Архив   Авторы  

Светит, греет и движет
Автомобили

У автомобилей на солнечных элементах нет будущего, это не более чем лаборатории для испытания новых инженерных разработок

Проехать три тысячи километров и не потратить ни грамма бензина, солярки или иного энергоносителя - такое сегодня можно увидеть только на гонках электромобилей, оснащенных солнечными батареями. На днях подобное мероприятие - World Solar Challenge - завершилось в Австралии, 22 автомобиля из десяти стран боролись за звание самой быстрой машины, не потребляющей топлива. Победила команда гонщиков Nuon Solar из Голландии: чемпионам соревнований 2001 и 2003 годов удалось достичь рекордной средней скорости 102,75 км/ч - они прошли от Дарвина до Аделаиды за 29 часов 11 минут. Их автомобиль Nuna 3 изготовлен на основе новейших космических технологий и теоретически способен разогнаться до 170 километров в час, используя в качестве топлива только солнечный свет. Но появятся ли такие авто когда-нибудь на дорогах? Скорее всего нет, однако отдельные их элементы уже сегодня внедряются в производство.

Путь длиной в полвека

Пятьдесят лет назад, 31 августа 1955 года, в Чикаго на выставке достижений концерна General Motors впервые был показан прототип транспортного средства на солнечных батареях. Модель автомобильчика длиной чуть более фута с дюжиной селеновых фотоэлементов на крыше и одним миниатюрным электромоторчиком тихонько ползала вокруг павильона. Рядом с ней гордо ходил ее создатель, американский инженер Уильям Кобб. Тогда его исследования финансировались, и он искренне верил, что через пару десятилетий, скажем, по дорогам солнечной Калифорнии будут вовсю колесить бесшумные и экологически чистые солнцемобили. Тем более что КПД солнечных батарей постоянно рос, разрабатывались все более совершенные фотоэлементы. Однако вскоре исследования свернули и про электромобили на энергии нашего светила забыли на три с лишним десятилетия.

Вспомнили про них экологи: в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века ими были построены первые шоу-кары, использующие солнечную энергию. К тому времени КПД фотоэлементов вырос до 15 процентов, и ездили такие машинки довольно шустро, развивая скорость до сотни километров в час. Тут же нашлись энтузиасты этого дела, ведь если появляется возможность на чем-то посоревноваться, гонщики тут же находятся - солнцемобили начали строить по всему миру. А потом в гонку включились университеты, исследовательские центры и автоконцерны, ведь это прекрасная реклама. К тому же на таких авто можно отрабатывать различные высокие технологии, например, испытывать высокоэкономичные электродвигатели, компактные, легкие и емкие аккумуляторы и, наконец, те же самые солнечные батареи. Кстати, в последней сфере недавно произошел настоящий прорыв - исследовательская компания Spectrolab, входящая в состав корпорации Boeing, разработала фотоэлементы, способные преобразовывать в электрический ток 36 процентов солнечной энергии.

Солнечная арифметика

Наша звезда изливает на поверхность Земли поток электромагнитных волн разной длины с интенсивностью почти полтора киловатта на квадратный метр. Таким образом, если площадь крыши вашего авто составляет около двух квадратных метров и там стоят эти самые суперсовременные фотоэлементы, к электромоторам, приводящим в движение машину, подается около киловатта, или 1,3 лошадиной силы. Немного? Да, однако на первом автомобиле Готлиба Даймлера моторчик был еще меньше, всего 1,1 л. с., а весил он немало - целых полтонны снаряженной массы (то есть без водителя и пассажиров). Современный солнцемобиль практически невесом, на каркасе из тонкостенных титановых труб установлен плоский и обтекаемый углепластиковый кузов, вся верхняя поверхность которого покрыта фотоэлементами. Внутри - электромотор, несколько компактных аккумуляторов, которые позволяют двигаться в пасмурную погоду, легкое кресло для пилота и минимум приборов управления. По сути это некое подобие планера, к которому приделали моторчик и заставили кататься по дороге. Дизайн машины всегда очень необычный. На ежегодном автошоу в Детройте некоторые посетители ходили вокруг построенного силами студентов Мичиганского университета автомобиля Momentum (в австралийской гонке он занял третье место), пытаясь с ходу определить, где зад, где перед. При высоте менее метра, с тремя колесами, более похожими на велосипедные - их ширина всего 65 миллиметров, Momentum несет на себе более 3000 солнечных батарей. Мощностью в два киловатта и весом 290 кг вместе с водителем, солнцемобиль способен развивать скорость до 105 км/ч.

Стоит такое чудо техники немало: тот же Momentum обошелся в 1,8 миллиона долларов. Понятно, что подобное транспортное средство никогда не окупится, даже если литр бензина будет стоить сотню долларов. К тому же главная награда на гонках - слава и почет. А можно ли сделать солнцемобиль дешевым? В прошлом году в жаркой Венесуэле государственная автопроизводящая компания Bauxita CVG-Bauxilum обнародовала проект автомобиля на солнечных батареях стоимостью всего в шесть тысяч евро, причем в двух вариантах - легковом и микрогрузовичка. Однако пока что никаких иных новостей на этот счет из Каракаса не приходило...

Топливо будущего

Вполне очевидно, что автомобили будущего не будут питаться солнечным светом, ведь даже если преобразовать весь поток излучения в электричество, его не хватит для сколь-нибудь динамичной езды. А вот другого типа электромобили, которые будут ездить на водородных топливных элементах или просто на высокоемких аккумуляторах, - вполне реальная вещь. Многие разработки, впервые опробованные на солнечных авто, уже готовы к серийному производству.

Советский луноход, прилунившийся в Море Дождей 17 ноября 1970 года, имел электрический привод. На нем стояла аккумуляторная батарея, а в каждом колесе располагался моторчик, то есть данный "автомобиль" имел колесную формулу 8х8. Mitsubishi Lancer Evolution MIEV (Mitsubishi in-wheel motor Electric Vehicle) имеет всего четыре колеса, однако все они тоже ведущие. Собственно, сам электромотор сделала компания Toyo Denki Seizo K.K., а Mitsubishi просто поставила его на свой Lancer Evolution, "выпотрошив" все его бензиновые внутренности. Мощность каждого из четырех силовых агрегатов составляет 50 кВт (около 67 л. с.), то есть всего электромобиль имеет целых 270 "лошадок". И, стало быть, опустошает даже самые суперъемкие батареи за считаные минуты...

Значит, нужно разрабатывать более совершенные аккумуляторы. Именно этим и занимаются строители солнцемобилей. Во время World Solar Challenge многие авто показали, что способны прекрасно двигаться и в пасмурную погоду, а раньше, как только солнышко заходило за тучку, все "болиды" останавливались.

Нильс Иогансен
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера