Архив   Авторы  

Из искры...
Искусство

Новая выставка в Московском доме фотографии

Выставка "Московская эпоха пикториальной фотографии начала ХХ века", которая открылась в МДФ, - последняя выставка на Остоженке, 18. После ее окончания здание Московского дома фотографии встает на реконструкцию. Но одновременно это фактически первая выставка в России за последние как минимум полвека, которая представляет работы классиков российской пикториальной (от английского picture - "картина") фотографии в таком объеме. Если я не ошибаюсь, последний раз работы Николая Андреева, Николая Свищова-Паолы, Александра Гринберга, Юрия Еремина, Василия Улитина, Леонида Шокина и других блестящих российских фотомастеров широко были показаны аж в 1928-м на выставке "10 лет советской фотографии". Прошло совсем немного времени, и критика предъявила им суровый счет: "Идеологически приемлемо ли наше фотоискусство? Оно отразило ли образ нашей современности? Оно не запечатлело лик нашей современности. Идеологически оно в прошлом".

И впрямь, пикториалисты не могли похвастаться интересом к стройкам социализма, тракторам, приходящим в деревню, к парадам физкультурников и портретам пионерок. Их все больше интересовали сюжеты традиционные, любимые классической живописью. Стадо коз, бредущее в предутренней дымке за пастухом с палкой. Мальчишки, играющие в тенечке в крымском дворике. Крестьянская девочка, сквозь сон качающая люльку с младенцем. Колоритные бородатые мужики, словно сошедшие с полотен Сурикова, и обнаженные, пленяющие грацией, заставляющие вспомнить то античных нимф, то моделей Рубенса... Их интересовал не пафос, а поэзия. Не плакатный лозунг, а настроение. Не орнамент, сложенный движением толп, а неповторимость схваченной объективом индивидуальности. Не мгновение, пойманное на лету, а мгновение, превращающееся в вечность.

Впрочем, пикториалисты шли за живописью не только в том, что выбирали любимые художниками сюжеты и ракурсы. Как и художники, они с готовностью работали кистью, корректируя изображение или убирая нежелательные детали. Скажем, если присмотреться к портрету мужиков, сделанному Сергеем Лобовиковым, можно увидеть штриховку фона, убравшую ненужные детали. Пикториалисты вообще очень тщательно работали с каждым отпечатком, смывая нежелательные детали или накладывая кисточкой светочувствительные серебряные соли. Француз Робер Демаш, один из основоположников европейского пикториализма, вообще считал, что "...если что-то делать с отпечатком при таком процессе, то какая-нибудь живая искорка может либо появиться, либо нет, а если ничего не делать, то уж никакой искорки наверняка не появится".

Эту самую "искорку", появляющуюся в момент встречи фотографии и живописи, трудно сохранить на репродукциях. Работы пикториалистов лучше смотреть вживе, в подлиннике (что стало возможным благодаря группе компаний "МИАН", закупившей коллекцию специально для МДФ). Поразительно, что этой техникой увлекся позднее, в 1930-е годы, даже Родченко, который всегда был провозвестником нового искусства. В работах, выставленных в залах МДФ, можно увидеть удивительное соединение на его поздних снимках резких конструктивистских ракурсов и нежной размытости контуров фигур.

Сегодня, когда мы заново открываем для себя искусство Андреева и Еремина, Гринберга и Шокина, Свищова-Паолы и Карелина, чьи работы в 1910-1920-е годы на международных выставках получали золотые медали, оно почему-то кажется своевременным.

Ж. В.

ВЫСТАВКИ

Взломщик

Гари Татинцян - смелый человек. И это выражается даже не в том, что он привез в Москву одного из самых титулованных дизайнеров современности, обладателя всевозможных премий - американца египетского происхождения Карима Рашида. Это как раз шаг, обреченный на успех и где-то даже популистский. Смелость Гари Татинцяна проявляется в том, что он заказал Рашиду дизайн собственной квартиры в Нью-Йорке. Проектные картинки этого помещения украшают дизайнерский сайт: помещение оформлено смело и совершенно бескомпромиссно - ни для одной вещи из "старой жизни" Татинцяна в новой квартире места не предусмотрено. И по опыту предыдущих работ мастера можно с уверенностью сказать - реальность не будет ни на йоту отличаться от задуманного. Карим Рашид создает интерьеры будущего, точнее, даже не интерьеры, а пространство. И в сформированном этом пространстве жить может далеко не каждый.

Для Карима Рашида вещи имеют свое значение лишь постольку, поскольку они облегчают существование человека: в своем своде из 50 заповедей дизайнер предлагает оригинальную формулу равновесия вещей вокруг человека: "Купил новую вещь - выброси одну старую". Поэтому при создании мебели или других предметов массового потребления его заботит не столько внешний вид объекта, сколько его эргономические свойства. А энергетическое равновесие материя приобретает, стремясь к форме шара. Оттого большая часть созданных им вещей максимально стремится к этой форме. Его кресла каплевидны, диваны напоминают объемные эллипсы, даже столы так или иначе загибаются в круг.

Пространство современного человека должно быть технологично и максимально свободно от вещей: в век, когда большая часть информации хранится на цифровых носителях, отпала надобность в книжных шкафах, больших письменных столах и прочих хранилищах. Рашид предлагает абсолютную свободу и не признает слова "роскошь", для него роскошь заключается в возможности делать только то, что нравится. А нравится ему быть человеком послезавтра - он с легкостью говорит о телеобоях, выдвигающихся из пола столах и стремительно материализующихся стульях. Рашид против членения квартиры на комнаты и вообще против любого ограничения. В его идеальном мире нет границ, законов и тюрем, а есть только приятные во всех отношениях люди и удобные во всех смыслах вещи, такие, как на выставке, которую он привез в Москву.

Наталья Филатова

Врез 1

HOW MUCH

100 тысяч фунтов стерлингов заплатил неизвестный за портрет принца Уильяма, который собирались выставлять на торги. Эта работа кисти британского художника Джона Уоннакота является единственным в мире портретным изображением Его Высочества. Портрет Уоннакота был выполнен по заказу августейшей фамилии и является эскизом к большому групповому полотну, на котором помимо Уильяма изображены королева-мать, королева Елизавета, герцог Эдинбургский, принц Уэльский и принц Гарри.

В 850 тысяч фунтов стерлингов

оценил свой сольный рождественский концерт знаменитый английский певец сэр Элтон Джон. Любой желающий, у которого есть эта сумма, может пригласить поп-идола к себе домой на полноценное 90-минутное выступление. При этом менеджеры музыканта утверждают, что Элтону Джону абсолютно наплевать на то, перед кем петь. Главное, чтобы в помещении собралось не более 500 человек, поскольку сэр Элтон не хочет превращать акцию в коммерческое предприятие. Ведь вырученные деньги пойдут на благотворительность.

23 миллиона долларов - таков лимит грандиозного телекинопроекта "Тарас Бульба" продюсерской компании "Ритм" и киноконцерна "Мосфильм". Об этом "Итогам" сообщил продюсер картины Юрий Кушнерев. "Тарас Бульба" выйдет на экраны к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя в 2009 году. Сценаристом выступает Эдуард Володарский, режиссером - Владимир Хотиненко, художником-постановщиком - Зураб Церетели, а музыку напишет Родион Щедрин. "Эти деньги пока нельзя назвать бюджетом фильма, ведь параллельно будет сниматься и телеверсия картины, а потому бюджет проекта наверняка возрастет", - добавил господин Кушнерев.

КИНО

Секс по правилам и без

Вообще-то мне не довелось видеть картину "Правила секса-1", и потому я долго думал, стоит ли идти на просмотр второй части. Но оказалось, что первой серии этой лирической комедии не существует в природе. Просто ленту с оригинальным названием Happy endings ("Счастливые финалы") решили связать с другой картиной автора "Финалов" Дона Руса "Противоположность секса", несмотря на то что новый фильм Руса не имеет никакого отношения к "Противоположности". Хотя...

И тут и там одинаковый, я бы даже сказал, стандартный для фильмов Руса набор персонажей: геи, лесбиянки, натуралы, и все как один - страдальцы любви. В "Счастливых финалах" они отнюдь не порочны, а вполне себе милы и даже трогательны, как Чарли и Гил - парочка мужчин альтернативной сексуальной ориентации, Пэм и Дайан - тоже оригиналки, Мириам, некогда случайно "залетевшая" от своего сводного брата-гея Чарли и бросившая ребенка еще в младенчестве, Отис, без-ответно влюбленный в Чарли, Джуд, совратившая несчастного Отиса... В общем, голова кругом. В запутанных страданиях героев сам черт не разберется. В конце, например, так и не становится ясно, действительно ли гей Гил, некогда пожертвовавший свое семя Пэм и Дайан, отец нынешнего ребенка парочки лесбиянок (вот ведь как!). Оно и понятно, ведь режиссер картины Дон Рус - американец. А мы-то знаем, что родина истинно лирических комедий вроде "Реальной любви", "Дневников Бриджит Джонс", "Четырех свадеб и одних похорон" - это Англия. Однако у "Финалов" при всей их запутанности и местами излишнем мелодраматизме есть несколько неоспоримых достоинств. Первое, как я уже говорил, - уморительные, трогательные и милые персонажи. Второе - наличие некоего замысла, к слову, отвечающего названию "Правила секса", данного картине нашими прокатчиками и... логического финала: история закольцована, и в итоге противная Джуд, забеременевшая то ли от Отиса, то ли от его отца, приходит в госпиталь с целью сделать аборт, и ее встречает Мириам, когда-то отказавшаяся от ребенка. То есть в сексе действительно есть правила, и главное - не спать с кем попало, не делать глупостей, не обманывать партнеров и (звучит, конечно, пошло и банально) не "залетать" от собственных братьев, хоть бы и сводных, так считает режиссер. Но, с другой стороны, этот же морализатор утверждает: какие бы ужасы ни случились в жизни, черная полоса сменится белой: "У нас есть еще куча счастливых финалов" - гласит белая надпись на фоне темного экрана после того, как судьбы всех героев, казалось бы, безвозвратно искорежены. Вот и ребенок пары лесбиянок на радость родителям вырастет натуралом, беспутная мамаша найдет своего сына и будет переписываться с ним по Интернету, а гей Чарли, уйдя от своего любовника Гила и пострадав с полгода, обретет наконец счастье в объятиях (какая ирония!) красавца уролога. Такая вот история. n

Стас Лобастов

Врез 2

ЖДЕМ-С

Открытое, компьютерное...

В этом году на конкурс ТЭФИ было представлено 475 работ, причем каналы могли выдвинуть только по одной программе в каждой из 39 номинаций. Кто получит бронзового "Орфея", станет окончательно ясно 16 и 18 ноября. Как и в прошлом году, организовано две церемонии, потому что все номинации разделены на группы - "Профессии" и "Лица". Принцип деления, как объяснил Владимир Познер, был достаточно прост. В первую группу вошли номинации, важные прежде всего для профессионалов (в частности, на лучшего звукорежиссера, режиссера, сценариста и др.), во вторую группу выделены номинанты, которых знает зритель (лучшие ведущие, актеры и актрисы, сыгравшие в сериалах, репортеры и т. д.). Пока лидирует Первый канал (21 номинация в финале). За ним идет канал "Россия" (17 номинаций в финале). 12 номинантов в финале представлено каналом НТВ. Сегодня можно лишь гадать, кто будет назван лучшим ведущим информационно-аналитической программы: Александр Архангельский ("Тем временем"), Владимир Познер ("Времена") или Сергей Брилев ("Вести недели")... Какое ток-шоу окажется самым-самым: "Основной инстинкт", "Культурная революция" или "К барьеру!"... Какой сериал получит "Орфея": "Штрафбат", "Дети Арбата" или "Гибель империи"... Делайте ставки, господа!

Телезрители увидят не только торжественную церемонию вручения (16 ноября - на канале НТВ-Плюс, 18 ноября - на канале "Россия"), но и сам процесс голосования. В этом году он будет проходить по-новому. Во-первых, компьютер выберет из академиков семь мини-жюри по12 человек в каждом. При этом программа составлена таким образом, что среди голосующих не могут иметь преимущество представители одного канала. Кроме того, академики не могут голосовать за программы, в создании которых они принимали участие. Четыре таких жюри будут работать при голосовании за номинации, объединенные в группу "Профессии", три - при голосовании за номинации, включенные в группу "Лица". Голосование будет открытым. Как сказал Владимир Познер, революционное решение об этом академики приняли практически единодушно - из 129 членов академии только 12 выступили за закрытое голосование. Теперь можно будет легко выяснить, кто за какую программу голосовал. Отвагу этого шага трудно переоценить. Главная его цель - добиться, чтобы не было даже намека на скрытое лоббирование "своего" канала. Как и в прошлом году, компьютерная процедура пройдет при содействии Федерального центра информатизации ЦИК РФ с применением технологии ГАС "Выборы". В общем, все сделано, чтобы в объективности результатов ТЭФИ никто не мог сомневаться. А пока зрители гадают, кто из телевизионных любимчиков станет победителем, академики тренируются голосовать понарошке, чтобы перед телекамерами рука не дрогнула в неподходящий момент.

Жанна Васильева

КИНО

Свежий Озон

Глядя на вечно молодого Франсуа Озона, режиссера приятного во всех отношениях, как-то сложно представить, что и его может коснуться кризис среднего возраста. Между тем "вечному мальчику" через два года стукнет сорок - магическая цифра, которой многие опасаются...

А Озон, по-видимому, опасается настолько, что начинает заранее подводить итоги. Как будто, будучи еще молодым и сильным, силится остаться в истории кино в качестве режиссера-философа, смолоду размышлявшего об онтологических вопросах бытия, о жизни и смерти. Недаром для своего последнего фильма он выбрал тягомотный сюжет о человеке, которому суждено жить лишь два-три месяца. Причем актер, играющий этого человека, подозрительно напоминает самого Озона - и не только внешне. Внутренне тоже, ибо герой Озона, умирающий от рака молодой человек, так же как и автор, - гомосексуалист, а стало быть, у него не может быть потомства. В фильме эта проблема решается банальным сюжетным ходом. Рядом с героем невесть откуда появляется бездетная пара, выбравшая его в качестве донора. Женщина благополучно забеременеет, и наш бедняга обретет мало-мальские надежды на бессмертие. Во всяком случае, его гены не будут изъяты из обращения - слабое, но все же утешение. В такой-то безвыходной ситуации.

Я долго думала, почему за этот сюжет взялся экспериментатор Озон, режиссер блестящий, но слегка легкомысленный, а порой легковесный. Да и, прямо скажем, слишком молодой для подобных размышлений. Насколько я помню, его никогда не интересовали столь малоприятные вещи, как процесс прощания с жизнью, как ужас богооставленности (сам Озон, известное дело, атеист). Он же не Лев Толстой, в конце концов, чтобы создать нечто подобное "Смерти Ивана Ильича"... Словом, не его эта тема. Но потом поняла: Озон боится, Озон, как и всякий нормальный человек, мечтает о семье и потомстве. И переносит свои страхи на экран, пытаясь таким образом заговорить их, отодвинуть в тень. Тем более что жизнь - не кино, и вряд ли какая-нибудь мифическая бездетная пара предложит ему свои услуги...

Однако слабость его новой картины кроется как раз в исповедальности. Как говорил Грэхем Грин, он, мол, никогда не описывает свои реальные переживания, ибо искусство и исповедь - разные вещи. То же самое произошло с Джулией Ламберт, героиней романа Сомерсета Моэма "Театр", - хуже всего она играла, когда сама влюбилась и рвала на сцене страсти в клочья. Видимо, создание художественного произведения - гораздо более сложный процесс, где переживания, комплексы и страхи автора присутствуют подспудно, а не впрямую. Недаром говорят, что литературные персонажи - единственно живые люди, живее людей из плоти и крови. К этому парадоксу стоит прислушаться: искусство обладает магической способностью творить другие миры, чья реальность вполне может посоперничать с реальностью физической, которую можно пощупать руками.

Диляра Тасбулатова

Врез 3

"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯЮТ

Бананово-лимонный

Посол Сингапура в Москве не сразу нашел российского композитора, который бы принял приглашение приехать на его родину, сумел понять сущность далекой для себя страны и воплотить свои впечатления в музыке. В конце концов выбор пал на маэстро Владимира Мартынова. Результатом поездки этого композитора-минималиста в "город льва" (именно так переводится на русский "Синга-пура") стала утопия "Сингапур. О чужих краях и людях", мировая премьера которой состоится 5 октября в Концертном зале им. П. И. Чайковского. А в первом отделении концертной программы "Между ангелом и львом" выступят Сингапурский индийский оркестр и Хор под руководством Лалиты Вайдянатан. Российскую же сторону будет представлять скрипичный ансамбль Opus Posth. под руководством Татьяны Гринденко.

Кто на новенькое?

С 4 по 10 октября в Большом зале Центрального дома предпринимателей и кинотеатре "Художественный" пройдет шестой фестиваль "Новое британское кино". В программе - десять работ британских кинематографистов, творчество большинства из которых еще неизвестно у нас даже киноманам. В России знают лишь Кена Лоуча, на этот раз представившего мультикультурную версию "Ромео и Джульетты". А вообще большинство фильмов в программе - триллеры, в том числе и о мировом терроризме.

Месье шансонье

Он родился под именем Шанур Варинаг Азнавурян в Париже в семье выходцев из Армении. Но в мире его знают как Шарля Азнавура - автора более тысячи песен, первого французского исполнителя, которому удалось получить платиновый диск в Европе. По результатам опроса журнала Time, Шарль Азнавур был назван лучшим эстрадным исполнителем XX века. 4-5 октября в рамках мирового тура он выступит в Государственном Кремлевском дворце с программой "С днем рождения, Шарль!"

Открой личико!

Как поменялось отношение к портрету в эпоху расцвета фотографии? Жив ли сегодня этот традиционный живописный жанр? На эти вопросы может ответить выставочный проект "Лица/Faces", который 4 октября откроется в ЦСИ М'Арс. В масштабной экспозиции свои работы представят многие известные художники: Дмитрий Врубель, Владимир Дубоcарский и Александр Виноградов, Елена Китаева, Игорь Макаревич, Владислав Мамышев-Монро, "Синие Носы", Константин Худяков, Айдан Салахова, Авдей Тер-Оганьян и другие.

Жизнь после жизни

Когда у Джейн умирает муж, она решает переехать с дочкой к свекру, который до этого и не подозревал, что у него есть внучка. Так начинается американская картина "Незаконченная жизнь", в главных ролях снялись звезды первой величины - Роберт Редфорд, Морган Фримен, Дженнифер Лопес. А поставил фильм режиссер Лассе Халльстрем, в чьем послужном списке такие картины, как "Шоколад" и "Правила виноделов". На московских экранах - с 6 октября.

БЕСТСЕЛЛЕР

За шесть тысяч лет до Джоан Ролинг

В последние годы Джоан Ролинг не знала себе равных. Положение ее литературного отпрыска на троне детской словесности было непоколебимо. Все изменилось в сентябре 2004 года. Новый супербестселлер "Брат Волк" появился на свет, как и следовало ожидать, все в той же старой доброй Англии - родине почти всех удачных современных сказок. Рекордный для дебюта тираж в 100 тысяч экземпляров раскупили буквально за несколько дней. Права на издание романа еще в рукописи были проданы в тринадцать стран. А затем книгой заинтересовался Голливуд: режиссер Ридли Скотт взялся сочинить киноверсию, производством которой займется 20th Century Fox.

Русский перевод книги, как всегда, появился с некоторым опозданием - год спустя. Но уж теперь-то наши любители детского фэнтези могут быть довольны. Вместо мальчика в очках и с волшебной палочкой сердца их чад будет теперь пленять подросток с луком и в боевой раскраске. А какова сама история! Описанные события происходят в далеком прошлом - 6 тысяч лет назад, когда дикая природа и первобытная магия составляли для людей единое целое. Мальчик Торак теряет отца, которого убил демон, вселившийся в дикого медведя. Перед смертью отец завещает ему найти Великого Духа, который бы избавил Лес, населенный полудюжиной первобытных племен, от зла. Ну а путь к желанной цели строится как сказочное испытание героя. Чтобы найти Духа, он должен сперва отыскать три волшебных предмета: "глаза реки, лежащие на дне", "зуб, камни превращающий в песок" и "таящийся во тьме снегов огонь". Есть у него и волшебный помощник - спасенный им маленький волчонок, оберегающий хозяина от опасностей и подсказывающий, что делать в трудную минуту.

Мишель Пейвер, создательница главного конкурента Гарри Поттера, Торака из племени Волка, - англичанка, как и ее предшественница Ролинг. Только замысел Пейвер рождался не в английских кофейнях, как у Джоан Ролинг, а в дальних экспедициях на лоне дикой природы. Пейвер признается: "Многое я почерпнула из археологии... Но и это еще далеко не все... Я внимательно изучала жизнь более близких к нам по времени племен, и поныне занимающихся охотой и собирательством... некоторых индейских племен Америки, а также инуитов (или эскимосов), или живущего в Южной Африке народа сан, или японских айнов". В итоге получившаяся книга подкупает сплавом реальных деталей из жизни первобытных охотников, тщательно продуманного мистического сюжета и захватывающей манеры изложения. Если читать ее на ночь, то на очередных "хрустнувших костях" или при появлении пещерного медведя ребенок непременно в ужасе забьется под одеяло, а подросток почувствует прилив адреналина, потому что состряпана история с чувством, толком и вкусом. Ее успеху на рынке способствуют и тщательно продуманное оформление в стилистике скандинавских рун, и пресловутая серийность. Автор обещает еще пять романов с теми же героями, которые составят серию "Хроники темных времен".

Евгений Белжеларский

Врез 4

КОРЗИНА

Куда уехал цирк?

Вряд ли кто помнит, что сто лет назад на месте Театра сатиры обретался цирк братьев Никитиных. Цирк уехал, но обязанность развлекать и показывать фокусы у нынешнего правопреемника осталась. Смешить всегда, смешить везде с годами стало все труднее, быть может, потому, что фирменный набор для веселья оказался в наличии тот же, что и у самого незатейливого шапито: замученные репризы, старательные подтанцовки да простоватый актерский форсаж. Как и в сегодняшнем спектакле "Левша", жанр которого обозначен находчиво - "музыкальный балаган". Типа того, какой с балагана спрос? - решил режиссер Андрей Денников. Это значит, ребята, дуй до горы, ори во всю глотку "Косынка белая, что с нами сделала", смеши до упаду этой самой заморской "диковиной-выкуевиной", выбивай "дробушки" да стриптизу поддай. Они и поддают. Да как! Такой допотопный лубок только иностранцам между икрой и водкой показывать. Хорошо пойдет. Тут бы и делу конец. Да за несколько минут до финала потянуло, понимаешь, режиссера на высокое. Решил-таки он Левшу на тот свет отправить, а публику за это в порядке компенсации в патриотически-православных объятиях задушить. Таких же, впрочем, фальшивых, как и гигантская икона, спустившаяся с театральных небес, оглушительное церковное пение да фигура Смерти из детских страшилок. Длинный балахон за собой тянет да палками вместо рук машет. Так что бедному зрителю невдомек, плакать тут или смеяться. Причем над "английской блошка" или над собой, так искусно "обутым" театральными умельцами.

Дурилка картонная

Радикальный Джонатан Меезе, обещанный галереей "Риджина", оказался далеко не так интересен, как было заявлено в анонсе. Лидера берлинских бунтарей, разрушающего табу, не считаясь с нормами морали и этики, в проекте под названием "Доктор Дракула" хватило только на раскрашивание черно-белых фотографий. Подобным творчеством балуются малолетние любители тяжелой музыки на скучных уроках. Подрисовывание вампирских зубов, рожек и подведение глаз произвольно взятым фотографиям сегодня уже вряд ли можно считать концептуальным творчеством, не говоря уже о том, чтобы назвать это современным актуальным искусством. Хило и вяло, а уж о том, чтобы таким образом вызвать духа самого графа Дракулы, и речи быть не может. Ни один уважающий себя дух никогда не вселится в столь ходульно изготовленную копию его бренного тела, а уж эстетствующий венгерский аристократ и подавно.

АВАНГАРД

Созвездие чудаков

"Больше фестивалей хороших и разных" - таков сегодня лозунг дня. Летние и осенние, этнические и джазовые, классические и авангардные, международные и скромные местечковые - фестивали так расплодились, что обыкновенным концертам впору затеряться в таком изобилии. Правда, хороший, осмысленный и со вкусом "поставленный" фестиваль сегодня встретишь нечасто. "Длинные руки" именно таков. Однако этого праздника интеллектуалов, на котором пышным цветом расцветает авангард, просто не было бы в природе, если бы не две поистине исторические личности. Во-первых, это Сергей Курехин, доказавший, что авангард - музыка веселая и отнюдь не для зануд. Именно его "Полинезию" эстеты заслушивали до дыр, в то время как простой обыватель дивился на выступления курехинской "Поп-механики" и на его публичные лекции, на которых Сергей научно доказывал, что вождь пролетариата не что иное, как гриб. Во-вторых, это Николай Дмитриев, который подхватил эстафету веселого курехинского безумия и создал для любителей звуковых экспериментов культурный центр "Дом", куда впоследствии стекалась вся прогрессивная Москва. В 2004-м Николай Дмитриев ушел из жизни, но заложенная им традиция не закончилась. Атмосфера вселенского хеппенинга, которую так ценили обитатели "Дома", не только сохранилась, но и перекочевала на сцену фестиваля "Длинные руки", унаследовавшего название от одноименного курехинского рекорд-лейбла.

Первый фестиваль в мае 2004 года прошел в память о Дмитриеве. Нынешний посвящен ему же. А присутствовать на нем стоило хотя бы потому, что фестивальная афиша пестрит знаменитостями самого высокого ранга. Прежде всего это поистине великий Терри Райли, патриарх минимализма (или "серийной музыки"), создавший сие музыкальное направление вместе со Стивом Райхом и Филиппом Глассом. Его фортепианное выступление закроет фестиваль. Но хотя Райли - персона вне категорий, рядом с ним не должно померкнуть созвездие первоклассных музыкантов, приехавших в Москву. А их, поверьте, немало, ведь разброс стилей на гостеприимной сцене "Дома" чрезвычайно широк - здесь и авангардный джаз, и этника, шумовая, электроакустическая и электронная музыка и даже мультимедийные проекты. Во что бы то ни стало надо услышать Полин Оливерос из США с ее глубокомысленным аккордеоном. Полин проповедует собственный стиль deep listening. Ее учеником (это не шутка!) считал себя великий Джон Кейдж. Стоит обратить внимание на мультиинструменталиста Марка Стюарта с консерваторской головой и рок-н-ролльными руками, на новоджазовый голландский дуэт Хана Бенника и Миши Менгельберга, на отечественных новоджазовых кудесников Волкова и Гайворонского, на вечно актуальное "Три О" с Сергеем Летовым во главе. Особого упоминания достойны также минималисты Ник Барч и Владимир Мартынов, тувинка Саинхо Намчылак с ее виртуозными руладами и один из лучших саксофонистов мира Чарльз Гейл из нью-йоркской новоджазовой генерации. В общем, музыкальных героев дня на "Длинных руках" предостаточно - было бы только время на них посмотреть.

Евгений Белжеларский

ТЕАТР

Сквозь дым

Впрочем, многие на спектакль "А зори здесь тихие..." шли с опаской. Слишком, как говорится, свежи в памяти образцы - романтически-возвышенная героика фильма Станислава Ростоцкого, а в Театре на Таганке - классическая постановка Любимова - Боровского, с ее пронзительной метафорической образностью, жестко выверенным ритмом. Хотя вряд ли нынешним 13-16-летним зрителям Молодежного театра эти звонкие имена что-то говорят, как, к сожалению, и сами военные события шестидесятилетней давности. Личная эмоциональная причастность к ним уже примерно такая, как к войне 1812 года. Чуть настораживало и другое: окажется ли сегодня, что называется, ко двору замечательная проза Бориса Васильева, так органично связанная с эстетикой 70-х, с театром крупных форм и открытого пафоса... Изменились эпоха, язык. Пришло новое, часто ошеломляющее знание о войне. В искусстве возник не то чтобы лучший, но качественно иной уровень ее восприятия. Да и вообще, как теперь, после Чечни, можно создавать ТЕАТРАЛЬНУЮ правду о войне? Тут ведь не один только профессионализм надобен...

Но, по-видимому, театр сам больше всего боялся впасть в ложный пафос. Во всяком случае, отказ от рампы сразу убрал из разговора со зрителем помпезную риторику. Молодой режиссер, выпускник актерского факультета "Щуки" Алексей Устюгов решил найти ей надежный противовес: "заземлиться" - "зазерниться" как можно больше. Благо сам материал позволял. Актрисы, ровесницы зрителей, бойцы стрелкового взвода, в полуметре от первого ряда старательно накручивают обмотки, топают в тяжелых кирзачах, надевают тяжелый солдатский ремень, вдумчиво и честно пытаясь примерить судьбу своих героинь на себя. Получается? В чем-то да. Во всяком случае, на уровне быта, человеческих отношений многое смотрится убедительно. Отторжения не вызывает... Тут вам для создания тыловой атмосферы, как положено, и собачки лают, и звонкие птички заливаются. Не торопясь сменяют друг друга смешные и грустные сценки. Вот старшину Васкова (очень достойная работа Алексея Блохина) с удовольствием конфузят всякими "женскими штучками", вот, повизгивая в баньке, парятся (вполне в духе времени за занавеской театр обнаженных теней), вот продрогшая девчонка в первый раз водку пробует: ух, какая гадость! Кто-то при этом чуть пережимает, комикует, кто-то за привычную травестийность хватается. Но в целом все происходит с чувством, с толком. Контакт с публикой возникает. И присутствие осмысленной и, что называется, актерской режиссуры душу греет. Но в тот момент, когда из этих "маленьких правд" на сцене должна по идее возникнуть правда большая и зрители уже готовы подняться на новую ступеньку в осмыслении трагической коллизии "женщина на войне", спектакль погружается в вязкую театральную рутину, в ход идет весь пиротехнический запас. Впрочем, со сценическим дымом и грохотом можно примириться: на войне, как известно, стреляют. Можно переварить и расхожий штамп - явление безликих фашистов под железный марш Шостаковича. Но принять на сегодняшней сцене бутафорски обставленную и отыгранную с нарочитыми вскриками и подергиваниями смерть просто физически невозможно. Театральная фальшь здесь хуже автомата. Единственное, что театру остается, - взять в руки васковскую слегу и осторожно, шаг в шаг вернуться на твердую почву живого чувства. И сыграть до конца не про "войнушку", а про людей.

Елена Сизенко

ЧТО В ИТОГЕ

Человек элитарный

Грех сетовать на отсутствие исторических передач на телевидении. Какой канал ни включи, тут тебе и сериал об эмиграции первой волны, и повествование о судьбе Галины Брежневой, и передачи, посвященные юбилею Куликовской битвы, и "особые папки" недавних времен... Фильм "Портреты эпохи. Наум Коржавин", показанный на канале "Россия", обращает на себя внимание несмотря на то, что ни его герой, ни режиссер не стремятся форсировать голос и страсти. Но интересен он не только этим.

Не секрет, что ТВ часто интересует история как сюжет для рейтингового сериала. Или - светской хроники в ретроспекции. Конечно, с этой точки зрения жизнь дочери генсека - идеальный объект для массмедиа. Воплощение шикарной жизни советской элиты, так сказать, светской жизни в партийном варианте. Проблема не в том, что Галина Брежнева не леди Ди. Проблема в том, что она не элита.

В Краткой российской энциклопедии можно обнаружить определение элиты (от франц. elite - "лучшее", "отборное") - "высший слой социальной структуры общества, осуществляющий важные социальные и культурные функции. (...) Важными являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элит". То есть понятие элиты - понятие историческое. Не в том смысле, что элита была до 1917 года, а теперь ее нет и нет проблемы. А в том, что элита формируется в ходе истории, в ходе развития общества. Галина Брежнева могла считать себя элитой только потому, что у нее папа был простой советский генсек, но в сущности это форма самозванства. Проблема элит не сейчас и не при большевиках возникла. Борис Успенский в одной из своих статей приводит историю про графа Разумовского. После восшествия Елизаветы Петровны на престол Алексей Разумовский был пожалован в действительные камергеры и поручики лейб-кампании в чине генерал-лейтенанта. На Черниговщину был отправлен офицер, чтобы доставить его мать в Петербург. На расспросы, где живет госпожа Разумовская, крестьяне отвечали: "В нас сроду не було такой пани, а е, коли божаете, хата Розумихи-вдовы". Впрочем, то, что проблема возникла не при товарище Брежневе, на самом деле его вряд ли извиняет и уж точно не спасло систему, которую он считал единственно возможной. Важнее другое - то, что на те же грабли мы упорно стремимся наступить еще раз.

Фильм о Науме Коржавине - фильм о другой элите. Подлинной. И потому обнаруживает историческое дыхание. Хотя поэт не претендует на то, чтобы быть лицом историческим, тем более светским. Шагает себе в фильме в лыжной шапочке и с лыжной палкой по скользким московским тротуарам под руку со своим другом Андреем Турковым. Подслеповато щурится. Разговаривает со студентами. Читает стихи. Он, знающий об ухабах истории не понаслышке, вовсе не стремится рассуждать с пафосом об особенностях своего поколения. Напротив, упорно сворачивает на то, что во всякое время происходит все то же: люди рождаются, умирают. Меняются условия бытия - да. Он рассказывает о прошлом, а точка отсчета у него на сегодняшний день - вечность. Но вечность, каким-то образом сопряженная очень тесно с днем сегодняшним. "Я вообще не верю в конечную цель, - скажет Коржавин в фильме. - Я верю в то, что мы живем сейчас, - это ценность. И главная ценность - это сказано не мной - царство Божие внутри нас. А это ведь не цель, это каждый день надо".

Я это к тому, что элита (не важно, идет речь о поэте, ученом, политике, офицере) живет, остро чувствуя и историю, и вечность. Элита, живущая сиюминутным, - нонсенс. Это - временщики. Элита - слой общества, который ощущает протяженность истории, длящейся и после них. И ощущает ответственность перед нею.

Жанна Васильева

КАК ПОЖИВАЕТЕ?

Анатолий Курчаткин, писатель:

- Этим летом я как один из членов жюри Форума молодых писателей, который организует Фонд Сергея Филатова, прочел массу произведений начинающих литераторов. Был удивлен, насколько серьезно неофиты относятся к своему ремеслу. Попадались очень хорошие, просто-таки великолепные тексты, например "Русскоговорящий" Дениса Гуцко. Вообще в последнее время наша молодежь старается сохранить традиции классической русской литературы и в то же время ввести актуальные во всем мире элементы жанровости. Идет процесс формирования нового стиля.

Совсем недавно побывал на спектакле по своему роману "Солнце сияло" в МХТ - очень понравилось. Самое главное, что меня поразило, - это мастерство, с которым режиссер Марина Брусникина перенесла на сцену текст довольно большого по сегодняшним меркам романа, не потеряв при этом ни единой мысли. А вот фильмов я практически не смотрю. Хотя пару недель назад попал на финал картины "Космос как предчувствие" - его показывали по ТВ. Мне показалось, что Алексей Учитель является носителем какой-то совершенно уникальной стилистики. Только вот что стоит за этой каллиграфией, я, к сожалению, так и не понял.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера