Архив   Авторы  

По шарам!..
Образ жизни

Зорбонавтом может стать каждый. Путешествие по водной глади и зеленым склонам внутри красивого шара становится все более модным среди любителей экстремального отдыха

Гениальный да Винчи первым догадался вписать тело человека в круг - получился витрувианский человек. Прошло более чем пятьсот лет, и новозеландские экстремалы углубили идею великого мастера: они поместили любителя острых ощущений в шар и отправили его в "свободное плавание", то есть просто спустили с горы. Этот опыт оказался настолько занимательным, что довольно быстро превратился в вид активного отдыха, получившего название "зорбинг" (от сокращения Z-orbit, что означает "неизвестная орбита"). Прозрачный надувной шар из поливинилхлорида, в котором катится человек, окрестили зорбом. Спуск в прозрачном шаре - штука настолько простая, зрелищная и возбуждающая, что привлекает не только отъявленных экстремалов, но и кинематограф. Гуттаперчевый Джеки Чан стал одним из первых, кто на киноэкране опробовал этот вид транспорта в фильме "Доспехи Бога: Операция "Кондор". Джеки Чан не нашел ничего лучше, как удирать от преследовавших его дикарей в прозрачном шаре. Позднее зорбинг еще не раз становился оригинальным транспортным средством в кинофильмах и анимационных лентах. В Европе и Америке этот вид экстремального отдыха популярен среди десятков тысяч любителей острых ощущений, а недавно зорбинг "завезли" в Россию, где он стремительно входит в моду.

"Волшебный" размер

Итак, современный зорб - надувная конструкция из поливинилхлорида с капсулой для человека внутри. Попасть внутрь можно только через специальный шлюз - небольшое отверстие. Диаметр зорба - 3,2 метра, капсулы - 1,8 метра. За каждые 10 метров пути зорб делает один полный оборот, так что вращение зорбонавта, который бежит внутри капсулы, перебирая руками-ногами, получается вполне медленным и степенным, позволяющим адаптироваться к столь необычному передвижению. Именно такие шары дают возможность любителям острых ощущений получить свою порцию адреналина с почти стопроцентной гарантией безопасности для жизни.

Впрочем, так было не всегда. За последние 30 лет изобретатели предложили несколько вариантов подобных конструкций. Первым, кто додумался спускаться с гор, забравшись внутрь шара, был француз Жиль Эберсоль. В 1973 году он изобрел и запатентовал свой "чудесный шар". Через двенадцать лет Эберсолю изрядно надоело покорять окрестные холмы, так что он смастерил шар побольше и спустился в нем с 10метрового водопада. Но это была всего лишь прелюдия будущих свершений: в своем зорбе Эберсоль собирался спуститься с Фудзиямы и активно тренировался. Несмотря на то что авантюра завершилась успешно, подвигами Эберсоля предпочитали восхищаться со стороны - последователей у него практически не нашлось. Позднее, в конце 80х, появился еще один вариант зорба - Ultraball, который соорудил немец Йозеф Швайцер. Изобретение Швайцера было примерно втрое больше современного зорба и отличалось по конструкции: шар держался на каркасе из треугольников, в то время как современные модели поддерживаются стропами. Такой вариант зорба тоже не мог претендовать на серийность. Неудивительно, что немца считали чудаком и не торопились попробовать его новаторское средство передвижения.

Эксперименты с размерами и пропорциями закончились в 1994м, когда свою версию предложил новозеландский экстремал Эндрю Эйкерс. По уровню надежности и степени удобства параметры его зорба оказались просто идеальными. Секрет изобретения Эйкерса в том, что диаметры шара и капсулы соотносятся по принципу "золотого сечения". Благодаря этому зорб стал гораздо компактнее своих предшественников, не уступая им в безопасности. Создатели зорба уверены: воздушная подушка внутри капсулы способна обеспечить зорбонавту надежную защиту. Конструкторы даже проводили специальные крэш-тесты, в ходе которых на пути зорба, двигающегося со скоростью 50 километров в час, неожиданно возникали препятствия: стены, острые предметы и даже автомобиль. От острых предметов на зорбе остались незначительные повреждения, от твердых он вообще отскакивал как мяч, а автомобиль элегантно перепрыгнул. Манекен-зорбонавт повреждений не получил. В дальнейшем оказалось, что крэш-тесты не врали: за последующие десять с лишним лет освоения зорба не произошло ни одного опасного случая.

Как белка в колесе

В зорбонавты берут абсолютно всех - даже дети катаются в специальных киндер-зорбах. Не нужно быть особо подготовленным физически, не нужно учиться управлению. У неоэкстремалов, к которым относятся нынешние зорбонавты, своя философия: они не хотят тратить время на освоение сложной техники. Главное, быстро и безопасно получить свою порцию адреналина. Такой безопасный экстрим многим пришелся по душе, тем более что вступить в ряды зорбонавтов очень просто - нужно всего лишь заказать специальный ваучер по Интернету.

Те, кто опробовал "шаробег", сходятся во мнении, что описать эти ощущения невозможно, нужно почувствовать. А потому однозначного ответа на вопрос: "Как и где кататься в зорбе?" - не существует. Все зависит от фантазии. Поначалу зорбонавты только скатывались с холмов - как по траве, так и по снегу, и только потом пришли к выводу, что водная стихия им тоже по плечу, хотя и там надо перебирать руками и ногами, словно белка в колесе. Что до зеленых лужаек или небольших холмов, то для таких спусков используют харнесс-зорб, то есть зорб с подвесной системой для пассажира. В некоторых харнесс-зорбах можно спускаться вдвоем: хорошее развлечение для тех, кто предпочитает бояться вместе.

Позже экстремалы сочли, что от креплений можно отказаться, если налить в капсулу воды. Как бы ни переворачивался зорб, вода будет держать пассажира на поверхности - это основной принцип гидрозорбинга. Чтобы вода не выливалась, шлюзы закрывают специальными заглушками. Пионеры гидрозорбинга говорят, что внутри шара чувствуешь себя так, будто находишься в барабане стиральной машины. Так, основатели ирландского сайта о зорбинге замечают философски: "Такое катание не только отмывает тело, но и очищает сознание". Единственный минус этой водной медитации: гидрозорбинг - исключительно летняя забава.

Катание в харнесс- или гидрозорбе (не забудьте взять с собой полотенце!) обойдется в 50-70 долларов. После небольшого инструктажа зорбонавты-новички отправляются на трассу. Как правило, это пологий холм (15-25 градусов), очищенный от камней и острых предметов. Длина трассы обычно составляет около 300 метров, хотя есть и исключения. Самый длинный спуск - 750 метров - находится в Ирландии. За время свободного "скатывания" по этой трассе зорбонавт совершает примерно 75 оборотов и успевает вволю насмотреться на переворачивающийся горизонт и меняющуюся цветовую гамму: голубой, зеленый, голубой, зеленый... Впрочем, необязательно кататься по подготовленной трассе, ведь даже прокол не доставит зорбонавту хлопот: с помощью специального клея поверхность шара восстанавливается за три минуты. В собранном виде зорб умещается в багажник автомобиля, а чтобы его надуть за 10 минут, понадобится лишь специальный насос.

Поклонников этого вида экстрима в России уже более семи тысяч. Так что светлое будущее российских зорбонавтов, похоже, не за горами. Хотя зорбов в России пока два: первый появился в 2002 году в Москве, другой позже в Питере. Оба сделаны в России, причем эти шары разработаны нашими конструкторами - купить технологию у новозеландцев оказалось невозможно по причине дороговизны. Зорб отечественного производства стоит около 7 тысяч долларов, любой желающий может заказать себе такой шар. Но чаще любители предпочитают брать зорбы напрокат. Энергичный Монтай Иманов, владелец московского шара, рассказал "Итогам", что частенько отправляется с друзьями под Звенигород "поутюжить" тамошний ландшафт: "С зорбом несложно управляться: подтолкнуть его могут два человека. Да и закатить в гору зорб не проблема - его можно просто привязать к автомобилю".

Зорбинг для многих - это по-прежнему лишь экстремальное увлечение, а не спорт. Да и энтузиастов, способных принять участие в зорб-соревнованиях, в России пока не так много: говорить о чемпионатах или кубках рановато. Хотя стоит отметить, что спуск в зорбе на соревнованиях, которые регулярно проводятся за рубежом, в корне отличается от простого развлечения - тут уже требуются хорошая физическая подготовка и выносливость. Задача спортсмена - спуститься с холма в зорбе, из которого предварительно убраны привязные ремни, причем зорбонавт должен как можно дольше бежать внутри "волшебного шара". Соперник зорбонавта - центробежная сила, она то и дело стремится прижать спортсмена к внутренней оболочке капсулы. Тот, кому удалось удержаться на ногах как можно дольше, и становится победителем.

Любопытно, что в основу идеи соревнований легло пари, которое Эндрю Эйкерс предложил своему другу из США. Тот не на шутку увлекался катанием в зорбе и опробовал все возможные способы. Друг спросил у Эйкерса, как же еще ему развлечься. И тогда Эйкерс показал на автомобиль Porsche, припаркованный неподалеку. "Я отдам тебе это авто, если ты пробежишь внутри зорба до самого конца склона". Американец согласился. А Эйкерс был уверен, что предложил невозможное. Каково же было его удивление, когда до финиша оставалось несколько метров, а американец все бежал. Центробежная сила взяла верх на последнем обороте, и зорб остановился. Эйкерс вздохнул с облегчением... С тех пор никто не ставит на кон чужие автомобили, но идея соревноваться в зорбинге становится все более популярной.

Камилла Рахматулина При участии Елены Зигмунд
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера