек, разглядевший в трагизме балканской ситуации чистый комизм. Восходящий к барочному дару Кустурицы - который, в свою очередь, восходит к самому Феллини. "Балканкан" - история двух идиотов, путешествующих по воюющей Югославии в поисках трупа злой тещи, скончавшейся по дороге на болгарский курорт, - еще один срез человеческого безумия. Где пародируется все и вся - большая политика, лицемерие миротворческих сил, кровавый бизнес и дажеЙ сам кинематограф. Ибо наши придурки, насмотревшись голливудской дряни, все время цитируют и вспоминают фильмы, воображая себя героями боевиков.

Чем кончается такая романтизация, навеянная американскими вестернами, демонстрирует нам другой безумец - а именно Томас Винтерберг, награжденный за картину "Дорогая Венди" как лучший режиссер фестиваля. Ружье, висящее в первом акте, в последнем непременно выстрелит, можете не сомневаться. И милые подростки, воображающие себя благородными шерифами, полягут один за другим.

Итак, подведем итоги? Одно ясно: победа гна Учителя не столь безусловна, как кажется поклонникам его картины. При всей драматичности, визуальной красоте и эпичности "Космоса", вызвавшего приливы патриотизма у публики, в конкурсе были картины и посильнее. Правда, выбрать из них оказалось довольно трудно - и "Балканкан", и "Вечная мерзлота", и "Гитара-монголоид" обладали равными достоинствами. Быть может, поэтому жюри пошло по пути наименьшего сопротивления, наградив русскую картину?

Диляра Тасбулатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера