Архив   Авторы  

Назло рекордам
Образ жизни

Федор Конюхов стал первым человеком в мире, кому удалось в одиночку обогнуть земной шар на яхте класса "макси"

Маршрут кругосветного плавания был утвержден Всемирным советом по регистрации рекордов под парусом (WSSRС). Контрольные точки: старт - пролив Ла-Манш, далее - мыс Доброй Надежды (Африка), мыс Люин (Австралия), мыс Горн (Южная Америка) и финиш - пролив Ла-Манш. На языке яхтсменов такое плавание называется "вокруг Антарктиды", так как большую часть времени яхта, огибая ледовый континент, находится в "ревущих сороковых" и "неистовых пятидесятых" широтах.

Изначально Конюхов ставил перед собой задачу обойти вокруг света за 120 дней. Путешественник планировал в декабре прошлого года пройти Атлантику, в январе - Индийский океан от мыса Доброй Надежды до острова Тасмания, в феврале - Тихий океан от Тасмании до мыса Горн и, наконец, в марте - Атлантический океан от мыса Горн до берегов Англии. Рассматривался и вариант прохождения маршрута за более короткий срок - 100 дней, что было возможно при максимально благоприятной погоде и отсутствии поломок на яхте. Но, увы, поломок избежать не удалось, да и погода оказалась далеко не самой хорошей, так что в конечном итоге путешествие заняло гораздо больше времени...

Любому понятно, что кругосветка - это не легкая прогулка по морям по волнам. Каждый океан старался показать свой суровый нрав и преподносил макси-яхте "Торговая сеть "Алые Паруса" и ее 53-летнему шкиперу массу сюрпризов, по преимуществу неприятных. Уже в начале плавания - на выходе из Бискайского залива и затем на траверзе Португалии - яхта пережила несколько сильнейших штормов. Дальше, уже вблизи экватора, судно попало в штормовую зону Долдрам. После чего случилась и первая серьезная поломка: вышел из строя основной гидравлический автопилот. Шкиперу пришлось большую часть времени самому стоять за штурвалом, лишь иногда используя запасной автопилот, который был пригоден только для работы в условиях легких встречных ветров.

Новому серьезному испытанию яхта подверглась в южной части Индийского океана, в районе острова Кергелен. Там судно попало в обширную зону низкого давления. Казалось, океан решил по-настоящему испытать шкипера и яхту. Скорость ветра достигала 65 узлов (120 км/ч), а гигантские волны поднимались на высоту восемнадцати метров. Ураган не отпускал яхту почти неделю! От ведущего американского специалиста по метеорологии для парусных яхт Ли Брюса из компании Tactical Weather - Global Adventure Meteorology приходили тревожные прогнозы с настоятельными указаниями переходить в так называемый режим выживания, что означало: удерживать курс бессмысленно, главное - идти максимально безопасно по отношению к ураганному ветру и гигантским волнам и приложить все усилия, чтобы выжить. В какой-то момент Конюхов по спутниковому телефону сообщил координаторам перехода, что такого шторма он не видел ни в одной из трех предыдущих кругосветок: волны закрывали свет, день превращался в ночь. Яхта, как в колодец, то и дело проваливалась в пространство между двумя водяными горами. Тучи проносились так низко, что, казалось, цеплялись за мачту. Зловещий океан словно стремился поглотить яхту.

Наконец ураганный ветер стал постепенно утихать, но по океану продолжала идти резкая зыбь. Не выдержала болтанки и лопнула стальная диагональная ванта на мачте. Теперь шкипер не мог сильно нагружать мачту и был вынужден медленно, с предельной осторожностью подняться из "неистовых пятидесятых" на север и зайти для починки в австралийский порт Хобарт на острове Тасмания. К этому моменту из Москвы туда уже успели привезти новую ванту и гидравлический автопилот.

В начале марта яхта от берегов Австралии двинулась к мысу Горн. Но вынужденный крюк привел к потере более сорока суток. Наверстать такое отставание от запланированного графика было уже не под силу даже столь опытному шкиперу, как Конюхов. Ведь еще предстояло преодолеть южную часть Тихого океана. В целом плавание на этом отрезке прошло в рабочем режиме, хотя и здесь не обошлось без сложностей. За тысячу миль до мыса Горн яхта вновь попала в шторм: ветер скоростью 50 узлов поднимал 10-метровые волны. Был момент, когда всем, кто следил за ходом плавания, казалось, что яхта не сможет обогнуть мыс Горн, что ее выбросит на скалы чилийского побережья. Ветер из Антарктиды принес с собой снег и пригнал целые поля дрейфующих айсбергов, температура упала ниже нуля. Но Конюхов, лавируя между ледяными глыбами, упорно продвигался к заветной цели. И в начале апреля яхта успешно обогнула мыс Горн и вышла в Южную Атлантику. На подъеме вдоль восточного побережья Южной Америки яхту сопровождали легкие ветра, следствием чего стала существенная потеря в скорости. Суточные переходы не превышали 60 миль. И лишь когда яхта добралась до южных пассатов, она резво "побежала" по направлению к экватору. В день его пересечения на яхте случилась очередная серьезная авария: с палубы вырвало один из передних штагов, на котором крепится парус стаксель. В очередной раз проект одиночного кругосветного плавания оказался под угрозой. На парусном судне любые неполадки с такелажем представляют собой серьезную проблему, так как от этого зависит возможность двигаться в заданном направлении. С помощью подручных средств Федор Конюхов приступил к ремонту палубного крепления. Легко ли это было? Попробуйте себе представить: для того чтобы закрепить штаг весом в центнер, шкиперу в течение нескольких часов пришлось проделать буквально ювелирную работу, и это при том, что яхта продолжала идти со скоростью 7-8 узлов и рыскала из стороны в сторону.

На заключительном этапе кругосветки - от экватора до Англии - основной задачей шкипера было выбрать правильную тактику прохождения зоны высокого давления в районе Азорских островов. С помощью Ли Брюса Конюхов смог с честью пройти этот участок и выйти на заключительный тысячемильный отрезок до Англии. 8 июня в 8.45 по Гринвичу макси-яхта "Торговая сеть "Алые Паруса" вошла в пролив Ла-Манш и завершила плавание вокруг Земли там же, где стартовала 24 ноября 2004 года, - в британском порту Фалмут. Произошло то, во что многие просто не верили. Был получен ответ на вопрос, способен ли один человек справиться с яхтой, на который обычно работает экипаж в 10-12 человек. И не где-то в Средиземном море, а в сложнейших погодных условиях Мирового океана.

А впереди у Федора несколько новых путешествий на макси-яхте. На ней он планирует посетить крупнейшие мировые порты, включая Нью-Йорк, Сан-Франциско, Иокогаму, Гонконг, Кейптаун, Монтевидео и Сидней.

Степан Кривошеев

Врез 1

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

"Я устал от океана"

О своих впечатлениях от завершившегося плавания Федор Конюхов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту "Итогов":

- Федор, чем нынешнее плавание отличалось от других ваших путешествий?

- Прежде всего тем, что оно было совершено на большой яхте. На судне такого класса в одиночку никто не ходил вокруг света, поэтому я не знал, как оно поведет себя в океанах. Вот сейчас я думаю, что немного поторопился. Примерно на год. Надо было еще пару раз совершить переход через Атлантику и уже после устранения всех недочетов отправляться в кругосветку. Но, наверное, так было Богу угодно. В основном все поломки были незначительными, однако пару раз я думал, что кругосветка может закончиться намного раньше. Выходили из строя автопилоты, двигатель, ветроуказатели. Одной из самых серьезных аварий стала порванная ванта. Я сорок дней добирался до Тасмании и потерял драгоценное время. Но если бы я не зашел на Тасманию на ремонт, то не смог бы благополучно пройти Тихий океан. В районе мыса Горн был ураган такой силы, что словами это передать невозможно. Я оказался там очень поздно, вне сезона: шел снег, установились морозы, дул пронизывающий ветер из Антарктиды. Без автопилотов я не смог бы находиться долго на палубе и наверняка замерз. А уж без ванты я бы точно потерял мачту. Здесь Бог меня сохранил. Думаю, это было не случайно, что ванта порвалась именно перед тяжелейшим этапом через мыс Горн. Я доволен результатом. Я хотел доказать себе, что человек в одиночку может вести такую гигантскую яхту, ставить паруса, управлять ею. А сто дней или двести это займет, не играло особой роли. Основная задача ставилась - провести ее. В результате я, можно сказать, открыл новую страницу в кругосветных плаваниях: плавание на однокорпусных судах класса "макси". Ведь до меня никто не решался провести такую лодку в одиночку вокруг света. Если кто-то захочет повторить мою кругосветку, то я только буду этому рад. Ведь следующий яхтсмен будет думать, чтобы пройти быстрее меня, и это его подстегнет.

- Не устали быть экстремальным рекордсменом?

- Сейчас я философски подхожу ко всем моим путешествиям. Это прежде я был молод и стремился к спортивным рекордам. Мне, например, до сих пор не верится, что я совершил четыре кругосветных плавания. Честно скажу, для человека это слишком много. Достаточно разок побывать в "ревущих сороковых", где ураганы длятся неделями. В кругосветное плавание уходишь не только чтобы поставить спортивный рекорд. Ты уходишь, чтобы осмыслить свою жизнь, поговорить с Богом, узреть его лик, посмотреть океан, пообщаться с ним, вытерпев все его удары. За этим я и ходил. Вы поймите, что там за один день проходит вся твоя жизнь. Там одна прожитая минута ценнее всех тех лет, что ты прожил в городе. Когда возвращаешься, то становишься другим. Ты приобретаешь багаж знаний. Я не могу оставаться тем же Федором Конюховым, каким был до этого кругосветного плавания.

- Похоже, в океане вы чувствуете себя как дома.

- За 14 лет я совершил четыре кругосветки, и океан никогда не был одинаков. Океан не имеет памяти, и, когда ты идешь по нему, он тебя не помнит. Ему безразличны твои страдания. Я пересекал Атлантический океан четырнадцать раз, и все мои плавания были разными. И потом - в океане мне всегда страшно. Страшно одиночество, страшно в ураган и в штиль, когда над тобой бездна и под тобой бездна. Но тот же страх - это чувство, которым я дорожу. Человек не может жить без страха, без любви, без боли. Я боюсь, что если потеряю страх, то буду неполноценным. Считаю, что при моем образе жизни страх меня и сохранил.

- Вы достигли всего, чего хотели?

- Я полагаю, что очень мало сделал за свою жизнь. Человек в мире может больше сделать, и я не думаю, что покорил все, что только можно. Mне 54 года, и я хочу еще много сделать. Боюсь, что покину этот мир и не сделаю того, что мог бы еще сделать. Я еще не летал на воздушном шаре вокруг света, хочу на одномоторном самолете обогнуть Землю, на буере пересечь Гренландию, дойти до Южного полюса, пройти на собаках через Канаду, сам построить яхту и обойти на ней вокруг света, а затем превратить ее в исследовательское судно. Но сейчас хочу немного отдохнуть, успокоиться, издать альбом со своими рисунками, сделанными в этом плавании, построить часовню. Я так долго находился в океане, что, честно говоря, сам от него устал.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера