Архив   Авторы  

День Учителя
Искусство

"У нас две проблемы - отсутствие хороших сценариев и привычка производить фильмы исключительно для внутреннего потребления. Неправильно!" - убежден триумфатор последнего Московского международного кинофестиваля режиссер Алексей Учитель

- Предчувствия его, то бишь вас, Алексей, не обманули?

- Ощущения обязательной победы не было - только большое желание ее добиться.

- Странно, люди кино обычно говорят, что для них призы - отнюдь не главное. Дескать, куда важнее, чтобы фильм увидел и принял зритель.

- Придерживаюсь иной позиции. Награды играют существенную роль, они, если хотите, весомая часть профессии. Режиссер должен снимать картины, которые будет смотреть публика и отмечать критика. В нашем деле тоже, как в шахматах или в теннисе, существует рейтинг, где учитываются победы на фестивалях и конкурсах. Если не попадаешь в призы, отношение к тебе соответствующее. Олимпийский принцип "Главное - участие" в данной ситуации не работает.

- При таком раскладе вы должны быть на вершине списка: сняв четыре художественные картины, с каждой собрали по охапке наград.

- Если быть до конца точным, "Мания Жизели" особых лавров не снискала, а вот "Дневник его жены", "Прогулка" и "Космос", кажется, попали в десятку. "Прогулка" даже получила два Гран-при на международных фестивалях в США - в Кливленде и Сиракузах. Значит, рассказанная история действительно оказалась интернациональной. Хочется верить, подобное случится и с "Космосом".

- Ради участия в ММКФ вам пришлось на этот раз обидеть "Кинотавр".

- Ситуацию журналисты подогрели. Сначала на меня вышли руководители сочинского фестиваля, и я дал им согласие. Потом возник вариант с Москвой. Темнить не стал и сразу заявил, что хочу участвовать в двух конкурсных программах. По-моему, логично. Мероприятия разного масштаба: одно - российское, второе - международное. Более того, считаю, именно победители "Кинотавра" должны представлять нашу страну на ММКФ. К сожалению, не сумел убедить стороны в правильности такого шага. "Кинотавр" готов, но Москва пока сопротивляется.

- Настаивает на праве первой ночи?

- Существует масса идиотских зацепок! Оказывается, можно участвовать в другом международном фестивале, но в России премьера должна состояться только в рамках ММКФ.

- Михалков давал вам какие-нибудь гарантии?

- Клянусь: нет! Он говорил, что не возражает против участия в двух конкурсах, но дополнительных коврижек в Москве не обещал. А я и не ждал. В конце концов, с "Прогулкой" мы уже прошли 25-й фестиваль...

- Я бы даже сказал: пролетели.

- Верно, остались тогда без призов, хотя, знаю, картина Михалкову понравилась. Организаторы допустили тактическую ошибку, поставив конкурсный фильм, считавшийся фаворитом, в день открытия. Слышал разговоры, будто Никита Сергеевич теперь сторицей вернул старый должок, надавив на членов жюри в пользу "Космоса". Глупости, которые даже неловко комментировать. Побеждать можно по-разному, но я испытал истинное удовольствие, когда председатель жюри Валентин Черных со сцены объявил, что наша картина единогласно названа лучшей. Понимаете? Никаких переголосований, споровЙ

- Известно, что у вас напряженные отношения с Кириллом Разлоговым, возглавляющим отборочную комиссию ММКФ. Былой конфликт улажен?

- До сих пор уверен, что он повел себя грубо, публично давая некорректные оценки "Прогулке". На мой взгляд, после таких заявлений человек должен уходить в отставку. Его сохранили на прежнем месте, но это дело руководителей фестиваля. Нам сегодня делить нечего. Более того, в заслугу Разлогову могу поставить то, что впервые за многие годы конкурсная программа ММКФ была интереснее вынесенного за ее рамки. Участвовали очень сильные картины, это сработало на престиж ММКФ гораздо больше залетных звезд из Голливуда. Обычно ведь как случалось? На конкурсе - пустой зал, зато на прочих мероприятиях - лом. Теперь все стало на свои места.

- Две подряд победы российских картин породили новую тему для пересудов. Мол, отдавать призы своим - дурной моветон, как говорил литературный персонаж Евгений Сазонов.

- В речи при получении награды я сказал и об этом...

- Спич, кстати, заранее готовили?

- Нет. Слово даю: до последнего момента не знал, кто победит. Хотя, конечно, догадывался, что без награды не останусь. Существуют верные приметы: например, звонок из оргкомитета с настоятельной просьбой быть на церемонии закрытия. Или место, указанное в пригласительном. Если рядом с центральным проходом, есть шанс подняться на сцену.

- Вы где сидели, Алексей?

- В четвертом ряду, с краюЙ Так вот, о двойной победе российских картин. Странно, что кто-то этого стесняется. Радоваться надо! Честно говоря, опасался, что из соображений политкорректности "Космос" прокатят. Дескать, в прошлом году Россия выбрала лимит наград. К счастью, члены жюри смотрели на экран, а не на страну-производителя.

- Еще будете выставлять "Космос" на конкурс?

- Обязательно. Приглашений много, сейчас определяемся с планами. Наверняка поедем в Торонто и в Мюнхен.

- Какую отдачу рассчитываете получить от победы в Москве?

- Надеюсь, это положительно скажется на прокатной судьбе картины в России. Кинорынок моментально реагирует. Учитывая негативный опыт "Прогулки" и "Своих", премьеры которых прошли лишь осенью, спустя месяцы после ММКФ, в этот раз решили стартовать на волне фестиваля. 7 июля фильм выйдет в прокат. Конечно, многое зависит от рекламы. В особенности телевизионной. Если кампанию вести столь же агрессивно, как с "Ночным дозором" и "Турецким гамбитом", можно рассчитывать на приличные сборы. Промывание мозгов обязательно приносит успех.

- Надо было приглашать в сопродюсеры господ Эрнста и Максимова.

- Думаете, вы один такой умный? У людей собственные планы, расчеты, хотя я в шутку предлагал им попиарить "Космос" по полной, а потом сравнить результаты.

- Идея поддержки не встретила?

- Естественно. Тем не менее до сих пор идет борьба между Первым каналом и "Россией" за право премьерного показа картины по ТВ. И начался, кстати, спор еще до того, как "Космос" объявили победителем. Приятно.

- Когда планируется телеэфир?

- Отсчитайте шесть месяцев с 7 июля, дня начала проката на большом экране.

- Какой бюджет у "Космоса"?

- Солидный. Для меня, по крайней мере. Два миллиона долларов. Впервые снимал массовые сцены с участием тысячи человек. Готовились тщательно, четыре дня стригли статистов, одежду подбирали, старались любые нюансы учесть, и все же неопытность сказалась: о туалетах не подумали. А съемки на улице, зимойЙ

- И?..

- Выход нашли, но я говорю, что в первый раз столкнулся с проблемами подобного характера и вновь убедился: мелочей в кино не бывает.

- Критики весьма сдержанно оценили работу в фильме Евгения Миронова.

- Этой публике вообще угодить сложно, всегда найдет, к чему придраться. Считаю, Женя сыграл блестяще, это новая для него роль, этапная. Важный и приятный для режиссера показатель: Миронов приехал в тон-студию, я предложил посмотреть пару смонтированных частей и начинать писать звук, поскольку времени у всех в обрез. В итоге Женя упросил показать картину целиком. Значит, она ему понравилась?

- Вам агентство Швыдкого давало деньги на фильм?

- Да, тогда еще не ФАКК, а Минкультуры во главе с Михаилом Ефимовичем.

- Сколько отвалили от щедрот?

- Половину суммы. Миллион долларов.

- О разгоревшемся конфликте между Швыдким и Соколовым наверняка слышали? Откаты, закаты, прокаты...

- Спрашиваете мнение? Мне эта сторона дела совершенно неведома. Подобным никогда не занимался и даже не догадываюсь, как такие трюки можно осуществить.

- Дурное дело нехитрое, Алексей.

- Готов отчитаться за каждый полученный и потраченный рубль. Отношусь к числу режиссеров, которые не приучены экономить на качестве. В этом смысле максималист. Если что-то не устраивает, буду переснимать хоть десять раз подряд. Больше скажу: те невеликие деньги, которые заработал на "Прогулке", вложил в новую картину. Но дело не во мне. Лично знаю многих сотрудников комитета по кинематографии и с трудом представляю, что кто-нибудь из них потребует взятку за оказанную услугу. Глупо как-то, пошло. Есть сравнительно честные и легальные способы подзаработать, получить прибавку к чиновничьей зарплате. Для этого нет нужды опускаться до грубого отката... Наверняка в семье не без урода, кто-то, полагаю, нечист на руку, но заявлять на всю страну, что при Швыдком на каждом этаже министерства сидели взяточники, на мой взгляд, неверно. В том числе и с точки зрения корпоративной этики.

- Ну да, разборки пошли на уровне прачечной-фигачечной, а не Минкультуры.

- От этого скандала никто не выигрывает, уверяю васЙ И последнее соображение: если бы система была построена на взятках, ни одной картины снять не удалось бы. Деньги ведь в действительности дают не самые большие. Да и те еще надо вырвать. Знаете, как распределяются гранты? Студия подает в экспертный совет анонимный сценарий, а дальше люди разбиваются на пятерки и читают заявки, решая, кто выглядит предпочтительнее. Объясните мне, как можно подкупить сразу тридцать человек?

- Полагаете, люди не знают, кто стоит за студией "Рок", возглавляемой Алексеем Учителем?

- Не переоценивайте значение личного фактора. Приведу конкретный пример. Сейчас продюсирую два дебютных проекта молодых режиссеров. Одна картина близка к завершению, а Дуня Смирнова только начнет съемки в июле. Вот я и попытался получить для нее дополнительную сумму, рассказывал о Дуниных заслугах перед отечественным кинематографом. Моим аргументам не вняли, дали на картину ровно столько же, как и остальным дебютантам.

- Что Дуня собирается снимать?

- Мелодраму по собственному сценарию. На главные роли приглашены Михаил Пореченков и Анна Михалкова.

- И какие у вас предчувствия, связанные с этим проектом? Называете Смирнову дебютанткой, а кто-то наверняка наречет дилетанткой.

- Во-первых, у Дуни папа - режиссер, во-вторых, сама она девушка упорная, не отступится от намеченной цели, пока своего не добьется. Так что, думаю, все получится.

- А о себе что сказать можете? Слышал, Мерил Стрип ролью соблазнить пытались?

- На прошлогоднем Московском фестивале дал ей почитать сценарий "Дома Черчилля", картины, к которой уже года два готовлюсь. Конечно, это авантюра, так со звездами не договариваются. Западные актеры первым делом задают вопрос: кто иностранный сопродюсер, где планируется прокат? Люди согласны сниматься в России, обсуждать гонорар, но для них крайне важно, увидят ли новую работу в мире. Замыкаться в рамках одной страны никто не хочет. Поэтому Стрип вежливо взяла сценарий иЙ все, тишина на год. Но я не намерен отказываться от идеи снять крупную звезду, веду переговоры с европейскими компаниями. Надеюсь, поладим. Пора всерьез пробиваться на западный кинорынок. У нас в России две главные проблемы...

- Опять дороги и дураки?

- Глобально. А в кино - отсутствие хороших сценариев и привычка производить фильмы исключительно для внутреннего потребления. Делаем картины как бы для самих себя. Неправильно! Посмотрите: на ММКФ из 17 конкурсных лент половина снята силами национального кинематографа, включая мой "Космос". Остальное - совместная продукция иногда четырех стран сразу. Это ведь делается не только ради привлечения средств, но и во имя проката. Фильм гарантированно покажут там, где живут люди, участвовавшие в его производстве. Логика простаяЙ

- Читал, вы еще о триллере подумываете?

- Хочется над собой поэкспериментировать. Почему-то живет поверье, будто режиссеры типа Учителя, Сокурова, Германа не могут снять детектив или триллер. Попытаюсь при случае доказать обратное. Найти бы только сценарий уровня "Основного инстинкта"Й Но это в перспективе. Сегодня жду, пока Александр Миндадзе закончит писать современную историю, которую намерен экранизировать.

- Абдрашитов не ревнует? Увели у него проверенного автора, разбили пару.

- Во-первых, начал Прошкин-старший, заказавший Миндадзе сценарий, а я уже шел по чужим стопам. Когда встречаемся с Абдрашитовым, он обязательно спрашивает: "Как там мой фильм?" Но это же шутка. Знаю наверняка, без всяких предчувствий...

Андрей Ванденко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера