Архив   Авторы  

Видеопрокат N 1
Искусство

На "Арт-Москве" показали историю нашего видеоарта

Некоммерческий проект "Да будет видео!" - об истории российского видеоарта - придумал и показал на нынешней, десятой "Арт-Москве" итальянец Антонио Джеуза. В семи залах можно увидеть работы 25 авторов, в том числе таких классиков, как Алексей Исаев, Андрей Монастырский, Виталий Комар и Александр Меламид... Кроме Антонио, который изучал русскую литературу в Италии, а медиаискусство в Англии, похоже, эту историю никому не пришло в голову описать. Джеуза, собственно, и приехал в Россию, движимый энтузиазмом ученого-первопроходца, а также желанием открыть глаза людям на их собственные богатства. Нет, не то чтобы, к примеру, группа "Синий суп", которая представляла страну на выставке "Россия!" в Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке, на фестивале Europalia в Антверпене, или группы ESCAPE и "Провмыза", чьи работы показывали на Венецианской биеннале в прошлом году, у нас совсем не известны. Что-то можно было увидеть на Московской биеннале, что-то на отдельных выставках. Но для большинства слово "видеоарт" звучит загадочно, как эзотерика каких-нибудь индейцев майя.

Тут надо, конечно, признать, что белые пятна в истории новейшего искусства, которое, можно сказать, у всех на глазах росло и крепло, появились не только потому, что мы ленивы и нелюбопытны. Первый "перформанс для видеокамеры" под названием "Разговор с лампой" был записан в 1985 году в квартире гуру московского концептуализма Андрея Монастырского. Видеокамеру привезла из Германии Сабина Хэнсген. Она же и снимала художника, сидящего с лампой между ног, рассказывающего ей о тревоге, испытываемой перед камерой, об опытах концептуалистов и читавшего стихи Тютчева и Фета... Монастырский и сегодня, несмотря на то что классик давно, выставляется мало. Тогда же зритель ему был буквально до лампочки. Если вспомнить, что не только камера, но и видеомагнитофон являлся в 80-х годах редкостной новинкой, то понятно, что обращаться, кроме своего брата творца, было особо не к кому. Исповедальность, самоанализ художника, замкнутость круга посвященных-адресатов, что отличали ту работу Монастырского, оказались почти на десятилетие характерными чертами видеоарта в России.

Поразительно, что даже такой художник, как Олег Кулик, играющий на эпатаже, использующий публичное пространство для своих перформансов, развивает в сущности ту же линию концептуалистов. Достаточно посмотреть его 7-минутную видеоработу "Кулик кулику глаз выклюет" (1998), показывающую, как в рижской галерее художник вначале обводит кисточкой по стеклу проекцию собственного изображения, превращая движущийся агрессивный образ в неподвижный рисунок. Затем разбивает его вдребезги. Битва с собой ведется до "полной гибели всерьез": осколки стекла задели вены, и художника увозят в больницу.

Вторая причина "скромности" видеоарта у нас крылась, наверное, в том, что он казался младшим братом перформанса. Последний можно было фотографировать, а лучше снимать камерой. Спустя какое-то время оказалось, что можно создавать перформанс в расчете на съемку. И вот уже группа "Радек" и Дмитрий Гутов разворачивают красные флаги и прикольные транспаранты, требующие "Каждому - 700$", "99% бесплатно", около перехода на Садовом кольце. Фишка в том, что народу там обычно скапливалось много, и несколько художников с транспарантами, которые шли вместе со всеми на зеленый свет, выглядели в видеозаписи предводителями демонстрации. Случайные прохожие становились участниками художественного действа, видеозапись - способом мистификации.

Вообще границы между перформансом и видеоартом местами неприметно стирались. Как, скажем, в инсталляции Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова "Война и мир, или Письмо Льву Толстому" (2003). Посреди зала - старенькая Optima на столе. На экране - обезьянка, сидящая за точно такой же машинкой. Если вы догадаетесь на ней печатать, то обезьяна тут же застучит по клавишам тоже. Потом напечатанные ею листы подберут художники и начнут читать... отрывки из романа "Война и мир". Цель вовсе не в том, чтобы поиронизировать над стариком Толстым. Одна из вполне прозаических задач - вовлечь зрителя в действие. Заставить его заинтересоваться визуальным аттракционом. А как уж он его поймет - дело личное.

Одним словом, видеоарт потихоньку двинулся навстречу зрителю. Дальше всех в этом движении пошла группа "Синие носы". Видеоролик "Если бы я был Гарри Поттером" (2003), где главную роль исполняет Александр Шабуров, пародирует чудеса мальчика-волшебника в стиле комикса. Harry Shaburov использует древний арсенал цирковых клоунов. Сверкают бенгальские огни, опрокидываются стулья. Когда с помощью "фокусов-покусов" герой пытается искоренить социальное неравенство, проституцию, найти друзей и сделать всех людей счастливыми, становится очевидным, что эстетика комикса и грубый юмор служат острой социальной сатире.

Параллельно с выходом из концептуального подполья к народу российский видеоарт осваивал арт-рынок. Это у нас считается, что картины продаются лучше всего. А на ярмарке "Арт-Базель", например, по свидетельству галеристов, быстрее всего улетали видео и интерактивные инсталляции. Скажем, за одну из 12 копий видео Билла Виолы "Влюбленные" (где двое, сжимающие друг друга в объятиях, барахтались в водовороте) просили 180 тысяч долларов. У нас, разумеется, цены много скромнее. К тому же художники болезненно переживают дилемму - деньги или независимость. Кстати, группа ЕSCAPE новую видеоинсталляцию Stem by stem, показанную галереей Ravenscourt Galleries, посвятила именно этой теме. На экране безупречно красивая картинка: крупным планом смотрит на зрителя белая головка тюльпана. Странный звук удара. Головка скатывается вниз, и на сруб кладется другой цветок. Не сразу доходит, что перед нами - род гильотины. А мерный ритм ударов топора отнюдь не метрономом задан. На фотографиях рядом - увеличенные кадры обрубленных стеблей. А сверху - гирлянда гипсовых бутончиков: то ли памятник погибшим надеждам, то ли, напротив, намек на вечную жизнь прекрасного. Лиза Морозова, один из авторов проекта, замечает, что он посвящен критике арт-системы: "Лично для меня это горькое признание того, что, двигаясь step by step, то есть шаг за шагом, мы тем большим жертвуем, чем выше поднимаемся. Это грустная и жесткая работа. Арт-секира рубит головы прекрасным цветкам. Мы ее сделали специально для "Арт-Москвы". Нынешняя ярмарка запредельно коммерческая". Тем не менее пощечина общественному вкусу от группы ESCAPE прозвучала так негромко и элегантно, что напомнила выверенный театральный жест. Который, разумеется, имеет свою цену...

Короче, видеоарт потихоньку расширяет и свои границы, и сферу влияния. В поисках собственного языка он уходит и от неподвижности живописи, и от киношной "фабрики грез", и от перфекционизма театрального действа. Он похож на героя народной сказки, который и от бабушки ушел, и от дедушки ушел. Кто знает, может, именно неуловимость делает его сегодня таким востребованным? Во всяком случае история этого героя явно ждет продолжения...

Жанна Васильева, Дмитрий Пленкин (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера