Архив   Авторы  

Дети подземелья
Искусство

У нового поколения театральных режиссеров много амбиций, да мало амуниций

Сегодня, как поется в известной советской песне, "молодым везде у нас дорога...". Было время, когда слова эти воспринимались издевательски: государственные театры наравне с другими государственными институтами на молодых смотрели с подозрением. Сейчас не то. Сейчас возраст имеет значение определяющее, уже не на способности человека смотрят, а первым делом в паспорт заглядывают. "Наступает наше время, тридцати - сорокалетних", - вызывающе заявляет молодой режиссер Елена Невежина. Она права - их время пришло.

Государственные театры, потерявшие безусловных лидеров, сами осознают, что нуждаются в обновлении. Правда, имена приглашаемых в основном одни и те же, давно известные - Кирилл Серебренников, Нина Чусова, Юрий Бутусов, Дмитрий Черняков, Миндаугас Карбаускис.

Меж тем каждый год театральные вузы выпускают режиссеров. На пятки вышеупомянутым героям нашего времени они пока не наступают. Большие театры новичков не слишком охотно приглашают, зато в их полном распоряжении экспериментальные площадки, которые, к счастью, в Москве теперь есть (Центр имени Вс. Мейерхольда, Театральный центр "На Страстном", различные клубы). И есть проект "Открытая сцена" Комитета по культуре Москвы для поддержки всякого рода начинаний.

Чуть раньше, чем Серебренников с Чусовой, объявилась в Москве как раз та самая Елена Невежина, окончившая курс не у кого-нибудь, у Петра Фоменко. Трудилась в "Сатириконе", приглашалась в другие театры, а потом вдруг раз - и решила уйти в свободное плавание. Называет теперь себя в афише попросту Леной, надо полагать, так "молодежнее".

Что касается новых форм, то это сегодня, как выясняется, прежде всего бесформенность. То есть вали на сцену все подряд и будешь выглядеть новатором. Говорят, не так давно в одном из столичных клубов Невежина представила несколько сочиненных историй про московское метро. Похоже, это становится модной темой. Во всяком случае, на фестивале проектов "Открытой сцены", что прошел только что на площадках Центра им. Вс. Мейерхольда и Театрального центра "На Страстном", про метро показали аж два спектакля - "Подземный бог" в постановке режиссера Антона Коваленко (выпускник мастерской Камы Гинкаса в Школе-студии МХАТ) и "Рыбы-не-мы" в постановке Валюса Тертелиса (выпускник мастерской Петра Фоменко в РАТИ).

И вроде все тут разное: и авторы, и исполнители, и режиссеры, а похожи эти спектакли, как близнецы-братья. Потому что составлены, на манер мебели в IKEA, из готовых блоков. И тогда не важно, кто ты и кто тебя учил. Традиционным словом "спектакль" увиденное лучше не называть, это клубное зрелище, и публика на них собирается клубная, пришедшая в первую очередь хорошо оттянуться. "Подземный бог" написал екатеринбургский автор Александр Архипов, предъявивший некую смесь популярного нынче стиля verbatim и собственно авторского, поэтического стиля. Режиссер добавил к этой смеси "альтернативный шансон" (так в афише) харьковского актера и певца, гитариста группы "5`nizza" Сергея Бабкина, битбоксеров Вахтанга&Ивана Трауре - и некое действо готово. Показанное зрелище, о котором режиссер специально предупредил, что оно в работе и будет меняться, оказалось каким-то настойчиво метафорическим и совершенно по-детски сентиментальным.

То же и с "Рыбами". Автор - Светлана Володина, два актера, диджей, кино на экране, фотовыставка в фойе и живая музыка. В аннотации, собственно говоря, все о спектакле написано: в ритме - internet, в темпе - следования метро, стиль - фрагментарность, технология - киномонтаж, интервью, клиповая склейка, посвящение - пострадавшим в результате террористических актов в московском метро. Такая вот вавилонская смесь: инфантильно-пафосные слова о смысле жизни, документальный рассказ о взрыве в метро, кинокадры будничной метрожизни и Гера Моралес с растаманскими косичками, поющий стихи Иосифа Бродского. Все такое актуальное-актуальное, молодежное-молодежное.

"Легко ли быть молодым?" - вопрошали когда-то, подразумевая очевидный в те времена ответ, что, мол, еще как трудно. Теперь ответ еще более очевиден - не просто легко, а очень легко. Раз плюнуть - и ты в дамках: получил грант и самовыражайся, как можешь. Включил компьютер, настрогал клипов, кое-как склеил, и привет - ты актуальный художник. Определить индивидуальность таких "новаторов" практически невозможно, о чем они думают, что любят, что нет, за что переживают - все, как говорится, покрыто мраком неизвестности. Творения эти, при всей их бойкости, безлики и стерты, как одно общее место. И можно как угодно относиться к современному состоянию российского театра, но эти "вольные мастера" его явно не улучшат.

К примеру, пришел в Российский Молодежный театр режиссер Александр Огарев, чтобы поставить там не что-нибудь, а роман лауреата Нобелевской премии Уильяма Голдинга "Повелитель мух". За ним и пара спектаклей неплохих числится, и у Анатолия Васильева он учился (а это у нас означает не просто серьезную профессиональную оснащенность, но и высокие духовные устремления), но вот беда, сказать, что его спектакль, только что в РАМТе выпущенный, плохой - значит ничего не сказать. Он - изумляюще плохой, из ряда вон выходящий, прежде всего потому, что претенциозен. Огарев, судя по всему, замахивается на новое слово в искусстве, а главная режиссерская находка состоит в том, что взрослые дяденьки-актеры, как в старом дурном ТЮЗе, изображают мальчиков. Молодые артисты весь спектакль с бешеным восторгом изображают детей. Невообразимо гримасничают, все время преувеличенно громко кричат (ни одного естественно произнесенного слова), машут руками и кругами бегают по сцене. Эта кошмарная карикатура скорее всего должна что-то означать, но что именно, угадать невозможно. Актеры, режиссерским предложением завороженные, похоже, полагают, что участвуют в чем-то революционном и новаторском, но в действительности - ничего более бессмысленного и замшелого давно уже видеть не приходилось.

В будущее, утверждают некоторые философы, надо смотреть с оптимизмом, на худой конец - со сдержанным оптимизмом. Тогда только и разглядишь "небо в алмазах", то самое, о котором писал Антон Павлович Чехов. То же и с театром. Взглянешь окрест, дурные мысли о его печальном будущем в голову полезут, настроение испортится, а тут тебе вдруг раз - и спектакль приличный покажут. И что бы там ни говорили о нас, критиках, а радоваться хорошему мы еще не разучились. Вот нежданно-негаданно позвали на спектакль, которого нет в афише ни одного из московских театров, да и сторонних покровителей-спонсоров у него, кажется, тоже нет. Ибсеновскую "Гедду Габлер" поставила еще одна ученица Камы Гинкаса - Ирина Керученко, режиссер, только-только начинающий. Играли спектакль в фойе Центра имени Вс. Мейерхольда, в походных условиях, афиша в кассе висит невыразительная, программок нет, актеры сплошь неизвестные. Судя по всему, делался спектакль на чистом энтузиазме и, как это ни смешно, на любви к искусству. То, что Керученко - ученица Гинкаса, очень чувствуется, и она хорошая ученица. Сказать, что ее спектакль - какое-то значительное художественное событие, не получится, но он демонстрирует серьезное профессиональное оснащение режиссера. Текст не пробалтывается лишь бы как, он подробнейшим образом разобран, рисунок каждой роли прочерчен, с актерами тщательно и осмысленно работали - для хорошего спектакля вроде бы больше ничего и не нужно. Ну разве что иной антураж и громкий PR, потому что без него у нас теперь никуда. Вот как вы думаете, какой московский театр Керученко к себе на постановку позвал? Очень похоже, что никакой, и абсолютно зря. Потому что по нынешним временам владение профессией - уже само по себе событие, от которого очень непродуктивно отмахиваться, как от назойливой мухи. В скором времени пригодится, вот увидите.

Марина Зайонц
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера