Архив   Авторы  

История болезни
Искусство

"На мой взгляд, есть три ключевых произведения, описывающих историю нашей страны в двадцатом веке, - "Тихий Дон", "Доктор Живаго" и "Архипелаг ГУЛАГ". Вряд ли можно считать совпадением, что именно их авторы отмечены Нобелевскими премиями", - уверен кинорежиссер Александр Прошкин

Показ на канале НТВ 11-серийного фильма "Доктор Живаго", снятого по мотивам одноименного романа Бориса Пастернака, еще не завершен, но большинство критиков сходятся во мнении: опыт можно признать удачным, пусть и с некоторыми оговорками. Режиссер сериала Александр Прошкин рассказал в интервью "Итогам" о том, что осталось за кадром в процессе съемок.

- Самую малость не поспели с премьерой к юбилею, Александр Анатольевич.

- Разве у Пастернака была какая-то круглая дата?

- Так ведь полвека роману стукнуло: Борис Леонидович закончил рукопись в декабре 1955 года.

- Написание книги - не пуск домны или старт ракеты. Пока строчки не отлиты в металле, работу нельзя считать завершенной. Так и с фильмом: его должен увидеть зритель. Мы сдали картину в минувшем январе, как изначально и планировалось. На заключительном этапе просиживали в студии по полторы смены, но уложились в срок. После этого на НТВ искали место в эфирной сетке. Нашли лишь сейчас. Да и то обещали вертикальный показ - две серии за вечер, разделенные рекламным блоком. Вместо этого дают по серии, и ту безбожно кромсают рекламными вставками. На сорок четыре минуты фильма двадцать шесть минут рекламы! Никто не в состоянии выдержать подобное издевательство. Речь ведь идет о сложной прозе поэта.

- Не сгущаете краски?

- Съемки любой масштабной картины связаны сегодня с вереницей проблем и напоминают борьбу за выживание. Трудно сохранить спокойствие, когда видишь, как гробят то, чему отдано столько сил. Восемнадцатый век с его каретами, париками и балами снять легче, чем двадцатый. Посмотрите на Москву: где здесь найти место для натурных съемок сцен, относящихся к началу минувшего столетия? Город обезображен донельзя: бьющая из всех щелей по глазам вульгарная реклама, свисающие со стен кондиционеры, стеклопакеты в окнах старинных особняков Такое немыслимо в Риме, Париже или Лондоне. А у нас - пожалуйста. Недавно видел растяжку "Христос воскресе!", а рядом - плакат "Бери от жизни все!". Впрочем, что рассказывать, сами все не хуже меня знаете. Словом, снимать в городе практически негде.

- А на что улица имени Карена Шахназарова, построенная на "Мосфильме" к съемкам "Всадника по имени Смерть"?

- Работали и там, но в основном нашли свою Москву в Ярославле и Костроме.

- В смету вписались?

- Я человек дисциплинированный, всегда укладываюсь в отпущенный бюджет.

- Довольствуетесь тем, что имеете?

- Финансирование проекта - отдельная тема. Сравните: англичане, экранизировавшие "Доктора Живаго", тратили на каждую серию полтора миллиона фунтов стерлингов, а мы обходились суммой, в десять раз меньшей. Ладно, Британия далеко, но ведь и у съемочной группы фильма "Михайло Ломоносов" когда-то был свой, специально зафрахтованный по такому случаю корабль. На нем мы ежедневно плыли из Соловков на Мезень. Снимали в подлинной глуши, которую сейчас, наверное, и не сыскать. Но какой прок вспоминать те былинные времена? Они не вернутся. Тогда деньги тоже, конечно, считали, но в кино их попросту было больше. Опять же цены в разы выросли.

- Да и господа артисты нынче дороги. Читал, Олег Меньшиков требовал себе персональный вагончик для отдыха.

- Дались вам эти вагончики, нет в них ничего выдающегося! На общий бюджет они не слишком влияли, да и пользовался ими не только Олег Евгеньевич, но, в частности, Олег Иванович (Янковский. - "Итоги") и Чулпан (Хаматова. - "Итоги"). У актеров тяжелая работа, они себя наизнанку выворачивают и заслуживают комфортных условий. Это нормально. Словом, дело не в звездах. Такие фильмы, как "Доктор Живаго", не снять без массовок, а они подразумевают дополнительное время и расходы. Приходилось выкручиваться, ужиматься. Так случалось у меня и прежде, но все же ужимки ужимкам рознь. На "Русском бунте" в массовых сценах было задействовано по пятьсот человек, а на "Живаго" двести считалось рекордом.

- Правильно, Александр Анатольевич, надо брать не числом, а умением.

- Думаю, никто не упрекнет меня в погоне за внешним эффектом в ущерб содержанию. Мне всегда было интересно снимать жизнь. Не старался кого-то разоблачить, показать, как сейчас модно, что вокруг сплошь подонки и негодяи. Придерживаюсь иной точки зрения, уважаю людей. Считаю, разочаровавшемуся в человечестве нечего делать в нашей профессии, основанной на сочувствии и сострадании.

- По-вашему, мизантроп не может быть кинорежиссером?

- Да их полным-полно! Но это не для меня.

- Наверное, вам и Юрия Живаго жаль?

- Давно хотел снять кино по книге Пастернака, долго обивал пороги студий. Впервые всерьез заговорил об этом на гребне успеха "Холодного лета пятьдесят третьего". "Живаго" только-только опубликовали в "Новом мире".

- Надеялись, к новоиспеченному лауреату Государственной премии СССР больше доверия?

- Разрешения мне не дали по понятной причине - права на экранизацию стоили космическую сумму.

- Роман вы прочитали тогда же, в 1988 году?

- Берите выше - в 60-м. Я учился в театральном институте в Ленинграде, мой товарищ Боря Довлатов, мать которого прекрасно знала Пастернака, принес пачку папиросной бумаги с убористым, плохо различимым текстом и оставил до утра. Я забрался под одеяло и читал, не отрываясь ни на минуту. Правда, все время забегал вперед, туда, где стихи, и даже успел выписать некоторые на листки. На память. Книга произвела оглушительное впечатление. Конечно, события вокруг романа тоже сыграли роль. История ведь разворачивалась на глазах у всех: публикация на Западе, Нобелевская премия, дикая травля писателя на родине Помню, как свирепел, услышав очередной призыв каких-нибудь сормовских рабочих выгнать отщепенца Пастернака из страны. Словом, после первого прочтения я воспринял "Живаго" в контексте личной драмы Бориса Леонидовича, лишь позже смог отстраниться от излишней политизации книги, открыл и оценил ее пророческую глубину. Там есть попытка ответить на вопросы, кто мы такие, что с нами произошло и куда идем. Подобный взгляд не слишком характерен для нашего народа, родовая черта которого - короткая память. Легко расстаемся с прошлым, без сожаления отрекаясь от него и не делая выводов. Вот и ходим по кругу, а не поднимаемся по спирали. Затрагивающая вечные темы книга Пастернака уже этим заслужила экранизацию в России. Правда, я понимал: на большом экране это сделать невозможно.

- А как же знаменитая картина Дэвида Лина с Джералдиной Чаплин и Омаром Шарифом в главных ролях, получившая пять "Оскаров"?

- Это ведь совсем другое кино. Я, кстати, увидел фильм сравнительно недавно.

- Впечатлились?

- Абсолютно нет. Не собираюсь хаять Голливуд, говорить, мол, американцы ничего не понимают о России. Верно, это похоже на вампуку, где над загородной дачей сияют семь куполов, Юрий, главный герой, ходит в косоворотке, а его мама, жена миллионера, играет на балалайке, но Все не так просто. Там есть щемящее ощущение прекрасной и несчастной страны. То, о чем писал Пастернак: "Я весь мир заставил плакать / Над красой земли моей", - случилось именно благодаря Лину. Не случайно ведь англичане назвали американского "Доктора Живаго" лучшей экранизацией двадцатого века. Фильм оказал огромное воздействие, внедрив в сознание миллионов людей некий придуманный образ России. Конечно, это лишь красивая голливудская мелодрама, но снята она великим мастером, за плечами у которого "Лоуренс Аравийский" и "Мост через реку Квай". На месте наших кинокритикующих мальчиков и девочек из числа ниспровергателей авторитетов поостерегся бы так лихо перечеркивать работу Лина. Повторяю, фильм имел гигантский резонанс, по-настоящему открыв Западу Пастернака. Кто бы обратил внимание на очередного писателя, замученного в России? Подумаешь, новость! Через неделю все забыли бы. А кинокартина превратила роман в памятник. И не только литературный. На мой взгляд, есть три ключевых произведения, описывающих историю нашей страны в двадцатом веке, - "Тихий Дон", "Доктор Живаго" и "Архипелаг ГУЛАГ". Вряд ли можно считать совпадением, что именно их авторы безошибочно отмечены Нобелевскими премиями.

- И все же, Александр Анатольевич, параллелей с киноклассикой не боитесь?

- Специально смотрел фильм, чтобы изменить или обойти его ключевые моменты. Скажем, знаменитая сцена, где Комаровский танцует с Ларой под музыку Мориса Жарра, у нас решена принципиально иначе. Но дело даже не в этом. Американцы видели в образе Живаго Пастернака, поэтому в главной роли снялся Омар Шариф, похожий, как говорили о Борисе Леонидовиче, и на араба, и на скакуна. Я воспринимал героя по-другому, хотел рассказать типологическую историю о русском интеллигенте, в нечеловеческих условиях пытающемся остаться самим собой.

- Поэтому и пригласили сыграть двадцатилетнего юношу сорокапятилетнего Меньшикова.

- Что же все журналисты так его не любят?

- Наверное, чувство взаимно. Но речь сейчас не об этом: доколе давно повзрослевший Олег Евгеньевич (уже и по имени называть его неловко) будет изображать юнцов? Спасибо, у вас он хотя бы не падает в обморок при виде голой женщины, как у Михалкова в "Цирюльнике".

- Так отвечу. Мы с вами говорили об экранизациях романа, сделанных на Западе. У Лина снимались взрослые актеры, англичане пригласили молодых. На первых кадрах они смотрятся замечательно, а дальше - пустыня. Такие роли по плечу людям, прочувствовавшим что-то на собственной шкуре - влюблявшимся, терявшим, находившим. Нет, не могу принять ваши замечания. Я даже имена путал, называя Чулпан Ларой, а Олега Юрой Считаю, не ошибся ни в одном актере. Янковский, Хаматова, Ильин, Пирогов, Петренко, Гармаш - все на месте. Были и по-человечески пронзительные моменты. Когда-то я вытащил из Тамбова никому не известного артиста Степанова, пригласил в картину "Михайло Ломоносов", и он стал звездой. В "Живаго" Виктор не должен был играть, но неожиданно отказался другой исполнитель, и я позвал Степанова, даже не зная, что тот тяжело болен. Через полгода после окончания съемок Виктора не стало

Возвращаясь к Меньшикову, скажу: раньше считалось, лучше актера у нас нет. После премии Лоуренса Оливье он стал неприкосновенным. Сегодня другая мода: хорошим тоном стало лягнуть Олега, пнуть походя. Наверное, сам дал повод, когда пошел в попсу, но ведь у всех случаются спады и даже провалы. Большой артист заслуживает почтения хотя бы за прежние работы. Тем более что мастеров масштаба Меньшикова у нас негусто. В "Живаго" он, на мой взгляд, исполнил главную роль жизни, сыграв человека с обожженной совестью, как говорил Пастернак.

- Другие так не смогли бы? Вы проверяли?

- Перепробовал массу актеров, но, повторяю, их беда в том, что новая генерация сталкивается с чрезвычайно убогой драматургией. Людям нечего играть, негде учиться, и человеческий потенциал остается невостребованным. Впору говорить о потерянном поколении тридцатилетних.

- Словом, Меньшикову до пенсии тянуть воз.

- Не зацикливайтесь вы, не сводите разговор о фильме к проблеме выбора исполнителя на главную роль! Подчеркиваю, мне требовались актеры, способные не механически повторять команды режиссера, а мыслить на площадке, импровизировать. Меньше всего хотел кого-то закрепостить. Я не вгонял людей в рамки, а использовал заложенное в них природой. Для такого фильма это единственный способ переноса написанного на экран. Все-таки перед нами проза поэта. С одной стороны, в ней присутствует толстовский размах, с другой - герои не слишком осязаемы, они даны в ощущениях. В этом есть и прелесть, и риск. На мой взгляд, экранизация не означает дословную подтекстовку. Я так работать не умею, мне нужен диалог с автором. Мы взялись сохранить не букву романа, а его дух. Именно для этого был приглашен Юрий Арабов, прекрасный сценарист и поэт, к слову, лауреат премии имени Бориса Пастернака.

- Но другой Пастернак, сын писателя, сегодня громко возмущается, заявляя, что недоволен сценарием.

- С уважением отношусь к Евгению Борисовичу как к крупному литературоведу, но, думаю, его не устроил бы ни один вариант, кроме чтения вслух семисот страниц романа. Однако надо быть последовательным: будучи правопреемником, Евгений Борисович подписал сценарий Арабова, дал нам согласие на экранизацию.

- Получив за это энную сумму?

- Вопрос не по адресу, это не моя компетенция Да, Арабов не адаптировал текст, а изложил собственную версию книги. Мы отказались от привычных клише о томном Серебряном веке с туманами и псевдоромантично дрожащими на ветру листочками. Именно так ставилась задача. Поэтому и в титрах написано: по мотивам романа. Мне нужен был взгляд в прошлое из настоящего.

- Значит, фильм не про них, живших в прошлом веке, а о нас?

- Не бывает исторических картин в чистом виде. Конкретно эта похожа на большую игру в правду. Мы договорились друг с другом не врать, не лукавить. В фильме много личностных моментов, которые невозможно запрограммировать или выдумать. Наверняка десять лет назад я снял бы совсем иное кино. С другими героями. Но сегодня мы такие. Честно скажу: не знаю, чем аукнется мне эта работа. Вы же видите, что творится. С уважительными, серьезными рецензиями соседствуют грязные и дурно пахнущие помои. Словом... готов к любому исходу. Опыт, к счастью, есть. Помню, в советские времена полгода снимал "Войну с саламандрами" по Чапеку, пришел Лапин, тогдашний главный теленачальник, и приказал смыть негативы. Ему почудилось что-то нехорошее для советской власти в этих рептилиях. Года полтора я сидел без работы, не мог получить заказ. Потом, правда, простили

- Сейчас-то вам чего бояться, Александр Анатольевич?

- Да не об этом речь! Знаете, одно время Пастернак хотел назвать роман "Смерти нет".

- Вы с этим согласны? Ее нет?

- Божья искра, творческий дар делают человека бессмертным. Вот вы заметили, что прошло полвека после написания книги, а она современна. И Борис Леонидович где-то рядом, он наш необходимый собеседник, источник размышлений о прошлом и будущем. Это главное. Почувствуйте.

Андрей Ванденко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера