Архив   Авторы  

Марка без Марка
Искусство

"Прежняя эмблема "Кинотавра" - из другой жизни, когда в России не знали слов "дизайн", "промоушн", "маркетинг", "пиар". Я так и не понял, какие внутренние связи соединяли этого чудного зверька с отечественным кинопроцессом..." - говорит новый владелец бренда сочинского кинофестиваля Александр Роднянский

В Сочи завершается Открытый Российский фестиваль "Кинотавр". Второй с момента обретения новых хозяев. Председатель попечительского совета фестиваля, он же президент компании "СТС Медиа" Александр Роднянский накануне закрытия рассказал "Итогам", как мела новая метла.

- Пошто животинку обидели, Александр Ефимович? Она и без того какая-то несчастная была, болезная, на трех лапах хромала, а вы ее окончательно добили.

- Печалитесь о прежнем символе "Кинотавра"? Я уважаю традиции, отношусь к ним с почтением, но это странное существо выглядело слишком вызывающе, чтобы мириться с его присутствием. Эмблема... как бы сказать помягче... была очень несовременна. Она из другой жизни, когда в России не знали слов "дизайн", "промоушен", "маркетинг", "пиар". К тому же так и не понял, какие внутренние связи соединяли этого чудного зверька с отечественным кинопроцессом. Загадка, на которую нет ответа.

- А вы, значит, любите яйца всмятку?

- Вообще их не ем.

- Но новая эмблема сильно смахивает на разбитый желток.

- У каждого свои ассоциации. Я предпочитаю простую графику без излишней многослойности и вычурности. По-моему, нынешний вариант весьма лаконичен и гармоничен.

- Может, и так, но пока все до боли предсказуемо: новый начальник всегда первым делом выкидывает из кабинета мебель, оставшуюся от предшественника...

- Наши перемены не ради проформы. Мы стремились к цельности. Яйцо всмятку, как вы выразились, а на самом деле - солнце, то ли утопающее в море, то ли восходящее из него, позволило стилистически оформить фестиваль в едином ключе. Впрочем, главное даже не в этом. Два последних "Кинотавра" отличаются не столько антуражем, сколько внутренним содержанием. У нас принципиально иные задачи, не те, что стояли перед Марком Рудинштейном и его командой в 90-е годы. Тогда фестиваль позволил выжить российскому кино. По сути, это было единственное место в стране, где показывали отечественные картины. Сколько их производилось в год? Ну, пять, ну, десять. Создатели и критики собирались в Сочи, смотрели фильмы и отводили душу. Времена изменились. Совершенно очевидно, что русское кино перестало быть лишь вопросом моды, трендом, как пишут в глянцевых журналах. Теперь это неотъемлемая часть нашей действительности.

- И долго вы приценивались к этой части?

- Я ведь воспринимаю фестиваль в более широком, индустриальном контексте. Это не пиар конкретного человека или отдельно взятой компании. "Кинотавр" - инструмент в руках всего профессионального сообщества, чей высокомерный скепсис по отношению к отечественному кино пока не преодолен. Мол, о чем говорить, если наши фильмы не попадают на серьезные фестивали и в западный прокат? Есть несколько артовых режиссеров - Сокуров, Муратова, Герман, признанных за рубежом, а остальное ни в какие ворота не лезет. Меня такой подход категорически не устраивает. Главное не в умении любой ценой пробиться в конкурсную программу Венеции, Берлина или Канна, а в готовности объясниться с собственной аудиторией. Спектр возможностей у кинематографа необычайно широк, грех не воспользоваться столь универсальным орудием мифологизации и ведения диалога. Ведь сила советского кино заключалась в том, что зрители верили увиденному на экране, любили героев картин, как родных. А сегодня мы никак не можем истребить снобистский взгляд внутри профессионального цеха.

- Будете выжигать каленым железом?

- Убеждать на конкретных примерах. Телевидение доказало: наш народ готов смотреть российские сериалы и программы. Западный продукт - при всем уважении к его качеству - вымыт из прайм-тайма, и это произошло естественным образом, без квотирования, регулирования или законодательных ограничений. Все определил интерес аудитории. Понятно, кино - не ТВ, позиции Голливуда пошатнуть сложно, однако ситуацию можно и нужно переламывать.

- Но вы, Александр Ефимович, так и не ответили, сколько заплатили за право расставлять акценты?

- Два миллиона рублей за бренд, согласитесь, сравнительно недорого. Рудинштейн давно говорил, что хочет отдать фестиваль в надежные руки. Подразумевалось, что это будем либо мы с Игорем Толстуновым, либо Валера Тодоровский. Но для нас это не бизнес. По крайней мере пока. Фестиваль еще не может себя прокормить.

- Какой сегодня у него бюджет?

- Более двух миллионов долларов.

- Рудинштейну этот праздник кино обходился дешевле?

- Значительно. Я бы сказал, раза в три.

- С чего вдруг такое удорожание?

- Мы же все делаем всерьез. Совершенно иначе организована инфраструктура, больше фильмов, гостей, программ, событий, составляющих ткань фестиваля, - от культурно-музыкальных до чисто кинематографических.

- Музыки и раньше хватало. И Макаревича на "Кинотавре" видали, и Розенбаума, и Меладзе.

- Поймите главное: мы не пытаемся любой ценой дистанцироваться от Марка Рудинштейна и его фестиваля. Наоборот, стараемся сохранить лучшие традиции. Иначе было бы странно. Придумка ведь замечательная: Сочи, начало курортного сезона, измученные долгой зимой кинематографисты, их семьи, непринужденное общение, в том числе и на пляже... И я взял с собой сына. Саша учится в школе экономики и политических наук в Лондоне, мы видимся не так часто, а тут есть возможность немного побыть вместе. Нет, глупо отказываться от фестивальной атмосферы, так ведь можно убить саму идею. Надо стремиться к другому: "Кинотавр" должен еще активнее заработать на нашу киноиндустрию.

- Рудинштейн постоянно жаловался на отсутствие господдержки, страдал из-за нехватки спонсоров.

- Да, Марк не умел решать эти вопросы, устал и ушел. Мы посильнее финансово, да и найти партнеров нам полегче.

- Еще одна тема - перманентные разборки с Московским кинофестивалем, вечное перетягивание каната с Никитой Михалковым: кто у кого уведет из-под носа лучший фильм.

- Исключено. Категорически. Прекрасно знаем, для чего существует "Кинотавр", и считаем неразумным вступать в какие-либо выяснения отношений. Зачем? У каждого должна быть своя ниша. Сейчас в России снимается достаточно хорошего кино, неужели мирно не договоримся? Сколько картин нужно Москве? Одна или две. Пожалуйста, берите, что понравилось. Не возражаем.

- Отдаете без сожалений?

- Смысл? Сразу попросили ребят из ММКФ обозначить интересы и не претендовали на эти фильмы.

- Что уступили?

- "Червя" Алексея Мурадова и еще какой-то дебют, не припомню название. Конечно, хочется собрать у себя все лучшее, но так не бывает. Нам в любом случае хватает премьер. Никогда прежде в Сочи не привозили столько новых картин сразу. И за главную награду боролись люди с именами, успевшие доказать профессиональную состоятельность.

- Термин "фестивальное кино" вы принимаете?

- Не устраивать же конкурс для блокбастеров! Это смешно. Главная задача подобных фильмов - иметь успех у многомиллионной аудитории, им совсем необязательно выигрывать фестивали. На что уж велик Спилберг, но вообразить "Индиану Джонса" или "Инопланетянина" в Канне трудно. Это обстоятельство никак не ущемляет достоинств американца, не перестающего быть любимым киносказочником человечества. Всему свое место. Массовое кино присутствует в других программах "Кинотавра", но не в конкурсе.

- Вы заранее смотрели фильмы, прошедшие отбор?

- Да. Понятно, что личного мнения никому не навязывал и не собираюсь делать этого впредь. Процесс переговоров с авторами и продюсерами шел автономно от меня. Я включался в исключительных случаях.

- Например?

- Когда надо было добиться, чтобы "Эйфория" Ивана Вырыпаева попала на "Кинотавр".

- Не зря старались?

- По-моему, весьма достойное кино. Извините за примитивное сравнение, этакий российский Ким Ки Дук. Еще очень понравился фильм Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". Впрочем, если бы даже думал иначе, картину все равно включили бы в конкурс. Я полжизни езжу по различным фестивалям и могу сказать, что по подбору участников мы выглядим очень солидно. Интрига гарантирована до последнего дня, никто не рискнет заранее назвать имя победителя, который, кстати, впервые получит денежную премию. Не берусь прогнозировать, как отнесутся члены жюри к тем же Серебренникову и Вырыпаеву. Это ярко, но провокативно. Очень сильный дебют у Екатерины Гроховской с фильмом "Человек безвозвратный". С другой стороны, наверняка у части кинематографистов найдет отклик снятая в классической манере комедия Юлия Гусмана "Парк советского периода". А еще есть Валерий Рубинчик, Александр Рогожкин, Алексей Балабанов, Константин Лопушанский...

- Дуня Смирнова со "Связью" как вам?

- Там Аня Михалкова блестяще сыграла. Похоже, это ее фестиваль, она снялась в главной роли и у Серебренникова. Впрочем, повторяю, мой вкус никак не влияет на выбор жюри.

Можете представить ситуацию, при которой я или Игорь Толстунов отзываем в сторонку уважаемого Рустама Ибрагимбекова и шепотом просим его отдать награду той или иной картине? Глупость ведь! Единственное наше пожелание, чтобы вручали все призы. В прошлом году премия за лучшую женскую роль осталась невостребованной. На мой взгляд, это неправильно. Тут еще вот какая штука... Как думаете, почему люди охотно отдают нам фильмы? Мы работаем на их репутацию, помогаем картинам строить карьеру. Раньше этого не получалось. Лауреат прошлых лет запросто мог затеряться, бесследно раствориться в кинопространстве. Теперь такого не должно случиться. На "Кинотавре" аккредитована масса отечественных журналистов, сюда приехало как никогда много западных продюсеров, дистрибьюторов, критиков, отборщиков других фестивалей...

- И ни одной голливудской звезды.

- А что им тут делать? Странно было бы все затевать, чтобы это оценил, скажем, Депардье. Обожаю прекрасную актрису Сьюзен Сэрэндон, но мне абсолютно безразлично ее мнение и о национальном фестивале в Сочи, и о самом городе. Искренне не понимаю, чем она здесь занималась, с какой стати устраивали ее чествование. Наш главный герой - российские фильмы, поэтому в прошлом году за вклад в кинематограф отметили Никиту Михалкова, а в этом - Станислава Говорухина. Повторяю: "Кинотавр" не игрушка для того, чтобы потешить чье-то самолюбие. Конечно, глупо делать вид, будто фестиваль для нас чистой воды альтруизм и мы лишены всяческих амбиций. Вопрос в другом: наш расчет не заключается в извлечении сиюминутной выгоды. Будет развиваться киноиндустрия, возрастет и вес "Кинотавра".

- Выходит, планируете все же помериться силами с монстрами?

- Сравнивать себя с кем-то - значит сомневаться в своих достоинствах. У нас нет для этого оснований. Что касается личных мотивов, ничего иного, кроме кино и телевидения, для себя не мыслю. Я человек кинематографический по факту рождения. Мое детство прошло во дворе киевской студии хроникально-документальных фильмов, где на первом этаже был кабинет папы, главного инженера студии, а на третьем - дедушки, главного редактора. Такая вот семейственность. Помню, как играл со старой, списанной пленкой, и она отлично горела. На негорючую перешли уже потом. Впрочем, это так, лирическое отступление...

- Вы связались с "Кинотавром" на какой-то определенный срок?

- Нет, он теперь навсегда наш. Конечно, в жизни все бывает, со временем можем устать и от фестиваля. Тогда по примеру Марка передадим его в хорошие руки.

- Кстати, почему отца-основателя на этот раз в Сочи не видать? Не позвали?

- Он сам предложил, что два года не будет здесь появляться. Честный поступок. Все должны ощутить: та эпоха завершена. Тем более Марку надо к новому фестивалю готовиться.

- Поедете на "Золотого ангела" в Питер?

- Загляну обязательно. Теперь мне это еще интереснее.

- Может, когда-нибудь махнетесь фестивалями, и в Сочи опять зверушку реанимируют?

- Передам Рудинштейну вашу глубокую обеспокоенность судьбой животного, но в наши планы пока не входит ничего никому отдавать. Напротив: будем расти и развиваться. Следите за процессом.

Андрей Ванденко, Александр Иванишин (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера