Архив   Авторы  

Золотое озеро
Парадокс

На дне колумбийского озера Гуатавита по сей день покоятся тонны золота и драгоценных камней. "Итоги" отправились на поиски несметных сокровищ

Сорок минут на машине от столицы Колумбии Боготы - и вы в центре мифической страны Эльдорадо, некогда богатой золотом и драгоценными камнями. Невозможно передать ощущения, испытываемые рядом с древним священным озером Гуатавита. Это место до сих пор является объектом поклонения потомков индейского народа чибча-муиски. Подобные ощущения испытываешь разве что на вершине пирамид майя. На берегу Гуатавиты чувствуются его необычайная мистическая аура и близость индейских сокровищ. Спокойные зеркальные воды, окруженные холмистыми берегами, до сих пор скрывают великую тайну. В голове невольно рождается образ покоящихся на дне 50 миллионов золотых вещей, найти которые мечтал немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт. О том, как оказались на дне озера несметные сокровища, рассказал мой проводник дон Мигель, потомок древних муисков.

Хозяйка водоема

Оказывается, местные жители добровольно расставались со своими богатствами. Речь идет о знаменитом индейском обряде, манившем в страну чибча разных завоевателей. Эту красочную церемонию описал хронист Хуан Родригес Фрейле. Каждый новый правитель, вступая во владение государством, должен был направиться к Гуатавите, чтобы умилостивить Демона, своего бога и господина, и принести ему жертву. Подданные делали плот из тростника, оснащали его как можно богаче и помещали на нем четыре жаровни. На берегу собирались толпы индейцев, украшенных перьями, коронами, серьгами. В руках они держали факелы. Как только жаровни на плоту начинали куриться смолой и благовониями, факелы на берегу загорались ярче дневного света. В это время нового правителя раздевали донага, смазывали все тело смолой и осыпали с головы до ног золотым порошком. Затем его переносили на руках и ставили на плот, а к ногам складывали груду жертвоприношений. Вместе с новым властителем на плот становились четверо его подчиненных, обнаженных, в плюмажах, золотых коронах, браслетах, каждый со своими подношениями. Когда плот отплывал от берега, толпа принималась играть на музыкальных инструментах, петь и кричать что есть силы. Все стихало, когда плот достигал центра озера. "Позолоченный человек", сияя в лучах восходящего солнца, читал молитвы и бросал дары Демону. Вымпел, развевавшийся на ветру в течение всей церемонии, опускался. Все пятеро кидались в воду и плыли к берегу. И вновь начинались крики, музыка, пляски с неумеренным потреблением чичи (алкогольный напиток из заквашенного на воде маисового зерна). Только после этого власть нового правителя признавалась законной.

Озеро для столь важного обряда было выбрано не случайно. Вода - самая почитаемая стихия в муискской культуре. Чибча верили, что в лагунах живут боги, именно там зарождается и кончается жизнь. Из озера вышла богиня Бачуэ - прародительница муисков. Устная традиция индейцев сохранила еще один интереснейший миф, возможно, ставший основой для истории о "золотом человеке". Жена правителя Гуатавиты, раздосадованная невниманием мужа, изменила ему с его же телохранителем. Узнав об этом, правитель приказал убить предателя, расчленить труп, поджарить и заставил супругу на пиршестве съесть это. Несчастная царица сумела бежать, взяв с собой дочь. Они вместе утопились в озере. Раскаявшийся правитель велел найти тела утопленниц, но отыскать удалось только девочку. В ту же ночь правителю явилась жена и сказала, что счастливо живет с духом озера и не желает возвращаться. Чтобы вновь заслужить любовь супруги, царь решил ежегодно погружаться в воду, обсыпанный золотым порошком, и подносить дары владычице Гуатавиты. С тех самых пор каждый новый правитель, дабы задобрить хозяйку озера, совершал этот ритуал. Говорят, призрак царицы иногда появляется на поверхности и предсказывает будущее своему народу.

Верования коренных жителей во всесильную хозяйку водоема не ослабли до сих пор. Пять лет назад местные власти были вынуждены перенести участок строящейся железной дороги, проходивший неподалеку от Гуатавиты. Крестьяне из окрестных деревень несколько раз по ночам разбирали железнодорожное полотно, объясняя это тем, что им явилась правительница озера и приказала предотвратить вторжение в ее владения.

На холме, с которого открывался изумительный вид на озеро, у меня буквально перехватило дыхание. Водоем практически идеальной круглой формы уютно расположился между холмами Боготинского плато. Тропические заросли на крутых, а местами обрывистых берегах подступают к самой воде. Подъехать к берегу на джипе оказалось невозможным, поэтому мы спустились по узкой, едва угадывающейся в зарослях кустарника тропинке. Видимо, хозяйка озера благосклонно отнеслась к нашему визиту, поскольку поверхность водоема была в этот момент зеркально чистой. Если на секунду отрешиться от всего, то легко можно представить картины быта древних индейских народов, заселявших эти берега. Индейцы пришли сюда с юга по предгорьям восточных Анд и остались здесь до прихода европейцев. Лучшего места для процветания золотой цивилизации, наверное, нет на карте Колумбии.

В поисках сокровищ

Попытки потревожить спокойные воды Гуатавиты предпринимались с давних времен. В 1535 году в Кито, столице современного Эквадора, испанскому конкистадору Себастьяну де Белалькасару повстречался индеец по имени Мекето. Он поведал почти фантастическую историю о своей родине - богатейшей стране золота Эльдорадо (от исп. el de oro - "позолоченный человек"), лежащей на северо-востоке Кордильер. Мекето уверял, что в его родных краях золотые предметы встречаются на каждом шагу, а города местных жителей сияют золотом. Там есть священное озеро Гуатавита, где часто появляется "золотой человек". Индейцы сбрасывают в воду многочисленные приношения из чистого золота, и за сотни лет на дне скопились несметные богатства. Белалькасар загорелся идеей отыскать "золотую страну" и снарядил экспедицию, куда набрал оборванных, голодных и больных европейцев. Отряду "живых мертвецов" через два с половиной года удалось добраться до берегов Гуатавиты. И с этого момента началось падение одной из самых могущественных и развитых индейских империй доколумбовой Америки - "золотой цивилизации" чибча-муисков.

"Когда в Колумбию пришли испанцы, - говорит посол Колумбии в России Мигель Сантамария Давила, - им стало известно о церемонии, проходившей на Гуатавите. Они занялись поисками сокровищ и купили водяной насос, действовавший на угле. Откачав немного воды, они обнаружили чистое золото. Однажды ночью на озере поднялся сильный шторм, вода захлестнула берег, и машина ушла на дно. После этого на Гуатавите воцарился покой. Все попытки испанцев добыть сокровища кончились ничем. Озеро наказывает тех, кто нарушает его тайны..."

Конкистадоры нещадно грабили индейцев, опустошали храмы и могилы в поисках золота. В общей сложности за период с 1537 по 1840 год из Колумбии было вывезено более 35 миллионов (!) унций драгоценного металла. Появилась новая "профессия" - уакерос (от кечуанского huaca - "святилище"), кладоискатели, грабившие индейские захоронения. Научным же изучением чибча занимались, как правило, зарубежные историки и археологи. В итоге золотые памятники истории оказались в музеях и частных коллекциях Мадрида, Нью-Йорка, Чикаго, Лондона, Парижа, Рима, Берлина, Лейпцига.

Правда, золотая лихорадка коснулась по большей части береговой зоны озера, а до клада, покоящегося в водоеме, так никто и не добрался. Видимо, примитивное техническое оснащение кладоискателей не позволило им осуществить свои планы.

Об одном из покушений на сокровища озера "Итогам" рассказал проводник дон Мигель, энциклопедически образованный пожилой муиска, поистине кладезь занимательных историй. "На глазах моего отца в 1912 году английские кладоискатели предприняли попытку достать золотые предметы со дна озера, - рассказывает дон Мигель, - понизив уровень воды паровыми насосами. Сверкающие украшения уже показались из-под воды, но под нещадно палящим солнцем их намертво сковал ил. Отец рассказывал, что все ухищрения варваров оказались безуспешными".

Золотых дел мастера

Культура муисков существовала в первой половине II тысячелетия н. э. в центральной части современной Колумбии, на Боготинском плато, занимающем 30 тысяч кв. км на высоте 2700 метров над уровнем моря.

Лучшими мастерами по золоту по праву считались индейцы государства Гуатавита. Жившие рядом с "золотым озером" талантливые ремесленники составляли славу всей империи муисков. Золотых дел мастеров причисляли к божествам, наделяли сверхъестественными способностями. Они обладали особым статусом в обществе и считались незаменимыми. Многие авторы, в том числе российские, пишут, что муиски научились тонкой работе с золотом от гвианских, карибских аборигенов и араваков. В действительности все было наоборот. Чибча - первопроходцы в ювелирном деле Нового Света, так и оставшиеся непревзойденными. Они поделились своими знаниями не только с упомянутыми племенами, но и с обитателями Эквадора, Панамы, Коста-Рики.

Золото и его сплавы с медью, серебром и платиной были единственными металлами, которые знали муиски. Изделия из чистого золота археологи находят нечасто. Древнеколумбийские умельцы предпочитали работать с тумбагой, или томпаком, - сплавом золота и меди. Тумбага ценилась тем, что не требовала высокой температуры плавления, из нее можно было получать самые разные оттенки, изменяя соотношение компонентов. Сперва томпак нагревали до тех пор, пока медь, соединяясь с кислородом, не давала окись. При помощи специального травяного настоя или мочи, предварительно выдержанной, медь удаляли с поверхности, где оставался тонкий обогащенный золотом слой. Тумбагу готовили в паяльных трубках, плавильных тиглях и горнилах, работавших на каменном угле. Неспроста мастеров-ювелиров называли властителями огня.

Гуатавитские искусники применяли различные технологии обработки металлов: массивную отливку в сплошной форме, чеканку, металлопластику, штамповку, протяжку, плющение, сварку, накладку листами, золочение, чернь. Особых навыков требовала техника "потерянного воска". Сначала изготавливалась болванка из глины и древесного угля, затем ее покрывали пчелиным воском и еще одним слоем глины, оставляя место для воронки. Фигурку из глины разогревали, чтобы воск внутри растаял и освободил место для расплавленного металла. В горячую форму заливали сплав золота с медью, принимавший конфигурацию первичного изделия. Внешнюю оболочку из глины разбивали, появлялась металлическая фигура, повторяющая форму воска. Ее полировали мелким песком и гладкими камешками до появления золотого блеска.

Среди золотых вещей культуры чибча ученые особо выделяют украшения и вещи для повседневного употребления. Это короны, тиары, диадемы, овальные, круглые и прямоугольные подвески для носа и ушей, нагрудные пластины в виде сердца и дисков, ожерелья, булавки, броши, ложки, чаши, сосуды, шлемы, копья, панцири. Особенно ценились бусы и браслеты из нанизанных на золотые шнурки фигурок лягушек, змей, ящериц, рыб, обезьян, птиц. Фигурки эти чтили как священные. Муиски верили, что божества принимают облик разных зверей, и, чтобы снискать их расположение, обвешивались такими связками.

Среди исследователей дискуссии вызывают многочисленные золотые диски диаметром 3-4 см, найденные в чибчаских селениях. Ряд ученых полагает, что муиски - единственный народ доколумбовой Америки, у которого золотые слитки, напоминающие монеты, выполняли функции денег. Чтобы измерить монеты, каждую вставляли в отверстие, образованное между указательным и большим пальцами. Если диск был больше, его обмеряли особыми лентами, сделанными из хлопка. В случае нехватки дисков обменивали вещь на вещь. По мнению других специалистов, диски из золота - украшение, непосредственно товар, а не форма всеобщего эквивалента.

Золото было неотъемлемым спутником муисков. Оно воспитывало чувство вкуса, эстетические представления. Надо заметить, что носить золотые украшения и держать их дома дозволялось лишь элите общества - жрецам, знати и воинам.

Пожалуй, самое известное золотое творение культуры муисков - плот с несколькими фигурками, одной большой, стоящей в центре, и четырьмя поменьше. В беседе с "Итогами" посол Колумбии в России, кстати, сам ученый, рассказывал: "Мой учитель падре Хайме, священник, глубоко уважавший индейские культуры, открыл легендарный плот индейцев Эльдорадо, хранящийся ныне в банке республики. Это открытие имеет огромное историческое значение. Спустя много лет я обнаружил скрытую дорогу, ведущую к озеру Гуатавита, где часто возникал этот плот с "золотым человеком". И пытался найти остатки поселений чибча. К счастью, они оказались нетронутыми со времен испанцев. Получилось, что следующим после испанских правителей губернатором Гуатавиты оказался я. Но я ставил перед собой цель не разворовывать озеро, а сберечь его природные богатства, столь любимые колумбийцами".

В завершение поездки на озеро Гуатавита мой проводник дон Мигель продемонстрировал свою небольшую коллекцию старинных вещей из золота, передававшуюся из поколения в поколение, и признался, что он и его семья имеют доступ к неисчерпаемым золотым залежам, которые никому больше не известны. Сам он на досуге, пользуясь техникой "потерянного воска", изготавливает поделки из чистого золота. Одно такое изделие он подарил нам в знак уважения. Наш друг-муиска убежден, что в Гуатавите покоятся тонны золота и драгоценных камней, но хозяйка этого состояния готова поделиться им лишь с избранными.

Богота - Москва

Мигель Паласио
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера