Архив   Авторы  

Искусство перемещения
В России

Необычайные приключения "венгерской коллекции" в России

В эти дни в Нижнем Новгороде проходит выставка произведений из так называемой венгерской коллекции. Уже то, что рассекречены картины старых мастеров, перемещенные в СССР во время Второй мировой войны, - сенсация. Однако продолжение этой истории обещает быть не менее сенсационным. Впервые в российской истории спор о реституции стал предметом рассмотрения в наших судах: иск о возвращении семнадцати работ из "венгерской коллекции" наследникам прежних владельцев будет рассмотрен по существу. Если иск удовлетворят, это станет судебным прецедентом, после чего можно ожидать новых реституционных требований. И отбиться от них российским властям будет непросто.

Подарочный набор

Ситуация с "венгерской коллекцией" очень щекотлива для России. Все дело в личностях ее бывших владельцев. Более полутора сотен произведений искусства принадлежали семи венгерским предпринимателям еврейского происхождения - жертвам нацизма. В частности, барон Ференц Хатвани был собственником портрета кисти Коро "Мечтающая Мариет" (сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), "Мужского портрета" Тинторетто и пастельного "Портрета Мари Лорансен с мопсом" работы Мане. Барон Андре Херцог де Чет владел полотном Гойи "Карнавал на улице" (ГМИИ им. А. С. Пушкина), картиной "Апостол Иаков" Эль Греко, "Женским портретом" Ренуара. Своего имущества, а затем и жизни венгерские граждане лишились после прихода к власти в 1944 году режима Салаши. Огромные ценности, принадлежавшие венгерским евреям, были изъяты нацистами и переправлены в рейх. Там их позднее и захватили советские войска.

После войны СССР пошел в обход договоренностей Координационного комитета союзнического Контрольного совета по Германии 1944 года, согласно которым определялись процедура возвращения похищенных нацистами произведений искусства и компенсации уничтоженных шедевров за счет собраний немецких музеев. Изъятия предписывалось производить исключительно через Межсоюзническую репарационную комиссию, в которую входили соответствующие эксперты. Советские власти решили не канителиться с комиссией и спешно начали вывозить на свою территорию самое разное имущество в качестве компенсации до сего дня точно не подсчитанных советских культурных потерь в годы войны. Среди этих "незадекларированных" ценностей оказалась и "венгерская коллекция".

Согласно данным Алексея Владимирова, директора Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, в Горьковский (теперь - Нижегородский) музей шедевры были переданы как дар 49-й армии бывшего 2-го Белорусского фронта. После окончания войны соединение дислоцировалось в Горьковском военном округе. Коллекция пребывала в плачевном состоянии "вследствие многократных транспортировок и непрофессиональной упаковки". "Непрофессиональная упаковка" как раз и свидетельствует о том, что коллекция вывозилась частным образом. Кстати, до сих пор 73 произведения не отреставрированы и находятся в законсервированном виде - у государства нет денег на их восстановление.

Как выяснилось, ящики со 143 произведениями живописи и графики, а также восемь деревянных средневековых скульптур были обнаружены офицерами 49-й армии на железнодорожной станции городка Райнберг севернее Берлина. Правда, сказать точно, сколько предметов оказалось в руках победителей, невозможно. История знает немало примеров, когда наши офицеры вывозили шедевры в качестве личного багажа. Позднее два участника "художественной операции" из 49-й армии рассказали, что имущество было ими подобрано как бесхозное и воспринималось как личные трофеи, не подлежащие учету.

Когда офицеры решили подарить коллекцию Горьковскому музею, официальных документов, объясняющих ее происхождение, и даже элементарной описи у них на руках не оказалось. То, что никакого приказа военного командования, Советской военной администрации в Германии или распоряжения других компетентных органов в отношении этой коллекции не было, подтверждает исследование Екатерины Гениевой, директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. Она выяснила, что военные в 1945 году отказались подписывать какие-либо акты при передаче "венгерской коллекции" в Горьковский музей. Если бы все было вывезено официально, капризничать боевые офицеры вряд ли бы стали. По другим сведениям, "подарок" долго пылился в местной комендатуре и был передан музейщикам как ненужный хлам.

Почему провинциальный музей получил шедевры, о которых мог бы мечтать Лувр? В качестве мотивации выдвигается тезис о компенсации за ценности, утраченные музеем в годы войны. Но ведь до Горького фашисты не дошли. Откуда тогда возник ущерб - 422 произведения, - покрывать который надо было "венгерской коллекцией"? Оказывается, горьковские музейные работники в начале войны подстраховались и эвакуировали свои экспозиции и запасники в Новосибирск. Возможно, именно в ходе эвакуации и было что-то утрачено. Но в любом случае компенсационный тезис выглядит не очень убедительно. К настоящему времени из 151 произведения, подаренного 49-й армией музею, в Нижнем Новгороде остаются 53 картины и восемь скульптур. Более 70 картин находятся в московском центре им. Грабаря. Пять работ хранятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина. 15 произведений были переданы Венгрии в 1972 году, еще две работы в 1992 году отдал венгерскому правительству Борис Ельцин.

Холст и Холокост

Следует признать, что претензии любого музея на произведения искусства, принадлежавшие жертвам Холокоста, с точки зрения права весьма сомнительны. Но российские власти не спешат исполнять собственные законы о трофейном искусстве, прибегая к тактике затяжек и проволочек. В самых редких случаях претензии стран на ту или иную коллекцию удовлетворяются. Последний пример - решение Госдумы о возврате венгерскому правительству средневековых книг из библиотеки Шарошпатакского реформатского колледжа. В связи с этим министр культуры Александр Соколов заявил: "Возвращение старинной коллекции... это акт нашей доброй воли. Закон не заставляет, но дает возможность возвратить эти исторические ценности". Впрочем, как показывает практика, у этой доброй воли есть предел. И где он, решают высокопоставленные чиновники, а вовсе не закон.

В Министерстве культуры уверены, что "венгерская коллекция" останется в России. Дескать, наши суды не удовлетворили иск наследницы одного из владельцев картин, и больше, по мнению чиновников, искать правды претенденты на коллекцию не захотят. Уникальное собрание живописи, графики и деревянной скульптуры, принадлежавшее жертвам Холокоста, рассматривается в нашем культурном ведомстве как компенсаторная реституция за ущерб, понесенный СССР в годы войны. Как будто венгерские евреи объявляли войну Советскому Союзу. Опять же в Минкультуры подчеркивают, что у правительства Венгрии после передачи библиотеки других требований не имеется, а наше правительство частные претензии не рассматривает. Возможно, венгерским властям и правда недосуг отстаивать права частных лиц, поскольку наследники репрессированных баронов не высказывают намерения передавать шедевры официальному Будапешту. Но ставить точку в этой истории еще рано.

Дай миллиард!

Что бы ни говорили в Минкультуры, закон о перемещенных культурных ценностях и разъяснение Конституционного суда гласят: все, что вывезено нашими войсками во время войны вне официальных каналов или же принадлежало жертвам нацизма, должно быть возвращено прежним владельцам либо их наследникам. То есть по закону "венгерскую коллекцию" следовало бы вернуть во внесудебном порядке. Но не тут-то было.

В условиях российских реалий существует несколько механизмов урегулирования реституционных претензий частных лиц. Первый: наследники бывших владельцев обращаются к государству, с территории которого были вывезены шедевры, с просьбой представлять их интересы перед правительством РФ. Второй: они обращаются непосредственно в российский суд. Вариант третий: надо заручиться поддержкой на высшем уровне в Москве и лоббировать принятие постановления правительства РФ о возвращении предметов искусства в обход суда и парламента. Но и в этом случае гарантий удачного для претендентов исхода, как показала практика, нет никаких.

У членов немецкого аристократического рода Ангальт имелся заступник хоть куда - президент России. В ходе прошлогодних переговоров в Санкт-Петербурге госминистра по делам культуры и СМИ ФРГ Кристины Вайс с министром культуры России Александром Соколовым была достигнута договоренность о передаче коллекции серебряных изделий из Эрмитажа наследникам герцога Иоахима Эрнста фон Ангальта, с которыми Владимир Путин знаком лично. Как и в случае с Шарошпатакской библиотекой, речь шла о российском жесте доброй воли, но на этот раз в отношении частных лиц. В интервью "Итогам" замруководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков предположил, что решение о возвращении экспонатов, оформленное в качестве распоряжения главы правительства, может быть принято уже до конца 2005 года. Однако сбыться надеждам наследников не суждено. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский безапелляционно заявил, что дарить что-либо из музейного фонда он не намерен - необходим специальный закон или судебный вердикт. При этом Михаил Борисович предположил, что в случае с ангальтским серебром Дума специального реституционного закона не примет.

Заметим, что родственники герцога Ангальта до сих пор не делали попыток обратиться в суд, хотя имеют на это право. В отличие от них у наследников венгерских жертв Холокоста протекций в наших коридорах власти нет, а потому они пошли на первый взгляд самым прямым путем - обратились в российский суд. В поданном в 1999 году иске наследница барона Андре Херцога Марта Ниренберг, проживающая в США, потребовала вернуть ей семнадцать полотен из семейной коллекции. Российский закон целиком и полностью на ее стороне. Вот только пришлось наследнице познакомиться с некоторыми особенностями национального судопроизводства.

Прежде чем принять дело для рассмотрения по существу, столичный Пресненский суд предложил наследнице уплатить госпошлину за подачу искового заявления в размере... миллиарда рублей, или около 40 миллионов долларов по тогдашнему курсу. По мнению суда, эта сумма составляет 1,5 процента от стоимости 17 картин. Нетрудно посчитать, что общая стоимость полотен, на которые претендует Марта Ниренберг, была, по мнению Пресненского суда, более 2,5 миллиарда долларов. Для примера: стоимость десяти картин Эль Греко, Ван Дейка и Кранаха Старшего, права на которые Марта Ниренберг отсудила в Венгрии, потянули лишь на 5 миллионов долларов. Кстати, по российским законам пошлина истцу не возвращается, в лучшем случае ее может по решению суда компенсировать ответчик.

Но дело не только в этом: решение о взыскании пошлины противоречит Закону "О государственной пошлине", в котором установлены льготы для истцов по делам об истребовании имущества, имеющего историческую и художественную ценность. Тем не менее требование заплатить миллиард рублей за право подать иск было подтверждено судебной коллегией по гражданским делам Мосгорсуда в январе 2000 года и постановлением его президиума от 24 августа того же года. Тогда заявление Марты Ниренберг было оставлено без рассмотрения.

Музей трофеев им. А. С. Пушкина

Однако нашлась управа даже на Мосгорсуд. В марте 2001 года Верховный суд РФ заявил, что требуемая сумма не может рассматриваться иначе, как "установление невыполнимого для истицы требования и незаконное воспрепятствование в осуществлении ее права на судебную защиту". Кроме того, высшая судебная инстанция разошлась во мнениях с Минкультуры. В министерстве по сей день считают, что претензии от физических лиц могут быть заявлены лишь в том случае, если их поддержит заинтересованное иностранное государство. Верховный суд посчитал такое утверждение ошибочным и разрешил истице в дальнейшем искать правды в российских судах.

В интервью "Итогам" адвокат Марты Ниренберг Андрей Лисицин-Светланов пояснил, что Верховный суд признал юрисдикцию российских судов по данному делу, а это очень важно. Дело не закончено и будет вестись в дальнейшем без подачи нового иска. В то же время, по мнению адвоката, процесс скорее всего затянется: "Это связано, в частности, с установлением факта родства. Кроме того, помимо установления прав собственности истца есть момент доказательства прав собственности на картины у изначального владельца". Большое значение для дела в России, по мнению адвоката, также будет иметь окончательный вердикт венгерского суда - решение о праве собственности Марты Ниренберг на полотна, хранящиеся в венгерских музеях, было опротестовано властями.

За делом "Ниренберг против российского правительства" наверняка внимательно следят и другие претенденты на "венгерскую коллекцию". В том же Нижегородском музее выставлен "Портрет венецианского вельможи" Якопо Тинторетто, принадлежавший до войны барону Ференцу Хатвани. В 2003 году наследники уже заявляли о своих правах на другую картину из коллекции барона - работы Эль Греко (она была выставлена в Метрополитен-музее в Нью-Йорке).

И последнее. По информации "Итогов", в декабре этого года, после окончания работы выставки в Нижнем Новгороде, собрание может оказаться в хранилищах Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Похоже, именно здесь наряду с золотом Трои и прочими шедеврами сосредоточатся все ценные перемещенные культурные ценности, находящиеся сегодня в юрисдикции российского правительства. Их, судя по всему, тут удобнее будет защищать от многочисленных реституционных атак, которые уже скоро последуют со всех сторон...

Денис Бабиченко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера