Архив   Авторы  

Здесь будет Сити заложен
В России

"Строительство такого крупного административно-делового центра, как Петербург-Сити, позволит разместить там не только нашего основного бизнес-партнера - ОАО "Газпром", но и другие компании... Словом, мы понимаем столичные функции шире, чем переезд одного или даже нескольких административных органов", - говорит губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко

В Санкт-Петербург потянулся большой бизнес. Причем не в гости, а на постоянное место жительства. Да и самое значимое политическое событие-2006 - саммит "большой восьмерки" - также пройдет в граде Петровом. Так что, переезд столицы - дело решенное? Достаточно ли у руководства города мотивации, чтобы вернуть былое величие в полном его имперском объеме? Об этом "Итоги" поинтересовались у губернатора Северной Пальмиры Валентины Матвиенко .

- Валентина Ивановна, все ваши громкие проекты - Петербург-Сити, перевод некоторых органов власти в Северную столицу, организация Особых экономических зон - позволяют говорить о попытке составить конкуренцию Москве. Ревнуете к первой столице?

- Беспокоиться нет оснований, хотя конкуренция - это двигатель прогресса. Но ни о какой конкуренции с Москвой речи не идет, потому что столица прекрасно справляется со своими функциями. Москва - богатый город: по оценкам экспертов, там крутится чуть ли не 80 процентов всех финансовых ресурсов страны. И Москва очень динамично развивается, тогда как Санкт-Петербург отстает по целому ряду показателей. Так что все, что мы сегодня делаем, - это попытка наверстать упущенное, вернув Петербургу петербуржское, использовав потенциал города. Что же касается проекта строительства Сити, то инвестиционный интерес к Петербургу растет, все больше компаний приходит к нам, но для того чтобы они остались, нужна инфраструктура. Если в Москве подчас наблюдается переизбыток офисных площадей, то у нас - абсолютная нехватка оных. Мы полагаем, что строительство такого крупного административно-делового центра, как Петербург-Сити, позволит разместить там не только нашего основного бизнес-партнера - ОАО "Газпром", который активно разворачивает свою деятельность на Северо-Западе, но и другие компании, которые получат хорошие условия для работы.

- Разве у "Газпрома" нет офиса в Петербурге?

- У него несколько помещений. Но так неудобно работать, когда составные части единого холдинга разбросаны по городу: "Межрегионгаз" сидит в одном месте, "Петербурггаз" - в другом. "Сибнефть", например, владеет шикарным офисом на Английской набережной, рядом с Сенатом-Синодом, и там не только офис, но есть даже и гостиница для персонала.

- На какой стадии реализации находится сегодня проект Сити?

- Мы приняли закон о строительстве этого центра, и сейчас компания "Сибнефть", которая будет оператором программы, подготовила конкурс по отбору архитекторов. Мы хотим, чтобы это был не рядовой объект, некий деловой центр. Он должен стать новой доминантой города, новым словом в архитектуре. Тем более что Сити будет строиться не в исторической части Санкт-Петербурга, так что тут не потребуется соблюдения охранных регламентов. Мы призываем лучшие архитектурные мастерские мира поучаствовать в нашем проекте, чтобы результат был достоин и города Петра, и нового века. Словом, задания даны, место строительства определено и сделаны предложения по участию в тендере.

- Московские власти, затевая проект своего Сити, оговаривали, что он будет дорогой и сложный из-за полного отсутствия инфраструктуры. По слухам, затраты на столичный Сити удивили даже его создателей...

- Московский Сити больше того, что хотим построить мы. Нам нужен комплекс административных, офисных и культурно-спортивных зданий. Эдакий деловой городок со всей инфраструктурой. Там мы и поселим "Газпром" со всеми его холдингами, а часть помещений предложим другим компаниям - как российским, так и зарубежным.

- По мнению ряда экспертов, соперничество двух городов на столь ограниченной площадке, как отправление столичных функций, вряд ли приведет к улучшению условий на рынке этих услуг. Скорее наоборот: будут затрачены немалые средства и силы, а отдача, например, от переезда Конституционного суда в Петербург окажется непродуктивно мала. Вы с этим согласны?

- С одной стороны, не следует забывать, что Петербург строился как столица, был столицей и ею остается. Многие здания в историческом центре города построены именно с этой целью. Так что возвращение КС на место, где некогда размещались высшие судебные и духовные органы империи, символизирует не только возвращение к корням, но и изменение статуса города. С другой стороны, мы не ставим целью перетащить на Неву как можно больше федеральных структур. Речь идет о децентрализации органов власти, которая не нарушит целостности системы. Словом, мы понимаем столичные функции шире, чем переезд одного или даже нескольких административных органов. Скажем, то, что наш 5-й канал выиграл конкурс на ряд российских частот и с осени будет вещать на всю страну, для нас такой же признак повышения статусности, как и переезд КС. Или, например, то, что к нам переехал один из крупнейших банков России - Внешторгбанк, а также пришли делать бизнес крупнейшие российские и зарубежные компании. Это иной экономический пульс, стимул для развития города.

- Правильно ли я поняла, что в Петербург ни одна федеральная структура помимо КС более не переедет?

- Так вопрос не стоит. Для КС мы создадим новые условия для работы: достаточно сказать, что проблем с кадрами не будет - в Петербурге немало хороших юристов. Мы можем даже стать юридическим центром России. Центром настоящего европейского уровня. Есть даже идея, чтобы в здании Сената-Синода создать президентскую библиотеку: это будет что-то грандиозное, она превзойдет даже библиотеку Конгресса США.

- Здание уже готово к приему новых постояльцев из Москвы?

- По оценке ЮНЕСКО, здание Сената-Синода надо было реставрировать еще 20 лет назад. Но реставрация реставрацией, а после ремонта надо было бы здание осваивать. И подо что его тогда было отдавать? Под гостиницу? Магазин? Но в таком случае мы бы плюнули в лицо нашей истории...

- А под какую-нибудь крупную коммерческую компанию?

- Для них мы построим Сити.

- Так или иначе, а одного КС не хватит, чтобы заявить о полноправной столичной деятельности города на Неве. Вы уже приметили следующую "жертву"?

- Сейчас вряд ли, а что будет через 5-10 лет, я не знаю. Может, снова встанет вопрос о продолжении такой практики? Как бы там ни было, это должен быть спокойный процесс, который займет время. Я не вижу, чтобы кто-то ставил задачу насильственно переместить в Петербург как можно больше государственных институтов.

- В Петербурге сегодня уже есть парочка представительств международных организаций. Нет ли у города намерения стать неформальной "международной столицей" Европы?

- У нас есть Межпарламентская ассамблея СНГ. Кроме того, с Советом Европы мы сегодня обсуждаем возможность создания Европейского центра СЕ. Если такое решение будет принято, Петербург станет центром наряду со Страсбургом и Брюсселем. Это будет первый европейский центр вне рамок Евросоюза, который займется вопросами межрегионального и приграничного сотрудничества.

- В этой связи вопрос: как идет подготовка к саммиту "большой восьмерки"?

- "Восьмерка" позволит позиционировать Петербург как столичный город. Эффект от такой презентации, надеюсь, будет огромным для притока и инвестиций, и туризма. Так что мы осознаем, насколько это ответственнейшая миссия и огромная подготовительная работа. Мы работаем в тесном контакте с Исполнительным комитетом, готовящим это мероприятие. Нет аврала, все идет в плановом режиме. Мы постараемся проявить гостеприимство, но чтобы при этом проведение саммита в минимальном объеме ограничило нормальную жизнедеятельность города. Уверена, что петербуржцы почти не почувствуют "спецрежима", какого-либо ограничения в передвижении. У нас есть инфраструктура, позволяющая проводить такого рода мероприятия вне черты города, не мешая ему.

- Как продвигается организация в регионе Особых экономических зон (ОЭЗ)?

- Мы создаем ОЭЗ технико-внедренческого плана. Сегодня идет активная работа по формированию структуры управления, по кадастровым номерам и межеванию, то есть организационные мероприятия. Одновременно мы ведем переговоры с потенциальными резидентами ОЭЗ. И не только с россиянами: уже состоялись беседы в США и Финляндии. Не исключено, что первое соглашение о сотрудничестве будет подписано в ходе визита премьера России Михаила Фрадкова в Хельсинки. Главное, не торопиться: нам не нужно, чтобы ОЭЗ стали налоговой дырой и оказались в итоге профанацией. Мы их организуем для того, чтобы в Петербург пришли высокие технологии и стала активно развиваться наука.

- Сколько город планирует выручить от реализации этого проекта?

- Я бы воздержалась от конкретных цифр. Достаточно сказать, что только ОЭЗ позволят сделать востребованным научный потенциал города. А он огромный: почти 70 процентов отраслевой науки сосредоточено в Петербурге. Так что ОЭЗ - это не только для зарубежных компаний, но в первую очередь для россиян. Россия всегда могла гордиться своим научным потенциалом. Утечка мозгов из страны в последние годы была связана не только с низкими зарплатами, но и с отсутствием возможности для самореализации. Мы хотим создать и первое, и второе. Благо потенциал есть.

- Получается, что иностранцы сыграют роль "кошельков"?

- Не только: мы заинтересованы в кадровых управленцах и менеджерах. Ученые же в основном будут наши. Вот мы побывали в Силиконовой долине - там ведь полно российских ученых! А когда мы создадим такие условия дома, то зачем им надо будет уезжать? И ОЭЗ нам помогут затормозить утечку мозгов. Кстати, наши ребята на Западе ценятся очень высоко: "Майкросистемс", например, уже создал в Петербурге свой научный центр внедренческих разработок, где работают исключительно наши выпускники. Американцы довольны.

- И когда ждать появления первого академгородка?

- Потребуется время. Буду реалисткой: мы начали, но результата не следует ждать сегодня-завтра.

- Почему Петербург не ставит все имеющиеся средства на развитие самого выигрышного бизнес-направления - туризма? Ведь Северная столица обладает большими возможностями в этой сфере... Неужели нет желающих вкладываться в эту отрасль или есть иные причины?

- Главная причина медленного развития туристической сферы города - отсутствие инфраструктуры и сезонность.

- То есть русская зима иностранцев не манит?

- Их больше привлекают белые ночи - это раскрученный бренд. А вот концепция, чем занять гостей зимой, не проработана. Вместе с Минэкономразвития мы этим как раз и занимаемся - проектом развития туризма в Петербурге до 2010 года. Уже утвердили на правительстве программу развития туризма на ближайшее время, включая планы по строительству гостиниц и пассажирского морского вокзала, ведь сегодня круизы в моде, а у нас нет условий для того, чтобы принимать крупные корабли типа "Миллениума". Мы их держим в грузовом порту, что малопривлекательно. Словом, мы приняли все меры, чтобы к 2010 году поднять число туристов с 3 до 5 миллионов человек как минимум. Начали строительство 19 гостиниц. Плюс к этому запущена программа по развитию транспорта и музейной инфраструктуры. Будем развивать и деловой туризм. Сейчас у нас нет условий даже для этого - нет залов для проведения конференций. Отсюда реконструкция острова Новая Голландия - там предусмотрены Дворец фестивалей, конгресс-холлы и музей. Такие же конгресс-холлы возникнут в районе "Балтийская жемчужина" и в зоне строительства пассажирского порта. Достаточно сказать, что мы увеличили финансирование туристической отрасли в пять раз! Ведь спрос на Петербург огромный: все иностранцы, как правило, хотят попасть сюда. Чтобы облегчить им путь, будем строить высокоскоростную железную дорогу до Москвы: всего три часа в комфортабельном вагоне - и вы на брегах Невы...

- На моей памяти это то ли третья, то ли четвертая попытка построить новую железнодорожную магистраль, связывающую две столицы, но пока мы ездим по той, что проложили еще при Николае I...

- Она реалистичная и последняя. К ней мы добавим скоростное железнодорожное сообщение Хельсинки - Петербург и автомобильный хайвей с Москвой. Добились мы и того, что авиакомпания "Трансаэро" перерегистрировалась у нас: у них есть самолеты для дальних полетов, чего нет у "Пулково". Так что теперь и к нам, и от нас можно будет летать напрямую в любую точку планеты. Будем развивать и системы безопасности - камеры наблюдения поставим на всем Невском проспекте. Но мне, если честно, не нравится, когда Петербургу навязывают имидж туристического центра, и не более того.

- А вот Парижу не обидно...

- Но наш пятимиллионный город не может развиваться только за счет туризма: нужны и промышленность, и наука. Словом, надо развивать туризм не в ущерб другим направлениям.

Светлана Сухова, Сергей Тягин (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера