Архив   Авторы  

В ожидании Стуруа
Искусство

Два спектакля тбилисского Театра им. Руставели отобраны на предстоящий Чеховский фестиваль

Международный Чеховский театральный фестиваль состоится в Москве только через год, но его программа фактически уже составлена. Оставалось съездить в Тбилиси и посмотреть спектакли Роберта Стуруа, поскольку, кажется, ни один фестиваль до сих пор не обходился без его участия. В этом смысле он - настоящий рекордсмен, больше никто не может похвастаться такими успехами и такой любовью со стороны дирекции. Однако странная вещь, по крайней мере два знакомых критика, узнав о поездке в Тбилиси и новых работах Роберта Стуруа, не сговариваясь, спросили: "Ну как, плохо?" В ответ на мое изумление, отчего они настроены так пессимистично, прозвучало: "Последние его спектакли (имеются в виду, видимо, "В ожидании Годо", привезенный на Чеховский фестиваль, и антрепризный спектакль "Ромео и Джульетта", сделанный в Москве с молодыми актерами) дают основания для мрачных предположений". Так вот, свидетельствую - тбилисский Театр им. Руставели после длительной капитальной реставрации поражает воображение, все равно как Версаль или Зимний дворец, а его художественный руководитель Роберт Стуруа, несмотря на недавно перенесенный инфаркт, находится в отличной форме. То есть готов к труду и обороне от всех сомневающихся и пессимистов вместе взятых. Ему есть что им предъявить.

А потом, стоит только зайти в какой-нибудь соседний театр, как все становится на свои места. Любая, даже неудачная работа Стуруа как будто помечена неким знаком качества, начисто отсутствующим у многих режиссеров. Но мы почему-то гневаемся именно на мастеров, которых становится все меньше и меньше, не прощаем им совершенные ошибки и естественную усталость и в поисках новых героев легко раздаем щедрые авансы направо и налево. Но это так, к слову. Тем более что речь не о нас, а о грузинском театре, где Стуруа по-прежнему лидер, на которого так или иначе все равняются. Ситуация там, мягко говоря, сложная. С одной стороны, есть спонсорские деньги на реставрацию (вслед за Театром им. Руставели на капремонт встал Театр им. Марджанишвили, а на очереди ТЮЗ, музыкальный и Русский театры), на прибавку к зарплате (зарплаты в театре Стуруа сегодня самые высокие по стране) и тому подобные радости. А с другой стороны, главное огорчение - отток публики из театра. Когда-то и мы в Москве переживали подобное, теперь это случилось в Тбилиси. Зрители увлечены всякого рода попсой, концертными шоу и прочими юморинами, а театры вынуждены работать только три дня в неделю - в пятницу, субботу и воскресенье. И то залы не всегда полны, при том что цены на билеты по нашим, московским меркам очень невысоки.

Уже говорилось, Роберт Стуруа сейчас на подъеме - сразу два его спектакля отобраны на фестиваль. Впрочем, один из них ("Невзгоды Дариспана") сделан в соавторстве и в общем-то на чистом, до блеска отточенном ремесле, а вот другой и самый для него главный сейчас ("Солдат, любовь, мальчик из охраны и... президент") - живой и цепляющий настолько, что диву даешься. "Невзгоды Дариспана" по пьесе грузинского классика Давида Клдиашвили начинал ставить актер Заза Папуашвили (он же играет роль Дариспана), потом пришел Стуруа, прошелся рукой мастера и из бытовой комедии, изрядно при этом устаревшей, сделал комедию - эксцентрическую, гротескно-печальную. Быт ему никогда не был на сцене интересен, он обычно заменял его вневременной театральностью и карнавальной клоунадой: бесконечные шляпы, длинные шарфы, обожаемые режиссером зонтики, переходящие из спектакля в спектакль, танец, заменяющий слово, и прихотливо подобранная музыка почти всегда создавали ощущение праздника, только отчего-то немного грустного. Все это есть и тут, в "Дариспане". Нехитрый сюжет о том, как бедный Дариспан пытается выдать замуж хотя бы одну из четырех своих дочерей, а его сестра Марта мечтает пристроить свою крестницу (в конце оба терпят поражение), Стуруа перенес в наши дни, его герои владеют компьютером и всякий раз вздрагивают, заслышав устрашающие звуки бомбежки. Режиссерский рисунок привычно изящен, актеры играют отлично, точно чувствуя стиль и общую идею. Стуруа ставил спектакль не про то, как тяжело дочку замуж выдать, а про то, как не хватает сегодня людям человеческого тепла и внимания. Об одиночестве спектакль, оттого и вышло - смешно и печально одновременно. И это, можно сказать, фирменный знак режиссуры Роберта Стуруа.

Для скетчей молодого грузинского драматурга Лаши Бугадзе ключ этот в самый раз пришелся. Спектакль "Солдат, любовь, мальчик из охраны и... президент" поставлен по двум маленьким сценкам - в одной две страницы текста, в другой четыре, а идет два с лишним часа, глаз не оторвать. Приходит солдат с войны живой, но без ноги, и является ему ангел, помочь пытается. И ногу вернуть может, и анекдот смешной рассказать хочет, но всякий раз что-то мешает. То жена не вовремя выйдет, то бомбежка начнется, вот и приходится снова за костыли браться, гимн Грузии запевать, героизм свой снова и снова вспоминая. Речь, надо полагать, об абхазской войне, но с таким же успехом можно вспомнить о чеченской, афганской, да мало ли какой. Война прошлась по стране тяжелым катком, тут и ангелы, хоть летают туда-сюда, помочь не могут. Вот и жена героя крылышки надела, под ручку к ангелу пристроилась, а ему ничего больше не остается, как идти служить своему президенту.

Вторая часть этого спектакля на премьере, говорят, повергла публику в состояние шока, возбудив до крайности. Она о президенте, в охрану к которому пришел наниматься деревенский мальчик, кудрявый бугай по имени Энрико. Бесстрашный, как бык, - уверяет секретарь канцелярии. А у президента зуб болит, и только стоматолог приступает к работе, как подлетает Энрико и на пол валит: "Он сделал больно моему президенту". Крик поднимается, стоматолога объявляют агентом иностранной разведки, уводят в тюрьму и вскоре казнят. Потом жена приходит, президент предлагает заняться любовью, следуют, как положено, объятия, стоны, врывается Энрико и душит жену: "Она сделала больно моему президенту". Ну и так далее. Убиты секретарь, президентские дети и в конце концов сам президент, который, не подумав, в отчаянии оцарапал себе лицо. "Оставьте в покое лицо президента!" - кричит Энрико и действует, как привык. Похоже, кому-то в Грузии кажется, что тут выведен Михаил Саакашвили, но это полная глупость. Так когда-то советские начальники запрещали "Бориса Годунова" у Любимова и многие другие классические вещи - видели в них себя. Прямая аллюзия Стуруа вряд ли интересовала, он поставил очень злой, отчаянно резкий спектакль о власти вообще. Недаром на все, на сцене происходящее, с колосников взирает товарищ Сталин. Стоит себе, заложив руку за френч, и помалкивает многозначительно. Тексты Бугадзе лежали в театре давно, Стуруа собирался сделать из них некое политическое кабаре, а поставил в итоге жутковатый трагифарс, вызывающий оторопь. Тут не кабаре, а острая, наповал разящая социальная сатира. И, скажу вам, столь крупного, задевающего всех спектакля Стуруа давно не ставил. В Москве увидят его через год, то-то будет разговоров.

Марина Зайонц
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера