Архив   Авторы  

Поникли лютики
Искусство

На московские экраны выходят «Сломанные цветы» Джима Джармуша, удостоенные Гран-при Каннского фестиваля

Итак, Джим Джармуш, живое воплощение духа Нью-Йорка, самый яркий представитель независимого кино, автор временами неровный, временами гениальный, разразился новой картиной. И хотя у него и раньше были взлеты и падения, пики и спуски, «Сломанные цветы», по общему признанию, серьезная уступка мейнстриму. При том, что Джармуш есть Джармуш; режиссер неповторимого почерка, создавший свою собственную планету, свой мир, отголоски которого эхом раздаются и здесь, в самом коммерческом из его фильмов.

Один сюжет чего стоит: стареющий ловелас получает по почте анонимное письмо, в котором сообщается, что у него где-то растет ребенок. Видимо, подросток или уже юноша, черт его знает, — ловелас и сам не помнит, от кого у него были дети и были ли в принципе. Однако старость не радость, и на склоне лет самые что ни на есть отпетые циники впадают в сентиментальность — если, конечно, верить Джармушу (или, например, Виму Вендерсу, герой фильма которого «Не входите без стука» тоже вдруг ринулся на поиски ребенка). Любопытно, что на последнем Каннском фестивале два старых друга — Вендерс и Джармуш — встретились, тряхнули стариной: когда-то, в незапамятные времена, молодой Джармуш подвизался ассистентом у Вендерса, великого немецкого режиссера. И вот теперь оба — бывают же совпадения! — сняли фильмы о нерадивых папашах.

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Обе картины, и Джармуша, и Вендерса, и «Сломанные цветы», и «Не входите без стука», страдают условностью, схематизмом и даже — страшно сказать — старомодностью. Для Джармуша, всю жизнь гордо носившего звание гуру независимых, такое определение звучит особенно печально. Но что поделаешь? Годы идут, время стремительно несется вперед, и тот, кто еще вчера задавал моду и был впереди планеты, сегодня кажется усталым и выдохшимся. Даже если и скрывает свою усталость под маской бодрого ерничества, спасительной иронии и изящного скепсиса. Как это делает Джармуш, пригласивший на главную роль беспроигрышного Билла Мюррея, актера безупречной техники, за которой к тому же проглядывает второй, а там и третий, четвертый планы... Не говоря уже о том, что роли второстепенные, экс-любовниц и жен нашего героя, играют такие звезды, как Тильда Свинтон, Джессика Ланг и Шарон Стоун. Все три — великолепные, забавные, самопародийные, с удовольствием отыгрывающие свой актерский миф...

Но, к сожалению, «Сломанные цветы» (так и хочется сказать — «Цветы запоздалые») не спасает ни то, ни другое, ни третье. Особенно портит дело слезливый финал (рассказывать о котором было бы не слишком порядочно по отношению к тем, кто картину еще не видел). Что, однако, совсем не означает, что Джармуш выдохся окончательно. Автор «Мертвеца», «Страннее рая» и других шедевров, режиссер относительно молодой, едва за пятьдесят, он еще может показать, на что способен. Как это случилось с Гасом Ван Сентом, от которого никто не ждал ничего хорошего, а он взял и снял «Последние дни» — замечательную, медитативную картину. Совсем не похожую на последние его поделки. Так что поживем — увидим. Тем более что фаны Джармуша, верные ему до конца, и слышать не хотят, что их кумир продался жадным до наживы продюсерам. Они-то как раз полагают, что «Сломанные цветы» получили свой приз в Канне совершенно заслуженно. Мол, выслуга лет здесь ни при чем: Джармуш был, Джармуш есть, Джармушу быть. Что ж, возможно, они в чем-то и правы.

Диляра Тасбулатова

ВЫСТАВКА

Вкус и цвет эпохи

Петр Петрович Кончаловский был художником крайне плодовитым: за свою жизнь написал более пяти тысяч полотен и, судя по всему, передал свою плодовитость по наследству. Выставка в «Доме Нащокина» приурочена к 130-летнему юбилею художника, но в небольших залах галереи, естественно, пять тысяч произведений никто умещать и не собирался. Есть лучшее из разных периодов, есть черновики, наброски, письма и так далее. Все это великолепие собиралось по нескольким музеям, семейным архивам и частным коллекциям. Петр Кончаловский оказался представлен очень хорошо и грамотно, причем вышел он таким молодцеватым авангардистом, а не седобородым патриархом, который и в 10-е годы был на коне, и советской власти смог угодить.

Известность Кончаловский приобрел как основатель художественного объединения «Бубновый валет». Тогда группа молодых и «диких» эпатировала хороший вкус завсегдатаев вернисажей примитивами в жанре народного лубка. Цели объединение преследовало исключительно художественные, Кончаловский как основатель данной группы авангардных живописцев жаждал искать новые пути в искусстве, эпатаж как таковой его интересовал мало, да и в выбрасывании кого бы то ни было с парохода современности он не видел никакой нужды. Рисовать хотел исключительно домики, речки, озера, цветы, фрукты и прочее. «Своими» жанрами считал пейзаж, натюрморт, изредка снисходил до портрета. С этим «голландским» набором Кончаловский и стал одним из главных живописцев молодой Советской России. Постепенно, правда, парадный портрет вытеснил из его творчества более «низкие» жанры, однако век требовал, чтобы все лучшие его представители были запечатлены на холсте классического размера «два на полтора». За эти портреты он получил и Госпремию СССР, и звание Народного художника РСФСР.

Василий Иванович Суриков хвалил Кончаловского за колорит. Впоследствии колорит даже самых неискренних работ станет своеобразной ширмой, за которой художник будет пытаться спрятаться от официоза. Хотя именно благодаря ярким, сочным, до физиологичности витальным натюрмортам Кончаловский стал своеобразным певцом эпохи, предельно визуализировавшим известную максиму «В здоровом теле — здоровый дух».

В «Доме Нащокина» помимо уникальных и очень интересных фотографий художника организаторам удалось собрать экспозицию из редких и совершенно незаезженных произведений. Для тех, чье знание Кончаловского ограничивается «Бубновым валетом», как, впрочем, и для тех, кто и не подозревал о том, что он писал что-нибудь, кроме парадных портретов, выставка окажется интересным открытием.

Наталья Филатова

Врез 1

HOW MUCH

207 миллионов долларов достиг бюджет ремейка фильма "Кинг Конг", режиссером которого стал всем известный "властелин колец" Питер Джексон. Ранее планировалось, что ремейк "Кинг Конга" будет длиться 2 часа 40 минут, однако руководителей студии столь впечатлила представленная Джексоном версия, что они отказались от требований сократить продолжительность фильма. Для производства полной трехчасовой версии придется добавить еще 32 миллиона долларов.

15 миллиардов рублей вместо запланированных ранее 25 миллиардов будет выплачено из российского бюджета на реконструкцию Большого театра. Перечень работ, согласованный на министерском уровне, включает в себя укрепление фундамента, модернизацию механики сцены, реставрацию фойе, устройство дымоотводного канала. При этом театр не будет получать реальные деньги: государство напрямую перечислит средства подрядчикам.

Миллион долларов просят владельцы за картину великого Нико Пиросмани "Ночной пейзаж с луной" из коллекции известного французского писателя-сюрреалиста Луи Арагона. Этот шедевр выставляется на Российском антикварном салоне в Центральном доме художника на Крымском Валу.

ЛИТЕРАТУРА

Вышел Месяц...

Мы привыкли, что литературных премий у нас воз и маленькая тележка — по некоторым данным, около 300. И в этом гигантском списке порой теряются премии, действительно отличающиеся лица не общим выражением. Относится ли к таковым «бунинка», которая в этом году вручается впервые? Ведь для нарушения табу теперь существует озорная премия «Русский Декамерон», для малого жанра — премии имени Юрия Казакова и Ивана Петровича Белкина. А есть еще блюстители нравственных принципов русской литературы, собравшиеся вокруг «Ясной Поляны» и премии Александра Солженицына... И все они хоть чем-нибудь, да похожи на бунинскую. Но только лишь похожи! На самом деле у премии Бунина особая стать.

Премия предполагает, что номинанты преподнесут жюри роман, повесть или сборник рассказов. Как видно, жанровый критерий не слишком строг. Потому что важно другое. Важно найти писателя, чья проза была бы одновременно сюжетна, остра и написана хорошим языком — добротная и крепкая, как сукно гоголевской «Шинели», из которой вышли прозаики конца XIX — начала XX века, включая Чехова, Толстого, Булгакова и, разумеется, Ивана Алексеевича Бунина.

«То, что я пишу, — сказал Вадим Месяц «Итогам», — наверное, как-то относится к Бунину. Во всяком случае я давно об этом слышал и очень удивлялся. Например, мой рассказ «Начала гармонии» сравнивали с бунинской прозой. Наверное, не случайно. Правда, последователями писателя можно назвать всех финалистов — это именно стилисты, приверженцы тщательного письма. О себе же могу сказать, что я рядом с Буниным выгляжу несколько диковатым, в моей прозе слишком много экспрессии и варварства».

Рассказы поэта, прозаика и барда Вадима Месяца находятся на стыке разных литературных традиций — западного модернизма и русского рассказа 20-х годов. Новеллы, представляющие эмигрантский быт и быт далекой русской провинции, сразу захватывают читателя сюжетной динамикой, а затем начинает работать скрытая в глубине текста мифология. Как удается совместить корм для интеллектуалов и элементарный экшн? Это становится понятным, если вспомнить, что Вадим Месяц в первую очередь поэт. А потому лирическое начало придает его прозе особую глубину и многозначность. Неудивительно, что на вручении премии Вадим Месяц говорил о том, как было бы хорошо, если бы «бунинка» состоялась как премия за прозу поэта. В самом деле, ведь такой премии до сих пор не было, а потребность в ней существует. Достаточно вспомнить о Бунине, Набокове, Андрее Белом, Пастернаке — и станет ясно, что проза начала века в значительной мере создана поэтами. Остается надеяться, что и поэты нынешние обратят внимание на «презренную прозу» — вот тогда, глядишь, и новый Бунин родится.

Евгений Белжеларский

Врез 2

ЖДЕМ-С!

Скажите NET!

Ставший уже традиционным театральный фестиваль NET ("Новый европейский театр") пройдет в Москве с 15 по 26 ноября. Откроется спектаклем питерского режиссера Андрея Могучего "Между собакой и волком" по роману Саши Соколова. Создавался он для Фестиваля российского искусства в Ницце, с большим успехом там прошел и вот теперь будет держать экзамен у требовательной московской аудитории. Всеобщий любимец Евгений Гришковец покажет постоянным зрителям NET закрытую репетицию спектакля под названием "по По" (имеется в виду писатель Эдгар По). Когда-то свой спектакль с таким же названием привозил на фестиваль Новый рижский театр. Еще одно знакомое московским любителям театра название - "Кислород" Ивана Вырыпаева покажет бельгийский театр "Фраксьон" в режиссуре болгарина Галина Стоева. Видевшие говорят, что этот спектакль едва ли не лучше того, что играет сам Вырыпаев.

Впервые к нам едет театр из Португалии. Везут моноспектакль под названием "Плоскость", но скучать публике вряд ли придется, обещают множество компьютерных эффектов. Еще один моноспектакль покажет французский театр "Комеди де Кан". Ставил его режиссер Эрик Лакаскад, известный своими постановками пьес Чехова. На сей раз он придумал поставить "К Пентесилее" по Генриху фон Клейсту, и одна актриса играет у него всех персонажей. Финского режиссера Кристиана Смедса наши критики впервые узнали на фестивале в Тампере. Там он показал чеховские "Три сестры", ни на что не похожие, приспособив эту пьесу к жизни маленького, богом забытого финского городка. Вывезти этот спектакль практически невозможно, а потому в Москву привезут другую работу этого талантливого режиссера. Спектакль "Странник" сочиняли все вместе, три человека за столом в окружении зрителей рассказывают некую историю о своей жизни, о поисках Бога и прочих серьезных и важных вещах. Нечто похожее, судя по всему, нас ждет и на спектакле театра Art&Shock из Казахстана под названием Back in USSR в постановке Галины Пьяновой. На сей раз три женщины будут рассказывать нам истории своей жизни, вспоминая советское прошлое, вплоть до детского сада. Сделано это, говорят, весьма остроумно и прочувственно одновременно. Ну и, наконец, главный хит нынешнего фестиваля покажут под самый конец - "Эмилию Галотти" по пьесе Лессинга, переписанную на новый лад, в постановке Михаэля Тальхаймера привозит берлинский Дойчес Театр.

Марина Зайонц

ТЕАТР

Скальпель, ножницы, собака

Начали «от печки»: прежде всего с изменения названия. На афише интригующе выведено (особенно для тех, кто повесть никогда в руках не держал, а таких сейчас в зале большинство!) — HOT DOG. Понимай, мол, его, как хочешь: или привычный перекусон — сосиска в тесте, или так, как написано, — горячая собака. Она ведь и у Булгакова горячая, крутым кипятком, бедолага, обваренная да профессором Преображенским на холодной послереволюционной улице подобранная для опытов по омоложению человека. Впрочем, для режиссера спектакля Дмитрия Петруня этот шаг, кажется, был совсем не формальным. Чего-чего, а жажды необычного подхода к тексту классика здесь хоть отбавляй. Равно как и бьющего через край молодого задора. В общем, долой примелькавшиеся в каждом булгаковском спектакле «кремовые шторы», весь этот привычный антураж интеллигентского быта, разные «атмосферные» сюли-мули. Да здравствует самый настоящий цирк, балаган, гротеск. Называйте все это, как хотите — словно отмахивается режиссер,— только в печку уже сложившейся психологически-реалистической традиции не ставьте. У меня свой Булгаков. Какой? Да такой: фантастический, техногенно-остраненный, безжалостный в своем провидческом знании будущего. Пусть в пространстве ослепительно белой операционной мелькают яркие цветные парики (привет Мейерхольду!), режут глаз клоунские наряды враз омолодившихся, сексуально озабоченных пациентов профессора. Пусть кружатся в бешеном танце клетки с его несчастными шариками, глумливо заходятся в русской плясовой всякие швондеры в красных, как у палачей, свитерах и рукавицах. А сам профессор (любопытная, но довольно монотонная работа Ивана Шабалтаса) предстанет на сей раз не страдающим интеллигентом, а эдаким сверхчеловеком от науки, надменно-усталым фатом с трубкой и щеголеватыми усиками. Впрочем, недолго ему осталось и в кресле вальяжно ездить, и бровь капризно вскидывать, и опыты свои безответственные придумывать. Караул устал. В финале сломленный, поздно прозревший профессор спасается от Шарикова элементарным бегством. Освобождает, короче, жилплощадь. Да и что прикажете делать, если озверевшего начальника подотдела очистки Шарикова (Александр Голубков) нельзя не то что в собаку обратно превратить, следуя Булгакову, но даже хвост поприжа

ть. Во вкус «изячной жизни» вошел, к элите, понимаешь, приобщился и теперь, распаленный сладострастием власти, уверенно тычет пятерней в профессорские комнаты: «Я буду жить здесь, и здесь, и здесь!» Усекли, дорогие россияне? Что и говорить, ход лобовой, но, к сожалению, точный для понимания того, кому у нас на Руси жить хорошо. «Они», стало быть, везде, а мы — где? Куда бежать? В каких палестинах спасаться? Вопрос, конечно, интересный...

Одно только смущает во всей этой истории. Сделана она, грубо говоря, с холодным, как у совершенно здоровой собаки, носом. Нет здесь болезненного надрыва. И уж тем более личного трагического отношения к проблеме. Аллегорический сарказм автора нужен режиссеру лишь как повод для формального эксперимента, возможности накрутить всяких штучек-дрючек. Иногда забавных, а чаще нелепых. Ну спрашивается, так ли уж надо пугать здесь зрителя отрезанной головой или предлагать профессорской прислуге вместе с Шариковым заниматься спиритизмом? И почему профессора возят в инвалидном кресле, а пришедшая в квартиру чекистка кормит его с вилочки?.. Все эти «находки» в итоге просто погребают спектакль под собой. Ритм плывет даже в сцене судьбоносной операции: «Тампон, еще тампон. Зажим, еще зажим». А пульса как не было, так и нет.

Елена Сизенко

Врез 3

"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯЮТ

Не боги горшки обжигают

Картина "Первый после Бога" - новый российский блокбастер ценой в 3 миллиона 400 тысяч долларов. Фильм основан на фактах биографии легендарного капитана-подводника Александра Маринеско, которого Гитлер объявил врагом номер один, а советские спецслужбы так и не простили за непролетарское происхождение и роман со шведской подданной. Новый фильм от режиссера "Зеркальных войн" Василия Чигинского с Дмитрием Орловым, Владимиром Гостюхиным и Виктором Сухоруковым - на экранах с 3 ноября.

ЗаЦЫПились

Маленький цыпленок Цыпа сильно подмочил свою репутацию в курятнике, приняв желудь, упавший с дерева, за кусочек неба и устроив настоящий переполох. Теперь он во что бы то ни стало намерен отстоять доброе имя. Но едва жизнь налаживается, на бедную цыплячью голову действительно падает настоящий кусочек неба... Новый диснеевский мультфильм "Цыпленок Цыпа" (режиссер Марк Диндал) с бюджетом в 60 миллионов долларов - на экранах с 3 ноября.

Цветы запоздалые

Владимир Яковлев впервые начал рисовать под впечатлением от произведений западных художников, привезенных в Москву на время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. С тех пор он не переставая писал свои удивительные цветы, чему не мешали ни прогрессирующая слепота, ни серьезный психический недуг. Практически всю свою жизнь Яковлев провел в лечебницах, но в историю вошел как один из самых ярких представителей московского андеграунда 60-70-х годов. На выставке "Шедевры Владимира Яковлева", которая открывается 2 ноября в галерее "Кино", будет представлено более сорока работ - живопись и графика разных лет из частных собраний.

Повернись к детям передом

1, 12 и 13 ноября в Театре Анатолия Васильева впервые сыграют детский спектакль. "Яга Баба Яга" придумана по мотивам русских народных сказок. Под музыку Чайковского пластика актеров делает спектакль режиссера Николая Коноваленко увлекательным и легким, а дремучие кущи, нарисованные сценографом Игорем Поповым, кажутся вековыми. Нельзя не сказать и о том, что прежде, чем ребенок попадет в мир сказки, он попадет в не менее волшебный мир одного из самых необычных театральных зданий Москвы.

Чего тебе надобно, старче?

"Рыбы-не-мы" - экспериментальный театральный проект, авторы которого решили соединить драму, документальное кино, а также электронную и живую музыку. Причем непосредственно текст - история взаимоотношений молодого человека и девушки - был основан на реальных интервью сегодняшних молодых людей и записан в так называемой технике verbatim. В рамках спектакля состоится выставка фотографий и инсталляций фотохудожника Андрея Чежина и молодых столичных фотографов. Режиссер всего действа - литовец Валюс Тертелис, а увидеть его можно 4 и 5 ноября в Театральном центре "На Страстном".

ФЕСТИВАЛЬ

Знай наших

Фестивалей русского искусства по всему миру теперь не счесть, на одной только Французской Ривьере их сразу два — один в Канне (проводится Российским фондом культуры), а другой в Ницце (организаторы — международная ассоциация ACR и «Фабрика искусств» при участии Национального театра Ниццы). И вроде города рядом, и спрос на типично русское («Калинка-малинка», матрешки, икра и балалайки) везде одинаков, а разница между двумя этими фестивалями существенная. В Канне представлен официоз и глянец, в Ницце — все живое, подвижное, экспериментальное. Каннская публика смотрела классический балет Юрия Григоровича, а жители Ниццы — непростые для них спектакли Юрия Погребничко (театр «ОКОЛО дома Станиславского»).

Спектакль «Где тут про воскресение Лазаря?», соединивший пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» с кусками романа Достоевского «Преступление и наказание», за границу вывезли впервые и впервые играли на большой сцене. Зачем два эти текста соединены вместе, французы не очень поняли, но володинский текст, не знаю уж как переведенный на французский, воспринимался весьма живо. Организаторы фестиваля объясняли свой выбор так: хотели, говорят, провести эксперимент, пусть, мол, посидят помучаются, голову поломают, коль воображают себя интеллектуалами. Кое-какой народ, конечно, уходил, но оставшаяся часть публики (надо думать, те самые интеллектуалы) аплодировала в конце весьма бурно. А уж второй спектакль театра «ОКОЛО» покорил зал полностью. Играли «Перед киносеансом», и все эти песенки 30—40-х годов в исполнении Натальи Рожковой вполне заслуженно вызвали в публике бешеный восторг.

Музыкальная часть фестиваля представляла публике легко ожидаемое (Государственный академический северный русский народный хор из Архангельска), но и кое-что неожиданное, авангардное. Группа «ТриО» Сергея Летова выступала с тувинской певицей Саинхо Намчылак (живет за границей и хорошо известна любителям современной музыки). Она начинала как исполнительница тувинского фольклора, но со временем увлеклась авангардным джазом и стала много экспериментировать в этом направлении. Воспринималось непросто, поскольку ничто в этом концерте не услаждало слух и не убаюкивало, но сам факт включения подобных вещей в программу фестиваля вызывает уважение. Разрушать стереотипные о нас представления, наверное, только так и нужно — резко и демонстративно. И даже типично народное искусство в этом году было далеко от «клюквенного» глянца. За него отвечали бабушки из коми-пермяцкой деревни Кукушка. Каждый вечер они устраивали для публики деревенский ужин с национально-фольклорными песнями. Лет старушкам немало — самой младшей 64 года, а самой старой 82, но чувствовали они себя в Ницце прекрасно, держались с достоинством, пели с удовольствием. И французов пробирало, во всяком случае подтанцовывать они выходили охотно.

Но что пробрало их окончательно, так это «Кракатук» (по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король») — ни на что не похожее театрально-цирковое представление, игравшееся на закрытии в огромном концертном зале. Поставил его режиссер Андрей Могучий, а оформил Александр Шишкин, который, несомненно, может считаться соавтором спектакля, настолько важна здесь его работа. Конечно же, именно им достался приз фестиваля — Courtens d'Or, а трехтысячный зал просто заходился от восторга, что означает — мы все же умеем делать настоящее, конкурентоспособное шоу. Для финала фестиваля была выбрана правильная точка.

Марина Зайонц

Врез 4

Шерше лямур

"Если вам ночью не спится и на душе нелегко", значит, вы уже посмотрели мюзикл "Вийон" в антрепризе "Арт-Вояж ХХI" (режиссер Александр Горбань) о знаменитом французском поэте Франсуа Вийоне и теперь ворочаетесь, сокрушаясь о своей... потерянной невинности, правда, сугубо эстетической. Раньше ведь по наивности думали, что мюзикл - это когда хорошо поют и танцуют, а на сцене феерия не феерия, но что-то эдакое, лихо закрученное, приправленное яркими музыкальными фразами, каждая из которых прицепится - не оторвешь. И только теперь поняли, как отстали в своих представлениях от суровой сценической реальности. И в самом деле, не каждому удастся так ловко, как автору текста Валерию Стольникову, срифмовать: "Пусть всюду бардак, приходите в кабак" или "Все цветы вокруг распустились вдруг". Не каждому случится и написать такую музыку (композитор Сергей Белоголов), что растворяется в памяти без всякого мелодического осадка. И уж тем более поставить мюзикл, в котором актеры поют и танцуют, словно на смотре областной художественной самодеятельности: старательно топочут, со страшной силой шпагами машут. А дамы, в свою очередь, бодро юбки задирают, нижним бюстом от души двигают. Распущенный XV век, парижская жизнь как-никак. Непонятно только, при чем здесь сам-то Вийон ( Владимир Бадов), что он хочет? Ясно, что не стихи почитать. А так, знаете ли, потусоваться, "лямур" поискать...

Богатыри - не вы

Рано или поздно непременно наступит такое время, когда нынешние бледные юноши и девушки с горящими взорами окажутся в музыкальной тусовке "старичками" и "зубрами". Кто из сегодняшних деятелей рокапопса попадет в эту обойму - Земфира, "Мумий Тролль", "Сплин" (далее по вкусу), - более или менее понятно уже сейчас. Но вот группы "Эссе" в этой милой компании наверняка не будет. Казалось бы, все ингредиенты современного поп-рокового коктейля на их альбоме "Внебрачный" присутствуют. Тут и лениво-вальяжные гитары, и подростковый вокал, который того и гляди даст петуха, наконец, стандартные рифмы, почерпнутые в текстах вышеназванных без пяти минут патриархов. Рецептура рокапопса соблюдена, а слушать альбом после второй-третьей песни уже не хочется. Почему? По причине его вопиющей вторичности. Само название "Внебрачный" и то вызывает устойчивые ассоциации с "Невестой" Ильи Лагутенко, "Девочка созрела" Земфиры и "Ты ждешь ребенка" Би-2. И если группы вроде "Мультфильмов" сознательно создаются продюсерами "под "Мумий Тролль", то здесь - искреннее желание быть похожими на всех сразу. Однако "на всех" в данном случае не означает "ни на кого". Вот уж поистине внебрачное дитя горячей любви к мэтрам.

ЧТО В ИТОГЕ

Ни царевна, ни лягушка

Несколько лет назад мне довелось брать интервью у covergirl одного недорогого, но глянцевого журнала. Звали девушку Евой, фамилии своей она не разглашала, служила фотомоделью в Париже и мужниной женой в России. При этом вспоминать о математической школе не разрешалось: решат, что синий чулок. Упоминать об этапах модельной карьеры тоже было запрещено: сочтут слишком фривольной. В самом ближайшем времени Ева собиралась запеть. Почему я ее вспомнила? Да потому, что узнала о выходе книжки "Perfection. Страсть к совершенству" Лены Лениной - тоже модели, тоже рожденной в семье ученых, тоже парижанки. Чем, думаю, черт не шутит, может, дал старт проект под названием "Ева: перезагрузка"? Ленина, правда, утверждает, что ее фамилия настоящая, но минутный поиск в Интернете свидетельствует об обратном. Впрочем, какая разница, если речь идет о красавице, журналистке и интеллектуалке - самой известной "русской личности" во Франции. Ну разве что "после Ельцина и Ростроповича".

Строго говоря, эта книжка не поддается жанровому определению. Воспоминания о Каннском фестивале соседствуют тут с правилами наложения тонального крема, а перечень жен Бориса Березовского - с раздумьями над загадочностью русской души. Я даже подумала, может, вот такая она и есть - сегодняшняя русская красавица? Не пьет, не курит, называет себя патриоткой, и никого не волнует, слышала ли она о Викторе Ерофееве. Есть в этом наивном желании высказаться все равно по какому поводу что-то трогательное, почти детское, совсем, казалось бы, сегодня забытое. Мы ведь уже лет десять читаем откровения "дрянных девчонок", с одинаковым упоением срывающих покровы не только с окружающих, но и с самих себя. Да так претенциозно, что книжки эти могут либо восхитить, либо разозлить. Ленина себя бережет. Да и кого может покоробить ее инструкция по ловле миллиардеров, завершающаяся сентенцией: "в конце концов, нужно работать с тем материалом, который есть"? Ведь это не что иное, как суровая правда жизни. И никакого ложного позерства.

Только вот в книжных магазинах "Perfection" стоит в секции "популярной психологии", рядом с пособиями для начинающих стерв и "Секс-меню для супругов со стажем" от суперзвезды жанра Дили Еникеевой. Думаю, неправильно стоит, не на месте. Этого автора следует перевести в разряд современных мемуаров. Почему воспоминания Лениной, пускай даже с отступлениями, менее интересны, чем, скажем, обильно представленные в тех же магазинах "ме" каких-нибудь заштатных актрис? У Лениной, конечно, багаж полегче, но кто сказал, что двадцать лет, прожитые на одной лестничной клетке со звездой, - большее достижение, чем двухнедельное участие во французском реалити-шоу? Думаю, в будущем подобных книжек будет издаваться все больше, ведь написать их может каждый. Стоит заменить Париж, журнальную обложку и рецепт лукового супа на, скажем, Москву, предвыборную кампанию и советы по чистке ковров. Было бы желание представить свою личную историю цепью значительных событий. Течение жизни преподать как историю успеха, да не абы какого, а полученного по заслугам. В такое мы, видно, время живем, что представление об удачах у каждого свое, и никто больше этого не скрывает. Кто-то завидует арабскому шейху, а кто-то - роли его шестой жены.

Впрочем, к книжке Лены Лениной приложен компакт-диск с ее песнями. Тогда как озабоченная собственным имиджем Ева вроде бы молчит.

Юнна Чупринина

"ИТОГИ" ПРИГЛАШАЮТ

В формате тет-а-тет

"Тет-а-тет" - так называется выставка работ фотокорреспондентов журнала "Итоги", которая откроется 4 ноября в ЦДХ на Крымском Валу. Экспозиция, приуроченная к празднованию 10-летия издательства "Семь Дней", развернется в Фотогалерее имени братьев Люмьер (зал А51) и в зале N 2. Многие наверняка помнят предыдущие выставки журнала - "Своя рука владыка" и "VIP-персоны", которые пользовались успехом. И вот теперь новый проект, собравший из архива фотослужбы "Итогов" более 100 портретов самых известных ньюсмейкеров России и мира, сделанных за последние годы.

Выставка называется "Тет-а-тет", во-первых, потому, что герои многих снимков поглощены разговором со своими визави. Доверительно наклоняясь к уху Валентины Матвиенко, Валерий Гергиев шепчет что-то первой питерской леди... Владимир Березин и Виктор Анпилов поют на сцене казино... Владимир Путин и Сильвио Берлускони прогуливаются с бокалами сока среди тщательно подрезанных кустиков на римской вилле... Но не только персонажи снимков беседуют приватно, с глазу на глаз. Благодаря фотографиям и зритель оказывается тет-а-тет с самыми известными политиками и спортсменами, актерами и писателями, режиссерами и художниками.

Большинство снимков, которые делают фотокорреспонденты, репортажные. Просто потому, что у них обычно от трех до пятнадцати минут на съемку. А иногда счет идет на секунды. Тем поразительнее, что кадры, пойманные на лету, могут соперничать с парадным портретом. Чего стоит, скажем, портрет Франко Дзеффирелли, сделанный на открытии его выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина! Впрочем, в репортерских снимках зрители приучены искать не живописные эффекты, а неожиданные моменты, насыщенные не пафосом, но юмором. На выставке "Тет-а-тет" таких фотографий предостаточно. Будь то Олег Кулик, получающий удар в лицо от античного атлета, отлитого из бронзы, или супруга мэра с настоящей боевой флягой на весенней Красной площади... Но есть снимки, пленяющие, как кадры из хорошего кино, похожие на мизансцены из ненаписанной пьесы, в героях которой не Розенкранц и Гильденстерн, а заметнейшие политики планеты.

Среди авторов этих замечательных работ - Алексей Дитякин, Николай Галкин, Андрей Замахин, Александр Иванишин, Владимир Новиков, Дмитрий Пленкин, Сергей Тягин. На выставке "Тет-а-тет" они вновь встретятся со своими героями, многие из которых придут на вернисаж. Выставка продлится до 14 ноября.

Ж. В.

КАК ПОЖИВАЕТЕ?

Максим Дунаевский, композитор:

- Последний свой отпуск я провел в США, где когда-то долго прожил. Посетил огромное количество бродвейских театров. Видел нашумевший мюзикл "Продюсеры" замечательного американского актера и режиссера Натана Лейна. Эта ретро-постановка в стиле 1930-х годов возвращает музыкальный Бродвей к его истокам, что не может не радовать. Ведь современные мюзиклы перестали быть мюзиклами в классическом понимании, это скорее красочные эстрадные шоу. После "Продюсеров" моя жена, которая никогда не видела настоящей бродвейской постановки, воскликнула: "Вот таким я и представляла себе мюзикл!" А посмотрев еще и "Призрак оперы", я вдруг понял, почему мюзиклы в США живут так долго. Они постоянно обновляются: меняются актерский состав, декорации, и в итоге человек, видевший ту или иную постановку несколько лет назад, попадая на нее снова, открывает что-то новое.

Еще, будучи в душе настоящим спортсменом, я с удовольствием посетил теннисный турнир US Open. Для меня спорт сродни театру, а мастера ракетки приравниваются к настоящим актерам. И, наконец, попал в Лас-Вегас на концерт Селин Дион. Не могу сказать, что я большой поклонник этой певицы, но именно после Лас-Вегаса проникся уважением к тому, что она делает. Ее выступление - это настоящее шоу с грандиозными балетными номерами, блестяще подобранным репертуаром и великолепным живым исполнением.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера