Архив   Авторы  

Душелюб
Искусство

В прокат выходит новый фильм Павла Лунгина "Бедные родственники"

Параллели между "Бедными родственниками" и "Делом о "Мертвых душах" могут показаться натянутыми. Мало ли что главный герой Эдик основывает свой бизнес на потерянных родственниках, как Чичиков - на мертвых душах. Эдик отыскивает мнимых братьев и племянников для богатеньких иностранцев за кругленькую сумму в пять тысяч долларов. Если учесть, что большая их часть - жертвы Холокоста, то разница между погибшими и мертвыми душами не только в названии. Мало ли что в обоих произведениях главного героя блистательно играет Константин Хабенский. Что условная эстетика "театра в театре" оказалась востребована и драматургией Юрия Арабова по прозе Гоголя, и сценарием Геннадия Островского. Экранизация Гоголя мрачно-тревожна. "Бедные родственники", напротив, веселят приключениями неудачливого мошенника, дышат оптимизмом и верой в возможность сердечного взаимопонимания людей. Постановка по "Мертвым душам" концептуальна, "Бедные родственники" тяготеют к ясности площадной комедии.

Новая картина Павла Лунгина лиха, размашиста, написана крупными мазками. Раз - и в кадре появляются новенькие кожаные штиблеты, которые сменяют видавшие виды парусиновые туфли. Два - и обладатель роскошных штиблет является перед местным фотографом с предложением, от которого нельзя отказаться. Дурак только откажется: за пять долларов (цена договорная) провести кастинг местных старушек, чтобы подобрать нужную на роль потерянной родственницы неизвестного американского джентльмена. Плюс еще несколько долларов, чтобы подобрать боевого деда для племянника из Канады. Три - и нахального Эдика запихивают в начальственную машину, чтобы разузнать, чем дело пахнет. Разумеется, молодчик уверяет, что пахнет деньгами, а также будущим процветанием города и его главы. Четыре - и парочка бодрых рабочих меняет в названии города, оповещающем всех въезжающих, что они попали в Голутвин, букву "у" на "о". Пять - и подпрыгивающий на ухабах автобусик ввозит в ГолОтвин пеструю компанию иностранцев, которым обещаны в этих благословенных местах родина предков и найденные родственники. И завертелся сюжет, как в комической опере-буфф. С взаимными недоразумениями, с колоритными типажами, с актерскими гэгами. Добавьте к бодрому сценарию, написанному Геннадием Островским, звездный актерский состав (тут и Сергей Гармаш, и Леонид Каневский, и Наталья Коляканова), явно с большим удовольствием демонстрирующий гротесковую игру в острохарактерных ролях. И станет понятно, что "Бедные родственники", по крайней мере на простой обывательский взгляд, обречены разбогатеть в прокате. На мгновение покажется, что только для того и сделаны.

Если честно признаться, фильм поначалу этим больше всего и раздражает. Не тем, понятно, что сделан для зрителя. А тем, что Лунгин в желании привлечь зрителя вроде не стесняется двигаться в сторону китча. Он запросто смешивает гротеск и сентиментальную слезу. Он не боится умножать условность сюжета на театральную условность сцен, которые разыгрывают отобранные Эдиком горожане перед новоиспеченной родней. Расчет понятен: за игрой, наивной и корыстной одновременно, должна сверкнуть подлинность чувств. Не только простодушная доверчивость одиноких стариков, с первого слова поверивших, что обрели друг в друге брата и сестру, разлученных войной. Не только детская натура сильно пьющего и мало стриженного пролетария Яши (роскошная роль Сергея Гармаша). Но искренность боли, подлинность любви, которую обнаруживают и голутвинские горожане, и приезжие "родичи".

Впрочем, гораздо чаще остается ощущение пережима. Лунгин равно не жалеет красок как для комедийных сценок, так и для сентиментальных. Уж если тетушка Эстер идет со своим "братом" Симой - Сэмом гулять, то обязательно на фоне обжигающих красных маков, красивых, словно на туристической открытке. Если уж должен товарищ Ковшиков усмирить Яшу, то его в инвалидной коляске поднимут подъемным краном, чтобы прозвучало над Яшей, который бегает с топором за своими ближними, укоризненное слово: "Ну что, опять буянишь? Что про нас в Америке скажут?" Уж если разыгрывать драму с урной с прахом матери, которую пытается захоронить в родной земле Барух Венцель, то вплоть до отрезанного уха, как в лучших тарантиновских образцах. Иногда кажется, что Лунгин пародирует сразу все: и "Бешеных псов", и советский роман, и классическую мелодраму... И - собственно поиск родственных душ в этом лучших из миров.

И все же. И все же "Бедные родственники" и "Дело о "Мертвых душах" похожи как противоположные полюса. В радужном, ярмарочном мире фильма отзвук иной, трагической реальности возникает, когда отчаявшийся Эдик привозит своих клиентов в пустынное пространство, которое когда-то, до Второй мировой, было цветущим городом с садами, плетнями, гусями на улицах, ароматом свежих вареников из окон. Не так уж важно, что город этот назывался не Миргород, а Голотвин. Важнее, что городок пережил наяву ужас Страшного суда и окончательность смерти. "Бедные родственники" в этом контексте - история о воскресении. Пусть речь идет о воскресении обманном, притворном. Но оборачивается сказкой о спасении любовью, рассказанной незатейливым слогом.

Вот здесь возникает еще одна параллель. Условность городка Голутвин подозрительно напоминает условность другого места. Тот городок назывался, помнится, Догвиль. Я не о том, что сила кинематографического удара Лунгина равна силе удара фон Триера. Я о замахе. О том, что Лунгин, перенимая минималистскую условность театральной эстетики "Догвиля", похоже, полемизирует с его создателем. В отличие от Триера, вывернувшего наизнанку американский миф, Лунгин возвращается к гуманистической утопии в эпоху, когда только ленивый ее не осмеивает. Понятно, что он рисковал впасть в пафос. Потому, видимо, и сделал крен в гротеск. К тому же он сделал ставку на оптимизм, давно переставший быть козырной картой нашего кино. Но кто не рискует, тот не получает призов. Пусть речь не о призе в Канне, а о призе на "Кинотавре"...

Жанна Васильева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера