Архив   Авторы  

Царь "Горы"
Искусство

"Миф, который я терпеть не могу: наши мультики очень добрые, а их - злые. Бред сивой кобылы. В начале 90-х поколение детей, на наших воспитанное, без проблем пополнило бандитские ряды", - утверждает Александр Татарский

На Первом канале стартовал анимационный проект, аналогов которому в России еще не снимали. "Гора самоцветов" - это 52 сказки народов, населяющих нашу страну. Идеологическая составляющая проекта очевидна: мультфильмы начинаются словами "Мы живем в России". Государственная поддержка наглядна: презентация первых серий состоялась не где-нибудь, а в Совете Федерации. За высокий художественный уровень отвечают авторы, среди которых - видные отечественные мультипликаторы, а консультантами "Горы" выступают признанные классики жанра. О том, как "Гора самоцветов" выросла на пологих склонах отечественной мультипликации, "Итогам" рассказал художественный руководитель проекта и режиссер Александр Татарский, возглавляющий студию "Пилот".

- Александр Михайлович, знаю, что при вас нельзя произносить слово "мультик"...

- Почему? Можно. Просто плохое слово, придуманное тетеньками с телевидения. Это примерно так же, как сказать музыканту, что он лабух. Если я слышу "мультик" от киношника, то сразу отвечаю: "ваша телевисюсенька". И мы квиты. У нас множество гораздо более серьезных проблем, чем терминология.

- Сколько анимационных фильмов "Горы самоцветов" уже снято?

- К весне будет около тридцати. Конечно, их должно быть больше. Согласно переписи населения национальностей у нас, даже если откинуть хоббитов, немногим больше ста пятидесяти. Как только о проекте стало известно, все захотели быть в нем задействованы, и уже начались звонки: а где наша сказка? На самом деле в проекте будут представлены не 52 национальности, а гораздо меньше: у нас только русских сказок шесть, несколько украинских и татарских. Дай бог, охватим национальностей тридцать.

- А почему фильмов именно 52?

- Таков телевизионный формат. В году именно 52 недели.

- Правда, что за показ боролись сразу все телеканалы?

- Что значит - боролись? Было несколько предложений. Мы выбрали Первый канал, потому что он смог организовать настоящий премьерный показ. "Россия" предлагала демонстрировать наши сказки в "Спокойных ночах", где на фильм отводится шесть минут. То есть мы должны были резать каждую картину пополам. Сейчас я вам расскажу половину анекдота, а завтра приходите узнать, чем дело окончилось.

Кстати, я всегда ругаю нашу мультипликацию за то, что она неформатная и не вписывается в телевидение. "Спокойной ночи" - пример того, как телевидение не вписывается само в себя: шестиминутных фильмов в мире не производят.

- В нашей мультипликации, прямо как на радио, диктат форматов?

- Мультипликация - не игровое кино, мы говорим не о жанрах, а о форматах. Ведь сегодня уже понятно, что основные прокатчики мультфильмов - либо телевидение, либо кинотеатры, только показывать в них нужно не сборники мультфильмов, а полнометражные картины. Делать фильм длиной в 2 или 6 минут - все равно что выпускать патроны несуществующего калибра. Такие картины не востребованы ни телевидением, ни кинопрокатом. Но у нас многие по-прежнему считают, что если фильм не может дойти до зрителя, то он авторский. Это как одна девушка спросила у другой: "Ты с мужчиной в первый раз в жизни переспала за деньги или по любви?" - "Ну разве три рубля это деньги, наверное, по любви". Если исходить из того, что абсолютно каждый маленький фильм - авторский, то часто авторства в нем как раз на три рубля.

- Мировые аналоги такого проекта, как "Гора самоцветов", существуют?

- Помните, наверное, как Би-би-си популяризировало Шекспира? Причем здесь, в Москве, на специально выращенной студии, на бюджетные английские деньги. "Пилот" в этом смысле гораздо более самостоятельный и, как Мюнхгаузен, сам себя вытаскивает из болота за волосы.

- И на деньги госкино это неплохо получается?

- Максимум, что может предоставить федеральное агентство, - 75 процентов от типовой сметы. Остальное приходится искать самим. К тому же, несмотря на прописанное в казначействе количество процентов, реальные расходы на наш проект гораздо выше. Недостаток денег - это не злая воля госкино, таковы нормативы. К тому же необходимо понимать, что такого рода проекты могут себя окупить в очень отдаленной перспективе. Благодаря телевизионным показам мы сможем за два года вернуть лишь 10-12 процентов.

Слава богу, что государство в принципе взяло на себя обязательство поддерживать мультипликацию. А ведь в большинстве стран подобного не происходит. И очень хочется верить, что наша мультипликация воспользуется этой поддержкой и научится быть самостоятельной. Хотя есть опасность, что этого не случится. Дают деньги - и замечательно, и все их кушают. Но если завтра подешевеет нефть, подавляющее большинство студий в один момент рухнет. Они не используют подставленную им подушку и развиваются экстенсивно.

- Уже никогда не вернется золотая пора отечественной анимации?

- Ненавижу вранье и легенды. В том числе о том, что наша мультипликация когда-то была очень большой. Это неправда из той области, что советские микрокалькуляторы - самые большие микрокалькуляторы в мире. По объемам наша мультипликация всегда была маленькой.

- Зато целую школу создали. Или это тоже легенда?

- Нельзя ответить однозначно. В целом наша мультипликация была калькой с не очень хорошей американской, завезенной еще в 30-е годы. На самом деле тогда школы не существовало нигде в Европе. Впрочем, какие-то ростки у нас пробивались: свой стиль был у "Союзмультфильма", киевской студии, таллинской... А если говорить о таких именах, как Хитрук, Назаров, Норштейн, еще несколько фамилий - то они же сами по себе школа.

- Хотите анекдот? Все мы вышли из "Шинели" Гоголя, один Норштейн в ней застрял.

- ...Продолжаю. Но даже в самые урожайные годы весь Союз производил фильмов меньше, чем одна только Прага. Причем именно Прага, даже не Чехословакия в целом.

- Советская власть не оценила страшной силы этого искусства?

- И все прошляпила. Мы упустили момент. В то время как во всем мире мультипликация развивалась очень бурно, мы - в лучшие годы - выпускали менее пяти процентов от общего мирового числа картин. Тем более обидно, что это производство не требует нефти или газа, да и технологически мы не отставали. Ну, может, на Западе были лучшие мультстанки с камерами, и снимали они на "Кодаке", а не на "Свеме", не к ночи будь помянута. Но эти отличия не принципиальны. Мультипликация была нашим балетом, и мы вполне могли выбиться в лидеры, тем более что анимационное кино космополитично и легче, чем любое другое, перешагивает барьеры. Однако индустрия так и не была создана. Сидели каждый на своем хуторе. А мир двигался дальше.

Это я вам отвечаю на вопрос, где наши мультфильмы и почему их никто не видит.

- Я его не задавала.

- Почему? Его всегда задают.

- Да ответ вроде как известен: отсутствие нормального кинопроката, безденежье, нехватка профессионалов, общий кризис 90-х. Кстати, игровое кино сняло, кажется, все пенки с интереса Запада к постсоветской России, а мультипликационное?

- Не было такого. 90-е годы прошли бестолково и практически в пустую. "Союзмультфильм" просто рухнул, что очень печально. Должен существовать маяк, чтобы равняться на него, как на лидера.

Особенно обидно, что именно в начале 90-х мировая мультипликация переживала подъем: в некоторые годы производство удваивалось. Вы о таком слышали? Производство автомобилей вырастет на каких-нибудь шесть процентов, и все счастливы. А тут - на сто!

- Судя по сериалам, идущим на нашем телевидении, количество не всегда поддержано качеством.

- Так говорить - все равно что заявлять, будто все китайские товары некачественные. Да, миллионы - некачественные, а другие миллионы - просто супер. Можно купить в Америке костюм от Версаче, а можно костюм на покойника: пролить на него вино и обвинить производителя. Когда открылся занавес, мы напокупали кучу дерьма. Главное - подешевле. Большинство тех фильмов были никакими не американскими, снимали их в Юго-Восточной Азии, разве что под брендами. Делать из этого вывод, что западная мультипликация плохая - глупо и непрофессионально.

Но даже если мы будем отбирать самое лучшее, скажем, прижизненного Диснея, нужно понимать одну вещь. Любой психолог вам скажет, что существует такое понятие, как подсознательный патриотизм. Десять лет назад было нечего жрать, потом вдруг прилавки заполнили завезенной из Европы дешевой, но очень красивой колбасой. Помните этот период: импортное - значит хорошее, наше - плохое. Но вскоре наступил перелом, и сегодня финская компания продает свое масло под названием "Вологда". Любой человек, если он уважает свою страну, подсознательно поддержит отечественного производителя без всяких напоминаний. В искусстве - особенно. Волки - очень симпатичные животные, но, попав к волкам, ты не вырастешь человеком. Если наши дети смотрят только западные фильмы, пусть и самые лучшие, это значит, что мы растим поколение иностранцев в собственной стране.

- А сами защищали американских "Симпсонов" от депутатов Госдумы, требующих их запрета. Оттого, что учат дурному.

- "Симпсоны" - отличный, качественный продукт, имевший успех по всему миру. На современных больших американских студиях сидит штат детских педагогов, психологов, кого только нет... Они проводят такую цензуру, что Егор Кузьмич Лигачев просто отдыхает.

Кстати, второй миф, который я терпеть не могу: наши мультики очень добрые, а их - злые. Бред сивой кобылы. Многим коммунистам кажется, что советская жизнь была хорошая, а на самом деле они просто были моложе, и у них печенка не болела. Те фильмы, которые считаются добренькими, на самом деле - чудовищное сюсюканье. Зайчик пукнул, мышка его пожалела, потом пришел мудрый ежик, и они голосами хора Попова спели песню с неразборчивым текстом. На всякий случай пропели мораль: вдруг кто подумает, что фильм о другом и нас не ждет светлое будущее. Такие мультфильмы доброте не учили. В начале 90-х поколение детей, на них воспитанное, без проблем пополнило бандитские ряды.

А что касается "Симпсонов"... Это не предмет обсуждения для Думы, мультфильмами должны заниматься профессионалы.

- Надо думать, сенаторы, принимавшие "Гору" в Совете Федерации, в мультипликации разбираются?

- Стоп. Отвечу так: страну свою я любил всегда, надстройку - никогда. И меня всегда изумлял уровень ума начальственных мужей, который мой папа называл детским. То есть внешне это взрослые дяденьки и тетеньки, а по интеллекту - недоразвитые дети. Это меня пугало. Кто нами руководит: вот эти геронтологические особи, читающие по бумажке с Мавзолея? Или нынешние депутаты, являющие порой такие цирковые номера, что не соскучишься? Оттого в Совет Федерации я шел с предубеждением. Но был совершенно изумлен. Там сидело несколько сенаторов, они высказывали умные и абсолютно правильные киноведческие суждения. Слава богу, в политику пришли нормальные развитые люди. Я так говорю не оттого, что меня хвалили.

- У вас там есть нанайская сказка, где нехорошие китайцы обижают хороших нанайцев, но приходят русские и всех спасают. А ну как в какой-нибудь сказке появятся нехорошие русские?

- Наверное, вы не правильно поняли режиссера. В ней действительно фигурируют захватчики, но они ничем не похожи на современных китайцев, это скорее абстрактные вооруженные отряды. На самом деле для меня это очень острая проблема. Не случайно в наш проект не вошли, например, сказки, где русские борются со своими врагами. В наших фильмах может появиться максимум Змей Горыныч. Конечно, он - герой иносказательный, и за ним скрываются кочевые племена. Но сегодняшним зрителем он так не воспринимается. А чаще мы стараемся выбрать для экранизации бытовые сказки, сказки о животных, где народы друг с другом уж точно не воюют.

Не люблю говорить о том, что не видел, но таких фильмов, как, скажем, "Князь Владимир" (анимационный полнометражный проект Юрия Кулакова. - "Итоги"), я бы все-таки в России не снимал. Я видел пилотный ролик этого фильма, где все русские были хорошие, потому что приняли православие, а все остальные, исповедующие другую религию, были, естественно, плохими. Очень хочется надеяться, что в самом фильме все будет не так прямолинейно. Иначе в примитивном изложении реакция на него будет следующая: татарские бизнесмены сбросятся на полнометражную картину о том, как татарские ханы сажали на кол неверных собак. Православие не налоговая полиция и уж в чем точно не нуждается, так это в рекламе. Да и разделение на наших и татар (пусть авторы и назвали их "степью") кажется мне сомнительным.

- Зато "Князь Владимир" - пример вожделенного полного метра.

- Сейчас только ленивый не запускает полный метр, вопрос в качестве. На сегодня мы имеем четыре полных метра. И все они как минимум убыточны. Разве это коммерция?

- И сельяновский "Алеша Попович и Тугарин-Змей"?

- Простая арифметика. Этот фильм стоил примерно полтора миллиона, собрал - два. Вроде бы полмиллиона прибыли. Но прокатчики-то тоже берут деньги! И немаленькие - больше пятидесяти процентов. Так что дохода не остается. Но все-таки проект Сельянова, которого я очень уважаю, на сегодняшний момент самый успешный.

- И что же делать?

- Продолжать стараться. И я снимаю шляпу перед теми, кто уже рискнул. Они бьют лыжню и накапливают опыт. Тем более что традиции полного метра в России не существует. В моем детстве попытки делать полнометражные фильмы, хотя бы и недомерки, случались. Но чтобы их пересчитать, хватит пальцев одной руки. Советское мышление в очередной раз победило здравый смысл. Крупный проект делает один режиссер, другие сидят без работы. А это недопустимо. Вы что, думаете, когда Назаров или Хитрук заканчивали фильм, их тут же запускали со следующим? Ни фига, они становились в очередь за Пузькиным. Как же можно обидеть Пузькина, лишить его несчастной зарплаты в сто пятьдесят рублей? Наша мультипликация была очень похожа на Советскую армию, где генералов всегда больше, чем солдат. Проблема остается и сегодня. У нас кого ни свистни, так отзываются одни режиссеры. Или люди, таковыми себя считающие. А попробуйте найти художников-аниматоров или других специалистов. Дефицит кадров чудовищный. Даже если бы у меня сейчас здесь стояли мешки с деньгами, я не знал бы, где найти профессионалов.

- Почему в "Горе самоцветов" вы выступаете только как сценарист?

- Если я режиссер, то сижу в окопе и занимаюсь только отведенным мне фильмом. А как руководитель проекта я должен участвовать в работе над всеми картинами. И это нормально, это студийная работа.

Честно говоря, вы меня просто убили этим вопросом. Знаете, однажды у Диснея спросили: "Вы писали сценарий к этому фильму?" - "Нет, я сценария не писал". - "Вы придумали этого героя?" - "Нет, это сделали художники-аниматоры". - "А что же сделали вы?" - "А я, как пчела, перелетал с цветка на цветок и все опылял". Когда Дисней умер, сценаристы и аниматоры остались прежними, а вот фильмы совершенно изменились. Как вы понимаете, не в лучшую сторону. Разумеется, я не сравниваю себя с Диснеем. Но для того чтобы понять, чем я здесь занимаюсь, надо подождать, пока меня не станет.

Юнна Чупринина
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера