Архив   Авторы  

Молчание волхвов
Культура

"Поклонение волхвов", один из самых знаменитых шедевров Леонардо да Винчи, как выяснилось, не имеет ничего общего с замыслом великого флорентийца: картина была кем-то тщательно переписана. Что прятали под слоем краски и грунтовки? "Итоги" попытались расшифровать очередной "код да Винчи"

В залах экспозиции, посвященной гению Леонардо да Винчи, во флорентийской галерее Микеланджело, где я укрылся от дождя, все было, как на любой другой выставке изобретений великого итальянца. Кругом макеты, воссозданные по его чертежам: бронированный фургон - прообраз танка, модель парашюта, прибор для измерения силы ветра, артиллерийские снаряды со стабилизаторами... В зале, где выставили винты, пропеллеры и турбины, организаторы, видимо, исключительно из дизайнерских соображений подвесили к потолку огромную репродукцию знаменитой картины Леонардо "Поклонение волхвов". Собравшись перейти в другой зал, я вдруг поймал себя на странном дежавю. Повернулся к картонке с репродукцией, скользнул взглядом по винтообразным конструкциям макетов и вмиг прозрел.

По крестному пути

Инженерная спираль - вот основа живописного приема Леонардо. Каждая его картина - это прежде всего явная спиралевидная конструкция. Причем выстроенная математически, как и его механизмы. В этом сила Леонардо, но в этом и слабость: многие из его идей оказались недоступными для понимания современников. Именно поэтому он и породил такой живой интерес у беллетристов.

"Дэн Браун? В глаза его не видел и говорить о его книгах не собираюсь!" - голос в телефонной трубке звучал сурово. Это был доктор Марко Фосси, главный администратор галереи Уффици. Он - правая рука профессора Антонио Паолуччи, директора центра флорентийских музеев и бывшего министра культуры Италии. "Вы приехали во Флоренцию ради "Поклонения волхвов"? Ну что ж... Хотите встретиться со мной? Вряд ли это возможно, я очень занят".

Я понял, что опростоволосился: после упоминания злополучного "Кода" ни один человек на родине да Винчи со мной и говорить не станет. И тем не менее решил сделать еще одну попытку. Набрал телефон инженера Маурицио Серачини, единственного реального персонажа в нашумевшей книге. Человек, называющий себя "диагностом искусства", оказался более снисходительным: "То, что сделал Дэн Браун, - откровенное хамство. Он мог бы предупредить, что собирается сделать меня одним из своих героев. Хотя бы поговорить со мной по телефону для проформы... Если же вас интересует "Поклонение волхвов", приезжайте ко мне в лабораторию. Записывайте адрес! Впрочем, подождите... Вижу, вам очень нравится Дэн Браун. Если вы его достойный адепт, то легко меня найдете. Запоминайте и попытайтесь расшифровать!"

"Код Серачини" был такой: "От Бандино идите по крестному пути. Сперва следуйте за пальцем святого Иоанна Крестителя, а за мостом добро пожаловать к самому пророку. Затем по его пути приблизьтесь, как только можете, к святому Франциску Ассизскому. Только после этого смело входите в дом с мемориальной табличкой с именем одного из давно умерших персонажей "Кода да Винчи"... Вы где сейчас? У вокзала? Легко дойдете до меня за полчаса. И учтите, опозданий я не люблю".

С Бандино все просто: помог "Ганнибал" с Энтони Хопкинсом, увиденный на днях в Москве. Старшего следователя Ринальдо, выследившего доктора Лектера во Флоренции, маньяк казнит на окне Палаццо Веккьо. Там, где был повешен в конце пятнадцатого века далекий предок полицейского, заговорщик Пацци. Его наперсником в заговоре против братьев Медичи и был киллер Бандино, казненный таким же образом. Его повешение, кстати, запечатлел и Леонардо.

Значит, исходный пункт поисков - это площадь перед Палаццо Веккьо. Дохожу до нее и ищу другой ориентир - крестный путь. Может, это площадь Санта-Кроче (Святого Креста). Нет, рядом должна быть гора, символизирующая Голгофу. Вспоминаю, как несколько лет назад, когда я в первый раз был во Флоренции, поднимался на горку, чтобы любоваться закатом. Выходит, мне надо идти на другую сторону реки... А при чем тут палец, да еще самого святого Иоанна Крестителя? Едва я пошел по периметру Пиацца делла Синьория, как увидел плакат-перетяжку. А на нем - леонардовский Иоанн Креститель с картины, виденной мной в Лувре: указательный палец правой руки поднят вверх. В моем случае - по направлению к реке Арно. Спешу к Старому мосту - Понте Веккьо - и замечаю справа бюст Бенвенуто Челлини, великого скульптора и не менее великого авантюриста. "Бенвенуто" - это же по-итальянски "добро пожаловать"! Я - на правильном пути. Но о каком пророке говорил Серачини?.. В любом случае горка должна быть у меня слева. Сворачиваю и застываю как вкопанный!

В желтом тумане, висящем после ливня над набережной Арно, я чуть не столкнулся со странной фигурой. Изможденный человек застыл, пойманный в движении, посреди маленькой площади. Я даже не сразу понял, что это скульптура без пьедестала. Он почти обнажен, только покрыт каким-то рубищем. Надпись под ногами этого флорентийского Махатмы Ганди гласила: "Святой Иоанн Креститель. Скульптор Джулиано Ванчи". А кто там с горочки спустился? Мне остается лишь следовать по маршруту пророка, и я принялся ломать ноги по брусчатке. До встречи с Маурицио Серачини оставалось семь минут.

Франциск Ассизский. Видимо, надо найти церковь Святого Франциска. Вижу, из какой-то подвальной норы вылезает покрытый известкой человек. Спрашиваю: "Здесь есть рядом храм?" - "Есть. Вверх по улице. Храм Святого Николая". Не успеваю! Собираюсь сдаться и перезвонить "диагносту картин" и вижу вмурованную в стену табличку: "Здесь в 1211 году служил святой Франциск Ассизский". А напротив горельефа череда огромных, тяжеловесных палаццо, и на каждом - мемориальные доски.

Но мне-то нужен персонаж "Кода да Винчи". Или его однофамилец. На одной из стен читаю: "Здесь жил и умер Джон Поп-Хенесси (1913-1994), историк искусства". Уж не родственник ли Александра Попа, лондонского поэта, в стихах-подсказке выведшего в "Коде да Винчи" Роберта Лэнгдона на могилу Исаака Ньютона? Фамилия, во всяком случае, та же. Все - круг замкнулся! И я смело зашел в дом, где меня с улыбкой встретил синьор Серачини, по своему лоску напоминавший Витторио Гассмана, а по физиономии - Жерара Депардье.

Метод Серачини

"Рентгеноскопия, фотографирование инфракрасными лучами плюс трехмерное измерение - вот вкратце специфика моего метода, - начал рассказ Маурицио Серачини. - Я как бы проникаю в глубь картины... Видите ли, искусствоведы судят о полотнах, руководствуясь только собственным зрением. Скажем, вы видите красивую женщину. Но кроме того, что она вам нравится, вы ничего о ней не знаете. А ведь эта красота может быть только внешней, искусственной. Так же и искусствоведы судят о картинах, объективно ничего не зная о них..."

Десять табличек из тополя, склеенных и скрепленных деревянными рейками. "Поклонение волхвов" - одно из наиболее крупных по размерам полотен Леонардо: 96 на 97 дюймов. А раньше оно было еще больше. Как сумел установить синьор Серачини, картина укорочена снизу на десять сантиметров. Что там осталось за абрисом и кануло в Лету?

"У каждой большой картины, - говорит Серачини, - своя анатомия и своя патология. "Поклонение волхвов", безусловно, самое значимое полотно Леонардо, находящееся в Италии. Когда несколько лет назад руководство Уффици приняло решение о его реставрации, оно действовало не на базе научных исследований. Задумали просто подсветить картину, у которой поблекли тона. Картину унесли из зала. Но тут же в газете "Национе" появилась целая полоса, на которой сорок историков искусств выступили с заявлением, что картина не должна реставрироваться. Они боялись навредить этому произведению и потребовали проведения исследований полотна. Так я и начал изучать "Поклонение". Анализ, подобный нашему, никто не применял".

Результаты оказались столь невероятными, сколь для многих и неприемлемыми: картина была практически переписана кем-то после Леонардо. Причем тот смысл, который закладывал в свою работу да Винчи, оказался извращен. Кому это потребовалось? Римской церкви, оберегающей догматы? Властям?.. Остается только гадать. Проблема в том, что никто не знает, кому принадлежала картина на протяжении ста сорока лет после того, как над ней работал Леонардо. Можно лишь сказать, что при помощи сильных растворителей она была отполирована. Эта обработка ощутимо приглушила цвета. Потом была нанесена грунтовка.

"Мы установили, что в краске больше всего свинца", - вспоминает Маурицио Серачини. Мы сидим под расписанными изысканными узорами потолками Палаццо Каниджиани, где расположены мастерские созданной им компании "Эдитек". Почему свинец? Он является основой белой краски, которой кто-то замазал всю картину. А под этим белым слоем обнаружены черные следы. Это и есть оригинальный рисунок, который делал лично Леонардо. "Но есть и другой черный цвет, более жирный и не связанный структурно, своими кристаллами, с белым, - продолжает Серачини. - Значит, он был нанесен поверх рисунков Леонардо позднее. Иначе говоря, оригиналы оказались законсервированными".

И что затем? Два слоя краски высохли и срослись. Дали расщелины. И тогда анонимные "благожелатели" закрасили их еще раз. Темный, синий цвет... Разные эпохи столкнулись и перемешались. Но Серачини и его помощникам удалось доказать, что картина, представляемая во всех справочниках как "незаконченная", была на самом деле почти завершенной. Ровно в той степени, как этого хотел сам автор. Художник же, что переписывал Леонардо, те фрагменты оригинального полотна, смысл которых не понимал, замазывал или зарисовывал. Мстил или выполнял чей-то заказ?

Кодовое слово

То, что открылось благодаря методу Серачини, не может не поражать. "Поклонение волхвов" - это композиция из трех визуальных планов. Видение Леонардо вообще трехмерно. Причем художник зачастую находится при восприятии композиции в верхней точке, как бы смотря на все с небес. На первом плане изображено непосредственно поклонение волхвов Деве Марии и Христу-младенцу. Стоит же Богородица на самом деле не на темной земле, а на возвышении в скалах, словно на пьедестале. Крайний персонаж справа, по мнению многих искусствоведов, это сам юный Леонардо - ему тогда было двадцать девять лет. Среди людей, поклоняющихся Богоматери, четко виден и профиль Данте.

Все это прозрачное, легкое, а не блеклое и бесцветное, как на музейном полотне. С невероятной легкостью узнаются персонажи будущих картин Леонардо. Вот "Святой Иероним", а вот и "Мадонна в гроте". Леонардо ищет, нащупывает своих будущих героев. Особенно наглядно чувствуется это при изучении второго плана "Поклонения". Длинный ряд лиц пронзительно напоминает персонажей "Тайной вечери". С той разницей, что в "Поклонении" все апостолы изображены зеркально по отношению к "Вечере". И в центре композиции четко прорисован человек, указующий перстом правой руки вверх. Нет сомнений, что это Иоанн Креститель: не случайно он стоит под рожко-вым деревом, ассоциирующимся с ним.

"Поклонение волхвов" - самая большая коллекция рисунков Леонардо. Это становится очевидно после изучения того, что предстает после анализов Серачини на третьем плане полотна. В правом верхнем углу, который на картине замазан анонимным художником, оживают батальные сцены. Человек, распростертый на земле. Сражающиеся всадники. С явностью мультипликации ощущается движение. С помощью инфракрасной камеры и сканера, соединенного с компьютером, удалось только на участке в 9 с половиной квадратных сантиметров сделать две с половиной тысячи фотографий. И увидеть на заднем плане не только вола и осла, непременных атрибутов рождественских яслей, но и... слона! Единственного слона на всех картинах Леонардо.

Тут же, несколько ниже, огромное количество лиц. Среди них - человек с "глазом мудрости" во лбу. Все эти люди смотрят не вниз, на Деву Марию, а в левую часть полотна. Туда, где на картине, хранящейся в музее, изображены развалины, обязанные - согласно официальной версии - символизировать упадок дохристианских ценностей. На самом же деле руины оказываются строящимся храмом. Мастера, подмастерья и ученики с отвесами и наугольниками, линейками и рычагами. И поднимаются они все выше, к небу, по двум лестницам, в каждой из которых по шестнадцать ступеней. Вместе с верхней ступенью, венчающей восхождение, получается ровно тридцать три. Вам ничего не говорит это число? Для справки: столько же градусов в шотландском масонстве, впитавшем в себя и тамплиерские знания. Да и сам собор больше похож на храм царя Соломона, нежели на католическую церковь. Какой там Дэн Браун с его дутыми сионскими заговорами?! Орден тамплиеров жив и восстанавливается из руин, утверждает сам Леонардо.

И все три композиции организованы вокруг спирали, уводящей зрителей по ступеням строящегося храма в небо. Кстати, худосочные дерева были пририсованы анонимом позже. Так показал анализ краски с примесью меди, проведенный лабораторией Серачини.

"Поклонение волхвов" - это ключ к пониманию всего последующего творчества Леонардо, - считает он. - Не завершив эту гигантскую картину, мессир да Винчи оставил потомкам свое кредо: у творчества нет конца, созидание вечно! Он умышленно создал рисунок, который трудно полностью уничтожить: использовал смесь ламповой копоти и водяного клея. Не знаю, подозревал ли Леонардо, что его творение подвергнется изменениям. Но, осознанно или нет, он заложил в "Поклонении волхвов" эскизы своих будущих работ. Включая и "Битву в Ангьяри", которая будет - я уверен - обнаружена в ближайшее время".

А это уже отдельная история. Дело в том, что фреска "Битва при Ангьяри", как утверждает Серачини, уцелела и находится в стене Зала пятисот флорентийского Палаццо Веккьо (Дворца Синьории). В старинном документе написано: "Поднимись на вершину лестницы и взгляни на коней перед тобой, и тогда свершится чудо: тебе откроется знание!" Проведя трехпространственное измерение всего здания, лаборатория Серачини точно вычислила, где до многочисленных перестроек располагалась та самая лестница. А значит, и выявила, где должна была находиться фреска. Наброски и этюды говорят, что это была картина потрясающей силы. Она, размером 6 на 4 метра, расположена под более поздней фреской работы Джорджо Вазари - в полости толщиной не более двух сантиметров. Радары подтвердили это. Но как быть с фреской Вазари? Она рискует пострадать от реставрационных работ. Выход только один: использовать специальную термографическую аппаратуру. Маурицио Серачини намеревается начать эту сложнейшую операцию в феврале будущего года. "У Серачини собраны все аргументы для того, чтобы эксперимент завершился успехом, - сказал "Итогам" Алессандро Вецози, директор музея Леонардо в его родном городе Винчи. - Парадокс в том, что Леонардо при всей его известности исследован меньше других мастеров эпохи Возрождения. Не счесть лакун, которые еще придется заполнить и в его биографии, и в его творчестве".

Знаменательно, что местоположение потаенной фрески подсказал и сам Вазари, художник, архитектор и историк искусства, безмерно уважавший Леонардо. Именно над полостью, обнаруженной Серачини, Джорджо Вазари изобразил на маленьком зеленом воинском вымпеле единственную на всей фреске надпись: Cerca trova - "Ищите и обрящете". Чем не ключ для разгадки очередного "кода да Винчи"?

Кирилл Привалов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера