Архив   Авторы  

Человек на стыке
В России

"После очередной серии публикаций, где меня называли сменщиком Михаила Фрадкова, я даже вынужден был извиняться перед премьером... Видимо, наши псевдоаналитики испытывают дефицит идей и лихорадочно тасуют колоду потенциальных претендентов на пост главы государства", - говорит президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин

Владимира Якунина, нового главного железнодорожника страны, пока чаще упоминают в контексте его отношений с другим Владимиром - Путиным: то ли дружили, то ли служили... Между тем близость к главе государства - мифическая или реальная - вопрос десятый. Внимательнее присмотреться к президенту ОАО "Российские железные дороги" стоит хотя бы по той причине, что уставной капитал возглавляемой им компании составляет 50 миллиардов долларов. Совсем нелишне узнать, кому доверено ворочать такими деньжищами от нашего с вами, уважаемые сограждане, имени.

- На каких фронтах воевали, Владимир Иванович?

- Почему сразу на фронтах?

- Медаль "За боевые заслуги" в мирное время просто так не давали.

- А кто говорит о простоте? Служба никогда легкой не бывает, я нес ее на участках, которые родина доверяла. Видимо, справлялся, раз те, кому положено, приняли решение отметить меня наградой. При этом, хочу подчеркнуть, главным моим оружием всегда оставалась голова.

- И в Штатах?

- На работу в представительство СССР при ООН меня пригласили с должности начальника иностранного отдела ленинградского Физико-технического института имени Иоффе. В советские времена в ходу была такая формулировка: "Есть мнение, что вам можно поручить..." Вот мне и поручили. В Штатах проработал с 1985 по 1991 год. Наверное, то был наиболее сложный период во взаимоотношениях между двумя странами. Тотальная слежка, подозрительность, проплаченные демонстрации "угнетенных евреев" и "правозащитников" у дверей нашего представительства в Нью-Йорке... Ситуация резко изменилась в 89-м году после землетрясения в Армении, унесшего тысячи жизней. Тогда СССР впервые принял иностранную помощь, мы, советские дипломаты, вместе с американскими друзьями организовывали доставку гуманитарных грузов в пострадавшие районы. Впрочем, оставалось и другое. В ту пору каждого гражданина США после возвращения из командировки в Союз обязывали писать подробные доклады об увиденном в ЦРУ, ФБР и Госдепе. Словом, работать было интересно, но непросто...

- И все же, Владимир Иванович, каким ветром вас, технаря по образованию, в ООН занесло?

- Верно, я окончил Ленинградский механический институт, получил диплом инженера, специалиста по производству и обслуживанию баллистических ракет. И в нашем постпредстве работал в социально-правовой референтуре, курировал комитет по использованию космического пространства в мирных целях.

- Понимаю, любовь к небу у вас наследственная?

- Папа был летчиком-пограничником, долгое время служил в Эстонии. И я там родился бы, но отец неожиданно сказал: "Не хочу, чтобы первенец появился на свет за границей", - и отправил маму к своей родне во Владимирскую область. Напомню, тогда, в 1948 году, Эстония входила в состав СССР и никто не воспринимал ее как чужую землю. Видимо, отец зрел в корень... Кстати, не задумывались, почему во времена Советского Союза любое слово в защиту русской истории или культуры воспринималось как проявление великодержавного шовинизма, а в провокационных выходках тех же прибалтов предпочитали видеть знак национального самосознания? И что мы в итоге имеем сегодня у рубежей России? Когда президент Путин сказал недавно о геополитической катастрофе, его обвинили в ностальгии, мол, затосковал по прежней эпохе. Ерунда! На шестой части суши произошел слом системы сдержек и противовесов. Впрочем, это тема для отдельного обстоятельного разговора...

Как бы там ни было, четырнадцать лет я прожил в городе Пярну, за границей себя не чувствовал, хотя отношения с местными ребятами не всегда складывались просто. Первый и единственный боевой шрам на теле заработал в пятом классе, подравшись с эстонскими сверстниками.

- Что не поделили?

- Нападавшим не понравилось, что я русский. Их было человек шесть против одного. Ребенком я рос не драчливым, но тут пришлось постоять за себя. Бился, надо сказать, отчаянно. Кто-то из мальчишек полоснул меня перочинным ножом по руке. Девочки потом перебинтовали рану, домой пришел героем. И память на всю жизнь осталась...

- А желание заняться боксом не появилось?

- Записался в секцию. Правда, уже в Питере, куда мы переехали, когда отца отправили в отставку после проведенной Хрущевым реформы армии. Серьезных успехов на ринге добиться не успел, поскольку на одной из первых тренировок выбил большой палец на правой руке. С инвентарем тогда было сложно, курс молодого боксера проходил в рваных перчатках...

- Вова Путин уроки борьбы брал, часом, не в соседней секции?

- Нет, с Владимиром Владимировичем я познакомился, уже вернувшись из Штатов. Он в то время возглавлял комитет по внешним связям мэрии. Питер, как известно, город маленький, мы не могли не встретиться... В какой-то момент вместе с группой товарищей я задумал создать на базе бывшего дома политпросвещения первый в Петербурге бизнес-центр. Без одобрения городских властей подобные решения не принимались, и я позвонил Владимиру Путину. Он откликнулся, поддержал, в итоге наша идея была успешно реализована. Как и некоторые другие проекты. Позже по поручению Владимира Владимировича я вошел в совет директоров Балтийского морского пароходства: возникла необходимость противостоять желанию некоторых деятелей быстро попилить государственную собственность и растащить ее по частным лавочкам... Словом, наше знакомство плавно перетекло в стадию плодотворного сотрудничества.

- А затем и в дружбу?

- Я бы сказал: в добрососедские отношения.

- Ну да, вы ведь соучредители дачного кооператива "Озеро"...

- Чтобы закрыть любые спекуляции на эту тему, сразу скажу: свою дачу на озере Комсомольском под Питером президент продал лет этак пять назад. Мы более не соседи.

Теперь об истории вопроса. Году в 95-м Владимир Владимирович пригласил меня с семьей к себе в гости. Он тогда достраивал дом. Увиденное, прямо скажу, впечатлило.

- Архитектурный памятник?

- Не о строении речь, а о месте! Домик самый обыкновенный, а вот озеро действительно красивейшее. Я ведь Рак по гороскопу, к воде неравнодушен... В общем, запало мне в душу Комсомольское, договорился с товарищами, занялся получением разрешения на строительство. Оформили мы все абсолютно законно, что для нас являлось и является нормой жизни. Нашей движущей силой был Владимир Смирнов.

- Сейчас он где?

- Возглавляет "Техноэкспорт".

- Наверное, все ваше "Озеро" уже в Москву перебралось?

- Не преувеличивайте! Соседство с Владимиром Владимировичем никогда не рассматривалось нами как политический трамплин. К слову, в 2000 году в столице я оказался благодаря министру транспорта Сергею Франку, которого знал по работе в совете директоров Балтийского морского пароходства. Именно Сергей Оттович зазывал меня в Москву. Не скрою, уезжать из Питера не хотел и согласился, лишь получив приглашение стать заместителем Франка по Северо-Западу России. Мне сказали, что смогу работать в Петербурге, а в Белокаменную прилетать на планерки и совещания. Лишь когда приказ о назначении подписали, выяснил, что в штатном расписании нет и не было должности заместителя министра транспорта по Северо-Западу. Вот что значит неопытность в аппаратных играх и доверчивость... В результате мне поручили курировать порты и береговую инфраструктуру. В Минтрансе проработал около двух лет. Это был весьма эффективный этап моей жизни, вспоминаю его с удовольствием. Тогда познакомился с Семеном Вайнштоком, занимавшимся строительством порта в Приморске, с Алексеем Миллером, разрабатывавшим аналогичный проект в Петербурге. Горжусь, что не без моего участия масштабные планы удалось реализовать в срок. В том числе и по созданию современного порта в Усть-Луге.

- А на рельсы вас за что положили, Владимир Иванович?

- В Минтрансе я курировал департамент по координации видов транспорта, находился в постоянном контакте с железнодорожниками, и мною решили укрепить реформаторское крыло министерства.

- Чтобы, отсидевшись за спиной Геннадия Фадеева, набрались опыта, а потом взяли бразды правления?

- Нет, так задача не ставилась. Я не отсиживался и не подсиживал, а выполнял порученную работу. Есть известный тезис, что колесо не может построить машину. Реформаторы - люди на стыке, они не чужаки, но и не изнутри системы. Что же до Геннадия Матвеевича, его назначение произошло не без моего положительного участия. В тот момент его кандидатура была самой сильной.

- Когда в сентябре 2003 года Фадеев возглавил возникшее на месте МПС акционерное общество, вас сразу стали сватать на другие высокие посты. Ставки росли постоянно. Сперва "назначали" президентским полпредом по Северо-Западу, затем руководителем кремлевской администрации или председателем правительства...

- Да, после очередной серии публикаций, где меня называли сменщиком Михаила Фрадкова, даже вынужден был извиняться перед премьером. Позвонил и сказал, что не причастен к шумихе в прессе. Михаил Ефимович в ответ посоветовал не расстраиваться из-за всяких глупостей... И все равно не слишком понимаю базисных причин для подобных сплетен. Видимо, наши псевдоаналитики испытывают дефицит идей и лихорадочно тасуют колоду потенциальных претендентов на пост главы государства, пытаясь понять, кто же в ней джокер. Могу заявить определенно: со мной на эти темы говорить бесполезно.

- Ничего не скажете, как партизан? Неужели не льстит, когда публично называют вероятным преемником Путина?

- Знаете, я человек с устойчивой психикой...

- Весьма положительное качество для руководителя.

- Хотите байку в тему? По лесу бежит заяц, встречает поочередно лису, волка, медведя, ежа и извещает каждого, что их вызывает лев на экзекуцию: драть за провинности. Звери обреченно выслушивают приговор, и только еж вдруг огрызается: "Да пошел ты, заяц, со своим львом!" Выслушав ответ, "посыльный" говорит: "Ага! Значит, тебя из списка вычеркиваю..." Словом, эти рейтинги, напоминающие гадание на кофейной гуще, делаются в расчете на наивных и слабонервных, я же научился спокойно воспринимать написанное в газетах и произнесенное с экранов телевизоров, мне безразлично, в какие преемники записан и кем, хотя, не скрою, слухи жизнь не облегчают.

- Активные разговоры о престолонаследнике пошли, когда вы неожиданно для многих появились за спиной у Путина во время пасхальной службы в храме Христа Спасителя.

- Надо знать предысторию. Как председатель попечительского совета фонда Андрея Первозванного я в третий раз участвовал в организации экспедиции по привнесению Благодатного огня из Иерусалима в Москву. Когда специальная капсула, привезенная из Святой земли, была доставлена в храм, по предложению патриарха я поднялся на клирос, где стояли руководители государства. Вот, собственно, и все. Повторяю, склонность нашего политического истеблишмента и СМИ раскладывать подобные пасьянсы свидетельствует о нехватке реальных тем. Уже ведь и астрологи к процессу подключились, физиономисты. Глупость, согласитесь... Самое неприятное, спекуляции способны лишь разжигать страсти, но не воспитывать политическую культуру у людей. Нам бы прекратить любые разглагольствования на такие темы. Проку ведь от сотрясения воздуха - ноль.

- Полагаете, верховное решение еще не принято?

- Откуда мне знать? Думаю, нет, но в любом случае - это не уровень моей компетенции, я подобные темы не обсуждаю. Передо мною поставлена иная задача - реформирование отрасли.

- Чужим себя в среде железнодорожников не чувствуете?

- Поначалу настороженность присутствовала, меня проверяли. Я вел себя независимо, поскольку считал: нельзя путать субординацию и чинопочитание. В МПС к такому стилю не привыкли. Сегодня, полагаю, все экзамены, притирки позади. Три с половиной года в системе. Срок достаточный.

- Но новой метле полагается мести по-новому.

- При условии, что перемены касаются содержания, а не внешней формы. Железнодорожная отрасль существует почти 170 лет, и всегда она выполняла серьезные социальные и политические задачи, позволяя людям свободно передвигаться по просторам России и, как обручем, по образному выражению Витте, стягивая страну. Утверждать, будто новая метла все переиначит, неправильно и исторически необоснованно. Конечно, изменения последуют, в противном случае - какой прок в моем приходе? В компании накопилось немало шлаков, от них и будем избавляться. Не хочу обсуждать тему предшественника, как говорится, мавр сделал свое дело, однако некоторые показатели в финансово-экономической сфере, увы, вызывают беспокойство. Вслух заявлялось, что ОАО "РЖД" находится на полном ходу, но мы уже выявили системные проблемы в работе с налоговыми органами. Кроме того, приходится говорить о неподготовленных технологических решениях.

- Типа?

- В частности, после консультаций со специалистами-железнодорожниками, финансистами я вынужден был приостановить реализацию проекта высокоскоростного движения поездов между Питером и Москвой в том виде, в каком он замышлялся. Рассчитываем осуществить программу без миллиардных кредитов.

- А на "Локомотиве" экономить не собираетесь, Владимир Иванович?

- На каком?

- На том, который в Лиге чемпионов фиаско потерпел.

- Футбол не бывает без поражений, одна неудача - не повод для скоропалительных выводов. Болельщикам беспокоиться не о чем. Команда должна развиваться, стать лучшей. И не только в России.

- Когда "Локо" играет с "Зенитом", на чьей стороне ваши симпатии?

- Теперь без вариантов: я железнодорожник...

- Но в душе-то питерец?

- Верно, в Петербурге два сына, мама, сестра, племянник, друзья, однако я уже перестал относиться к Москве как к месту длительной командировки. Привык, осел. А что на душе, то, извините, мое...

Андрей Ванденко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера