Архив   Авторы  

С места - в карьеру
Общество

Сегодняшние школьники чаще всего выбирают не столько конкретную профессию, сколько престижный вуз. И это - фатальная ошибка!

Начало лета - это разгар учебной лихорадки: абитуриенты и их родители штурмуют вузы. Впрочем, этот текст не для них. Теперь вопрос "куда пойти учиться?" решается на 2-3 года раньше. Причем вуз выбирают из тех, что котируются у работодателей. Потому что конечная цель студента - выйти на рынок труда кондиционным специалистом. Каковы профессиональные притязания нынешних выпускников? Какие работники сейчас являются самыми востребованными и высокооплачиваемыми? И кто нужен будет работодателям через несколько лет? Ответы на эти вопросы и решили поискать "Итоги".

Выбор не очевиден

Решение вопроса "куда пойти учиться?" во многом определяет жизнь и бюджет семьи на несколько лет вперед: сначала требуют затрат репетиторы, курсы, потом само обучение. Даже у самых обеспеченных семей траты на образование детей - не самая маленькая статья расходов, и потому редкий родитель не задумывается о том, как максимально эффективно потратить эти средства. Но что значит эффективно? А значит это, что приобретенное образование должно принести работу с достойной зарплатой. На любимый вопрос родственников: "Кем ты хочешь стать?" - дети уже не отвечают "космонавтом". Скорее невнятно тянут: "Пойду в маркетинг и менеджмент". Хотя вообще-то уже за два года до вступительных экзаменов хорошо бы иметь готовый план действий. Примерно половина российских семей к этому времени его имеет: 48 процентов родителей абитуриентов отмечают, что окончательно определились с вузом для ребенка, когда он учился в восьмом классе, - таковы результаты исследования, проведенного компанией Begin Group в рамках проекта Examen. Еще 31 процент опрошенных признались, что приняли решение за год. Но есть и суперответственные люди, которые сделали это за три года (это 10 процентов респондентов).

Понятно, что в 15-16-летнем возрасте от человека трудно ждать взрослого осознанного решения о своем будущем, поэтому за него думают чаще всего родители. Причем любопытно, что авторитет отца тут имеет гораздо меньший вес, чем матери. На вопрос, чье мнение стало решающим при выборе вуза, школьники в три раза чаще называли мать, чем отца. "Выбор будущей специальности старшеклассника в 90 процентах случаев определяют родители. Отвечая на наши вопросы на выставках, 75 процентов респондентов утверждают, что решение остается за абитуриентом. В действительности это не совсем так - окончательное решение все-таки формируется под влиянием родных и близких. Многие психологи обращают внимание и на тот факт, что дети ориентируются на то, кем работают взрослые члены семьи", - комментирует руководитель проектов Examen и 2EDU Михаил Кнеллер. Родители, на которых ложится весь груз ответственности, как правило, руководствуются прагматичными соображениями: где с полученным образованием ребенок может потом найти работу (40 процентов респондентов назвали это решающим фактором в выборе вуза). Пытаются ли сами абитуриенты понять реальную ситуацию на рынке труда? "Попытки такие есть, но вряд ли они могут претендовать на статус серьезного анализа, - рассуждает Михаил Кнеллер. - Я сомневаюсь, что старшеклассники просматривают сайты с вакансиями. Они скорее руководствуются определенным общественным мнением о популярности некоторых специальностей. Данные наших исследований говорят, что традиционный интерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется. Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в области информационных технологий и творческими профессиями - архитектурой, дизайном. Последнее объясняется тем, что рынок услуг и товаров сегмента luxury в России растет". Но интерес интересом, а какова реальность?

Инженер - звучит гордо

Если сравнить список специальностей, популярных среди абитуриентов, и рейтинги профессий, востребованных на рынке, то становится очевидно - они во многом совпадают. То есть абитуриентам и их родителям интуитивно или путем собственных расследований удается угадать основные ожидания работодателей. Первые позиции в рейтинге самых востребованных отраслей занимают высокие технологии и финансы - их назвали все опрошенные "Итогами" эксперты. "Современному рынку труда катастрофически не хватает IT-специалистов, - отмечает управляющий партнер компании HeadHunter Михаил Фролкин. - Очевидно, что на данный момент вузы не могут выпустить столько айтишников, сколько необходимо рынку. Уже почти все крупные IT-компании открыли представительства и офисы в регионах, чтобы "отлавливать" талантливых выпускников "не отходя от кассы". Я бы назвал эту отрасль самой перспективной для нынешних абитуриентов".

Теперь внимание: после 10-15-летнего забвения стала очень востребованной профессия инженера. Специалисты, которые выжили в эпоху становления рыночной экономики и сохранили квалификацию, сейчас на вес золота. Технические специальности, а особенно отдельные узкие направления, например проектировщик мостов или инженер холодильных установок, сегодня являются одними из самых востребованных. Количество компаний, работающих в технической сфере, растет, а новое поколение инженеров еще не появилось - никто не хотел идти учиться на эту специальность, чтобы потом получать анекдотическую зарплату. "Сейчас экономика России постепенно стабилизируется и отрасли, которые были всегда опорой страны - машиностроение, оборонная промышленность, пищевая, текстильная промышленность, - будут остро нуждаться в высококвалифицированных технических специалистах: технологах, инженерах, конструкторах. Помимо этого будет расти спрос на высококвалифицированные рабочие кадры - на специалистов, которых раньше готовили профессиональные технические училища. Одним словом, в промышленности все больше будут востребованы специалисты с конкретными навыками и умениями в конкретных отраслях", - считает директор по работе с клиентами агентства Imageland Полина Денисенко.

Возрастает спрос на специалистов и в других, ранее не очень престижных областях. Михаил Фролкин отметил, что наблюдается большой дефицит соискателей в области медицины и фармацевтики, особенно среди менеджеров высшего звена.

В области финансов тоже требуются специалисты самых разных уровней. Вот какой список приводит управляющий партнер компании по подбору персонала Antal International Тремейн Элсон: "Наибольший рост рынка наблюдается в сфере розничной торговли, розничных банков, финансовых услуг, индустрии сервиса; увеличивается спрос на специалистов в областях, ориентированных на клиентов, в коммерческих сферах. Востребованы специалисты на определенные финансовые позиции, связанные с эксклюзивными финансовыми продуктами и финансовым контролем".

Продолжим изучать список актуальных профессий. Отметим менеджеров по продажам - по мнению Михаила Фролкина, в ближайшие пять лет спрос на них вряд ли снизится: "Другое дело, что здесь главным преимуществом кандидатов будет не столько профильное образование, сколько опыт работы и навыки общения". А вот будущее модных сегодня пиарщиков не совсем понятно, мнения экспертов разошлись. С одной стороны, как заметили в компании Begin Group, в последнее время значительно увеличился спрос на специалистов, которые не занимаются напрямую бизнесом, а сопровождают его (PR- и HR-специалисты, маркетологи и т. п.). С другой стороны, например, в компании HeadHunter считают, что в области маркетинга, PR и массмедиа через пять лет предложение значительно превысит спрос. Зато появилась новая перспектива для тех, кто мыслит себя в области relations: эксперты отмечают появление такой специальности, как government relations, или GR. Это люди, которые профессионально общаются с представителями госструктур, знакомы с этой системой и способны находить с чиновниками общий язык. Примечательно также, что молодые люди меняют свое отношение к работе в самих государственных учреждениях: многих привлекает то, что там решаются масштабные задачи (это вам не деньги хозяина считать), к тому же невероятные перспективы роста - в принципе можно вырасти до министра. И уж никак нельзя пожаловаться, что "королевство маловато".

Кстати, в государственных учреждениях необязательно нужны технари - энергетики или физики. По словам Ирины Липски, директора Московской школы менеджмента НКО, в настоящее время в России существует более 500 тысяч некоммерческих организаций, работающих в самых различных сферах деятельности, - это благотворительные центры и фонды, музеи и театры, образовательные учреждения и профессиональные объединения: "В дальнейшем их число будет только расти: все больше отечественных компаний начинают инвестировать в социальную сферу. А по статистике более 90 процентов менеджеров некоммерческих организаций не имеют специального управленческого образования. В России еще с советских времен сложилась практика, что хороший учитель становится директором школы, а хороший инженер - директором завода. Поэтому на рынке существует огромный дефицит специалистов некоммерческой сферы, получивших профессиональное образование. Требуются квалифицированные менеджеры высшего и среднего звена, специалисты по работе с персоналом, специалисты по фандрайзингу, привлечению грантов и других средств. И этот дефицит сохранится еще несколько лет, поскольку в России еще пока не так много мест, где такое образование можно получить".

Требуются начальники

Нетрудно догадаться, что самые высокие зарплаты сегодня в тех отраслях, которые на подъеме. Например, по данным Росстата, в 2005 году среднестатистическая зарплата в нефтегазовой промышленности составила 21 993 рубля. Немного меньше получают сотрудники финансового сектора (банков, инвестиционных и страховых компаний) - 18 131 рубль в месяц. Зато у них заработки быстро росли в последний год - на 23 процента. Примерно такой же прирост зарплат у инженерно-технических специалистов в производственной сфере, специалистов в области логистики.

Понятно, что востребованные сотрудники - они же и самые высокооплачиваемые. Очевидно и то, что самые внушительные зарплаты в бухгалтерских ведомостях стоят напротив фамилий топ-менеджеров. Обрадуем самых амбициозных молодых людей: в некоторых отраслях как раз ощущается нехватка топ-менеджеров высокого класса. То есть если вы мечтаете о собственном кабинете, платиновой кредитке и форуме в Давосе, то - вперед. Дефицит квалифицированных руководящих работников, по исследованиям компании HeadHunter, наблюдается в таких отраслях, как информационные технологии, коммерческие банки, управление персоналом, продажи. Обратная ситуация сложилась в области управления малым бизнесом, администрировании, инвестициях - тут традиционно больше резюме соискателей, чем вакансий работодателей. Так что здесь быстро выбиться в начальники не получится. "Пожалуй, сейчас, как никогда, ощущается недостаток управленцев с системным логическим мышлением и навыками прогнозирования. Ни одно из гуманитарных образований (лингвистика, психология, менеджмент, маркетинг и др.) не дает такой системности. Кроме того, техническое образование (в отличие от гуманитарного образования) нельзя получить как второе высшее, - говорит Полина Денисенко. - Именно управленцы с техническим образованием как первым базовым и одним из гуманитарных как вторым прикладным (маркетинг, менеджмент, финансовый менеджмент, PR, экономика) будут востребованы, на мой взгляд, более всего. Кстати, все примеры успешного бизнеса - это примеры выпускников элитных технических вузов".

Трудовой рынок топ-менеджеров завязан на личности, и, что называется, "товар" на нем штучный. Выяснять среднюю зарплату там - все равно что мерить среднюю температуру по больнице, но все-таки некоторое представление эти цифры дают. Например, самыми высокооплачиваемыми работниками в этом секторе являются финансовые директора, которым работодатели в среднем предлагают 6500 долларов в месяц (в крупных компаниях может быть 30 тысяч долларов). Далее следуют директора по маркетингу (5500 долларов), директора по развитию, директора по продажам (5000 долларов). Меньше платят IT-директорам и директорам по персоналу - около 4500 долларов в месяц. Любопытно, что работодатели готовы платить высшему менеджменту больше, чем просят соискатели. То есть, например, кандидат претендует на 3500 долларов, а наниматель уже морально созрел назначить зарплату в 5000 долларов. На первый взгляд это говорит о неуверенности в себе соискателей, но эксперты склонны объяснять такое несоответствие не природной скромностью кандидатов, а тем, что действительно высококлассных специалистов, отвечающих всем требованиям, явно недостаточно. Это относится к сотрудникам не только высшего, но и среднего уровня.

Вообще же, как отмечают все опрошенные "Итогами" эксперты, толковых работников просто катастрофически не хватает - а талантливый и работоспособный человек всегда найдет себе хорошую работу в любой отрасли. "Все больше и больше российских специалистов заинтересованы в получении работы на территории России, так как рынок труда здесь намного динамичнее и карьерный рост происходит стремительнее, чем где бы то ни было в мире", - считает Тремейн Элсон. При выборе будущей профессии он советует абитуриентам руководствоваться своими интересами, а не размером потенциального заработка: "Стоящие специалисты хорошо зарабатывают, в какой бы области они ни работали. Но невозможно стать настоящим профессионалом в сфере деятельности, которая совершенно неинтересна и была выбрана исключительно из материальных соображений".

Иными словами, ключевое слово тут - "интересно". Если находишь свое дело и оно доставляет удовольствие, то им и надо заниматься (прислушиваясь к тому, что подсказывает рынок). Тогда и успех придет, и материальное благосостояние. Остается понять, чего ты хочешь. Правда, это, как известно, сложнее всего.

Вита Мач
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера