Архив   Авторы  

Книжки в цифрах
Hi-tech

Стартовал амбициозный и спорный проект Google Print

На прошлой неделе компания Google в сотрудничестве с четырьмя крупнейшими библиотеками США все-таки рискнула открыть проект Google Print, разместив на сайте первую серию отсканированных книг. Программа Google Print началась год назад при поддержке библиотеки Оксфордского университета с целью помочь читателям в поиске нужных материалов, а авторам - в продвижении своих работ. Чтобы избежать очередных судебных исков, в Google пока намерены сконцентрироваться на сканировании работ, не защищенных копирайтом. Согласно нынешнему американскому законодательству копирайт на печатное издание имеет срок действия 70 лет после выпуска. Впрочем, в результатах поиска постоянно попадаются книги, обозначенные как Copyrighted Material, при этом система позволяет просматривать лишь оглавление. Так, например, можно полистать оглавление "Капитала" Карла Маркса, причем все слова capital выделены в тексте бледно-желтым маркером.

Новый сервис вызвал ожесточенную реакцию ряда издательств (McGraw-Hill, Pearson Education, Penguin Group (USA), Simon & Schuster и John Wiley & Sons), которые усмотрели, что "преследующая исключительно коммерческие цели деятельность Google не только нарушает авторские права авторов и издательских компаний, но и наносит непоправимый ущерб издательскому бизнесу". Их волнения понятны, однако они напоминают скорее стенания звукозаписывающей индустрии по поводу распространения музыки через Интернет, а не на дисках. Как это ни дико на первый взгляд звучит, но потребителю явно не хватает цифровых книг, возможности поиска по ним. Книжные издательства, которые привыкли торговать именно бумажными копиями, не готовы перейти к новым формам бизнеса и торговать уже не столько сброшюрованными пачками бумаги, сколько контентом. Конечно, существует ряд опасных моментов. Большинство потребителей еще не готовы полностью отказаться от бумажных книг, скорее из-за привычки и удобства их использования. С другой стороны, если модель извлечения прибыли, которую предложит Google Print, покажется выгодной авторам, те, в свою очередь, могут переключиться лишь на виртуальное книгоиздание. Интересный момент: уже сейчас на сайте проекта выложены книги издательств, которые подали иск против Google.

Пока в проекте Google Print практически отсутствует реклама, если, конечно, не считать рекламой возможность покупки найденных книг в крупнейших сетевых книжных магазинах. Однако в перспективе планируется появление платных ссылок, ассоциированных с результатами поиска, что само по себе весьма неоднозначно. Что же касается пиратского использования книг, то оно крайне затруднено. Тексты выводятся в виде изображений (графических файлов), притом защищенных от копирования. Читать в привычном понимании, страницу за страницей, практически невозможно, сервис выдает именно результаты поиска, которые состоят из набора файлов, а не книги целиком. Конечно, при изрядной доле сноровки можно прочитать шекспировскую трагедию "Ромео и Джульетта" от начала до конца, но для этого придется приложить немало усилий, мудря с поисковыми запросами.

Беспокойство издателей довольно специфично, они волнуются по поводу самого факта сканирования книг. К проекту Google Print не так уж много претензий, поскольку издатели уверены в том, что ни одна электронная книга не будет использована без соответствующего разрешения. Правда, компания Google добавляет масла в огонь, утверждая, что для включения конкретного текста в Google Print Library никакого разрешения вообще не требуется. По мнению вице-президента Google Дэвида Драммонда, "создание упорядоченного списка литературных произведений никоим образом не нарушает, а, наоборот, поддерживает соблюдение авторского права их создателей путем рекламы изданий, тем самым увеличивая прибыли правообладателей". Стоит отметить, что в США все стороны говорят о строгом соблюдении авторского права, а вот в России на это по-прежнему обращают довольно мало внимания, изобретая всевозможные схемы и отговорки обхода копирайтов.

Действительно, это очень многообещающий рынок. На него выходят и конкуренты Google, которые объединяют свои усилия в предложении и продвижении альтернативных электронных библиотек. Корпорация Microsoft намерена сотрудничать с Open Content Alliance ("Альянс открытого контента"), при помощи которого планируется предоставить пользователям поиск по 150 тысячам книг. Тестовая версия сервиса будет введена в следующем году. Интересно, что против Google "дружат" очень маститые компании: техническую поддержку проекту оказывают HP и Adobe Systems. Как утверждают учредители альянса, они станут спрашивать разрешения у авторов, прежде чем сканировать книгу и открывать к ней бесплатный доступ. При этом будут распространяться именно книги, а не отдельные страницы, причем их можно скачать даже на портативные медиаплееры, поддерживающие функцию просмотра текста. Интересно, что располагаться оцифрованные книги будут на сайте некоммерческого проекта Internet Archive. В его рамках создаются копии сайтов таким образом, что можно посмотреть, как тот или иной интернет-ресурс когда-то выглядел. В результате образуется единое контент-пространство, в котором накопленные человечеством знания наконец сливаются.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера