Архив   Авторы  

Символические потери
В России

"Итоги" выявили в музеях Кремля недостачу исторических государственных регалий - знамени, меча, ключа, а также монарших корон и скипетров...

В Мироваренной палате Патриаршего дворца на прошлой неделе состоялась презентация первых трех томов (из более чем ста запланированных) каталога музеев Московского Кремля. Изучение раритетов начали почему-то с заморских подарков русским царям, а не с отечественных государственных символов и реликвий, представляющих главную ценность празднующих 200-летие музеев. Заинтересовавшись таким "непатриотическим" парадоксом, "Итоги" предприняли свою ревизию национальных реликвий. И, как оказалось, не зря. Первые "символические" утраты и недоразумения с описанием оставшихся 39 государственных регалий обнаружились почти сразу.

Из вещей царского чина по описи Оружейной палаты конца XIX века сегодня в наличии нет трех государственных предметов. Это, например, скипетр польского короля Станислава Понятовского, возвращенный на историческую родину в результате Рижского мирного договора 1921 года между РСФСР и Польшей. Тогда большевики согласились вернуть все культурные ценности, вывезенные с территории Польши начиная с 1 января 1772 года. В собрании Кремля также отсутствуют грузинские корона и скипетр. В конце 20-х годов прошлого века из Оружейной палаты их направили в советскую Грузию, а затем продали на Запад.

Впрочем, в конце концов это не совсем наши святыни, их утрату можно и пережить, как мы пережили потерю самих частей бывшей империи, государственные регалии которых в свое время оказались в Кремле. Печально, что и из символов собственно российской государственности удалось сохранить далеко не все - и советская власть здесь ни при чем.

Царю или Отечеству?

Последний раз каталог ценностей из собраний Кремля был опубликован 120 лет назад. Судя по взятым темпам, в лучшем случае еще лет через сто выйдет новый. Сегодняшние научные сотрудники кремлевских музеев, по их словам, только "начинают подходить" к атрибуции (установлению времени, места изготовления и других деталей) некоторых государственных регалий. Как показало исследование "Итогов", дело это действительно крайне непростое: в наших госсимволах сам черт ногу сломит.

Впервые их полный перечень был дан в 1642 году в книге царской казны. В состав знаков власти на тот период входило десять видов регалий. Это кресты, венцы, включая шапку Мономаха, которая, кстати, хранилась в деревянном, обтянутом тканью футляре. Он был утерян при невыясненных обстоятельствах. Кроме того, в числе знаков самодержца значились бармы (широкий воротник-оплечье), скипетр, яблоко золотое (держава), жезл, посох, торжественное платье, трон и золотая цепь. Большинство национальных реликвий - "фрязкое дело", то есть товар заграничный.

Петр I, уделявший немало внимания наведению порядка вообще и в геральдике в частности, в 1719 году "понеже Его Царское Величество милостивейше соизволил" учредить Камер-коллегию (сейчас бы мы сказали - министерство финансов) и выделить из многочисленной царской атрибутики только пять госсимволов - государственных вещей. Это "государственное яблоко, корона, скипетр, ключ и меч". Гарантию их сохранности обеспечивал, как Кощееву жизнь в сказке, "большой сундук за тремя замками". Хранителями ключей от сундука выступали камер-президент, камер-советники и царский рентмейстер.

Надо сказать, что традиция отделять знаки монаршей власти от собственно госсимволики какое-то время сохранялась. Но в конце концов все они слились в единую систему национальных реликвий. В словаре Брокгауза и Ефрона в число государственных регалий вошли короны, скипетры, державы, государственный меч, большая государственная печать, государственное знамя и государственный щит, но в Оружейной палате термин "государственные регалии" в конце XIX века не использовался. В едином комплексе святынь значились "древний царский чин и принадлежности священного коронования". В состав этой коллекции входили знамя, щит, меч, шапки и короны, бармы, кресты, державы, скипетры, золотые цепи, жезлы, посохи, трости, а также ордена и даже два портрета Петра I "финифтяные".

Золотой ключик

Сейчас сотрудники музеев Кремля включают все принадлежности царского коронования в список из 39 сохраненных раритетов верховной власти. Всего их десять видов: венцы, бармы, державы, скипетры, кресты, золотые цепи, щит и меч, а также троны и платно (парадное царское одеяние). При этом в списке в отличие от описи XIX века нет государственного знамени...

В советское время этот символ решили хранить отдельно от других - в коллекции знамен той же Оружейной палаты. И в общем-то правильно. К числу древних святынь главный флаг страны не отнесешь при всем желании. Первое царское гербовое знамя появилось в начале XVII веке при Михаиле Федоровиче, но оно не сохранилось. Не дошел до наших времен и черно-желто-белый флаг России, созданный в 1742 году. Именно он в 1858-м был официально признан указом Александра II государственным знаменем. После многочисленных переделок и реставраций ("золотой глазет осыпался и порвался, бахрома обилась, на ленте серебряные золоченые орлы поломались") в 1883 году решили "вновь соорудить" знамя, то есть изготовить совершенно новый флаг. Аккурат к коронации Александра III новое полотнище было окрашено в бело-сине-красный цвет. Этот относительный новодел и хранится сегодня в Оружейной палате.

Зато в полное небытие канул такой символ России, как государственный ключ. Должность стряпчего с ключом впервые упоминается в 1646 году. Позднее на его место пришел камергер. У него в точном соответствии с указом Петра I был свой золотой камергерский ключ. Он носился с бантом из голубой ленты "на пуговице при заднем кармане мундира", и некоторые экземпляры таких ключей сохранились до наших дней, но к государственному ключу они не имеют никакого отношения. Что случилось с символом страны, идущим в списке Петра I на почетном четвертом месте, никто толком ничего не знает. В отличие от яблока (державы), короны, скипетра и меча его нет ни в одной музейной коллекции. В подробнейших описаниях процесса коронаций императоров и императриц о нем также не говорится.

Хотя во время коронации Екатерины I отсутствовал и государственный меч. Между тем он числится в описях Оружейной палаты с конца XVII века. Известно также, что впервые при коронации государственный меч, государственная печать и государственное знамя использовались только в 1742 году, при возведении на трон Елизаветы Петровны. При этом в коллекции Государственного исторического музея хранится большая государственная печать, датируемая 1696-1697 годами, а статус госсимвола печать получит почему-то и вовсе в XIX веке. Словом, исторической путаницы тут немало. Да и сам Петр I мог что-то нафантазировать. Но, судя по всему, золотой ключ действительно был. А после Петра I о нем могли и забыть. Как и о не дошедшем до нашего времени сундуке с тремя замками.

Меч-то не настоящий

История государственного меча еще более туманна. На сайте музеев Московского Кремля в разделе русских государственных регалий можно найти сообщение о нашем главном мече, хранящемся в Оружейной палате. Здесь сказано, что он сделан в Москве в конце XVII века из серебра, стали, золотого глазета, дерева. Длина с рукоятью - 141 сантиметр. Хранитель госрегалий Ирина Бобровницкая в 2004 году уточнила: "Государственный меч - произведение разновременное". Его стальной клинок датируется XVII столетием. Страна-изготовитель - Польша - под вопросом. Рукоять и ножны относятся к XVIII веку. В интервью "Итогам" Ирина Акимовна рассказала, что "изучением меча практически никто не занимался, поэтому возможны пляшущие атрибуции". То, что атрибуция идет с приплясом, стало ясно сразу. Сам клинок-полоса без прибора (так называют в музее ножны и рукоятку) предположительно польский, но на нем есть русское насечение в виде двуглавого орла, грифа и льва XVII века, сделанное мастерами Оружейной палаты.

В описи 1687 года под первым номером в главе восьмой числится эта русская государственная святыня, изготовленная в Польше. Причем, разумеется, с прибором. В "прежних книгах" записей по поводу этого меча не было. Следовательно, символ скорее всего был изготовлен в допетровскую эпоху. Только вот его переделки продолжались еще пару столетий. Например, из описи 1884 года становится известно о реставрации меча в 1883 году. Тогда он был обновлен в связи с тем, что "покрышка ножен из золотого глазета посеклась и осыпалась".

У читателей "Итогов" есть возможность впервые сравнить госсимвол до и после реставрации 1883 года: мы обнаружили литографию Дрегера, сделанную за сорок лет до этого. Только слепой не увидит, что это два самостоятельных произведения искусства. Реставрация не ограничилась ножнами, рукоять тоже совершенно другая.

Но и это еще не все. Если в Оружейной палате находится государственный меч, полностью переделанный в конце XIX века, то возникает новый вопрос: почему он с тех времен подрос на 6 сантиметров? В описи 1884 года о длине стальной полосы сказано: 1 аршин 6 вершков, длина рукояти - 8,5 вершка. Аршин равен 71 сантиметру, один вершок - 4,4 сантиметра. Значит, длина госсимвола составляла менее 135 сантиметров. Сегодня - 141 сантиметр. Мы поинтересовались у специалиста-музейщика, который в ближайшее время проведет новую атрибуцию государственного меча, почему так произошло, и получили ответ: "Да бог его знает, по-разному мерили, раньше измеряли веревочкой... Если я сейчас его перемерю (141 сантиметр дается по инвентарным данным 60-х годов двадцатого века. - "Итоги") современной рулеткой, то, уверен, получу третью цифру".

Головной укор

История потерь российских венцов и корон не менее печальна, но более масштабна. Винить в этом следует в основном поляков. По подсчетам исследователей XIX века, во время Смуты начала XVII века семь корон и три скипетра "были употреблены для уплаты на содержание польского войска". То есть в оплату "ограниченному контингенту" интервентов ушло столько же государственных головных уборов, сколько сегодня осталось в музеях Кремля. В частности, в списках потерь числится "корона, подаренная Ивану Грозному императором Максимилианом II", корона царевича Федора Годунова, "не совсем оконченная" корона, предназначавшаяся для Марины Мнишек, и корона Лжедмитрия I.

Если о факте "компенсаторной реституции" полякам говорят письменные источники, то о судьбе венца царевны Софьи сведений практически нет. Историки XIX века лишь отмечают, что "эта корона в действительности существовала, так как известно, что честолюбивая царевна в торжественных случаях была в короне". В описной книге 1699 года Оружейной палаты упоминается женский корончик с короной "с 8-ю городами с золотыми запонами, подвесками, поднизями и косичками, греческого дела, украшенными алмазами и жемчугом". Скорее всего эта корона принадлежала Ирине Федоровне - жене царя Федора Ивановича. Она также исчезла. Еще одна корона, изготовленная для Елизаветы Петровны (золотая, "без каменьев"), отсутствует в Оружейной палате по вполне понятным причинам: по решению Екатерины II она погребена вместе с Елизаветой в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

К описанию сохранившихся в Оружейной палате корон остается много вопросов. Исследователем Ольгой Муреевой высказывается, например, версия, что венец, называемый в музее шапка Казанская (Россия, середина XVI века), создан взамен утраченного во время польско-шведской интервенции подлинного Казанского венца. По ее словам, "в настоящее время мы имеем дело с памятником первой четверти XVII века, в декоре которого используются детали более раннего периода". Специалист в области декоративно-прикладного искусства Генрих Бочаров считал, что знаменитая шапка Мономаха была изготовлена в начале XV века в Москве, в мастерских митрополита Фотия, а вовсе не создана на Востоке на рубеже XIII-XIV веков, как это можно узнать из аннотации в кремлевской экспозиции. Примеры неразберихи с государственными регалиями можно приводить и дальше.

Только зачем? И так понятно, что вольное обращение с госсимволами - наша национальная традиция. Видимо, поэтому и современные попытки привить к ним уважение в рамках разнообразных программ по патриотическому воспитанию кончаются ничем. Вот рассмотрела Госдума законопроект об уголовной ответственности за искаженное исполнение Государственного гимна. Приняла документ в первом чтении и забыла о нем. Судьба...

Денис Бабиченко

ДОСЬЕ

Праздная дата

Любовь чиновников к круглым историческим датам общеизвестна. При этом поиски повода для очередного юбилея, как правило, ведут в глубь веков. Однако с нынешним 200-летним юбилеем музеев Кремля случилось прямо противоположное. В 1972 году Оружейная палата широко (проходила, например, соответствующая научно-практическая конференция) отмечала 425 лет со дня первого документального упоминания главной сокровищницы страны. В летописном обосновании того юбилея написано: "Оружничная полата вся погоре". Правда, в XIX веке было хорошо известно, что первое документальное упоминание о палате датировалось 1511 годом.

Как бы там ни было, сегодня выяснилось, что в 2006 году кремлевским музеям исполнилось 200 лет. Как пояснили музейные работники, "датой основания музея принято считать 10 марта 1806 года. В этот день император Александр I подписал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей", который завершил начатый еще Петром I процесс преобразования царских хранилищ и мастерских в музей и стал поворотным пунктом в истории создания музея". Объяснения о том, что указ означал превращение Оружейной палаты в национальный музей "со всеми присущими ему функциями", весьма спорны. Во-первых, в указе Александра I говорилось о "древностях", а не "ценностях" палаты. Во-вторых, если процесс ее преобразования в общедоступный музей завершился, почему он называется "хранилищем Палатским" и в него "ни кому входу инако не иметь, как с позволения Главноначальствующего"?

Вообще слово "музей" применительно к Оружейной палате появляется только через год после указа - в 1807 году, в книге "Историческое описание древнего Российского музея под названием Мастерской и Оружейной палаты...". В ней содержалась первая опубликованная краткая справка о сокровищнице русских царей со всеми мифами и легендами, бытовавшими в то время и частично перекочевавшими в день сегодняшний. По музейному же распорядку палата работала, похоже, как минимум с 1718 года. Тогда Петр I распорядился поместить на западный манер старинные вещи в специальных шкафах "явственно за стеклы". В хрустальных витринах разместилась часть сокровищ самодержцев, и они уже тогда были доступны для обозрения. В 1726 году палата была объединена с Казенным двором, Конюшенной казной и Мастерской и стала называться Оружейная и Мастерская. В общем, объективных причин, по которым в 2018 году музеи Кремля не могли бы отпраздновать 300 лет со дня еще одного "поворотного" указа или в 2011-м отметить 500-летие Оружейной палаты, не просматривается.

Денис Бабиченко

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера