Архив   Авторы  

ТЭФИ много не бывает
Телевидение

"Плохо понимаю причины граничащего с ненавистью раздражения по отношению к победителям. Из-за чего льется поток желчи, почему обязательно надо искать грязь? Конечно, проще всего выбрать в качестве объекта критики президента телеакадемии", - сетует Владимир Познер

В этом году традиционная, одиннадцатая по счету церемония вручения национальной телепремии ТЭФИ прошла спокойнее и миролюбивее, чем предыдущие. Недовольные все равно были, но крупных скандалов, коими сопровождался выбор лауреатов в недавнем прошлом, удалось избежать. Пожалуй, наибольшее брожение в умах вызвало присуждение очередного - уже пятого! - бронзового Орфея президенту Академии российского телевидения Владимиру Познеру. Мэтр не стал уходить от вопросов по существу.

- Вас, Владимир Владимирович, впору не лауреатом, а коллекционером объявлять. И где же, интересно, находится ваш персональный склад цветных металлов?

- Храню в кабинете. Три фигурки стоят на подоконнике, две держат книги на полке.

- Похоже, вам подпорки для симметрии не хватало?

- Теперь все хорошо. Но у меня и другие награды есть.

- Слышали, как вас стал величать Владимир Соловьев? Леонид Ильич Познер.

- Могу только выразить соболезнования. Я не вступаю в полемику с такими людьми.

- Тем не менее критиковали академиков, присудивших ТЭФИ Владимиру Рудольфовичу.

- Объясню, как все было. На звание лучшего интервьюера, кроме господина Соловьева, претендовали Евгений Енин из Екатеринбурга и Юлия Мучник из Томска. Я высказал сожаление, что часть членов жюри, присуждавшего награду в данной номинации, очевидно, не смотрела работы коллег из регионов. А зря. Это блистательные мастера интервью, подобных нет ни на одном из федеральных каналов. Даже не знаю, кто сильнее - Енин или Мучник.

- Но не Соловьев?

- Определенно! И раз уж он так страшно недоволен нами, сдал бы ТЭФИ и не страдал.

- Говорит, мол, не хочу уподобляться Доренко, вернувшему когда-то Орфея.

- Сергей Леонидович ни разу не был лауреатом. Он отказался войти в состав академии, не захотел, чтобы его программы участвовали в конкурсе. Соловьев мог поступить аналогично, однако в прошлом году почтил церемонию присутствием, демонстративно покинув зал без награды. Видимо, оскорбился, что победил я. Но мне ведь и уступать приходилось неоднократно, кстати, той же Юлии Мучник. Плохо понимаю причины граничащего с ненавистью раздражения по отношению к победителям. Из-за чего льется поток желчи, почему обязательно надо искать грязь? Конечно, проще всего выбрать в качестве объекта критики президента телеакадемии. Это лукавство, у меня нет реальной власти, все, что могу, - своим решением назвать имя лауреата в случае ничейного результата при голосовании. Я не Эрнст и не Добродеев, эфирные сетки не подписываю, программы не утверждаю и не закрываю, меня бояться нечего.

- И все-таки, Владимир Владимирович, пять ваших Орфеев - не перебор?

- Когда ребята из "Городка" получили четыре ТЭФИ, никто не говорил: много. Ясно ведь, что они самые смешные.

- Но теперь вы рекордсмен.

- Позволю себе сравнение со спортом, хотя это многим и не нравится: пускай побеждает сильнейший. На премию было выдвинуто более 460 работ, выиграли лучшие, с чем их и надо поздравить.

- Даже лауреаты выражали эмоции по-разному. Если Андрей Малахов искренне, по-детски радовался, то вы словно извинялись.

- Действительно, не ожидал такого выбора, полагал, что услышу другое имя.

- Могли бы не выдвигаться по примеру Доренко. Подозреваю, вы о себе давно все знаете. Что нового добавит еще один бронзовый истукан?

- Предложите имеющему двух "Оскаров" Джеку Николсону не бороться за третий: "Старичок, ну зачем? У тебя ведь уже есть".

- "Оскара" всякий раз вручают за новую роль, а ТЭФИ можно пачками собирать с одной и той же программой. Мне ближе параллель с Гонкуровской или Нобелевской премиями, которые не присуждают дважды.

- Нобелевскую дают. В различных областях. А вот Гонкуровскую, как прежде и Ленинскую, да, не дублируют. В принципе в наших силах изменить устав академии, но тогда лауреатами будут становиться не объективно лучшие, а те, чья очередь подошла. Допустим, сниму кандидатуру. Для чего? Чтобы Пупкин не нападал? Разве победа оставшихся окажется от этого весомее, значимее? Если они такие сильные, пусть обыграют меня! Налбандян в бескомпромиссном поединке взял верх над Федерером, а не Роже без боя отдал Давиду титул чемпиона мира по теннису. Понимаете, я за чистоту. В этом году программа "Джепарди", известная в России как "Своя игра", получила двадцать пятую "Эмми". Двадцать пятую! И никто не кричит: "Хватит!" Фил Донахью имел девятнадцать "Эмми", а Опра Уинфри еще больше.

- Вам есть к чему стремиться, Владимир Владимирович!

- Это честное соревнование, а не поддавки. Если выдвинут в следующем году, не буду возражать. Напротив! Назло останусь в конкурсе и постараюсь выиграть.

- А сколько раз вы номинировались?

- Одиннадцать. Арифметика простая: уступал чаще, чем побеждал, но всегда первым поздравлял лауреата. И Женю Киселева, и Леню Парфенова, и ту же Юлю Мучник.

- Примененная в этом году система голосования, на ваш взгляд, себя оправдала?

- Новый вариант кажется совершеннее прежних. Подобие суда присяжных с компьютером, автоматически отбирающим двенадцать членов жюри, сразу лишает смысла разговоры о предвзятости. Да и открытая форма предполагает больший уровень ответственности за сделанный выбор. Его же все видят.

- Кое-кому эта открытость уже боком вышла. Олег Попцов наехал на Михаила Дегтяря, когда тот не поддержал программу своего канала, опять оставив "Времечко" без ТЭФИ.

- Это проблема Олега Максимовича, не имеющая отношения к системе. Во всяком случае в этот раз не наблюдалось былой корпоративности при определении победителей, когда из нелюбви к какому-то каналу без разбору топили одних и вопреки логике тащили других.

- Неожиданные для вас результаты были? Например, предполагали, что "прекрасная няня" обскачет народных артисток?

- Светлана Крючкова на сей раз шансов не имела: роль оказалась слишком второстепенна, хотя и сыграна блестяще. Спор шел между Инной Чуриковой и Анастасией Заворотнюк. Я голосовал бы за Инну Михайловну. Великая актриса!

- ТЭФИ за заслуги перед Родиной?

- За последнюю работу, которая номинировалась. Оценивать степень одаренности Заворотнюк остерегусь, хотя признаю: ей удалось создать запоминающийся образ. Другой разговор, что "Няня" - не оригинальное творчество, а американский продукт, адаптированный к российским реалиям. Да, сделано все мастерски, придраться не к чему, что и подтвердило голосование. Заворотнюк выиграла с колоссальным отрывом!

- На церемонии не было ни Инны Михайловны, ни Светланы Николаевны. Словно что-то знали наперед.

- Чурикова не пришла и в тот раз, когда победила. Поступок объяснила так: "Мне страшно, не хочу быть в зале, если проиграю..."

- А с Шакуровым что?

- Великолепная роль Брежнева! До сих пор не могу прийти в себя. Впрочем, и Михаил Козаков с Алексеем Серебряковым заслуживали награды, выбирать было сложно, только на уровне личных симпатий.

- Но Досталь явно чувствовал: в главных номинациях его "Штрафбату" ничего не светит.

- Сериал упрекали в недостоверности, в обилии вымысла, неправды. Наверное, это учитывалось при голосовании. "Штрафбат" получил одну ТЭФИ, "Брежнев" оказался посильнее, но не стоит усматривать здесь чьи-то коварные происки. Если продолжать разговор о сюрпризах последней церемонии, неожиданно для меня среди телеигр первенствовала программа "За семью печатями". Она симпатична, мила, но сделана в стилистике 70-х годов. С точки зрения профессии в ней нет ничего нового. И конечно, ее нельзя сравнивать с "Что? Где? Когда?" или "Последним героем". Среди теледизайнеров лауреатом стал совсем не тот, за кого проголосовали на закрытом сайте специалисты в этой области. Дизайнеры проводили собственный конкурс, и имена его победителей не совпали с теми, кого назвала академия. Это повод для серьезных раздумий. Ясно, что работу операторов должны оценивать коллеги. Как, допустим, и сценаристов с промоутерами. Другими словами, в узкоспециальных сферах надо полагаться на мнение профи, а не руководствоваться принципом "нравится - не нравится". Для этого необходимо и дальше расширять круг членов академии.

- Еще раз сошлюсь на мнение главного вашего, Владимир Владимирович, оппонента. Соловьев считает, что правом голосовать следует наделить не сто двадцать девять особ, приближенных к императору, а всех, имеющих, скажем, двух- или трехлетний стаж работы на ТВ.

- Редкий случай, когда соглашусь с Соловьевым. Изначально я ратовал в этом смысле за американский путь. Национальная академия телевизионных наук и искусств, как это называется в США, объединяет свыше десяти тысяч человек, работающих в данной индустрии. Но они платят ежегодные взносы. И содержат большой аппарат. Готовы ли наши люди к такому? Надо понимать и то, что десять тысяч никогда не голосуют. Право решать делегируется выборщикам, которые предварительно отсматривают программы и лишь потом жмут на кнопки. В Америке более четырехсот номинаций и пять ежегодных церемоний. Масштаб совершенно иной! Да, нашу академию надо расширять, но не механически. Начинали с двенадцати человек, сейчас нас уже сто двадцать девять. Увеличение количества членов - вопрос времени. И денег.

- Каких?

- Пока живем за счет спонсоров. И рады бы отказаться, но не можем. Лишь церемония обходится в четверть миллиона.

- Американских рублей?

- Именно. Плюс тиражирование DVD с работами номинантов, рассылка, переписка... Наш бюджет перевалил за миллион долларов, а если численность членов академии увеличится в разы? Сейчас штат - всего шестнадцать человек, и, поверьте, люди работают на износ. Словом, идея Соловьева хороша, но труднореализуема. Может, он готов взять деньги у олигархов? Пожалуйста!

- Ваша взаимная любовь с Владимиром Рудольфовичем очевидна, однако ведь факт: он - профи экстра-класса.

- Никто и не спорит! Правда, талант Доренко оцениваю все же повыше. Он с одинаковым блеском защитит и красных, и белых. В зависимости от заказа.

- Сергей Леонидович более не звезда ТВ-эфира, а начинающий писатель. Как говорится, иных уж нет, а те далече... Информационная телеполяна зачищена - будь здоров.

- Да, выбора почти не осталось. Еще несколько лет назад Первый канал, "Россия" и НТВ отличались друг от друга в подаче новостей и аналитики. Потом нишу старого НТВ попробовал занять REN TV...

- ...но был снят с дистанции.

- Может быть снят.

- По крайней мере Ольгу Романову уже отстранили от эфира.

- Печально, что двукратную обладательницу ТЭФИ не пускает в студию охрана, а руководство канала рассуждает о падении рейтинга программы. Ясно, что и на REN TV усиливается контроль за информацией и возрастает давление на журналистов, раздражающих власть.

- Даже ваш тезка Путин вспомнил старый анекдот на эту тему: дескать, щелкай, щелкай, за тобой уже поехали.

- Все так. НТВ старается сохранить что-то на генетическом уровне. Выпуск "Сегодня в 22.00" выделяется на общем фоне, потому и победил в своей номинации. Кстати, попадание в тройку финалистов не работающего на российскую аудиторию Андрея Норкина - сигнал.

- Выбирать среди ведущих не из кого?

- Да, и это. Плюс желание увидеть хоть какое-нибудь разнообразие на экране.

- Готовы допустить, что через год вам придется бороться за ТЭФИ с Глебом Павловским?

- Теоретически представить могу, однако, думаю, Глеб Олегович не доберется до финала. Человек полез, куда не надо. Если нет голоса и слуха, лучше не петь. Зачем зря тужиться? Может, Павловский поймет это... Впрочем, он не худший вариант, новичок, не разобравшийся, где оказался. Есть люди, которые давно на ТВ, но репутация их в профессиональном сообществе такова, что они едва ли могут рассчитывать на признание коллег.

- Караулов?

- Человек сумел сделать фамилию синонимом того, каким не должен быть журналист. Да, на первой церемонии ТЭФИ Караулов получил Орфея, но сейчас за ним тянется густой шлейф, его никогда не выдвигали в члены академии, и, полагаю, этого не случится впредь.

- А почему, к примеру, Алексей Пушков не попадает в число претендентов на ТЭФИ?

- Точка зрения автора "Постскриптума" мне не близка, хотя считаю его абсолютно профессиональным, эрудированным человеком, умеющим отстоять позицию. Полагаю, шансы Пушкова оказаться в финальной тройке были бы весьма высоки, выдвини его канал. ТВЦ этого почему-то не делает. Причину не знаю, вопрос не по адресу.

- Чем ближе выборы - думские и президентские, тем выше роль немногочисленных уцелевших телеаналитиков. Чувствуете теплые и заботливые объятия патрона, Владимир Владимирович?

- Я не работаю ни на одном из каналов. Мы продаем готовый продукт.

- Да-да, понимаю. И все же...

- Могу сказать, что последний предвыборный цикл негативно отразился на "Временах". Меня попросили вести себя потише, я пошел на компромисс и вскоре пожалел. Год закончился, и мне ничего не оставалось, как объясниться с Константином Эрнстом. Предложил: или закрываем программу, или делаем по максимуму. Константин Львович выбрал второй вариант. Так с тех пор и работаем. Пока жалоб нет. А дальше посмотрим. Выборы все же не завтра. Правда, уже возникла персона, которую попросили не приглашать в эфир. Я уточнил: "Фамилия одна?" Получил утвердительный ответ. Ладно, говорю, с этой цифрой могу согласиться.

- Значит, "Временам" жить?

- Откровенно? Нажимать на спуск стартового пистолета рано, но на столе у Константина Эрнста лежит "пилот" моей новой программы. Последние пять лет занимался сиюминутным, а ведь хочется сделать такое, что не умрет и через годы. Задумана любопытная передача, она не может оказаться неуспешной. Если так получится, виноват буду я. Идея прекрасная! Рассчитываю, проект получит добро и пойдет в эфир уже в марте. Тогда придется проститься с "Временами", хотя, конечно, не сразу.

- Начнете собирать ТЭФИ по новой?

- Не это, поверьте, является моей целью. Выдвинут - на здоровье. Выиграю - приятно. Но если и уступлю, убиваться не стану. Вы правильно сказали: я себе цену давно знаю.

Андрей Ванденко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера