Архив   Авторы  

Некурортный роман
Искусство

В Литературном музее открылась выставка "Крым и русская культура..."

Название экспозиции гораздо пространнее: "Крым и русская культура. Фрагменты истории. Карты, гравюры, уникальные фотографии". Музей предлагает путешествие не столько в Крым, сколько в Тавриду. Какая разница, спросите вы? В русской литературе, заинтересовавшейся поэтической историей "полуденной России" после ее добровольного присоединения к империи в 1783 году, древнее название - Таврида - было гораздо более в ходу. Люди с воображением - от Сумарокова, Державина до Волошина и даже Горького, описывавшего Херсонес со ссылкой не на кого-нибудь, а на древнегреческого историка Страбона, - видели в крымских степях и горах землю Эллады, родины европейской (а значит, и российской) культуры. Для них Крым никогда не был курортом в обычном смысле слова. Он был местом, где мировая история и культура поворачивалась своим домашним, уютным ликом. Тут она была не столько музейным памятником, сколько родным домом. Неудивительно, что на напластования античных времен органично лег плодородный слой новой культуры. Потому-то выставка в Литературном музее ощущается как возвращение - не только к морю, Коктебелю, потокам упругого воздуха, вздымающим вверх планеристов и дельтапланы, но и к прошлому.

Разумеется, это привычное путешествие. Так возвращаются в любимые места. Александр Гусев, куратор выставки, сотрудник музея, признается, что для него главной целью было, не претендуя на исчерпывающий тему взгляд, расширить привычный подход к "литературному Крыму", как правило, сводящийся к Коктебелю. В результате в экспозиции можно обнаружить массу раритетов. Начать с того, что в первом же зале вас встречают карты театра военных действий во время русско-турецкой кампании 1736-1737 годов (на французском языке) и запечатлевшие картины Крымской войны французские и английские литографии 1850-х годов, которые никогда не выставлялись в России. Впервые можно увидеть новые крымские фотографии Волошина. Это не шутка. Фотографии были на малюсеньких "контрольках", отпечатках с негатива, которые фотограф делает себе. Специально для выставки они были увеличены, изображение "почищено" с помощью компьютерных программ... Имеет смысл обратить внимание на старую фотографию дома в Херсонесе, где жила Ахматова и куда летом 1907 года к ней приезжал Гумилев. Практически впервые можно увидеть подлинную фотографию Грина 1930 года. Кстати, ему посвящен большой раздел (23 августа будет 125 лет со дня его рождения, а в начале сентября на выставке пройдет презентация книги воспоминаний его жены, Нины Николаевны Грин).

Как гулять в Крыму лучше не спеша, так и выставка располагает к неспешному продвижению. Тогда вы успеете подивиться, например, легкости и скромности размеров яхты Николая II (снимок 1890-х годов), неожиданной подписи под наклеенной на картон фотографией больного Льва Толстого, снятого в Гаспре в 1902 году, насладиться музыкой стихотворения Велимира Хлебникова:

И этот вечный по песку хруст ног!..

И, наклонясь взять камешек,

Чувствую, что нужно протянуть руку прямо еще...

На бегучие сини

Ветер сладостно сеет

Запахом маслины,

Цветок Одиссея.

Ж. В.
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера